Тематическое планирование уроков развития речи в школе для детей с ТНР (1 класс)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В I КЛАССЕ
Тема |
Кол. часов |
Словарь |
Лексико-грамматический компонент |
Развитие разговорной речи |
I. Наш класс, наша школа
1. Классная комната |
18 ч. |
Школьная мебель
парта, стол, стул, шкаф, полка, доска, зеркало, класс, кабинет, коридор… |
- формировать умение выделять названия предметов, ставить к предметам вопрос что? |
- развитие понимания устной речи - умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов |
2. Учебные принадлежности |
2 ч. |
карандаш, ручка, линейка, фломастер, кисточка, тетрадь, книга, пенал, ластик… |
Формировать умение - выделять названия предметов, ставить вопрос что? Формировать умение - изменять форму слова (один - много). И.П. с пом. оконч. и-ы |
- диалогическая форма общения - Что у тебя в пенале? - У меня в пенале ручки, карандаши. |
3. Правила поведения во время учебной деятельности |
2 ч. |
1 ч.
- закрепление словаря предыдущих уроков. Обобщающие понятия: - встать, сесть, дать, взять, положить, показать, попросить, писать, читать, считать, говорить, молчать, рисовать…
2 ч. - вежливые слова пожалуйста, спасибо, будьте добры… |
Формировать умение - выделять названия действий - образовывать формы повелительного наклонения (возьми, сядь, положи…)
формировать умение - образовывать формы повелительного наклонения множественного числа |
- понимание и употребление побудительных предложений
- понимание, составление и употребление побудительных предложений в вежливой форме |
4. Моя школа |
1 ч. |
кабинет, библиотека, мастерская, спортивный зал, актовый зал, столовая, туалет, спальня, кабинет врача… |
Формировать умение - изменять форму слов-предметов в значении (один - много) в соотношении с конкретными названиями помещений в школе |
- формировать умение составлять простые предложения, используя слова-предметы данной темы. (Можно выйти из класса? Я был в библиотеке.) |
5. Профессии работников школы |
1 ч. |
1) директор, завуч, учитель, воспитатель, секретарь, медсестра, нянечка…
Обобщ. понятия профессии людей. 2) руководить, лечить, учить, нянчить |
Формировать умение - выделять названия предметов, ставить вопрос кто? дифференцировать живые и неживые предметы образовывать форму 3 лица, ед. ч. от данных слов-действий |
- овладение навыком составления простых предложений при демонстрации действий И.п. сущ. + гл. 3 л. ед. ч(Учитель учит) |
6. Игрушки |
1 ч. |
Мяч, машина, кукла, мишка, скакалка… |
- усвоение притяжательных местоимений мой-моя в сочетании с сущ. муж. и жен. рода |
- развитие понимания устной речи - формировать умение вслушиваться в обращ. речь и исправлять ошибки |
7. Режим дня. Название и назначение предметов личной гигиены |
1 ч. |
утро завтрак
день обед вечер ужин зарядка прогулка
щетка, расческа, мыло, полотенце |
- усвоение притяж. местоимений мой-моя в сочет. с сущ. муж. и жен. рода - ввод притяж. мест. моё в сочет. с сущ. с. рода. |
- развитие понимания устной речи - формировать умение вслушиваться в обращенную речь и исправлять ошибки (правильное употребление слов в их изученном лексич. и граммат. значении. |
8. Столовая |
2 ч. |
Обобщ. понятия:
1) Посуда - кружка, чашка, тарелка, графин, кувшин, солонка, чайник… 2) Продукты питания - мясо, масло, яйцо, каша, пирог, батон, чай, кофе… 3) налить, принести, вымыть, нарезать, подать, сварить… |
1) усвоение некоторых способов словообразования с использов. суффиксов уменьшит.-ласк. знач. 2) усвоение некоторых способов словообраз. глаголов с приставками на-, при-, вы- |
- составление простых предложений с использованием слов с уменьшительно-ласкат. значением - составление предложений и понимание значения действия с приставочными глаголами |
9. Спальня |
2 ч. |
- кровать, табуретка, матрац, подушка, одеяло, пододеяльник, простыня, покрывало, наволочка…
- спать, ложиться, вставать, просыпаться, убирать, стелить… |
- формировать умение различать по вопросам начальную и косвенную формы слов, обозначающих назв. предметов ( что это? - простыня стелит что? - простыню - формировать умения различать глаголы в ед. и во мн. числе (3 л, наст. время) |
- формировать умения самостоятельно составлять простое предложение по демонстрируемому действию или картинке и пользоваться ими в процессе беседы |
10. Мои вещи |
2 ч. |
- рубашка, майка, трусы, штаны, брюки, куртка, платье, фартук… |
- формировать умение различать начальную и косвенную формы слов, обозначающих назв. предметов |
- формировать умение составлять и употреблять в речи простое распространенное предложение с прямым дополнением (Мама гладит рубашку.) |
11. Обобщающий урок по теме «Моя школа, мой класс» |
1 ч. |
1. Обобщающие понятия:
- одежда - посуда - продукты - мебель - игрушки - учебные принадлежности - спальные принадлежности |
- Слова - предметы (формы ед. и ин. ч. И.п. - притяж. мест. мой, моя, моё в сочет. с сущ. - начальн. и косвен. ф. - живые и неживые предм - уменьш.-ласк. знач.) - Слова-действия (- формы повелит. накл. ед. и мн. ч. - приставочные гл. и их значение - формы ед. и мн. ч. 3 л. косв. |
- формировать умение самостоятель составлять простое распространенное предложение по демонстрируемому действию или картинке, и пользоваться им в процессе беседы |
II. Осень
1. Сезонные изменения в природе |
17 ч.
2 ч.
|
осень, погода, солнце, дождь, ветер…
- наступить, светить, морозить… |
- формирование умения согласовывать слова-предметы со сл. дейст. в ед. ч. наст. вр. |
- формировать умение понимать и уметь составлять повествовательные и вопросительные предложения по изучаемой теме. |
2. Временные понятия |
2 ч. |
- Времена года
- Названия месяцев, дней недели - вчера, сегодня, завтра, начало, конец, середина (месяца, недели, дня)… |
- формировать умение выражать название одного предмета и группы однородных предметов, уметь самостоятельно образовывать формы множ. числа сущест. с окончаниями -ы, - и, -а. |
- формировать умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими временные отношения |
3. Растения осенью |
2 ч. |
- Лес, роща, клен, осина, дуб, береза, рябина, акация…
- Сад: яблоня, груша, слива, вишня… - Огород: свекла, помидор, огурец, картофель, капуста… |
- формировать умение самостоятельно образовывать формы множ. числа сущест. с окончаниями -ы, -и, -а, -я.
- формировать умение распределять предметы по родовым признакам с применением числит. один, одна (муж. и жен. рода) |
- формировать умение составлять предложения с союзами и, а, давая обобщающие понятия. |
4. Пришкольный участок |
2 ч. |
Огород: свекла, картофель, капуста, морковь, огурец, помидор…
Сад: яблоня, груша… |
- формировать умение выделять слова, обозначающие признаки предметов, по вопросам какой? какая? какие? на основе цвета, формы, вкуса |
- формироватьумение составлять предложения с союзами и, а, сравнивая предметы: по цвету, форме, вкусу |
5. Овощи и фрукты |
2 ч. |
Магазин…
Огород… Сад… |
- формировать умение выделять слова, обозначающие признаки предметов, по вопросам какой? какая? какие? на основе цвета, формы, вкуса |
- формировать умение составлять предложения с использованием слов-признаков |
6. Домашние животные и птицы |
2 ч. |
1) корова курица
коза петух баран гусь овца индюк бык собака кошка лошадь 2) голова, туловище, хвост, лапы, рога, копыта, шерсть, грива, клюв, перья… |
- формировать умение выделять слова, обозначающие признаки одушевл. предметов по вопросам какой? какая? какие? на основе внешнего вида - формировать умение составлять сл./соч., обозначающие переходность действия на предмет (гл. наст. времени + сущ. В.п.) |
- формировать умение составлять предложения с использованием слов-признаков и изуч. на этом занятии сл./соч. |
7. Профессии людей, связанные с уходом за дом. жив. |
2 ч. |
- доярка,
птичница, пастух, телятница…
- конура, конюшня, скотный двор,курятник.
|
- формировать умение различать предлоги в, на в словосочетаниях, указывающих направление, отвечающих на вопрос куда? где) |
- формировать умение составлять предложения повест. характера с использованием предлогов в, на |
8. Детеныши домашних животных |
2 ч. |
1) котенок,
щенок, теленок, поросенок, жеребенок, цыпленок, утенок 2) рычать, мычать, мяукать, лаять, кудахтать… |
- формировать умение образовывать слова со значение уменьшительности и ласкательности (с суффиксами - ок-, -ик-, -к-) - формировать умение образовывать словосочетания с предлогом и в значении принадлежности предмета выделен. лицу (У кошки котенок) |
- формировать умение пользоваться простым распространенным предложением |
9. Обобщающий урок |
1 ч. |
Обобщающие понятия:
- растения сада - растения огорода - профессии людей - домашние животные и их детеныши |
Слова-предметы: - формы ед. и мн. числа - распределение слов по родовым признакам - слова со значением уменьшительно-ласкательным Употребление предлогов в, на, у Слова-действия: настоящее время ед. и мн. числа в сл.-пред. ед. и мн. ч. |
Диалогическая речь
Уметь пользоваться простыми распространенными предложениями п заданным темам, с использованием изученных грамматических конструкций и предлогов |
III. Наш город
1. Мой родной город |
12 ч.
2 ч. |
- Родина, страна, Отечество, город, деревня, поселок, двор, улица, переулок, тротуар, театр, завод, фабрика, магазин, памятник… |
- формировать умение подбирать слова-признаки к предметам - познакомить детей со словами с противоположным значением (узкий - коротки) |
- формировать умение употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию |
2. Магазин |
2 ч. |
- универмаг, продукты, продавец, касса, прилавок, витрина, кассир, деньги, сдача…
- покупать, продавать, взвешивать, резать, насыпать, считать… - светлый, продуктовый, хлебный овощной… |
- формировать умение различать и употреблять слова, действия в настоящем и прошедшем времени - практическое усвоение согласования слов-признаков со сл. предметами Приложение №3 |
- формировать умение пользоваться знакомыми словами и оборотами речи для краткого связного сообщения (2-3 предложения) |
3. Транспорт |
2 ч. |
- автобус, трамвай, машина, автомобиль, троллейбус, поезд, пароход, вертолет, самолет, метро…
- наземный, подземный, воздушный, речной, грузовой, пассажирский… - ехать, лететь, плыть, везти, грузить… |
- практическое усвоение умения образовывать имена прилагат. от им. сущ. (какой транспорт? перевозит грузы - грузовой) |
- формироваь умение пользоваться знакомыми словами и оборотами речи для краткого связного сообщения (2-3 предложения) |
4. Профессии людей |
3 ч. |
- водитель, строитель, учитель, врач, повар, парикмахер, продавец, контролер, швея, охранник, преподаватель, летчик, воспитатель, дворник
- Инструменты… |
- формировать умение образовывать форму Т.п. сущ. ед. ч. (кто? что делает? чем?) - формировать умение образовывать форму П.п. с предлогами в, на, дополнительным вопросом где? (кто? что делает? где?) |
- упражнять детей в употреблении простого распространенного предложения с дополнением |
5. Улица. Дорожные знаки |
2 ч. |
- улица, дорога, переход, светофор, тротуар..
- идти, стоять, переходить, светить, играть, ждать… - зеленый, красный, желтый, грязный, чистый… |
- выявить словарный запас детей по теме - определить их умение различать слова по категориям: сл. - предметы, сл. - действия, сл. - признаки |
- упражнять детей в употреблении простого распространенного предложения с дополнением |
6. Обобщающий урок |
1 ч. |
Обобщающие понятия
- профессии людей - транспорт - магазин - улица, дорого |
Слова - предметы - уметь образовывать косвенные формы или сущ. с предлогами и без Слова-признаки - уметь выделять слова-признаки - уметь согласовывать слова-признаки со словами-предметами Слова - действия - прошедшее и настоящее время |
- Уметь пользоваться простыми распространенными предложениями по заданным темам и использованием изучаемых грамматических конструкций - Монологическая речь - рассказ о своем городе, улице, доме (4-5 предл.) |
IV. Зима
1. Сезонные изменения в природе зимой |
15 ч.
2 ч. |
- сосулька, снегопад, метель, оттепель, иней, снежинка, вьюга, иней, мороз
- белый, пушистый, колючий, трескучий, сверкающий, ледяной, липкий - падать, лететь, кружиться, замерзать, выть… |
- формировать умение видеть и понимать значение «родственные слова»
- практические упражнения в образовании родственных слов (снег - снежок - снежинка) |
- рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием изученной на уроке лексики |
2. Зимний лес |
2 ч. |
- тропинка, сугробы, дорожка, деревья, следы, звери…
- голый, молчаливый, ледяной, ясный… - заячий, птичий, лисий, волчий… |
- формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные - выявить уровень понимания детьми слов признаков и их умение соотносить вопросы чья? чей? чьё? чьи? |
|
3. Зимняя одежда и обувь |
2 ч. |
- шуба, шапка, варежки, шарф, пальто, валенки, сапоги, тулуп…
- меховой, шерстяной, кожаный, ледяной, снежный… |
- развивать словообразовательные функции речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных |
- формировать умение вслушиваться в обращенную речь и самостоятельно исправлять ошибки в употреблении слов (лексическое и грамматическое значение) |
V. Наш дом, моя семья
1. Дом в котором я живу |
11 ч.
2 ч. |
город, улица, район, проспект, проезд, переулок, адрес, этаж, квартира, лифт… - одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный… |
- формировать умение правильно использовать предлоги в, на, за - отработка умения образовывать относительные прилагательные |
- формировать умение давать полные сведения о своем местожительстве, используя в речи ранее изученный материал |
2. Моя семья |
2 ч. |
- мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья, родители, член семьи…
- труд, работа, завод, фабрика, школа, институт… - старший, младший, средник… любить, работать, занимать, служить, убирать, помогать… |
- формировать умение согласовывать им. сущ. с им. прилагать. и глаголами в роде, числе. |
- формировать умение давать полные сведения о своей семье, используя изученную лексику на уроке, пользуясь сущ., прил., глаголами, правильно их согласуя. |
2. Моя квартира |
2 ч. |
- стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, спальня, гостиная, кухня, кабинет, детская…
- кухонный, книжный, письменный, детский, взрослый, мягкий, широкий, высокий… |
- формировать умение различать предметы мебели по их назначению, используя слова-признаки - значение и употребление предлогов в, на, под, за. |
- формировать умение составлять повествовательные предложения, правильно употреблять предлоги, указывающие на местонахождение предмета. |
4. Режим дня. Личная жизнь |
2 ч. |
- голова, шея, туловище, грудь, спина, живот, локти, нога, лицо, щека, лоб, бровь…
- умывальник, душ, ванна, мыльница, мочалка, полотенце, зарядка, баня, мыло… - здоровый, больная, грязный, чистый… - умываться, причесываться, заплетать, стричь, делать зарядку… |
- закрепление умения дифференцировать слова-предметы по родовому признаку (мой, моя, мое) |
- формировать умение сказать о своем самочувствии, о состоянии одежды, личных вещей полным предложением используя изученную лексику |
5. Правила поведения в гостях и дома |
2 ч. |
- вежливые слова: доброе утро, добрый день, спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, спокойной ночи… |
- закрепление навыка умения различать слова по категориям: существительные, прилагательные, глаголы |
- формировать умение пользоваться вежливыми словами в своей речи - разыгрывание ситуаций прихода в гости, разговора по телефону (диалогическая речь) |
6. Обобщающий урок |
1 ч. |
Обобщающие понятия:
- мебель - одежда - семья
|
- уметь различать слова по категориям: существительное, прилагательное, глагол |
- уметь давать полные сведения о себе, своей семье, о своем режиме дня |
VI. Весна
1. Характерные признаки весны |
11 ч.
2 ч. |
- ледоход, льдина, лужа, ручеек, капель, оттепель, проталина… - прилет птиц, вить гнездо, расцветать , стали длиннее, греть… - звонкий, быстрый, веселый… |
- формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных (теплый - теплее…) |
- формировать умение самостоятельно делать сообщение о погоде, календарных данных, рассказывать о событиях предшествующего дня |
2. Растения весной |
2 ч. |
- береза, тополь, верба, ель, сосна, ствол, ветка, трава, цветы…
- набухать, расцветать, распускаться, оживать, умываться… - зеленый, новый, свежий, весенний, солнечный…
|
- формировать умение противопоставлять глагольные формы прошедшего, настоящего и будущего времени |
- развивать умение слушать рассказ учителя, определять время действия в рассказе - формировать умение повторить рассказ учителя, изменив время действия в рассказе |
3. Цветы |
2 ч. |
- подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, колокольчик
- тюльпан, астра, роза, георгин… - полевой, лесной, садовый, душистый, нежный, ароматный…
|
- упражнять детей в правильном согласовании слов-признаков со словами-предметами |
- формировать умение описывать предмет по цвету, размеру, назначению, месту нахождения - формировать умение составлять загадки |
4. Весенние работы в саду и на огороде |
2 ч. |
- сад, двор, парк, куст, дерево, яблоня, ствол, бутоны, плоды…
- садовник, огородник, лопата, грабли, носилки… - копаться, сгребать, растить, распускаться, цвести, поливать, полоть…
|
- формировать умение противопоставлять глагольные формы настоящего и будущего времени |
- формировать умение слушать рассказ учителя и определять время действия в рассказе - формировать умение повторить рассказ учителя, изменив время действия |
5. Насекомые весной |
2 ч. |
- мухи, пауки, комар, божья коровка, бабочка, лапки, крылышки, усы…
- кусаться, жалить, порхать, облетать… |
- упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже |
- формировать умение выделять в предмете отдельные части, описывать их, тем самым получая текст описательного характера |
6. Обобщающий урок по теме «Весна» |
1 ч. |
Обобщающие понятия:
- цветы - насекомые - деревья |
Слова-признаки - уметь образовывать сравнительную степень прилагательного Слова-действия - уметь противопоставлять глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени. |
- уметь составлять текст описательного характера (конкретно «Признаки весны»), включая изученную лексику и грамматические конструкции |
VII. Моя Родина - Россия
1. Москва - столица нашей Родины |
2 ч.
1 ч. |
- столица, Кремль, Красная площадь, правительство, президент, министр… - управлять, руководить… - стольный, главный, великий, славный… |
- упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже |
|
2. Флаг, герб, гимн России |
1 ч. |
- держава, Отечество, достояние, век, предки, мудрость…
- грядущее, священная, могучая, великая… |
- познакомить детей с символами России
|
- воспитывать в детях патриотизм и гордость за свою родину |