Тематическое планирование уроков развития речи в школе для детей с ТНР (1 класс)

0
0
Материал опубликован 27 October 2020

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В I КЛАССЕ

Тема

Кол.

часов

Словарь

Лексико-грамматический компонент

Развитие разговорной речи

I. Наш класс,

наша школа

 

1. Классная

комната

18 ч.

Школьная мебель

парта, стол, стул, шкаф, полка, доска, зеркало, класс, кабинет, коридор…

 

 

 

- формировать умение выделять названия предметов, ставить к предметам вопрос что?

 

 

 

- развитие понимания устной речи

- умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов

2. Учебные принадлежности

2 ч.

карандаш, ручка, линейка, фломастер, кисточка, тетрадь, книга, пенал, ластик…

Формировать умение

- выделять названия предметов, ставить вопрос что?

Формировать умение

- изменять форму слова (один - много). И.П. с пом. оконч. и-ы

- диалогическая форма общения

- Что у тебя в пенале?

- У меня в пенале ручки, карандаши.

3. Правила поведения во время учебной деятельности

2 ч.

1 ч.

- закрепление словаря предыдущих уроков. Обобщающие понятия:

- встать, сесть, дать, взять, положить, показать, попросить, писать, читать, считать, говорить, молчать, рисовать…

 

2 ч.

- вежливые слова пожалуйста, спасибо, будьте добры…

Формировать умение

- выделять названия действий

- образовывать формы повелительного наклонения

(возьми, сядь, положи…)

 

 

 

формировать умение

- образовывать формы повелительного наклонения множественного числа

- понимание и употребление побудительных предложений

 

 

 

 

 

 

- понимание, составление и употребление побудительных предложений в вежливой форме

4. Моя

школа

1 ч.

кабинет, библиотека, мастерская, спортивный зал, актовый зал, столовая, туалет, спальня, кабинет врача…

Формировать умение

- изменять форму слов-предметов в значении (один - много) в соотношении с конкретными названиями помещений в школе

- формировать умение составлять простые предложения, используя слова-предметы данной темы.

(Можно выйти из класса?

Я был в библиотеке.)

5. Профессии работников школы

1 ч.

1) директор, завуч, учитель, воспитатель, секретарь, медсестра, нянечка…

Обобщ. понятия профессии людей.

2) руководить, лечить, учить, нянчить

Формировать умение

- выделять названия предметов, ставить вопрос кто?

дифференцировать живые и неживые предметы

образовывать форму 3 лица, ед. ч. от данных слов-действий

- овладение навыком составления простых предложений при демонстрации действий

И.п. сущ. + гл. 3 л. ед. ч

(Учитель учит)

6. Игрушки

1 ч.

Мяч, машина, кукла, мишка, скакалка…

- усвоение притяжательных местоимений мой-моя в сочетании с сущ. муж. и жен. рода

- развитие понимания устной речи

- формировать умение вслушиваться в обращ. речь и исправлять ошибки

7. Режим дня. Название и назначение предметов личной гигиены

1 ч.

утро завтрак

день обед

вечер ужин

зарядка

прогулка

 

щетка, расческа, мыло, полотенце

- усвоение притяж. местоимений мой-моя в сочет. с сущ. муж. и жен. рода

- ввод притяж. мест. моё в сочет. с сущ. с. рода.

- развитие понимания устной речи

- формировать умение вслушиваться в обращенную речь и исправлять ошибки (правильное употребление слов в их изученном лексич. и граммат. значении.

8. Столовая

2 ч.

Обобщ. понятия:

1) Посуда - кружка, чашка, тарелка, графин, кувшин, солонка, чайник…

2) Продукты питания - мясо, масло, яйцо, каша, пирог, батон, чай, кофе…

3) налить, принести, вымыть, нарезать, подать, сварить…

1) усвоение некоторых способов словообразования с использов. суффиксов уменьшит.-ласк. знач.

2) усвоение некоторых способов словообраз. глаголов с приставками на-, при-, вы-

- составление простых предложений с использованием слов с уменьшительно-ласкат. значением

- составление предложений и понимание значения действия с приставочными глаголами

9. Спальня

2 ч.

- кровать, табуретка, матрац, подушка, одеяло, пододеяльник, простыня, покрывало, наволочка…

 

- спать, ложиться, вставать, просыпаться, убирать, стелить…

- формировать умение различать по вопросам начальную и косвенную формы слов, обозначающих назв. предметов ( что это? - простыня

стелит что? - простыню

- формировать умения различать глаголы в ед. и во мн. числе (3 л, наст. время)

- формировать умения самостоятельно составлять простое предложение по демонстрируемому действию или картинке и пользоваться ими в процессе беседы

10. Мои вещи

2 ч.

- рубашка, майка, трусы, штаны, брюки, куртка, платье, фартук…

- формировать умение различать начальную и косвенную формы слов, обозначающих назв. предметов

- формировать умение составлять и употреблять в речи простое распространенное предложение с прямым дополнением

(Мама гладит рубашку.)

11. Обобщающий урок по теме «Моя школа, мой класс»

1 ч.

1. Обобщающие понятия:

- одежда

- посуда

- продукты

- мебель

- игрушки

- учебные принадлежности

- спальные принадлежности

- Слова - предметы (формы ед. и ин. ч. И.п.

- притяж. мест. мой, моя, моё в сочет. с сущ.

- начальн. и косвен. ф.

- живые и неживые предм

- уменьш.-ласк. знач.)

- Слова-действия

(- формы повелит. накл. ед. и мн. ч.

- приставочные гл. и их значение

- формы ед. и мн. ч. 3 л. косв.

- формировать умение самостоятель составлять простое распространенное предложение по демонстрируемому действию или картинке, и пользоваться им в процессе беседы

II. Осень

 

1. Сезонные изменения в природе

17 ч.

 

2 ч.

 

осень, погода, солнце, дождь, ветер…

- наступить, светить, морозить…

 

 

- формирование умения согласовывать слова-предметы со сл. дейст. в ед. ч. наст. вр.

 

 

- формировать умение понимать и уметь составлять повествовательные и вопросительные предложения по изучаемой теме.

2. Временные понятия

2 ч.

- Времена года

- Названия месяцев, дней недели

- вчера, сегодня, завтра, начало, конец, середина (месяца, недели, дня)…

- формировать умение выражать название одного предмета и группы однородных предметов, уметь самостоятельно образовывать формы множ. числа сущест. с окончаниями -ы, - и, -а.

- формировать умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими временные отношения

3. Растения осенью

2 ч.

- Лес, роща, клен, осина, дуб, береза, рябина, акация…

- Сад: яблоня, груша, слива, вишня…

- Огород: свекла, помидор, огурец, картофель, капуста…

- формировать умение самостоятельно образовывать формы множ. числа сущест. с окончаниями -ы, -и, -а, -я.

 

- формировать умение распределять предметы по родовым признакам с применением числит. один, одна (муж. и жен. рода)

- формировать умение составлять предложения с союзами и, а, давая обобщающие понятия.

4. Пришкольный участок

2 ч.

Огород: свекла, картофель, капуста, морковь, огурец, помидор…

Сад: яблоня, груша…

- формировать умение выделять слова, обозначающие признаки предметов, по вопросам какой? какая? какие? на основе цвета, формы, вкуса

- формироватьумение составлять предложения с союзами и, а, сравнивая предметы: по цвету, форме, вкусу

5. Овощи и фрукты

2 ч.

Магазин…

Огород…

Сад…

- формировать умение выделять слова, обозначающие признаки предметов, по вопросам какой? какая? какие? на основе цвета, формы, вкуса

- формировать умение составлять предложения с использованием слов-признаков

6. Домашние животные и птицы

2 ч.

1) корова курица

коза петух

баран гусь

овца индюк

бык

собака

кошка

лошадь

2) голова, туловище, хвост, лапы, рога, копыта, шерсть, грива, клюв, перья…

- формировать умение выделять слова, обозначающие признаки одушевл. предметов по вопросам какой? какая? какие? на основе внешнего вида

- формировать умение составлять сл./соч., обозначающие переходность действия на предмет (гл. наст. времени + сущ. В.п.)

- формировать умение составлять предложения с использованием слов-признаков и изуч. на этом занятии сл./соч.

7. Профессии людей, связанные с уходом за дом. жив.

2 ч.

- доярка,

птичница,

пастух,

телятница…

 

- конура,

конюшня,

скотный двор,курятник.

 

 

- формировать умение различать предлоги в, на в словосочетаниях, указывающих направление, отвечающих на вопрос куда? где)

- формировать умение составлять предложения повест. характера с использованием предлогов в, на

8. Детеныши домашних животных

2 ч.

1) котенок,

щенок,

теленок,

поросенок,

жеребенок,

цыпленок,

утенок

2) рычать, мычать, мяукать, лаять, кудахтать…

- формировать умение образовывать слова со значение уменьшительности и ласкательности (с суффиксами - ок-, -ик-, -к-)

- формировать умение образовывать словосочетания с предлогом и в значении принадлежности предмета выделен. лицу (У кошки котенок)

- формировать умение пользоваться простым распространенным предложением

9. Обобщающий урок

1 ч.

Обобщающие понятия:

- растения сада

- растения огорода

- профессии людей

- домашние животные и их детеныши

Слова-предметы:

- формы ед. и мн. числа

- распределение слов по родовым признакам

- слова со значением уменьшительно-ласкательным

Употребление предлогов в, на, у

Слова-действия:

настоящее время ед. и мн. числа в сл.-пред. ед. и мн. ч.

Диалогическая речь

 

Уметь пользоваться простыми распространенными предложениями п заданным темам, с использованием изученных грамматических конструкций и предлогов

III. Наш город

 

1. Мой родной город

12 ч.

 

2 ч.

- Родина, страна, Отечество, город, деревня, поселок, двор, улица, переулок, тротуар, театр, завод, фабрика, магазин, памятник…

 

 

- формировать умение подбирать слова-признаки к предметам

- познакомить детей со словами с противоположным значением (узкий - коротки)

 

 

- формировать умение употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию

2. Магазин

2 ч.

- универмаг, продукты, продавец, касса, прилавок, витрина, кассир, деньги, сдача…

- покупать, продавать, взвешивать, резать, насыпать, считать…

- светлый, продуктовый, хлебный овощной…

- формировать умение различать и употреблять слова, действия в настоящем и прошедшем времени

- практическое усвоение согласования слов-признаков со сл. предметами

Приложение №3

- формировать умение пользоваться знакомыми словами и оборотами речи для краткого связного сообщения (2-3 предложения)

3. Транспорт

2 ч.

- автобус, трамвай, машина, автомобиль, троллейбус, поезд, пароход, вертолет, самолет, метро…

- наземный, подземный, воздушный, речной, грузовой, пассажирский…

- ехать, лететь, плыть, везти, грузить…

- практическое усвоение умения образовывать имена прилагат. от им. сущ. (какой транспорт? перевозит грузы - грузовой)

- формироваь умение пользоваться знакомыми словами и оборотами речи для краткого связного сообщения (2-3 предложения)

4. Профессии людей

3 ч.

- водитель, строитель, учитель, врач, повар, парикмахер, продавец, контролер, швея, охранник, преподаватель, летчик, воспитатель, дворник

- Инструменты…

- формировать умение образовывать форму Т.п. сущ. ед. ч. (кто? что делает? чем?)

- формировать умение образовывать форму П.п. с предлогами в, на, дополнительным вопросом где? (кто? что делает? где?)

- упражнять детей в употреблении простого распространенного предложения с дополнением

5. Улица. Дорожные знаки

2 ч.

- улица, дорога, переход, светофор, тротуар..

- идти, стоять, переходить, светить, играть, ждать…

- зеленый, красный, желтый, грязный, чистый…

- выявить словарный запас детей по теме

- определить их умение различать слова по категориям: сл. - предметы, сл. - действия, сл. - признаки

- упражнять детей в употреблении простого распространенного предложения с дополнением

6. Обобщающий урок

1 ч.

Обобщающие понятия

- профессии людей

- транспорт

- магазин

- улица, дорого

Слова - предметы

- уметь образовывать косвенные формы или сущ. с предлогами и без

Слова-признаки

- уметь выделять слова-признаки

- уметь согласовывать слова-признаки со словами-предметами

Слова - действия

- прошедшее и настоящее время

- Уметь пользоваться простыми распространенными предложениями по заданным темам и использованием изучаемых грамматических конструкций

- Монологическая речь - рассказ о своем городе, улице, доме (4-5 предл.)

IV. Зима

 

1. Сезонные изменения в природе зимой

15 ч.

 

2 ч.

- сосулька, снегопад, метель, оттепель, иней, снежинка, вьюга, иней, мороз

- белый, пушистый, колючий, трескучий, сверкающий, ледяной, липкий

- падать, лететь, кружиться, замерзать, выть…

 

 

- формировать умение видеть и понимать значение «родственные слова»

 

- практические упражнения в образовании родственных слов (снег - снежок - снежинка)

 

 

- рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием изученной на уроке лексики

2. Зимний лес

2 ч.

- тропинка, сугробы, дорожка, деревья, следы, звери…

- голый, молчаливый, ледяной, ясный…

- заячий, птичий, лисий, волчий…

- формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные

- выявить уровень понимания детьми слов признаков и их умение соотносить вопросы чья? чей? чьё? чьи?

 

3. Зимняя одежда и обувь

2 ч.

- шуба, шапка, варежки, шарф, пальто, валенки, сапоги, тулуп…

- меховой, шерстяной, кожаный, ледяной, снежный…

- развивать словообразовательные функции речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных

- формировать умение вслушиваться в обращенную речь и самостоятельно исправлять ошибки в употреблении слов (лексическое и грамматическое значение)

 

V. Наш дом, моя семья

 

1. Дом в котором я живу

11 ч.

 

 

2 ч.

 

 

город, улица, район, проспект, проезд, переулок, адрес, этаж, квартира, лифт…

- одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный…

 

 

 

- формировать умение правильно использовать предлоги в, на, за

- отработка умения образовывать относительные прилагательные

 

 

 

- формировать умение давать полные сведения о своем местожительстве, используя в речи ранее изученный материал

2. Моя семья

2 ч.

- мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья, родители, член семьи…

- труд, работа, завод, фабрика, школа, институт…

- старший, младший, средник…

любить, работать, занимать, служить, убирать, помогать…

- формировать умение согласовывать им. сущ. с им. прилагать. и глаголами в роде, числе.

- формировать умение давать полные сведения о своей семье, используя изученную лексику на уроке, пользуясь сущ., прил., глаголами, правильно их согласуя.

2. Моя квартира

2 ч.

- стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, спальня, гостиная, кухня, кабинет, детская…

- кухонный, книжный, письменный, детский, взрослый, мягкий, широкий, высокий…

- формировать умение различать предметы мебели по их назначению, используя слова-признаки

- значение и употребление предлогов в, на, под, за.

- формировать умение составлять повествовательные предложения, правильно употреблять предлоги, указывающие на местонахождение предмета.

4. Режим дня. Личная жизнь

2 ч.

- голова, шея, туловище, грудь, спина, живот, локти, нога, лицо, щека, лоб, бровь…

- умывальник, душ, ванна, мыльница, мочалка, полотенце, зарядка, баня, мыло…

- здоровый, больная, грязный, чистый…

- умываться, причесываться, заплетать, стричь, делать зарядку…

- закрепление умения дифференцировать слова-предметы по родовому признаку (мой, моя, мое)

- формировать умение сказать о своем самочувствии, о состоянии одежды, личных вещей полным предложением используя изученную лексику

5. Правила поведения в гостях и дома

2 ч.

- вежливые слова: доброе утро, добрый день, спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, спокойной ночи…

- закрепление навыка умения различать слова по категориям: существительные, прилагательные, глаголы

- формировать умение пользоваться вежливыми словами в своей речи

- разыгрывание ситуаций прихода в гости, разговора по телефону (диалогическая речь)

6. Обобщающий урок

1 ч.

Обобщающие понятия:

- мебель

- одежда

- семья

 

- уметь различать слова по категориям: существительное, прилагательное, глагол

- уметь давать полные сведения о себе, своей семье, о своем режиме дня

VI. Весна

 

1. Характерные признаки весны

11 ч.

 

2 ч.

 

- ледоход, льдина, лужа, ручеек, капель, оттепель, проталина…

- прилет птиц, вить гнездо, расцветать , стали длиннее, греть…

- звонкий, быстрый, веселый…

 

 

- формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных (теплый - теплее…)

 

 

- формировать умение самостоятельно делать сообщение о погоде, календарных данных, рассказывать о событиях предшествующего дня

2. Растения весной

2 ч.

- береза, тополь, верба, ель, сосна, ствол, ветка, трава, цветы…

- набухать, расцветать, распускаться, оживать, умываться…

- зеленый, новый, свежий, весенний, солнечный…

 

- формировать умение противопоставлять глагольные формы прошедшего, настоящего и будущего времени

- развивать умение слушать рассказ учителя, определять время действия в рассказе

- формировать умение повторить рассказ учителя, изменив время действия в рассказе

3. Цветы

2 ч.

- подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, колокольчик

- тюльпан, астра, роза, георгин…

- полевой, лесной, садовый, душистый, нежный, ароматный…

 

- упражнять детей в правильном согласовании слов-признаков со словами-предметами

- формировать умение описывать предмет по цвету, размеру, назначению, месту нахождения

- формировать умение составлять загадки

4. Весенние работы в саду и на огороде

2 ч.

- сад, двор, парк, куст, дерево, яблоня, ствол, бутоны, плоды…

- садовник, огородник, лопата, грабли, носилки…

- копаться, сгребать, растить, распускаться, цвести, поливать, полоть…

 

- формировать умение противопоставлять глагольные формы настоящего и будущего времени

- формировать умение слушать рассказ учителя и определять время действия в рассказе

- формировать умение повторить рассказ учителя, изменив время действия

5. Насекомые весной

2 ч.

- мухи, пауки, комар, божья коровка, бабочка, лапки, крылышки, усы…

- кусаться, жалить, порхать, облетать…

- упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже

- формировать умение выделять в предмете отдельные части, описывать их, тем самым получая текст описательного характера

6. Обобщающий урок по теме «Весна»

1 ч.

Обобщающие понятия:

- цветы

- насекомые

- деревья

Слова-признаки

- уметь образовывать сравнительную степень прилагательного

Слова-действия

- уметь противопоставлять глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

- уметь составлять текст описательного характера (конкретно «Признаки весны»), включая изученную лексику и грамматические конструкции

VII. Моя Родина - Россия

 

1. Москва - столица нашей Родины

2 ч.

 

 

1 ч.

 

 

- столица, Кремль, Красная площадь, правительство, президент, министр…

- управлять, руководить…

- стольный, главный, великий, славный…

- упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

 

2. Флаг, герб, гимн России

1 ч.

- держава, Отечество, достояние, век, предки, мудрость…

- грядущее, священная, могучая, великая…

- познакомить детей с символами России

 

- воспитывать в детях патриотизм и гордость за свою родину

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации