Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Весна».
Занятие подготовлено для дошкольников по плану курса «Зеленая тропинка». Раздел «Круглый год».
Цель: расширение и уточнение знания детей о весне, о взаимосвязи между объектами природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о весенних явлениях природы;
- формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы своей Родины;
-воспитывать интерес к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту;
-обобщить и систематизировать знания детей о весне, как времени года.
Ход занятия:
Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство, суету. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту голубого неба, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха .
- Ребята, какие времена года вы знаете?
- Чем все времена года отличаются друг от друга?
- Чтобы догадаться о каком времени года мы сегодня будем говорить, вам нужно отгадать загадку.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит, к нам пришла…
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет уж птичек стая,-
Значит, к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет,-
Значит, к нам пришла…
-Итак, мы идем в гости к весне.
-У весны свои приметы и признаки. Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?
-Рассмотрите слайды презентации и перечислите приметы весны. (Растаял снег, появились проталины; бегут ручьи; освободились реки ото льда; прилетели птицы и звонко поют; солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче; стало тепло; появилась травка, цветут цветы; небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака; дни стали длиннее).
-А теперь я предлагаю вам игру «Небылицы». Я буду называть вам различные приметы, если они относятся к весне, вы хлопаете в ладоши, если нет- киваете головой влево-вправо.
Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.
(Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга).
Набухают почки, созревают яблоки, появляются подснежники, грачи начинают строить гнезда.
(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью).
С крыш свисают сосульки, снег темнеет, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.
(Листья желтеют и опадают осенью, а не весной).
- Молодцы, ребята, вы уже знаете много признаков весны. А когда же она сама к нам в гости придет?
-Какой сейчас месяц?
-Назовите первый весенний месяц. А какой второй? Назовите последний весенний месяц.
Сейчас я буду читать вам загадки о них, а вы должны отгадать, о каком месяце идет речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мягкий тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (Март).
В старину называли Солнечником? Как вы думаете, почему?
(Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает).
- В старину встречу весны всегда праздновали в марте. Весна – пробуждение природы, первое тепло, яркое солнце, быстрые ручейки, прилет птиц. Детям отводилась на этом празднике очень важная роль. Именно дети выходили кликать, звать Весну-Красну. В день праздника мамы и бабушки раздавали ребятам особые крендельки и плюшки (кулики и жаворонки) из румяного теста. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, подбрасывали их повыше к солнышку и пели веснянки. Так в народе называли песенки, которыми встречали весну. В них просили птиц прилететь и принести с собой тепло, ключи от Весны.
-Давайте посмотрим видео, как же это происходило:
https://thewikihow.com/video_wTNrSEwnq3w?ysclid=m5rtisonsl541400405
- Предлагаю вам разучить небольшую закличку.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам.
Принесите нам
Весну-красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
(Подходят к окну и зазывают жаворонков).
-Разгадайте следующую мою загадку:
Яростно река ревет
И разламывается лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)
-Апрель – в старину называли Снегогон, Водолей, Цветень.
-О чем говорит вам слово – Снегогон? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)
-Как появилось у апреля имя водолей? (Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди).
-Разгадайте следующую загадку.
Зеленеет даль полей
Запивает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май)
-Май – в старину называли Травень.
- Почему в народе май называют травень, цветень? Попробуйте объяснить эти названия.
(Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).
-Говорят, что весна - это пробуждение! Давайте посмотрим видео, которое называется «Весеннее пробуждение природы»:
https://my.mail.ru/list/olia-olga/video/26/8087.html
-Прежде чем выполнить следующее задание, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Весна идет».
(На каждую строчку загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев).
Раз – весна.
Два – капель.
Три – сосульки тают.
Март пришел.
Идет апрель.
Скоро май настанет (Все пальчики в конце разогнуть).
-Ребята, а какой вы представляете себе весну?
-Весну изображают в образе молодой девушки, чтобы символизировать возрождение природы и её преображение. Найдите на рабочем листе изображение Весны. Раскрасьте ее такими цветами, какими вам хочется.
-Соедините линиями Весну с характерными для нее признаками. Назовите по рисункам признаки весны в живой и неживой природе.
-Ребята, а какие изменения в жизни деревьев происходят весной? Найдите на рабочем листе второе задание. Обозначьте цифрами или соответствующим количеством точек порядок пробуждения деревьев.
-А сейчас послушайте звуки. Определите, кто их издает.
https://pinkamuz.pro/search/Пение%20птиц%20весна?ysclid=m5rurp7yhz524339951
-Это мы слышим весеннюю песенку птиц.
- О чем поют и чему радуются птички? (Они радуются тому, что пришла весна и что они возвратились снова в свои родные места).
-Назовите перелетных птиц. (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка).
- Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем?( Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они ходят по земле и собирают семена, плоды, оттаявшие из - под снега, первых червяков).
-Найдите на рабочем листе задание № 3. Назовите изображенных птиц. Покажите стрелочками, кто где живет.
-Отгадайте еще одну весеннюю загадку:
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
-Скоро все полянки будут усыпаны разными цветами.
-Как называются первые весенние цветы? (первоцветы). В видео вы видели появление этих цветов.
- А какие весенние цветы вы знаете? (Подснежник, примула, медуница, крокус, ветреница…).
-Найдите на рабочем листе четвертое задание. Найдите среди изображений первоцветы, раскрасьте их.
-Какие цветы не раскрасили? Почему?
-Ребята, вы сегодня все большие молодцы, потрудились на славу. В ходе занятия вы убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года! С ней пробуждается всё! Всё начинает жить, петь, любить.… С приходом весны и мы стаём добрее, милее, улыбчивее, счастливее! Я желаю Вам всем здоровья, весеннего настроения, задора, любить красоту и всё что и кто Вас окружает!
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 4.73 Мб
РАБОЧИЙ ЛИСТDOCX / 2.59 Мб
Источники:
Издание для развивающего обучения для дошкольного возраста. Серия «Школа для дошколят». Авторы: Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.
https://педпроект.рф/edu-10-2023-pb-131397/
https://урок.рф/library/vneklassnoe_meropriyatie_1_klass_vesna_vesna_i_121532.html
Презентация: Носова Ольга Михайловна, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края.
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна