Занятие с элементами тренинга «Общение между нами».
Занятие с элементами тренинга «Общение между нами».
Цель: развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, совершенствование коммуникативной компетентности, в том числе умения вести диалог с другими людьми.
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Необходимые материалы: ручки, листы для записи.
Аудитория: учащиеся 5-9 классов.
Процедура проведения:
1.Вступительная часть
Психолог: «Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы узнаем больше о самих себе, о том, как мы проявляем себя в процессе общения, и освоим техники решения проблемных ситуаций».
Список правил (оглашаются учащимся перед началом работы):
Слушать друг друга;
Не перебивать говорящего;
Уважать мнение другого человека;
Я – высказывание;
Безоценочность суждений;
Активность;
Правила «СТОП»;
Конфиденциальность.
2.Разминка – погружение
Время: 2 минуты.
Цель: поднять настроение, настроиться на работу, выравнивание эмоционального фона, сплочение учеников класса в единую команду для достижения результата.
Психолог: «В начале нашего занятия хотелось бы знать:
-кто сегодня выспался – поднимите руки;
- у кого хорошее настроение – хлопните в ладоши;
-кто хорошо знает своих одноклассников – поднимите правую руку;
- похлопайте в ладоши те, кто согласен с пословицей «Один в поле не воин»;
-если Вы готовы к работе кивните головой».
3.Основная часть:
Психолог: «Цель нашей встречи – сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия друг с другом. Вы класс, то есть команда. В психологической науке команда – это группа людей, объединённая одной общей целью, где каждый участник выполняет свою роль. Участники команды поддерживают друг друга и несут общую ответственность за результат совместной деятельности. Подумайте, является ли Ваш класс командой?»
Упражнение «Душечка-Марфушечка».
Время: 15 минут.
Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры».
Методика игры: выбирается пять добровольцев, ведущий приглашает ребят выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному, и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.
В конце упражнения нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе и СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам, мифам.
Обсуждение:
- За счет чего произошло искажение информации?
- Что «своего» каждый внес в рассказ?
- Бывает ли так в жизни?
- Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? (Записывать, задавать уточняющие вопросы и т.д.).
Рефлексия, какие факторы влияют на искажение информации, как происходит замена информации и ее потеря.
Выводы: 1) можно рассмотреть передачу информации в зависимости от каналов (визуал, аудиал, кинестетик);
2) даются методы эффективного слушания.
Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.
Текст № 1. «Девочка Амелия»
Амелия была примерной девочкой. Училась в школе в 8 «Ю» классе. Ходила, как все, на уроки и дополнительные занятия. Книжки брала почитать в библиотеке. В пятницу Амелия с классом ходили кино на вечерний сеанс. Но по дороге домой она подскользнулась и упала. С тех пор все не как у людей. Учёбу забросила. По дому помогать маме перестала. Книги теперь воспринимает только в аудио формате.
Упражнение «Счёт до десяти».
Время: 5 минут.
Цель: почувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения:
«Сейчас по моему сигналу «начали» Вы закрываете глаза, опускаете головы вниз и пытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость в том, что считать Вы будете вместе. Кто – то скажет «один», другой человек «два» и т.д. Главное правило: одно слово произносит только один человек. Если два человека скажут «три», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов».
Обсуждение:
1.Что Вы почувствовали?
2.Если не получилось, то почему?
4.Завершение:
Упражнение «Дерево добрых слов».
На доске нарисовано дерево мелом, у детей у каждого есть стикеры для записи и ручки. Нужно написать хотя бы одно пожелание друг другу и учителю.
Обсуждение всего занятия и получение обратной связи (см. Приложение 1).
Ребята, спасибо Вам большое за активную работу. Скажите, какие чувства Вы испытывали? Что нового узнали? Над чем задумались?
Всего Вам самого наилучшего.
Приложение 1
Обратная связь
Тренинговое имя участника __________________________________________
Дата занятия _______________________________________________________
1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешает тебе быть более включенным в занятие?
__________________________________________________________________
2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что тебе не понравилось на прошедшем занятии? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Твои мысли после этого занятия:
О себе ___________________________________________________________
_________________________________________________________________
О группе _________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т. п.) ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Надежда Алексеевна Паршукова