Занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи с региональным компонентом (обучение детей грамоте) «Коллекция заморочек»
Занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи с региональным компонентом (обучение детей грамоте)
«Коллекция заморочек».
Программное содержание:
Закрепить знания детей о родном городе Архангельске. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме, умение отвечать на вопросы, вступать в диалог. Учить детей делать звуковой анализ слова из четырех звуков. Упражнять различать согласные мягкие и согласные твердые звуки; определять последний звук в слове и находить слово, начинающееся на этот звук. Развивать мелкую моторику рук, внимание, работать в команде. Воспитывать у детей любовь к родному городу.
Предварительная работа:
Чтение сказок С. Писахова, рассматривание иллюстраций Д. Трубина к сказкам С. Писахова, изучение символики родного города – Архангельска (герб, гимн, флаг), их изображение и значение; беседы об истории Архангельска, его достопримечательностях и народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенская роспись, кукла-оберег).
Материал для занятия:
Книга сказок С.Г. Писахова, кукла - оберег, иллюстрации (3 шт) к сказкам С. Писахова (художник - иллюстратор Д. Трубин) – формат А4, цветные картинки (зеленая и синяя корзинки, паук, бабочка, волк, мышь, ромашка, лиса, лягушка, белка, медведь, лось, синица, листочек, сова, заяц), картинка паровоза и вагончиков (10 шт) с картинками (утка, апельсин, насос, стул, лук, конверт, торт), схема слова и кружочки для звукового анализа слова (два красных, два синих), тетради в крупную клетку и карандаш на каждого ребенка.
Ход занятия:
Постарается Ириша
Меня увидит и Илюша
Уши слышат у Максима
Миши, и Руслана тоже
Дашенька со мной играет
Лера знания закрепляет
Поднимите руки выше
Кто имен своих не слышал.
Ребята, посмотрите у меня в руках книга, которую любим с вами читать. Как называется книга и кто ее автор? («Архангельские сказки» Степан Григорьевич Писахов)
Ой – ой, книга хочет выскочить из моих рук, что такое происходит?! (из книги появляется главный герой сказок – Сеня Малина)
Дети, посмотрите, вы узнали, кто это выскочил к нам прямо из сказки? (Сеня Малина – кукла оберег)
Сеня Малина любит ребят, которые очень внимательно читают сказки и ему очень захотелось с вами сегодня поиграть.
Сеня Малина любит собирать коллекции, у него их несколько. А вы знаете, что такой коллекция? (собрание каких-либо предметов). У него есть коллекция сказок и историй про наш северный край.
А вы собираете какую - ни будь коллекцию?
А еще Сеня Малина собирает коллекцию заморочек (показываю шкатулку).
Как вы думаете, что означает слово «заморочки»? (задания способные запутать)
Сеня Малина, хочет проверить сможете ли вы справиться со всеми заморочками?!
1.Начнем с разминки. Мы проверим, знаете ли город, в котором живете. Я буду произносить фразы, если вы согласны с ними, то хлопаете, а если не согласны – топаете. Если сказано что-нибудь не правильно, то надо исправить ошибку.
(вопросы про Архангельск)
Наш город называется Архангельск?
Архангельск построен на берегу реки Волга? (на берегу Северной Двины)
На гербе Архангельска изображен корабль? (на желтом фоне изображен Архангел Михаил с огненным мячом и щитом поражающего демона или черта)
Архангельск – первый город, где началось строительство военных и торговых кораблей? (указом Петра I)
Жителей Архангельска называют архангелогородцами? (архангелогородцами, поморами, северянами, трескоедами)
В мезенской росписи используют черную и желтую краски? (красную краску и черную для обводки)
Степан Писахов был поэтом и писал стихотворения? (сказочник - писал сказки; художником – на картинах изображал красоту северной природы; путешественником; учителем рисования в школе; собирателем и хранителем северной культуры и традиций)
Молодцы с этой заморочкой справились.
2. А теперь Сеня Малина просит вас собрать разрезные картинки (3 картинки) - иллюстрации из сказок Степана Писахова, а потом назвать из какой сказки иллюстрация
(детям раздаются кусочки картинок – все картинки вперемешку, дети должны, сами объединится в группы и собрать картинку).
3. «Братцы» Найди пару для звуков. Я бросаю вам мяч: если называю твердый звук, вы бросаете мне мяч обратно, называя, мне в ответ мягкий, а если я называю мягкий, вы - твердый
[м] – [м`]
[н`] – [н]
[р] – [р`]
[л] – [л`]
[в`] – [в]
[ж] – [ж]
[т] – [т`]
[ш] – [ш]
[с`] – [с]
[щ`] – [щ`]
4. Сеня Малина, очень любит ходить в лес, у него даже есть две корзинки зеленая и синяя. Он нас хочет попросить наполнить их, но не ягодами и грибами, а словами. Слова, которые начинаются на согласный мягкий звук кладем в зеленую корзину, а слова, которые начинаются на согласный твердый в синюю корзину (картинки прикреплены на доске, дети по очереди подходят к доске, называют слово и на какой звук оно начинается, кладет в нужную корзинку ).
Хорошо, полные корзины слов насобирали, и здесь вас не удалось запутать.
5. А сможете построить поезд из слов. Да, да из слов поезд отправиться с вокзала только тогда, когда все вагончики будут крепко сцеплены, а для этого надо картинки подобрать таким образом, чтоб слово следующего вагончика начиналось на последний звук предыдущего вагончика – слова (Утка – апельсин – насос – стул – лук – конверт – торт)
(вагончики с картинками прикреплены на мольберте, дети по очереди подходят ставят нужный вагончик – слово, объясняя свой выбор, полным ответом. Например, слово «утка» заканчивается на звук [а], а слово «апельсин» начинается на звук [а]. Поэтому я поставила вагончик с картинкой апельсин)
Молодцы, поезд у нас помчался по рельсам в дальний путь.
А Сеня Малина хочет вам рассказать о себе. Он будет рассказывать, что он любит делать, а вы показывать.
Физкультминутка
Сеня Малина на Уйме жил.
Работящим Сеня был.
В море рыбу он ловил,
На медведя он ходил,
Топором дрова рубил,
И Поморов веселил.
На гармошке он играл,
Песни пел и танцевал.*
6. Сеня Малина загадал слово – чем богата Северная Двина.
Но для этого мне нужны помощники 4 человека, игра «живое слово» (каждому ребенку на ухо говорю звук, затем дети по цепочке произносят свой звук, берясь за руки. Задача детей услышать слово – РЫБА).
Какой первый звук в слове «рыба»?
Сколько гласных звуков в слове «рыба», назовите их?
Где спрятался звук А в слове «рыба» в начале, середине или конце слова?
Разбор слова на мольберте с помощью детей.
Р – согласный твердый
Ы – гласный
Б – согласный твердый
А – гласный.
7. Ребята, Сеня очень любит ловить рыбу, но у него прохудилась лодка.
Помогите ему и рыбакам выйти в море на корабле, но для этого нам нужно сесть за столы.
Сели ровно, спинки выпрямили. Откройте тетради, карандаши пока отдыхают - лежат на столах.
Посмотрите, каких геометрических фигур состоит кораблик, лодочка – трапеция, парус - треугольник.
Но прежде чем мы начнем писать, сделаем разминку для наших пальцев, чтоб они были ловкими и быстрыми.
Мои руки – это волны,
Гонит ветер их вперёд (выполнять волнистые движения правой и левой руками).
Мои руки – крылья чаек,
Небо их к себе зовёт (скрестить кисти рук и делать ими взмахи).
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда-сюда (сложить ладошки обоих рук вместе).
Мои руки – это крабы,
Разбежались кто куда (растопырить пальцы рук, прижимая руки друг другу)
Мои руки – это лодка.
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Паруса я подниму (сложить две ладошки вместе и поднять их к верху)
Синим морем поплыву.
А по бурным по волнам,
Рыбки плещут тут и там (сложить ладошки обоих рук вместе).
Вам надо дорисовать до конца строчки кораблики, будьте внимательны, расстояние между корабликами одна клеточка.
Тетрадки закройте, подвиньте их на край стола с правой стороны.
Ребята, сегодня мы с вами играли в различные игры, скажите какая заморочка вам понравилось больше всего.
Молодцы, вы все постарались, на занятии были очень внимательными, все заморочки Сени Малины выполнили правильно. Сеня Малина с вами прощается ему пора возвращаться в сказку.
Список литературы:
Виноградова Е. А. Пальчиковые игры. Москва: Издательство: Учитель, 2016 г.- 133с.
Кошлева Г.А. Развитие речи в детском саду. Москва: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2009 – 128с.
Писахов С.Г. Сказки Сени Малины. Архангельское книжное издательство, 2009. – 156 с.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет.сада. Москва: просвещение, 1991. – 128 с.
* http://yauchitel.ru/load/konkursnye_scenarii/scenarii_igrovykh_programm/literaturnaja_viktorina_po_tvorchestvu_s_g_pisakhova/211-1-0-8149