Занятие: "Я умею слушать других".
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11», Хабаровский край, рп.Ванино, Приморский бульвар 7 а
Занятие педагога-психолога
по курсу коррекционно-развивающей области
«Первоклассник»
АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
1 класса,
Тема: «Я умею слушать других»
Педагог-психолог
Шереметьева Наталья Боймуродовна.
.
2023
Технологическая карта занятия.
Тема занятия: Я умею слушать других.
Цель: Формирование коммуникативных навыков первоклассников в период адаптации.
Задачи:
- Развивать доброжелательного отношения к однокласснику;
- Устанавливать зрительный и вербальный контакт;
- Расширять эмоциональный словарь школьников;
- Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.
Коррекционно-образовательные: развитие познавательных процессов. Делать простые выводы, обобщать, сравнивать, работать с наглядным материалом.
Коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные навыки с одноклассниками и педагогом, развивать умение работать в группе, сотрудничать; развитие эмпатии - сопереживания, стремления помогать окружающим
Коррекционно-воспитательные: развивать умение соблюдать ритуалы приветствия и прощания, воспитывать уважительное отношение друг другу, развивать умение уважительного отношения к взрослым и ровесникам.
Тип занятия: коррекционно-развивающее
Форма работы обучающихся: групповая
Технологии: элементы сказкатерапии, социально-коммуникативные, игровые технологии, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества).
Методы обучения: словесные (инструктаж), наглядные, практические (практические задания, элементы игр).
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер, проектор, карандаши, нарисованные квадраты, ножницы, степлер.
Базовые учебные действия:
Коммуникативные:
- Л 2.1; Л 2.2; К 1.1 - сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Л 3.3 - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- Л 6.2 - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими
Познавательные:
- наблюдать; понимать изображение, текст, устное высказывание.
Регулятивные:
- Р 1.4; Р 3.3; Р 3.4; Р 4.1 - активно участвовать в деятельности класса, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Личностные:
- Л 2.1 - умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы;
- Л 2.2 - умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника.
Дидактическая структура занятия:
Этап занятия | Длительность этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии | ||
1.Организационный момент | 10 | Проектор, компьютер, презентация. | Педагог-психолог: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами отправимся в гости. Скажите, вы любите ходить в гости? А у кого в гостях вы любите бывать больше всего? (Ответы детей) Вот и сегодня мы с вами отправимся в гости. В Гости к животным. Ребята, давайте вспомним, где живут животные? Это один очень- очень большой и красивый дом. Кто из вас бывал уже в этом доме? В этом большом и красивом доме живут звери. Вот к ним в гости мы и отправимся, чтобы поближе познакомиться, узнать, как они живут, как разговаривают между собой, И не забудем, конечно, прихватить с собою какие-нибудь подарки, потому что в гости с пустыми руками ходить непринято. А сейчас давайте вспомним, каких животных мы с вами уже знаем. Те звери, что живут в доме называются -?, а те, которые живут на воле -? Назовите тех зверей, которых вы можете вспомнить прямо сейчас. Разминка идет по кругу: 1 круг - дети называют сначала диких животных (сколько могут вспомнить), 2 круг - домашних животных. | Ребята здороваются. С интересом смотрят на презентацию. Отвечают. Первоклассники отвечают на вопросы (Ответы детей). Дети вспоминаю классификацию животных (домашние) (дикие). И вспоминают животных. | Вступать в контакт и работать в коллективе. Вступать в контакт с педагогом. Умение соблюдать субординацию. Поддерживать коммуникацию. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Слушать собеседника. Принимать цели и задачи. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Развитие познавательных процессов. Развитие кругозора. |
2. Основная часть | 10 | Цветные кубики вырезанные из бумаги. Бумага А4. Клей. Образец аппликации. | Упражнение 1. Развитие конструктивного и пространственного мышления. Расширение кругозора. Педагог-психолог: Дети, а где можно увидеть самых разных зверей, даже тех, которые живут очень далеко отсюда, в других странах? (в зоопарке). Предлагаю ребята нам съездить на экскурсию в зоопарк. А на чем можно поехать в зоопарк? Конечно – на машине, на автобусе, на поезде. Поедем мы на автобусе, но прежде нам надо собрать автобус. Ребята беда, наши животные все перепутались, давайте поможем им найтись. Игра «Кто лишний» (Четвертый лишний – животные). Молодцы ребята. | Первоклассники отвечают на вопрос (Ответы детей). Дети вспоминаю классификацию транспорта. Ребята собирают из цветной бумаги разноцветный автобус по образцу. Игра «Кто лишний» (Четвертый лишний – животные). Волк, собака, лиса, заяц. Ребята отвечают: собака, это домашнее животное, а все остальные-дикие, или заяц, так как он травоядный, все остальные хищники). | Формирование умения работать в группе, сотрудничать. Поддерживать коммуникацию. Умение отвечать на вопросы по теме общения (классификация). |
-Здоровьесберегающая пятиминутка | 5 | Физминутка | Ребята, мы осень устали, давайте разомнемся и отдохнем. | Первоклассники встают возле парт и делают зарядку по образцу. | Формирование ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни. |
«Поймаем жирафа» | 10 | Заготовка бумаги А4 с заборчиком, жираф без пятнышек, пластилин. | Замечательно ребята. Но что же случилось, наш жираф перепрыгнул через забор и сбежал из зоопарка. Ребята давайте пока жирафа ловят, поможем покрасить ему новый заборчик. Возьмите листочки, карандаши и преступим. | Дети берет цветные карандаши (красный, синий, желтый, зеленый) и красят заборчик на заготовке. Обмениваются карандашами, учатся общаться между собой. | Умение соблюдать субординацию. Поддерживать коммуникацию. Умение отвечать на вопросы по теме общения. |
3.Подведение итогов | 3
| Подведение итогов. | Педагог подводит итог «Ребята, сегодня на занятии мы говорили об эмоциях. Какие мы разные и как мы можем испытывать эмоции. Давайте закрепим наши знания. Каждый будет выходить и показывать эмоцию, а мы будем угадывать. – Ребята, понравилось ли вам занятие? Что больше всего запомнилось? Какой мы можем сделать вывод из нашего занятия? Вывод: в нашей жизни есть разные позитивные и негативные эмоции. И мы должны не будем боятся негативных эмоций, а будем с ними справляться, а как это делать, мы узнаем на следующем занятии. – А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте закроем глаза и мысленно передадим друг другу самое хорошее чувство. Какое? Конечно, радость. | Обучающиеся внимательно слушают педагога и выходят показывать по одному эмоции, остальные угадывают. Слушают вывод, дополняют. Закрывают глаза и передают друг другу положительные эмоции. Дети покидаю кабинет, прощаясь с присутствующими «До свидания всем». | Вступать в контакт со сверстниками и педагогом. Умение отвечать на вопросы по теме общения. Принимать чужое мнение. Формировать умение работать с мимикой лица. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Развивать умение соблюдать ритуалы приветствия и прощания, воспитывать уважительное отношение друг другу, развивать умение уважительного отношения к взрослым и ровесникам. |