12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полякова Лариса Михайловна31
Россия, Томская обл., Томск

Пояснительная записка

 

Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Задачи:

1.     Формирование положительной учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня учебной тревожности.

2.     Развитие у детей коммуникативных умений.

3.     Знакомство и принятие вновь прибывших из других школ и классов.

Начало учебного года в пятых классах - это период адаптации. Новые учебные дисциплины, незнакомые учителя, постоянный контакт со сверстниками, необходимость подчиняться школьным требованиям, другой стиль общения создают сильную нагрузку на нервную систему ученика. Плюс психологические особенности данного возраста так же сказываются на обучении, поведении и общении со сверстниками. Именно в этот период необходима психологическая поддержка.

Процедура проведения занятия: класс делится на 2 группы, с каждой группой занятия проводится по 2 раза. Предлагаю познакомиться с первым занятием.

 «Приятно познакомиться»

Цель и задачи: Познакомиться с детьми, определить правила работы группы, создать и закрепить дружескую атмосферу и эмоционально-положительный фон работы.

Время проведения занятия: 40 мин.

Вступительное слово психолога

Установление правил группы – Наша группа особенная, поэтому у нас должны быть свои неизвестные никому правила.

1. Активность, т.е. каждый из вас должен принимать активное участие в играх, потому что каждый это часть группы.

2. Участие в группе должно быть постоянным, если кто-то не приходит на занятие или опаздывает, тому придумывается задание.

3. Закрытость группы, это означает, что вы не должны никому рассказывать о том, что происходит на наших занятиях.

4. Откровенность и искренность. Вы должны попытаться быть самими собой. Говорить то, что думаете и что чувствуете.

5. «Здесь и сейчас», т.е. всё о чем мы можем с вами говорить, это то, что происходит на занятии, а не то, что будет происходить потом или до него.

6. Доброжелательность по отношению ко всем членам группы. Мы должны быть внимательны друг к другу, не оскорблять и не перебивать во время разговора.

7. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.

8. Правило «Стоп». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой либо вопрос, участвовать в какой-то игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности имеет право сказать «Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает вас в познании себя.

Но мы можем придумать и другие. (Называть ребят только по имени, наказание за опоздание и другие).

1.   “Кричалка”.

Цель: расслабиться, встряхнуться участникам, поднять эмоциональный тонус группы.

 Группа делиться на две команды и выполняет упражнение - кричалку:

Психолог (ведущий) произносит следующий текст, завершающийся приглашением команд по очереди ответить на него:

На маленькой поляночке

Стоит высокий дом,

А в этом милом домике

Живет веселый гном.

Гном, гном, как тебя зовут?

1-ая команда:

-Васька! У меня штаны в горошку,

Я пришел из сказки,

Потому что я хороший!

 

2-ая команда:

-Петька! У меня рубашка в клетку

Я пришел к вам детки,

Чтобы съесть конфетку.

 

       Второй раз ответ на вопрос ведущего команды дают одновременно. Побеждает та команда, которая отвечает дружнее и громче.

Упражнение «Презентация»

Цель: Более личностное знакомство друг с другом. Формирование установки на взаимопонимание. Создание климата психологической безопасности.

Процедура:

Первый этап: участники делятся по парам, и по очереди каждый отвечает своему партнеру на вопросы:

– Что мне нравится в самом себе?

– Предмет моей гордости?

– Что я умею делать лучше всего?

Второй этап: Каждый участник группы отвечает на эти вопросы, но не сами за себя, а от своих партнеров (должны использовать местоимение «Я», а не «Он»). После того, как участник ответит, остальные ребята могут задать ему какие-либо вопросы. Отвечать надо не так, как ты сам думаешь, а так, как думает твой партнер, которого ты представляешь.

Упражнение «Ладошки»

Цель: Тактильный контакт, сплочение коллектива.

Процедура: Ребята садятся в круг, кладут руки на колени соседа, по команде тренера, хлопают ладошкой по коленям друг друга и хлопают в порядке очереди, так чтобы образовалась «волна».

«Ручка, которая ошибается», выбывает из игры.

«Рефлексия»

Цель: отработка навыка рефлексии.

Рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. Но в тоже время – это умение  видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают. Рефлексия не только позволяет познать себя, но и во многом способствует взрослению человека. Рефлексию будем проводить и вначале и в конце каждой встречи.

Процедура: Ведущий просит продолжить фразы каждого участника:

Я понял…

Меня удивило…

Мне очень понравилось…

Мне не понравилось…

У меня настроение…

«Пожелания»

Цель: Участники группы дают друг другу положительный эмоциональный заряд.

Процедура: Тренер дает задание подумать и своему соседу справа сказать доброе, хорошее пожелание на 24 ч.

Все наши занятия будут заканчиваться этим упражнением.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.