12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Орлова Татьяна Геннадьевна41

Тема: "Защитники Отчизны".

Художественно-педагогическая идея урока:

познакомить учащихся с музыкой, отражающей подвиги воинов, защитников Отечества; воспитывать у ребят чувства патриотизма и интернационализма; формировать позицию гражданина России.

Ход урока


 

Учащиеся входят в класс под песню «Моя Россия» Георгия Струве, которую слушали в начале второй четверти.

Учитель напоминает ребятам, что скоро народ России будет отмечать праздник «День защитника Отечества». Отчеством, Отчизной называют Родину, в которой мы живем. Наша страна очень большая и живет в ней много народов. Во все времена народы защищали свой дом, Родину от врагов. И, если человек любит и дорожит своей родиной, то участвует в ее судьбе, заботится о ее делах, защищает от разных бед и веселится на ее праздниках. Во все времена народы слагали песни о своих защитниках, воспевали подвиги богатырей, бережно сохранял песни о сильных и мужественных воинах. Считалось, если солдаты поют, то, значит, у них нет страха. Поющий солдат – непобедимый солдат.

Учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 41 и 42, разворот под названием "Защитники Отчизны" и рассмотреть иллюстрации картин

В. Васнецова и М. Туганова, на которых изображены богатыри, защищавшие свои земли от врагов.

Во все времена народы воспевали подвиги богатырей. Учащимся предлагается послушать (задание первое на стр.41) былинные наигрыши и осетинские героические сказания, подобрать слова характеризующие настроение прослушанной музыки. А затем выполнить задание второе и определить музыкальные инструменты, исполнявшие наигрыши и сказания. Чтобы напомнить учащимся как выглядят эти народные инструменты, учитель предлагает открыть учебник на стр.15 (урок "Родной музыкальный язык") и стр.17 (картинка с изображением Садко, играющего на гуслях). Сами богатыри тоже очень любили музыку и охотно играли на музыкальных инструментах. Если внимательно приглядеться к богатырям на картине В. Васнецова, то можно увидеть, что у Алеши Поповича (первый богатырь справа, небольшого роста) к седлу коня прикреплены гусли. А нарт Сослан, во время отдыха,любил играть на фандыре. И причем играл довольно искусно.

Далее на фоне фрагмента "Марша" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского, учитель обращает внимание ребят на уже знакомую им музыку по 2 четверти, и просит вспомнить, в каком произведении звучала она, и при каких обстоятельствах. Чтобы учащиеся лучше ощутили характер и ритм музыки "Марша", можно пошагать под нее. После того как ребята вернуться на свои места учитель задает вопрос: "Когда в нашей жизни звучит маршевая музыка?"

Желательно, чтобы наибольшее число примеров привели ребята сами

(на праздничных демонстрациях, спортивных и военных парадах, в походах и т. д.).

Учителю необходимо рассказать, что маршевая музыка, обладая строгим размеренным темпом и четким ритмом, издавна служила для синхронного движения большого количества людей: воинов в строю, праздничных шествий. Но главным образом маршевая музыка предназначена для военных. Под музыку солдаты шли в бой и праздновали Победу.

На некоторые маршевые мелодии народ сочинял стихи, в которых прославлял своих героев, отважных и мужественных защитников Отчизны.

Продолжая тему урока, внимание ребят переносится на стр. 42 учебника. На картинах Льва Гольдберга и Митрофана Грекова учащиеся видят шагающих и играющих на барабанах солдат русской армии, скачущих красноармейцев на лошадях и играющих на духовных музыкальных инструментах.

И действительно среди воинов, храбро защищавших свое Отечество, были музыканты, которые сопровождали войска и маршевой музыкой поддерживали силу духа солдат и веру в Победу.

В пехоте сигналы подавали барабанщики, как на картине "Переход», в кавалерии – трубачи (М.Греков. Трубачи Первой конной). Например, во время Отечественной войны 1812 г. с французами в знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Походно-маршевая песня "Солдатушки, бравы ребятушки" является образцом песен, отражающих характер, боевой дух и бодрое настроение солдат.

Учащимся предлагается послушать в записи эту старинную солдатскую песню, разучивание которой на уроке строится в форме диалога:

1 часть куплета – вопрос, исполняется учителем;

2 часть куплета – ответ, исполняется учениками.

Мелодия первой части песни построена на размашистых интонационных ходах. В мелодии второй части звучат более строгие, чеканные интонации на повторяющихся высоких звуках, что создает ощущение четкого шага. Так что учащиеся во время исполнения песни могут негромко шагать возле своих парт. После того как на следующем уроке текст песни заучится, то первую часть куплетов (вопрос) можно будет поручить исполнять девочкам, а вторую - мальчикам. Учитель в этом случае исполняет роль суфлера (подсказчика). Чтобы внести игровой элемент в исполнение песни, а мальчики ощутили себя солдатами, их партию следует украсить простыми, шумовыми инструментам, которые помогут передать характер народной песни (задание на стр. 42).

Урок завершается музыкальным прощанием, и ребята выйдут из кабинета под музыку песни "Солдатушки, бравы ребятушки".

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.