12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Орлова Татьяна Геннадьевна41

Тема: «Мир оркестра».

Художественно-педагогическая идея урока:

познакомить учащихся с разновидностями оркестров, составом музыкальных инструментов, их звучанием; научить различать оркестры по внешнему виду и звучанию.


 

Ход урока

Учащиеся входят в класс под музыку солдатской песни. После приветствия учителя ребятам предлагается повторить выученные песни. Доучить их, если есть такая необходимость.

Далее необходимо обратить внимание ребят на прозвучавший аккомпанемент в песнях: фортепиано звучало или много инструментов. Начатый разговор подведет учащихся к теме урока «Мир оркестров» на страницах 47-48 учебника. Вместе с ребятами следует прочитать данную в учебнике информацию о музыкальных инструментах, которые объединяясь, составляют оркестр, что от греческого означает – площадка перед сценой. За тем учащиеся читают в учебнике, что оркестры бывают разные в зависимости от состава инструментов: шумовые, духовые, струнные, народные, эстрадные и самый большой – симфонический.

Вначале пойдет рассказ об оркестре – симфоническом. Дети рассматривают фотографию оркестра и слушают информацию о самом большом коллективе музыкантов. В состав симфонического оркестра входят все группы инструментов.

Собранные воедино около 100 инструментов в руках опытных музыкантов, подчиненных воле дирижера (от французского слова – управлять, направлять), они способны выразить передать звуками любое музыкальную мысль и содержание, образ. Множество сочетаний инструментов оркестра может дать разнообразнейшее звучание – от громоподобного, оглушительного до едва слышного, ласкающего слух.

Учащиеся слушают в записи звучание симфонического оркестра.

Любая группа оркестра – струнная, духовая, ударная, клавишная – способна отделятся от других и вести свое музыкальное повествование при молчании остальных и образовывать оркестры.

Следующее знакомство учащихся с духовым оркестром. Их внимание переключается на стр. 44. И пока дети рассматривают фотографию духового оркестра, учитель рассказывает о его необыкновенном многочисленном составе инструментов.

Возникли первые духовые оркестры в России в эпоху Петра I, создавшего военно-оркестровую службу. До него в каждом военном подразделении были только отдельные сигнальные духовые инструменты. Важная роль духовой музыки отводилась во время войны (гражданской, Великой Отечественной) и послевоенный период. Особое место в репертуаре современных духовых оркестров занимает маршевая и различная танцевальная музыка, которая звучит на праздниках и военных парадах.

Учащиеся слушают в записи звучание духового оркестра.

Многие народы имеют не только любимые инструменты, но и оркестры из этих инструментов. Они могут быть однородными, включающими инструменты одного вида (балалаечники, бандуристы. гармонисты) и смешанными, из различных типов национальных инструментов.

Такие оркестры народных инструментов существуют на Украине, Армении, Осетии, Молдавии и т.д.Одним из самых наиболее популярных и известных национальных оркестров в России – русский народный оркестр. В его состав вошли: балалайки, домры, гусли, баян, рожки, жалейки и другие шумовые, щипковые инструменты В Осетии так же много лет работает оркестр народных инструментов под управлением Заслуженного деятеля искусств РСО – Алания, композитора, гармониста Булата Газданова. Состав первого оркестра реконструированных (восстановленных и усовершенствованных) осетинских народных инструментов, который мы видим на фотографии, значительно отличается от современного оркестра. Тогда, в 1936 году, в него входили только три вида инструментов: дала – фæндыр, хъисын – фæндыр и дыууадæстæнон – фæндыр.

Чтобы учащиеся лучше могли разглядеть эти инструменты, следует вернуться на стр.46 учебника под названием «Осетинские музыкальные инструменты», где все названные инструменты изображены крупным планом и в цвете.

В завершении разговора об оркестрах народных инструментов учащиеся слушают в записи их звучание.

Наибольшее развитие в настоящее время получил эстрадный оркестр.

Термин «Эстрадный оркестр» был предложен музыкантом Леонидом Утесовым (в конце 40-х годов XX века), что дало возможность разделить два понятия: музыку эстрадную и джазовую.

Состав Эстрадного оркестра очень похож на состав симфонического оркестра – деревянные духовые, струнные и ударные группы. Дополняют их духовая группа саксофонов (первый ряд музыкантов на фотографии). Одна из отличительных черт эстрадного оркестра от других видов оркестров – использование параллельно пение, сольного и ансамблевого, текста несущего самостоятельное содержание. Иногда участники ансамбля могут быть одновременно инструменталистами и вокалистами.

На фотографии учащиеся видят состав исполнителей Национального эстрадного оркестра имени Кима Суанова под управлением Заслуженного деятеля искусств РСО-Алания композитора Николая Кабоева. В исполнении этого оркестра учащиеся прослушают в записи эстрадную музыку - «Осетинский эскиз».

Урок завершается обобщением сказанного об оркестрах. Учитель просит перечислить виды оркестров и, если дети запомнили , то назвать основные музыкальные инструменты, входящие в их состав.

Учащиеся получают поощрительные оценки за активное участие в уроке и выходят из класса под музыку по выбору ребят.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.