12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Феоктистова21

Тема открытого урока чтения: «Заветная мечта Б. Минаева» (по сборнику рассказов Б. Минаева «Детство Левы»).

Цели: познакомить обучающихся с творчеством современного российского писателя; показать его мастерство в создании автобиографической прозы; понаблюдать за языком рассказов; развивать способности кратко пересказывать, анализировать и инсценировать прозаические тексты; давать характеристики героям литературного произведения; развивать речь; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать в учениках отзывчивость, способность испытывать эмоциональный отклик на художественное произведение, заставить задуматься о достойном поведении и уместности шалости.

Предварительная подготовка к уроку: прочитать рассказы из сборника Б. Д. Минаева «Детство Левы», проследить, как происходит взросление героя от главы к главе, как автор проявляет свое мастерство в жанре биографического рассказа. Две группы обучающихся готовят сообщение о биографии современного детского писателя и о сборнике его рассказов. Творческие группы инсценируют избранные главы.

Планируемые результаты: знание основных сведений о биографии современного детского писателя Б. Д. Минаева, о его сборнике «Детство Левы», понимание особенностей автобиографического произведения, умение интерпретировать художественный текст.

Оборудование: мультимедийная презентация, сборники рассказов Б. Минаева.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Вид урока: урок-диалог.



Ход урока



I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.



1. Предварительная беседа. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

– ребята, вы познакомились с выставкой книг, организованной библиотекарем нашего лицея, и узнали, какие литературные произведения любили читать в детстве ваши учителя. Это может быть и своеобразной рекомендацией от ваших любимых учителей, какие книги лучше выбрать для чтения. К сегодняшнему занятию вы подготовили сообщения о том, какие литературные произведения составляют «золотую полку» книг ваших родителей и знакомых (обмен мнениями, демонстрация книжных предпочтений).



2. Слово учителя о книжных предпочтениях Б. Минаева:

– автор книги, которой мы посвящаем свое занятие, тоже имел в детстве свои предпочтения в мире литературы. Лучшими книгами Б. Минаев называет «Пиноккио» К. Коллоди, «Приключения буратино» А. Н. Толстого, «Маугли» Р. Киплинга, романы Жюля Верна, Фенимора Купера, книги А. Лингрен, А. А. Милна, повести о подростках и их мечтаниях В. П. Крапивина, В. Драгунского (слайд № 2)



3. Выступление первой информационной группы с рассказом об авторе (слайд № 3, 4, 5, 6).

– Борис Минаев – писатель, журналист. Родился и живет в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Он автор пяти книг прозы, биографии нашего земляка, первого президента России Бориса Ельцина в серии «Жизнь замечательных людей», лауреат Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» за книгу «Детство Левы» (2006 г.).



4. Вторая группа учеников информирует о сборнике рассказов, за который Борис Минаев получил престижную премию.

– Сборник «Детство Левы» стал значительным событием в литературной жизни России. Автор искренне, правдиво передал атмосферу Москвы 60-х годов ХХ века, рассказал нам о детстве нынешних очень взрослых людей, описал яркие «картинки» из жизни детей середины ХХ века.

Этот сборник из серии «Книги заветной мечты» мы бы рекомендовали прочитать всем своим друзьям. Из этих рассказов можно узнать, о чем мечтали наши родители, какие игры их занимали, понять, во все ли времена детство счастливое и беззаботное.



5. Инсценирование избранных глав.

– К этому занятию несколько творческих групп подготовило инсценировки рассказов, которые им особенно понравились, и вопросы по содержанию.

Первая группа учеников.

Участники инсценировки по рассказу «Горький лук» (участвуют: мама, папа, Лева, Маруся Ивановна, автор).

Вопросы по содержанию:

– Какой легендарный древнегреческий герой упоминается в рассказе? (Геракл).

– О чем спорили герой и Маруся Ивановна? (Где люди честнее – в селе или в городе; с кем хуже воевать – с фашистами или американцами; что вкуснее – блины или оладьи).

– Почему мама назвала Леву Мичуриным? (Мама называла так сына с долей юмора, т. к. он неверно проращивал луковицу. Мичурин И. В. – биолог и селекционер, автор 300 сортов плодово-ягодных культур).

Учитель:

– Чему учит рассказ? Почему люди спорят? Какие пути разрешения споров вам известны? (В жизни школьника важны любые встречи со взрослыми, более мудрыми людьми. Маруся Ивановна не только научила героя заботится о другом человеке, но и показала маленькому спорщику, что опыт помогает найти истину).



Вторая группа ребят готовила сценку по главе «Шмели и пчелы».

Участвуют: Женя (по прозвищу Хромой), Лева, мама, автор.

Вопросы по содержанию:

– Объясните, как вы понимаете первую фразу рассказа: «Городская природа – непонятная вещь». (Со словом природа обычно ассоциируются понятия поля, луга, леса, Реки, озера, животные, насекомые. Со словом город: загазованность, каменные джунгли, грязь на дорогах, смог. Поэтому, вероятно, мальчик и недоумевает).

– Как Лева с другом уменьшали «Поголовье» шмелей и пчел? (С помощью спичечного коробка, надев темные очки).

– Почему Лева перестал бояться шмелей? (Глупые – стараются, лезут на цветки, разглядывают, где пыльцы больше. Мохнатые, даже погладить хочется).

Учитель:

– Почему мама Левы назвала сына негодяем, не хотела с ним разговаривать. (Мама узнала, что мальчики мучили насекомых, думала, что спасает детей их двора от аллергии и неприятных летающих мух и шмелей. Автор вновь задает вопрос читателю, уместна ли такая шалость Левы).

7. Беседа с учениками.

– Какие автобиографические произведения, рассказывающие о детстве писателя, вам знакомы?

(Л. Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова–внука», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», А. Н. Толстой «Детство Никиты», Н. Г. Помяловский «Очерки Бурсы», М. Горький «Детство», Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», В. П. Крапивин «Белые Башни родины».

Эти книги стали классикой литературы о детских годах знаменитых писателей.

Наряду со сборником Бориса Минаева есть и другие автобиографические произведения современных авторов. Вам будет интересно познакомиться и с данными повестями: А. И. Грищенко «Вспять» (2004 г.), Н. И. Нусинова «Приключения Джерика» (2007 г.).



8. Работа по обогащению словарного запаса (одна из групп получила задание дать толкование следующих выражений из рассказов: каменный мешок, рабская зависимость, не покидать поста, непроницаемый характер, попасть в неловкое положение, держать оборону, наблюдательный пункт, проливать кровь, просторное убежище, мучительная неразрешимость, все вышесказанное и др.).



III. Закрепление изученного.

–Что нового вы узнали об автобиографической прозе?

– Какие этапы взросления прошел главный герой сборника рассказов «Детство Левы»?

– Каково отношение автора к поступкам Левы?

– Как вы оцениваете шалости мальчика, приходилось ли вам оказываться в подобных ситуациях?



IV. Подведение итогов урока.

– Сборник Бориса Минаева «Детство Левы» имеет автобиографический характер. Автор стремится воссоздать истаявший детский мир, который оставил «нежные шрамы» в душе и памяти. Автор описывает уходящее детство, нелегкий путь взросления через события в семье, во дворе, на улице, в стране. В книге предстает годовой цикл жизни мальчика, который постепенно осваивает миры, делает важные открытия: незамысловатые приключения в своем доме и дворе, манящий мир кино, библиотеки, сада, расширяет мир взрослеющего школьника.

Рассказчик описывает процесс узнавания людей – родных, друзей, соседей, но больше стремится понять себя – совсем не идеальную натуру, познающую действительность методом проб и ошибок. Его эмоциональная жизнь состоит из чувства страха, вины и стыда, с одной стороны, но и из восторженной влюбленности во все свое: дом, улицу, город, страну, время.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.