Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации технологий в оздоровлении детей с задержкой психического развития
«Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации технологий в оздоровлении детей с задержкой психического развития».
Климентьева Т.А., инструктор
по физической культуре,
МБДОУ «Детский сад №15
г. Челябинск»
Восстановительные процессы в организме человека сформированы и закреплены филогенезом, но их развитие индивидуально и имеет свои особенности, требует определенных условий внешней биологической и социальной среды, определенного образа жизни.
Здоровый образ жизни для детей с задержкой психического развития в период выздоровления, ремиссии болезни, полной или частичной компенсации нарушенных болезнью функций, восстановлении поврежденных структур включает выполнение общественных и бытовых функций, пребывание в сфере общения и деятельности, индивидуальных наклонностей, питания, ограничения физических и умственных нагрузок, стрессовых ситуаций, активного отношения к своему здоровью. Эти данные принципы определяют оздоровительную деятельность ДО.
Здоровый образ жизни с точки зрения валеологического понятия, как определял С.В. Попов, включает как биологические, так и социальные принципы: образ жизни должен быть возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетическим, эстетическим, нравственным, волевым, самоорганизованным. Здоровый образ жизни – это как оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное и правильное питание, закаливающие процедуры.
Здоровье может предстать перед нами обычным красивым цветком со стеблем (стержень отражающий духовный аспект нашего здоровья), пять и более лепестков – физические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные, личностные аспекты также здоровья. Можно подвести итог, что здоровьесберегающая педагогика со своими принципами оздоровительной деятельностью нашего ДОУ способствует формированию и развитию физиологических адаптационных процессов.
Таким образом, оздоровление мы выносим во главу восстановления и адаптации организма путем организации ЗОЖ, тем самым организуем закаливающие процедуры, здоровое питание, музыкотерапию.
Работая по основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, придерживаясь принципов, которые прослеживаются в задачах программы к приобщению наших воспитанников к здоровому образу жизни:
- овладеть навыками общей культуры поведения;
- развивать двигательную активность детей;
- профилактика мер об отказе от вредных привычек взрослых;
- использовать правильное, рациональное, здоровое питание;
- познакомить с правилами социальной защиты, с общего безопасного поведения на улице и дома.
Девизов оздоровления является – не навреди, а помоги. Оздоровительная стратегия ДОУ способствует формированию здорового образа жизни, организации санитарно – гигиенического режима в группе, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после сна, непрерывной образовательной деятельности по физической культуре, закаливания, двигательной активности во время НОД и в свободное время. Воспитательно – образовательный процесс строиться на высокой работоспособности, предупреждению переутомления, формирование мотивации к деятельности, индивидуальной дозировке деятельности и отдыха, рациональное применение организации физических минуток. В непрерывной образовательной деятельности в системе используем комплексы игр для снятия статистического напряжения. На НОД и во время режимных моментов мы особое внимание каждый раз уделяем на правильную осанку у детей, часто меняем позы (сидя, стоя, лежа), тщательно продумываем физминутки, динамические паузы, артикуляционную гимнастику, релаксацию, медитацию с применением музыкального сопровождения.
Музыкальное сопровождение во время непрерывной образовательной деятельности носит элемент лечебной педагогики, в виде фольклора, при этом помогает правильному физиологическому развитию ребенка в условиях контроля физической и эмоциональной нагрузки, учитывая особенности заболевания, степень возбудимости и утомляемости дошкольника.
Так же мы педагоги данной группы создали картотеку коммуникативных игр для детей с задержкой психического развития, где дети учатся правильно общаться между друг другом, быть доброжелательными, уважать мнение товарища, терпеть обиды. Мимические игры то же развивают эмоциональное состояние, создают яркий рисунок, с помощью них дети придумывают игровые стихотворения, потешки и сопровождают их движением рук, лица и всего тела.
Применение игрового массажа носит оздоровительный эффект и дает расслабление в физическом, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка. При использовании массажа в режимных моментах с хлопками, шлепками рук, массажа в парах с помощью поглаживания, постукивания, пощипывания можно это сопровождать пением, стихами, ритмическими движениями всего тела.
Огромная значимость двигательной активности для здоровья и развития дошкольников обязывает нас не только научить оценивать их правильное поведение, но и скорректировать его. Чем больше видов и способов двигательной деятельности знает и применяет ребенок, тем содержательнее его деятельность в режиме дня. Правильное выполнение движений положительно влияет на функционирование внутренних органов, укрепление осанки.
Малоподвижные дети наиболее уязвимые в своем здоровье, характеризуются вялостью, пассивностью, утомляемостью. Если подвижные дети умеют найти пространство для игры, то эти дошкольники уходят в сторону, чтобы не мешать и деятельность выбирают не активную, так как они очень робки в общении, не уверены в себе. Малоподвижность является риском для ребенка, неблагоприятным психологическим климатов, слабыми двигательными умениями или к малоподвижному образу жизни. Нужно воспитывать интерес и вовлекать в активную двигательную деятельность, потребности к подвижным играм на протяжении всех режимных моментов. Эта деятельность должна быть интересна, непринужденна и не надо бояться, что ребенок утомиться. Этого не происходит, если условия для разнообразных движений в видах деятельности (физкультурной, трудовой, игровой) созданы правильно. Ведь физиологи утверждают, что дети не устают, если происходит частая смена движений, темпа, амплитуды, места. Разнообразные движения не утомляют детей, а снимают утомление, активизируют память, мышление, психические процессы.
Гиперактивные дети находят любые условия для активной двигательной деятельности. Они бегают, прыгают, но избегают движений требующих точности и сдержанности, терпения. Высокая интенсивность движений не дает им вникнуть в суть совершаемой ими деятельности и не могут управлять своими движениями, их движения быстрые, резкие, бесцельные, они быстро утомляются и не переключаются на спокойные виды деятельности, которые требуют внимания и усидчивости. Их гиперподвижность влияет на нервную систему и их поведение неуравновешанное, попадают они часто в конфликты, так же наблюдается неспокойный сон. У таких детей двигательная деятельность не имеет определенной направленности, отличается расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и агрессией.
Но следует ли ограничивать движения у гиперактивных детей с задержкой психического развития? Родители думают, что нужно сдерживать и ограничивать движения детей. Но мы педагоги считаем – нет, не надо. Нужно не снижать двигательную деятельность, а регулировать интенсивность движения. Во время движения – важно разнообразить их состав, включая движения требующие сосредоточения, внимания и точности. Поэтому мы включаем в специально точнее движения – это метание в цель, прокат мяча в парах друг другу, ловлю мяча; лазание по гимнастической стенке, упражнения на равновесие. В подвижных играх используем прием регулирования внося смысл в двигательную деятельность: бег в подвижной игре «Автомобиль» - обозначает движение машин в определенном направлении, «Самолет» - полет самолетов в небе, «Поезд» - движение поезд по рельсам, ходьба по лесу со сбором ягод и грибов.
Стабильная сбалансированность положительных и отрицательных эмоций приводит к удовлетворительной адаптации ребенка к окружающей среде. Воспитание чувств – это способность переживать, чувствовать боль чужих людей, плакать, жалеть. Эмоциональный стресс должен протекать без повреждений сердечно – сосудистой системы, нервной системы, погасить своевременно отрицательные эмоции, сформировать положительный эмоциональный тонус у ребенка.
В связи с тем мы планируем работу в следующих формах: приобщение детей к физической и музыкальной деятельности, художественно – эстетическое воспитание детей, чтение эмоционально – насыщенной литературы.
Исходя из данных форм работы мы придерживаемся следующих задач:
- развивать чувство собственного достоинства, чести, добра, справедливости, уважение к окружающим как успешная адаптация в социальной среде;
- формировать мотивацию на выздоровление, положительный эмоциональный тонус, положительную самооценку;
- совершенствовать эстетическую и гигиеническую микросреды группы.
Здоровьесберегающая педагогика выступает как фактор успокоительного воздействия на психологическое состояние ребенка с особенностями в развитии. Организация двигательной активности и использование здоровьесберегающей технологии выступает как составная часть лечебной педагогики.
Литература:
1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2001 . - № 3.
2. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник : социально – оздоровительная технология 21 века / Ю. Е. Антонов . – М. : Просвещение, 2008 . – 198 с.
3. Бутузова А. С. Медико – педагогическая оздоровительная работа / А. С. Бутузова, П. А. Волков // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 4 – 44 с.
4. Гупп Г. М. Современные технологии проблемы охраны здоровья : учебное пособие / Г. М. Гупп – Спб. – 2010. – 185 с.
5. Каменская В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегательных технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / В. Г. Каменская, С. А. Котова ; под ред. Н. А. Ноткиной. – СПб : Книжный дом, 2008. – 224 с.