12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соловьева Виктория Владимировна673
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Здоровьесберегающая технология, применяемая в 1 "А" классе

Здоровьесберегающая технология, применяемая в 1 «А» классе.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Причем под здоровьем понимается не только физическое состояние, но и психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Основные задачи:

обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе,

снижение уровня заболеваемости учащихся,

сохранение работоспособности на уроках,

формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,

формирование представлений с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье,

формирование системы спортивно - оздоровительной работы.

Основные принципы (Н.К.Смирнов):

«Не навреди».

Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

Соответствие содержания обучения возрасту.

Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.


В своей работе придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, соответствуют требованиям (освещенность, температурный режим и т.д). В связи с эпидемиологической ситуацией в стране, в классе работает рециркулятор, регулярно проводится обработка контактных поверхностей.

У раковины в классе висят памятки о соблюдениии мер по профилактике короновирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, памятка-инструкция о правильном мытье рук. В классе есть необходимые средства для обработки рук.

Для занятий физической культурой есть спортивный зал и стадион. В связи с эпидемиологической ситуацией по возможности занятия проводятся на улице.

Все учащиеся начальной школы обеспечены горячим питанием.

Соблюдается режим образовательного процесса. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

При определении продолжительности занятий в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый и 1 день в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры по 35 минут; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый и 1 день в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры).

При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).

После второго урока проводится динамическая пауза (прогулка, подвижные игры).

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся реализуется на основе всех предметов начальной, а также через организацию внеурочной деятельности в рамках ООП НОО школы, с соблюдением всех требований СанПиН.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, по решению участников образовательных отношений, в количестве 1 часа отводится на учебный предмет «Физическая культура. Подвижные игры», с целью укрепления здоровья, физического развития учащихся, совершенствования двигательной координации, мышечной активности.

Учебный предмет «Физическая культура» проводится 2 раза в неделю.

Кроме того, все учащиеся 1 «А» класса 1 раз в неделю посещают школьный кружок «Подвижные игры народов мира».

На уроках (не только физической культуры) и во внеурочной деятельности с учащимися проводятся беседы о здоровом образе жизни, о причинах ухудшения здоровья, о способах его сохранения. Так, на уроке физической культуры в начале учебного года проводились беседы «Физические качества человека», «Физические упражнения и их значения», на уроках окружающего мира выясняли, что не все растения могут быть безвредными для здоровья человека, есть растения (овощи и фрукты), которые полезны человеку. Регулярно после уроков с ребятами проводятся беседы и классные часы, где также обсуждаются вопросы здоровья (например «Режим дня», «Перемена с увлечением», «Алкоголь и здоровье»).

На таких предметах, как изобразительное искусство и музыка акцент делается на эмоциональное, нравственное здоровье.

Учащиеся класса посещают школьные кружки «Театральная студия» и «Юный художник». Работа здесь строится таким образом, чтобы осуществлялась эмоциональная разрядка учащихся, релаксация.

Во время выполнения практических работ учащимися на ИЗО, технологии, кружке «Юный художник» в классе звучит музыка, что способствует созданию положительной эмоциональной среды.

Рисование на кружке «Юный художник» строится на принципах правополушарного рисования («Я художник, я так вижу»). Это помогает избавиться детям боязни ошибки, так как при правополушарном рисовании невозможно ошибиться. Как хочется нарисовать, то и правильно.

Ребятам участвуют в конкурсах на тему здорового образа жизни и безопасности, что позволяет закрепить, углубить знания по данной теме. Так, в сентябре-октябре 2020-2021 учебного года учащиеся 1 «А» класса приняли участие в школьной викторине по правилам дорожного движения, в городском конкурсе «Жизнь без алкоголя».

На уроках организуется работа в парах и группах, что способствует формированию продуктивного общения между детьми.

Помогают улучшать микроклимат в классном коллективе совместные походы в музей, совместное выполнение работы (дежурство по классу, этюды на кружке «Театральная студия», поздравление именинников, чаепитие в классе и пр.), беседы на нравственные темы (например, «О красоте души и сердца», «Старый друг лучше новых двух», «Правила поведения в школе»).

По мере утомляемости детей на уроках проводятся физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, эмоциональная разрядка (шутки, минутки юмора).

Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.) проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Дифференцированные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности детей.

На занятиях акцент делается на правильном положении тела за партой. неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Обучение в 1 классе безотметочное, что помогает избежать боязни допустить ошибку. Опора идет на положительное, на то, что у ребенка получается. Поэтому в тетрадях по русскому языку и математике (при обучении письму) ребята ставят точку под «красавцами» (наиболее красиво написанными буквами и цифрами), а учитель обводит «красавцев» зеленой пастой. Буквы и цифры, написанные неверно, не исправляются, детям еще раз напоминается алгоритм их написания и предлагается снова написать их.

Важно формировать адекватную самооценку. Для этого используется оценивание Смайликами, волшебная линеечка. Ребята сами оценивают себя по итогам выполнения отдельного задания или по итогу работы на уроке.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающей технологии невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы классного руководителя, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. Проводятся индивидуальные беседы с родителями по особенностям адаптации детей к школе.

Работа с применением здоровьесберегающих технологиий будет вестись и далее. В течение каждого учебного года ведется наблюдение за тем, как формируются знания, умения, навыки и стремления к соблюдению здорового образа жизни (наблюдение классного руководителя, проведение тестов по теме здорового образа жизни и безопасности, беседы с родителями и детьми). В соответствии с этим ведется корректировка плана воспитательной работы в классе, отбирается соответствующий материал для уроков и внеурочной деятельности.




Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.