Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения у детей с нарушением интеллектуальной деятельности
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения у детей с нарушением интеллектуальной деятельности
Подготовила: Е.Г Гончарова
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
Курск 2015-2016 уч. г.
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения у детей с нарушением интеллектуальной деятельности
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Работа учителя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьесберегающая технология, по мнению профессора В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому учителю приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Снятие эмоционального напряжения (вхождение в урок необычным способом, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в слова. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место на уроках отвожу проведению физкультминуток для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе я использую следующие виды физминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения, корректирующие осанку.
Не нужно забывать и о дыхании.
Урок необходимо начинать с успокаивающего дыхания - эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов.
Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце.
Во время урока использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро - эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка выдающегося композитора П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка замечательного композитора Баха дарит чувство покоя, возвышает.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.