Проект интегрированного урока (география + биология) в 7 классе «Жизнь в океане»

1
0
Материал опубликован 16 November 2021

Проект интегрированного урока

(география + биология)

7 класс

Тема урока: Жизнь в океане

Цель урока:

        1. Создать условия для:

- объяснения, почему океан называют «колыбелью жизни»;

- определения групп организмов, обитающих в Мировом океане;

- объяснения особенностей распространения живых организмов в Мировом океане.

2. Развивать умения анализировать, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Проявлять интерес к новому содержанию.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- объяснять, почему океан называют «колыбелью жизни»;

- определять организмы, обитающие в Мировом океане;

- объяснять особенности распространения живых организмов в Мировом океане;

Метапредметные:

- сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по теме.

Личностные:

- проявляют интерес к новому содержанию через выбор дополнительного домашнего задания, просмотр видеоролика.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, информационные листы.

Содержание урока


1. Организационный момент Слайд1

Цель: настроить учащихся на учебную работу

Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте? Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение и позитивный настрой на работу. Присаживайтесь на свои места.


2. Мотивация

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Учитель географии

Откройте тетради. Запишите число. Проставьте в столбик номера заданий от 1 до 10. Я буду читать предложения, вы должны закончить их одним словом. Готовы?

Первое предложение:

         1. Горизонтальное перемещение воды в океане называется течение.

         2. Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных ветров.

         3. Живые организмы Мирового океана делятся на три группы – планктон, нектон, бентос.

         4. Пассивно плавающие организмы – планктон.

Ребята, получается у вас дать правильный ответ? (Нет)

Почему?

Не изучали?


3. Целеполагание

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Кто помнит, о чем шла речь в последнем предложении самостоятельной работы? (О жизни в океане)

Что мы будем изучать на уроке? Слайд 2

Что вы знаете о жизни в океане? (В океане живут рыбы и млекопитающие на разной глубине).

Что вы не знаете о жизни в океане?

Сформулируйте цель на сегодняшний урок. Проговорите ее друг другу в парах. Зафиксируйте цель в виде схемы в рабочих тетрадях.


4. Планирование

Цель: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Чтобы достичь цели «Я буду узнавать о жизни в океане», на какие вопросы нам нужно ответить?

Какой первый вопрос зададим себе при планировании своего движения к цели? (Почему океан называют колыбелью жизни?)

Что будем делать потом? (Сначала узнаем, на какие группы делятся все организмы, обитающие в Мировом океане; потом особенности распространения организмов в Мировом океане).

Составьте план изучения темы.

Предполагаемый вариант плана:

Океан – «колыбель жизни».

Группы организмов, обитающих в Мировом океане.

Особенности распространения организмов в Мировом океане.

Какой план поможет достигнуть цели?


5.Реализация плана

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации, умения ее применять при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов.

Ребята, что мы будем узнавать сначала, согласно нашему плану?

Как вы думаете, почему океан называют колыбелью жизни?

Чтобы ответить на вопрос, выполните работу в паре. Прочитайте текст на странице 88. Задайте по 1 вопросу друг другу.

Закончили работу в паре.

Учитель биологии

Посмотрите на экран. (Просмотр видеоролика латимерии)

Как называется это животное? Что вы знаете о нем?

Как их принято называть животных, которые существовали десятки, а то и сотни миллионов лет?

Почему именно в океане сохранились эти животные?

А сейчас, ребята, Ж. Верн и герои его романа «20 000 лье под водой» приглашают нас отправиться в морские глубины. Слайд 3

Как вы думаете, что мы будем узнавать? (Группы организмов, обитающих в Мировом океане)

Мы переходим ко второму пункту плана.

Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 корабля, где каждый из вас станет океанологом-исследователем. Работать вы будете в паре.

Послушайте, что нужно сделать:

Прочитаете задание в судовом журнале.

Изучите текста учебника и дополнительной литературы (она лежит на столах), используйте собственные знания, поработайте с терминами.

Исправьте ошибки в таблице. Слайд 4

Каждый исследователь группы может придумать свой вопрос другой группе.

1 корабль будет изучать планктон Слайд 5

2 корабль – нектон Слайд 6

3 корабль – бентос Слайд 7

Внимание ребята. Мы вернулись из подводного путешествия. Переходим к представлению полученных результатов. Слайд 8

Просьба к выступающим: говорите громко и четко, так как во время отчетов заполняет таблицу нужной информацией. Если у вас возникнут вопросы к выступающему, задайте их.

Посмотрим, как вы усвоили материал. Капитан Немо собрал огромную коллекцию морских организмов, но упорядочить обитателей океана у него - нет времени. Поэтому предлагаю сделать подарок капитану, распределив имеющиеся в коллекции организмы на группы. Перед вами лежат карточки. Слайд 9 Красная – планктон, желтая – нектон, бентос – голубая. Укажите, к каким группам относятся перечисленные морские организмы, поднимая карточку нужного цвета. Слайд 10-20

Учитель географии

Работа на корабле была утомительной. Давайте отдохнем с героем ФМ.

Во время путешествия вы не могли не заметить, что жизнь в океане распределена крайне неравномерно. Слайд 21

Что будем узнавать?

Как вы думаете, отчего зависит распространение жизни в океане?

Значит все просто максимум жизни – в тропиках (там вода теплее), минимум в полярных широтах. А весь мировой улов рыбы приходится на акватории океанов, расположенных в умеренных широтах? Почему?

Учитель биологии

Затрудняетесь ответить? Обратите внимание на слайд. Слайд 22 Возможно, здесь вы найдете подсказку. Капитан провел простой опыт: поставил два аквариума с рыбами. Один аквариум помощники капитана немного нагрели, а другой – остудили. Результат не заставил себя ждать: в теплой воде рыбы всплывали чаще, чем в холодной.

Сделайте вывод о зависимости количества кислорода в воде от ее температуры и запишите его в журнал.

Как вы считаете, в каких водах тропических или умеренных органический мир будет разнообразнее? Сделайте пометку в судовой журнал.

Учитель географии

Задачка от Капитана Немо. Слайд 23

Какие три из перечисленных морей являются самыми рыбными? 

1. Балтийское

2. Карибское

3. Берингово

4. Тасманово

5. Южно-Китайское 


6. Контроль

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление.

Вспомните, что мы узнавали на уроке?

Мы нашли ответы на поставленные вопросы?

Проверим. По пунктам плана задаю вопросы.

Зачем мы изучали жизнь в океане?

Теперь мы можем дописать самостоятельную работу?

Готовы? На каком предложении мы остановились?

Первое предложение:

1. Горизонтальное перемещение воды в океане называется течение.

2. Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных ветров.

3. Живые организмы Мирового океана делятся на три группы – планктон, нектон, бентос.

4. Пассивно плавающие организмы – планктон.

5. Найди лишнее: кашалот, медуза, акула.

6. Большая часть мирового улова рыбы приходится на эти широты – умеренные.

7. Донные организмы – бентос.

8. Найди лишнее – морская звезда, камбала, морская черепаха.

9. Животные, активно перемещающиеся в толще воды – нектон.

10. Самый крупный представитель планктона – медуза.

Взаимопроверка по критериям. Слайд 24

Кто выполнил задания на «5»? «4»? «3»?


7.Оценка

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности

Успешно ли ты справился с заданием?

Насколько вы удовлетворены своей работой?


8. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, оцените жестами свою деятельность на уроке: большой палец вверх - «все удалось», большой палец вниз - «не все удалось», ОК – «остались вопросы».


9. Домашнее задание Слайд 25

Цель этапа: создать условия для выбора учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей.

Домашнее задание предлагаю вам выбрать самим:

Обязательное задание:

§12, ответить на вопросы.

Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «Живые организмы Мирового океана»;

б) составить кроссворд по теме «Жизнь в океане»;

в) подготовить устное сообщение «Медуза – самый крупный представитель планктона»;

г) нарисовать морской организм с приложением-пояснением (краткое описание).


Жизнь в океане
PPTX / 5.01 Мб

Информационный лист

Живые организмы в океане и пресных водоёмах делятся на три группы: планктон, нектон и бентос.

Планктон (от греч. planktos — блуждающий) — это все организмы, населяющие пресные и солёные водоёмы и почти не способные к само­стоятельному движению (рис. 167). Планктон делится на животный — зоопланктон и расти­тельный — фитопланктон.

Фитопланкто­н — водоросли, способные к фотосинтезу, населяют океаны и моря лишь на глубине до 100 м. Фитопланктон служит пищей для зоопланк­тона и других водных животных.

t1637053460aa.gif

Зоопланктон — это циклопы, дафнии, криль, которые питаются другими мелкими организмами.

Существует другая классификация, в которой учитывается не способ питания, а размер организмов. По этой системе выделяют группы, начиная с наннопланктона (вирусов) и заканчивая мегапланктоном. О существовании этой группы узнали только в 1980-х годах. К мегапланктону относятся медузы, головоногие, гребневики и другие водные обитатели, тело которых более 2 см в длину.

Планктоном питаются различные мелкие рыбы (сардины, анчоусы и др.). И не только. Это излюбленное лакомство крупнейших морских животных — китов, которые поглощают громадное количе­ство этих мельчайших обитателей океана, постоянно пропуская воду через пластины китового уса.

Почему планктон не тонет?

Планктон — это что-то очень легкое, свободно парящее в среде обитания. Тех живых существ, плотность тела которых больше единицы, во взвешенном состоянии удерживает собственная двигательная активность.

Перечислим черты строения планктона, которые позволяют существовать в поверхностном слое воды:

микроскопические либо малые размеры;

плоская форма тела;

насыщенность тканей водой (до 98%);

выделение обильной слизи на поверхности тела;

газовые вакуоли;

жировые включения;

выросты, иглы, волоски, щетинки на поверхности тела;

незначительное количество в тканях тяжелых химических элементов.

У каждого вида планктона присутствуют не все, а 2-3 приспособления из списка. Удивительная способность некоторых парящих организмов — изменение плотности в зависимости от температуры воды. В холодной среде удельный вес тела увеличивается, а в теплой — снижается, что препятствует погружению.

Нектон (от греч. nektos — плавающий) — активно плавающие вод­ные животные, которые способны противостоять силе течения и пере­мещаться на значительные расстояния. К ним относятся рыбы, каль­мары, китообразные, ластоногие, водные змеи, черепахи, пингвины и др.

Бентос (от греч. benthos — глубина) — донные организмы, обитающие на грунте и в грунте дна, морей и океанов. К активно передвигаю­щимся животным бентоса относятся морские звёзды, крабы, раки. Есть организмы, которые то всплывают, то лежат на дне, — камбалы и скаты. Малоподвижны моллюски (гребеш­ки, блюдечки). Ко дну прикрепляются устрицы и другие моллюски, а в грунт закапываются ланцетники. Основная масса бентоса живёт на мелководных участках морей.


Судовой журнал

Задание 1. Исправь ошибки в таблице.

Группы организмов, обитающих в океане

Группа морских организмов

Область жизни в океане

Представители групп морских организмов

Планктон

Вся толща воды

Кашалот, дафния, циклоп, сельдь, краб

Нектон

Поверхность воды

Медуза, кит, тунец, дафния, морской ёж

Бентос

Дно морей и океанов

Морская черепаха, морская звезда, криль, краб, коралл

Задание 2. Заполни пропуски.

Количество кислорода в воде _____ при ____ температуры воды. (Поставь знаки ↓ или ↑)

ТРОПИЧЕСКИЕ ШИРОТЫ

УМЕРЕННЫЕ ШИРОТЫ







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.