Проект интегрированного урока (география + биология) в 7 классе «Жизнь в океане»
Проект интегрированного урока
(география + биология)
7 класс
Тема урока: Жизнь в океане
Цель урока:
1. Создать условия для:
- объяснения, почему океан называют «колыбелью жизни»;
- определения групп организмов, обитающих в Мировом океане;
- объяснения особенностей распространения живых организмов в Мировом океане.
2. Развивать умения анализировать, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Проявлять интерес к новому содержанию.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- объяснять, почему океан называют «колыбелью жизни»;
- определять организмы, обитающие в Мировом океане;
- объяснять особенности распространения живых организмов в Мировом океане;
Метапредметные:
- сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по теме.
Личностные:
- проявляют интерес к новому содержанию через выбор дополнительного домашнего задания, просмотр видеоролика.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, информационные листы.
Содержание урока
1. Организационный момент Слайд1
Цель: настроить учащихся на учебную работу
Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте? Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение и позитивный настрой на работу. Присаживайтесь на свои места.
2. Мотивация
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.
Учитель географии
Откройте тетради. Запишите число. Проставьте в столбик номера заданий от 1 до 10. Я буду читать предложения, вы должны закончить их одним словом. Готовы?
Первое предложение:
1. Горизонтальное перемещение воды в океане называется течение.
2. Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных ветров.
3. Живые организмы Мирового океана делятся на три группы – планктон, нектон, бентос.
4. Пассивно плавающие организмы – планктон.
Ребята, получается у вас дать правильный ответ? (Нет)
Почему?
Не изучали?
3. Целеполагание
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.
Кто помнит, о чем шла речь в последнем предложении самостоятельной работы? (О жизни в океане)
Что мы будем изучать на уроке? Слайд 2
Что вы знаете о жизни в океане? (В океане живут рыбы и млекопитающие на разной глубине).
Что вы не знаете о жизни в океане?
Сформулируйте цель на сегодняшний урок. Проговорите ее друг другу в парах. Зафиксируйте цель в виде схемы в рабочих тетрадях.
4. Планирование
Цель: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Чтобы достичь цели «Я буду узнавать о жизни в океане», на какие вопросы нам нужно ответить?
Какой первый вопрос зададим себе при планировании своего движения к цели? (Почему океан называют колыбелью жизни?)
Что будем делать потом? (Сначала узнаем, на какие группы делятся все организмы, обитающие в Мировом океане; потом особенности распространения организмов в Мировом океане).
Составьте план изучения темы.
Предполагаемый вариант плана:
Океан – «колыбель жизни».
Группы организмов, обитающих в Мировом океане.
Особенности распространения организмов в Мировом океане.
Какой план поможет достигнуть цели?
5.Реализация плана
Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации, умения ее применять при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов.
Ребята, что мы будем узнавать сначала, согласно нашему плану?
Как вы думаете, почему океан называют колыбелью жизни?
Чтобы ответить на вопрос, выполните работу в паре. Прочитайте текст на странице 88. Задайте по 1 вопросу друг другу.
Закончили работу в паре.
Учитель биологии
Посмотрите на экран. (Просмотр видеоролика латимерии)
Как называется это животное? Что вы знаете о нем?
Как их принято называть животных, которые существовали десятки, а то и сотни миллионов лет?
Почему именно в океане сохранились эти животные?
А сейчас, ребята, Ж. Верн и герои его романа «20 000 лье под водой» приглашают нас отправиться в морские глубины. Слайд 3
Как вы думаете, что мы будем узнавать? (Группы организмов, обитающих в Мировом океане)
Мы переходим ко второму пункту плана.
Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 корабля, где каждый из вас станет океанологом-исследователем. Работать вы будете в паре.
Послушайте, что нужно сделать:
Прочитаете задание в судовом журнале.
Изучите текста учебника и дополнительной литературы (она лежит на столах), используйте собственные знания, поработайте с терминами.
Исправьте ошибки в таблице. Слайд 4
Каждый исследователь группы может придумать свой вопрос другой группе.
1 корабль будет изучать планктон Слайд 5
2 корабль – нектон Слайд 6
3 корабль – бентос Слайд 7
Внимание ребята. Мы вернулись из подводного путешествия. Переходим к представлению полученных результатов. Слайд 8
Просьба к выступающим: говорите громко и четко, так как во время отчетов заполняет таблицу нужной информацией. Если у вас возникнут вопросы к выступающему, задайте их.
Посмотрим, как вы усвоили материал. Капитан Немо собрал огромную коллекцию морских организмов, но упорядочить обитателей океана у него - нет времени. Поэтому предлагаю сделать подарок капитану, распределив имеющиеся в коллекции организмы на группы. Перед вами лежат карточки. Слайд 9 Красная – планктон, желтая – нектон, бентос – голубая. Укажите, к каким группам относятся перечисленные морские организмы, поднимая карточку нужного цвета. Слайд 10-20
Учитель географии
Работа на корабле была утомительной. Давайте отдохнем с героем ФМ.
Во время путешествия вы не могли не заметить, что жизнь в океане распределена крайне неравномерно. Слайд 21
Что будем узнавать?
Как вы думаете, отчего зависит распространение жизни в океане?
Значит все просто максимум жизни – в тропиках (там вода теплее), минимум в полярных широтах. А весь мировой улов рыбы приходится на акватории океанов, расположенных в умеренных широтах? Почему?
Учитель биологии
Затрудняетесь ответить? Обратите внимание на слайд. Слайд 22 Возможно, здесь вы найдете подсказку. Капитан провел простой опыт: поставил два аквариума с рыбами. Один аквариум помощники капитана немного нагрели, а другой – остудили. Результат не заставил себя ждать: в теплой воде рыбы всплывали чаще, чем в холодной.
Сделайте вывод о зависимости количества кислорода в воде от ее температуры и запишите его в журнал.
Как вы считаете, в каких водах тропических или умеренных органический мир будет разнообразнее? Сделайте пометку в судовой журнал.
Учитель географии
Задачка от Капитана Немо. Слайд 23
Какие три из перечисленных морей являются самыми рыбными?
1. Балтийское
2. Карибское
3. Берингово
4. Тасманово
5. Южно-Китайское
6. Контроль
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление.
Вспомните, что мы узнавали на уроке?
Мы нашли ответы на поставленные вопросы?
Проверим. По пунктам плана задаю вопросы.
Зачем мы изучали жизнь в океане?
Теперь мы можем дописать самостоятельную работу?
Готовы? На каком предложении мы остановились?
Первое предложение:
1. Горизонтальное перемещение воды в океане называется течение.
2. Самое мощное течение в Мировом океане – течение Западных ветров.
3. Живые организмы Мирового океана делятся на три группы – планктон, нектон, бентос.
4. Пассивно плавающие организмы – планктон.
5. Найди лишнее: кашалот, медуза, акула.
6. Большая часть мирового улова рыбы приходится на эти широты – умеренные.
7. Донные организмы – бентос.
8. Найди лишнее – морская звезда, камбала, морская черепаха.
9. Животные, активно перемещающиеся в толще воды – нектон.
10. Самый крупный представитель планктона – медуза.
Взаимопроверка по критериям. Слайд 24
Кто выполнил задания на «5»? «4»? «3»?
7.Оценка
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности
Успешно ли ты справился с заданием?
Насколько вы удовлетворены своей работой?
8. Рефлексия
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Ребята, оцените жестами свою деятельность на уроке: большой палец вверх - «все удалось», большой палец вниз - «не все удалось», ОК – «остались вопросы».
9. Домашнее задание Слайд 25
Цель этапа: создать условия для выбора учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей.
Домашнее задание предлагаю вам выбрать самим:
Обязательное задание:
§12, ответить на вопросы.
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «Живые организмы Мирового океана»;
б) составить кроссворд по теме «Жизнь в океане»;
в) подготовить устное сообщение «Медуза – самый крупный представитель планктона»;
г) нарисовать морской организм с приложением-пояснением (краткое описание).
Информационный лист
Живые организмы в океане и пресных водоёмах делятся на три группы: планктон, нектон и бентос.
Планктон (от греч. planktos — блуждающий) — это все организмы, населяющие пресные и солёные водоёмы и почти не способные к самостоятельному движению (рис. 167). Планктон делится на животный — зоопланктон и растительный — фитопланктон.
Фитопланктон — водоросли, способные к фотосинтезу, населяют океаны и моря лишь на глубине до 100 м. Фитопланктон служит пищей для зоопланктона и других водных животных.
Зоопланктон — это циклопы, дафнии, криль, которые питаются другими мелкими организмами.
Существует другая классификация, в которой учитывается не способ питания, а размер организмов. По этой системе выделяют группы, начиная с наннопланктона (вирусов) и заканчивая мегапланктоном. О существовании этой группы узнали только в 1980-х годах. К мегапланктону относятся медузы, головоногие, гребневики и другие водные обитатели, тело которых более 2 см в длину.
Планктоном питаются различные мелкие рыбы (сардины, анчоусы и др.). И не только. Это излюбленное лакомство крупнейших морских животных — китов, которые поглощают громадное количество этих мельчайших обитателей океана, постоянно пропуская воду через пластины китового уса.
Почему планктон не тонет?
Планктон — это что-то очень легкое, свободно парящее в среде обитания. Тех живых существ, плотность тела которых больше единицы, во взвешенном состоянии удерживает собственная двигательная активность.
Перечислим черты строения планктона, которые позволяют существовать в поверхностном слое воды:
микроскопические либо малые размеры;
плоская форма тела;
насыщенность тканей водой (до 98%);
выделение обильной слизи на поверхности тела;
газовые вакуоли;
жировые включения;
выросты, иглы, волоски, щетинки на поверхности тела;
незначительное количество в тканях тяжелых химических элементов.
У каждого вида планктона присутствуют не все, а 2-3 приспособления из списка. Удивительная способность некоторых парящих организмов — изменение плотности в зависимости от температуры воды. В холодной среде удельный вес тела увеличивается, а в теплой — снижается, что препятствует погружению.
Нектон (от греч. nektos — плавающий) — активно плавающие водные животные, которые способны противостоять силе течения и перемещаться на значительные расстояния. К ним относятся рыбы, кальмары, китообразные, ластоногие, водные змеи, черепахи, пингвины и др.
Бентос (от греч. benthos — глубина) — донные организмы, обитающие на грунте и в грунте дна, морей и океанов. К активно передвигающимся животным бентоса относятся морские звёзды, крабы, раки. Есть организмы, которые то всплывают, то лежат на дне, — камбалы и скаты. Малоподвижны моллюски (гребешки, блюдечки). Ко дну прикрепляются устрицы и другие моллюски, а в грунт закапываются ланцетники. Основная масса бентоса живёт на мелководных участках морей.
Судовой журнал
Задание 1. Исправь ошибки в таблице.
Группы организмов, обитающих в океане
Группа морских организмов | Область жизни в океане | Представители групп морских организмов |
Планктон | Вся толща воды | Кашалот, дафния, циклоп, сельдь, краб |
Нектон | Поверхность воды | Медуза, кит, тунец, дафния, морской ёж |
Бентос | Дно морей и океанов | Морская черепаха, морская звезда, криль, краб, коралл |
Задание 2. Заполни пропуски.
Количество кислорода в воде _____ при ____ температуры воды. (Поставь знаки ↓ или ↑)
ТРОПИЧЕСКИЕ ШИРОТЫ
УМЕРЕННЫЕ ШИРОТЫ