Научная статья по психологии «Жизнестойкость как одно из важных личностных характеристик в период подросткового кризиса»

1
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Калёнова Ксения Андреевна

Магистр 1 курса факультета

психологии и специального образования

Научный руководитель к.псх.н., доцент Забродина Л.А.

Кафедра возрастной и педагогической психологии

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ПЕРИОД ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

В настоящее время во многих странах наблюдается политическая и экономическая дестабилизация, которая влияет на отношение человека к миру, к окружающим людям, к своей жизни. Не каждый человек готов к тому, чтобы успешно адаптироваться к изменениям в социуме, занимать активную позицию в обществе, самостоятельно преодолевать трудности, решать жизненные проблемы. Отсюда можно говорить о важности жизнестойкости личности в соответствии с ее личностными качествами, которые позволяют ей адаптироваться в социуме, успешно заниматься саморазвитием, самоактуализацией, быть не таким, как все, найти своё призвание и быть полезным обществу.

Жизнестойкость, как одна из важных характеристик личности, которая является ключом к стрессоустойчивости, необходима каждой личности особенно в периоды возрастных и личностных кризисов.

В современном мире подростки зачастую оказываются в ситуации «скрытого социального сиротства», когда им недостает внимания со стороны родителей, в силу чрезмерной трудовой занятости, пренебрежения к их потребностям и интересам, когда не удовлетворяются в полной мере их потребности в личностном общении, в признании их «взрослости» со стороны социума. Все это происходит в самый сложный для них период жизни: в период возрастного кризиса, перехода от детства к взрослости. По-разному ученые называют это время для подростка: время «бури и натиска», «эмоционального шторма», «трудный возраст» [1].

Анализ психологической литературы, свидетельствует о том, что личность в подростковый кризисный период характеризуется повышенной возбудимостью, импульсивностью, неуравновешенностью, утомляемостью, раздражительностью. В этот период у подростков может наблюдаться частая смена настроения, категоричность высказываний, противоречивость. У подростков появляется желание быть признанными окружающими людьми и особенно взрослыми, которое сочетается с показной независимостью. Борьба с авторитетами и обожествление кумиров, эгоистичность у подростков проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Грубость, вербальная агрессия и бесцеремонность у подростков может сочетаться с ранимостью. У подростков наблюдаются частые колебания от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. У них обостряется чувствительность к оценке другими их внешности, способностей, силы, умений и сочетается с излишней их самоуверенностью [3].

Наличие у подростков перечисленных выше специфичных личностных особенностей даёт основания для тревог, связанных с физическим «Я», образом тела и определяет кризисную симптоматику. Поэтому формирование жизнестойкости в подростковом возрасте крайне важно.

Исследованиями жизнестойкости как личностной характеристики занимались такие ученые как Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. Штерн, Э. Шпрангер, К. Роджерс, Г.Крайг и т.д.

С точки зрения Д.А. Леонтьева, жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

Понятие «жизнестойкость личности» является важной составляющей в становлении личности человека, поскольку устойчивость охраняет его от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, равновесия, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

Структура жизнестойкости определяется жизненными установками, а именно вовлеченностью, контролем и принятием риска.

«Вовлеченность» - это уверенность человека в том, что в спорных, трудных и проблемных ситуациях важно располагать информацией о происходящем вокруг, контактировать с окружающими людьми, отдавать как можно больше своего времени, внимания, усилий и стараний происходящему вокруг и быть участником разного рода отношений. Если подросток не придерживается данной тактики, то на смену вовлеченности приходит отчужденность, в следствии которой, возникают межличностные и внутриличностные конфликты, дезадаптация.

Жизненная установка «контроль» позволяет человеку быть уверенным в том, что он всегда может повлиять на исход событий. Однако, если ситуация не может быть решена эффективным способом, то подросток с высокой установкой контроля принимает ее такой, какая она есть, старается изменить свое отношение к ней, иначе у него может сформироваться чувство беспомощности.

И наконец, «принятие риска» – это та установка, которая позволяет подростку чувствовать себя увереннее не только в обычной жизни, но и в стрессовых ситуациях. Благодаря «принятию риска» подросток приобретает ценный опыт из происходящего вокруг, легко адаптируется и взаимодействует в социуме [3].

Жизнестойкость как характеристика личности определяется смысловой регуляцией личности, её адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, оптимальным уровнем социальной компетентности, коммуникативными способностями.

В научной литературе изучаются различные факторы формирования жизнестойкости у подростков.

К основным факторам Книжникова С.В. относит такие факторы, как семья, межличностные отношения с близкими люди, влияние социальной и культурной среды, внутренние ресурсы личности подростка, которые позволяют оптимально справляться с жизненными трудностями.

Личностный фактор включает в себя множество личностных характеристик подростков, которые формируют жизнестойкость у подростков [2].

Поэтому важно определить какие личностные характеристики позволяют сформировать жизнестойкость подростков. Отсюда целью нашего исследования стало уточнить с помощью эмпирического исследования взаимосвязь жизнестойкости с различными личностными характеристиками подростков.

Эмпирическое исследование было организовано и проведено в МОУ «СОШ с. Ивантеевка» с обучающимися девятых классов в количестве 48 человек в возрасте от 15 до 16 лет.

Для решения цели исследования были использованы: методика «Тест жизнестойкости Сальваторе Мадди» и «Опросник самочувствия, активности, настроения (САН)».

Полученные результаты по методикам были обработаны с помощью ключей и определены средние арифметические значения по каждой шкале методик.

Средние арифметические значения по каждой шкале теста жизнестойкости Сальваторе Мадди позволяют увидеть следующую картину общей жизнестойкости и некоторых личностных характеристик девятиклассников.

Полученные результаты по шкале «активность» находятся у подростков в пределах нормы (среднее значение составило 4,79). Среднюю норму составили результаты по шкалам: «самочувствие» (среднее значение - 3,51) и «настроение» (среднее значение - 3,57). Результаты по шкале «общая жизнестойкость», свидетельствуют о том, что среди девятиклассников наблюдается сформированная жизнестойкость выше средней нормы (среднее значение - 88,51).

Далее была проведена диагностика по выявлению личностных характеристик подростков с помощью опросника самочувствия, активности, настроения (САН)» и сделан корреляционный анализ полученных результатов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количественный корреляционный анализ полученных результатов

исследования

 

Вовлечённость

Контроль

Принятие риска

Общая жизнестойкость

Самочувствие

0,0493551

-0,197041375

-0,235971443

0,016328722

Активность

0,124042836

-0,032188212

0,020514198

0,158166521

Настроение

0,036180154

-0,276291015

-0,317633512

0,014790391

Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что метод корреляционного анализа демонстрирует незначительную тенденцию прямой зависимости шкалы «общая жизнестойкость» и шкалы «активность» (коэффициент корреляции равен 0.16). Данная тенденция показывает, что чем активнее подростки в той или иной деятельности, проявляют большой интерес к ней, тем выше их жизнестойкость, которая обусловлена вовлеченностью, самоконтролем и принятием риска. Активные, любознательные, инициативные подростки успешно адаптируются к новым условиям, к стрессам.

Результаты исследования показывают обратную зависимость между шкалой «самочувствие» и шкалой «принятие риска» (коэффициент корреляции равен -0,24) и «контроль» (коэффициент корреляции равен -0,2). Данные результаты свидетельствуют о том, что подростки с адекватной самооценкой, уверенные в себе, способны контролировать свои эмоции, действия и поступки, легче переносят стрессы, решают самостоятельно свои проблемы, чем те подростки, которые полностью рассчитывают на окружающих, близких; избегают общения, межличностных контактов.

Результаты шкал «настроение» и «принятие риска» показывают обратную взаимосвязь (коэффициент корреляции равен -0,28). Тем самым прослеживается следующая тенденция, чем ниже эмоциональный фон подростка в период кризиса, тем в большей степени он способен принимать необдуманные, поспешные решения в той или иной ситуации. Старший школьник более комфортный в компании. В период повышенного эмоционального уровня у него могут преобладать такие личностные характеристики как инертность, перевозбуждённость, неаккуратность, несамостоятельность в принятии решений.

Результаты исследования показывают обратную зависимость между шкалой «настроение» и шкалой «контроль» (коэффициент корреляции равен -0,32). Чем выше уровень контроля, в том числе и концентрация внимания подростка, тем слабее его эмоциональный фон. В период подросткового кризиса ребёнок может чувствовать себя усталым уже с утра, быстро утомляться в течение дня или, наоборот, быть тревожным, агрессивным, относится к окружающим с недоверием и настороженностью. В общении с родителями, преподавателями и взрослыми окружающими его людьми подросток будет скорее немногословен, чем тот, у кого прослеживается баланс между эмоциональным фоном и самоконтролем.

По-нашему мнению, такая зависимость является вполне ожидаемой и логичной. У старшего школьника, который без труда решает вопросы не только личного, но и общественного характера преобладает благоприятный эмоциональный фон. У подростка с низкими показателями контроля и принятия риска можно отметить частые уходы в себя, замкнутость, неразговорчивость, плаксивость или, наоборот, ничем не подкреплённые приступы агрессивного поведения, злость, подозрительность, инертность. Пониженный эмоциональный фон препятствует благоприятному формированию жизнестойкости у подростка, тем самым создавая кризисные ситуации в жизни ребёнка.

Итак, на основе результатов настоящего исследования, можно сделать следующие выводы. В период кризиса подросткам позволяют быть более жизнестойкими такие личностные характеристики как высокая активность, любознательность; хорошее самочувствие (физическое и психическое). Жизнестойкий подросток – это ребёнок, у которого преобладает благоприятный эмоциональный фон, который вовлечён в мероприятия, происходящее вокруг него, принимает активное участие; подросток может контролировать не только самого себя, свои эмоции и чувства, но и обстановку, в которой он находится. Способность самостоятельно обдумывать и принимать решения, осознавать свою ответственность за их последствия позволяют подростковому поколению быть более жизнестойкими и психологически здоровыми личностями.

Таким образом, жизнестойкие подростки осознают себя как личность, которая способна проводить границу между собой и окружающими проблемами. Они в некотором смысле независимые люди с хорошо сформированным самоконтролем. Воспитание жизнестойкости у подростков требует от родителей и учителей определенной системы отношений, взаимодействия, обучения и воспитания. Говоря о подростковом кризисе, жизнестойкость придаёт силы для преодоления препятствий и противодействий, даёт некий толчок к саморазвитию, освобождает от неуверенности, комплексов и пессимизма, обеспечивает уважение – к людям и жизни. Благодаря исследованию и формированию жизнестойкости у подростка можно предупредить девиантное,т.е. отклоняющееся поведение, в том числе и суицидальные наклонности.

Литература:

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2. / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 90 с.

2. Книжникова С.В. Нравственные зёрна и плевелы подростковой медиапродукции: как научить школьников отделять одно от другого? // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 221.

3. Леонтьев Д.А. Автореферат. Психология смысла. – М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.