Технологическая карта урока «Речь и альтернативная коммуникация» с обучающимися 3 года обучения на тему «Звук и буква Х»
Технологическая карта урока «Речь и альтернативная коммуникация» с обучающимися 3 года обучения (вариант 2)
Учитель: Ястребцева Оксана Анатольевна
ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема урока: Звук и буква Х
Цель: формирование умения дифференцировать изученные буквы
Познакомит со звуком [х] и буквой Х.
Учить дифференцировать понятие звук и буква.
Развивать память, фонематический слух обучающихся, через упражнения и дидактические игры.
Воспитывать мотивацию к учебной деятельности
Дидактическая структура урока | | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты |
Оргмомент (мотивационный этап) | Словесные: создание положительной мотивационной установки. | -Здравствуйте, ребята! друг-другу и тихонечко сядем. Артикуляционная гимнастика: (маляр видео смотреть онлайн) Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу. Выполняют артикуляционную гимнастику. | Умение слушать учителя, использовать навыки учебного поведения |
Определение темы урока | Словесные: Звуковая зарядка Игра Беседа Индивидуальный опрос | Звуковая «зарядка»- Как гудит сильный ветер?- Как шумят деревья?- Как фыркает ежик?- Как рычит собака? Что мы сейчас произносили? -Ребята, мы продолжаем изучать звуки и буквы. Давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках. Игра « Что в мешочке?» Какие буквы изучили? В какие домики мы поселили эти буквы? Буквы мы видим и пишем, а еще из них составляем слоги и слова. Прочитаем слова: ма-ма, са-ма, о-са, сам. Сколько слогов в слове. Отгадайте, какой звук мы будем изучать сегодня. - Ребята, отгадайте загадку: Этот маленький зверек - Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим? А вы знаете, с какого звука начинается слово хомяк? – Хомка говорит- Конечно, со звука А - Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк? А имя Хомка с какого звука? Звук и буква Х – тема урока | Имитируют звуки, слышимые в природе. Методом ощупывания, определяют найденную букву, называют. Определяют цвет обозначения буквы. Читают слова, делят на слоги. Отгадывают загадку, определяют первый звук в слове. | Умение определять звук Умение имитировать звуки. Умение читать слова, делить на слоги, составлять схему слова. |
Открытие нового знания | Наглядные : иллюстрации, ТСО, работа с раздаточным материалом Индивидуальные карточки с заданием | Давайте поучимся сами и научим Хомку произносить звук Х. - вы гуляли во дворе зимой и у вас замерзли руки. Что вы будите делать? Нужно снять рукавички и подуть на руки теплым воздухом: х-х-х-х. - Повторите. - С голосом или без голоса мы произносим звук [х]? Это звук поется или мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграду? Его мы будем обозначать каким цветом? Почему. - Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его — за нижними зубами. - Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. - Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают язык) - Звук [х] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: Х. познакомьтесь с буквой Х - А на что похожа буква Х? Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены? Показ буквы при помощи рук, пальцев. Конструирование буквы из палочек. Показ на доске, написания печатной буквы. Рассматривание картинок. Назовем слова на букву Х. Итак: мы познакомились с еще одной буквой. Назовите её. Каким цветом мы будем обозначать эту букву? Почему? В какой домик мы поселим букву Х? Закрасьте на карточке букву Х синим цветом. (карточка № 1) произнесем слова на картинке. | Произносят звук. Выполняют действия по инструкции учителя. Рассматривают букву, определяют элементы буквы. | Умение произносить звук, действовать по инструкции. Формировать умение сотрудничать с учителем. Формировать умение строить речевые высказывания. Формирование умения определять первый звук в словах. |
Физминутка | Показ видео | «Капитан краб» | ||
Этап первичного закрепления | Словесные. Практические. | Упражнение «Кто внимательный?» Повторим, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим. Прослушайте стихотворение про нашего хомячка. Слушайте внимательно: когда услышите слова с буквой Х, вы должны хлопнуть в ладоши. Прохлопаем. Хомяк Хома до слез хохочет. Хомяк от смеха лопнуть хочет. Смеется Хомка: Ха-ха-ха! Спугнула муха петуха Упражнения на мелкую моторику. Выкладываем из фасоли букву «Х» Читаем на карточках (№ 2) и прописываем в тетради печатные слоги АХ, ОХ, УХ. Дом, рыба ,сапоги, хомяк Лиса, холодильник, кукла, кот | Слушают стихотворение, выполняют хлопки при звуке Х. Выкладывают букву из фасоли. Чтение слогов. | Формировать умение работать с мелким материалом Умение дифференцировать звук [х]. . |
Итог урока | | - С каким звуком мы познакомились? - Что вы узнали о нём? - Кто помог нам? - Покажите букву Х. | Дают оценку на уроке, аргументируют ответ. | Умение оценивать себя и свои действия |
Рефлексия | | Кого сегодня похвалили Ты сегодня хорошо работал? Фишки | | |
Сказка про хомяка «Хомяк-хвастун»
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы
послушать его удивительные истории.
- Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
- Ух, ты! – удивились его друзья.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю – лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом ... я …
-Что, что потом?! – спросили хомяки.
- Я ... потом ...
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)