12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ястребцева Оксана Анатольевна60
учитель ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска. закончила Иркутский государственный педагогический университет, факультет специальная педагогика, специальность олигофренопедагог. Педагогический стаж 24 года.
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Технологическая карта урока «Речь и альтернативная коммуникация» с обучающимися 3 года обучения (вариант 2)

Учитель: Ястребцева Оксана Анатольевна

ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: Звук и буква Х

Цель: формирование умения дифференцировать изученные буквы

Познакомит со звуком [х] и буквой Х.

Учить дифференцировать понятие звук и буква.

Развивать память, фонематический слух обучающихся, через упражнения и дидактические игры.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности


Дидактическая структура урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

Оргмомент (мотивационный этап)

Словесные: создание положительной мотивационной установки.

-Здравствуйте, ребята!
Проверим наш внешний вид, улыбнемся

друг-другу и тихонечко сядем.
- Руки? На месте.
- Ноги? На месте.
- Локти? У края.
- Спина? Прямая.

Артикуляционная гимнастика: (маляр видео смотреть онлайн)
Упражнение 1. «Чищу зубы»
Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо, и в обратном порядке.
Упражнение 2. «Вкусное варенье»

Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.
Упражнение3. «Шарики»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Умение слушать учителя, использовать навыки учебного поведения

Определение темы урока

Словесные: Звуковая зарядка

Игра

Беседа



Индивидуальный опрос

Звуковая «зарядка»- Как гудит сильный ветер?- Как шумят деревья?- Как фыркает ежик?- Как рычит собака? Что мы сейчас произносили?

-Ребята, мы продолжаем изучать звуки и буквы. Давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

Игра « Что в мешочке?»

Какие буквы изучили? В какие домики мы поселили эти буквы?

Буквы мы видим и пишем, а еще из них составляем слоги и слова. Прочитаем слова:

ма-ма, са-ма, о-са, сам. Сколько слогов в слове.


Отгадайте, какой звук мы будем изучать сегодня.

- Ребята, отгадайте загадку:

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает … (хомяк).

Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?

А вы знаете, с какого звука начинается слово хомяк? – Хомка говорит- Конечно, со звука А

- Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк? А имя Хомка с какого звука?

Звук и буква Х – тема урока

Имитируют звуки, слышимые в природе.



Методом ощупывания, определяют найденную букву, называют. Определяют цвет обозначения буквы.

Читают слова, делят на слоги.


Отгадывают загадку, определяют первый звук в слове.

Умение определять звук Умение имитировать звуки. Умение читать слова, делить на слоги,

составлять схему слова.

Открытие нового знания

Наглядные : иллюстрации, ТСО, работа с раздаточным материалом










Индивидуальные карточки с заданием



Давайте поучимся сами и научим Хомку произносить звук Х.

- вы гуляли во дворе зимой и у вас замерзли руки. Что вы будите делать? Нужно снять рукавички и подуть на руки теплым воздухом: х-х-х-х.

- Повторите. - С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?

Это звук поется или мы во рту, когда его произносим, чувствуем преграду?  Его мы будем обозначать каким цветом? Почему.

- Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его — за нижними зубами.

- Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.

- Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают язык)

- Звук [х] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: Х. познакомьтесь с буквой Х

- А на что похожа буква Х?

Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?

Показ буквы при помощи рук, пальцев.

Конструирование буквы из палочек.

Показ на доске, написания печатной буквы.

Рассматривание картинок. Назовем слова на букву Х.

Итак: мы познакомились с еще одной буквой. Назовите её. Каким цветом мы будем обозначать эту букву? Почему? В какой домик мы поселим букву Х?

Закрасьте на карточке букву Х синим цветом.

(карточка № 1) произнесем слова на картинке.

Произносят звук.

Выполняют действия по инструкции учителя.












Рассматривают букву, определяют элементы буквы.

Умение произносить звук, действовать по инструкции.

Формировать умение сотрудничать с учителем.

Формировать умение строить речевые высказывания.


Формирование умения определять первый звук в словах.

Физминутка

Показ видео

«Капитан краб»



Этап первичного закрепления

Словесные.

Практические.

Упражнение «Кто внимательный?» 

Повторим, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим. Прослушайте стихотворение про нашего хомячка. Слушайте внимательно: когда услышите слова с буквой Х, вы должны хлопнуть в ладоши. Прохлопаем.

Хомяк Хома до слез хохочет.

Хомяк от смеха лопнуть хочет.

Смеется Хомка:

Ха-ха-ха!

Спугнула муха петуха

Упражнения на мелкую моторику.

Выкладываем из фасоли букву «Х»

Читаем на карточках (№ 2) и прописываем в тетради печатные слоги АХ, ОХ, УХ. 
синим цветом помечаем звук.
Игра «Четвертый лишний» 
- Исключи картинку, в которой нет звука «Х».
небо, хлеб, мяч, машина

Дом, рыба ,сапоги, хомяк

Лиса, холодильник, кукла, кот

Слушают стихотворение, выполняют хлопки при звуке Х.







Выкладывают букву из фасоли.


Чтение слогов.

Формировать умение работать с мелким материалом


Умение дифференцировать звук [х].





.

Итог урока


- С каким звуком мы познакомились?

- Что вы узнали о нём?

- Кто помог нам?

- Покажите букву Х.

Дают оценку на уроке, аргументируют ответ.

Умение оценивать себя и свои действия

Рефлексия


Кого сегодня похвалили

Ты сегодня хорошо работал? Фишки




Сказка про хомяка «Хомяк-хвастун»

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы

послушать его удивительные истории.

- Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

- Ух, ты! – удивились его друзья.

- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю – лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом ... я …

-Что, что потом?! – спросили хомяки.

- Я ... потом ...

- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.