Разработка занятия по развитию речи «Звук «И», буква И»
Тема: «Звук «И», буква И».
Цель: - Закрепить понятия звук, буква.
- Совершенствовать способность различать звук И на слух,
буквенное обозначение.
Задачи:
Образовательная: 1. Познакомить детей с гласным звуком И и с буквой,
которой обозначается изучаемый звук И.
2. Научить детей правильно произносить звук И, подбирать
слова со звуком И в середине и конце слов .
3. Научить детей узнавать и писать букву И.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие у детей слуховой и речевой памяти,
фонематического восприятия.
2. Закрепление способности определять место звука в словах.
(Середина и конец слова).
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Закрепление понятия гласные звуки и их условные обозначения.
2. Артикуляция звука: И.
3. Подбор слов с данным звуком.
4. Подготовка руки к письму.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными буквами.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4. Индивидуальные листы для написания слухового диктанта.
5. Простые карандаши.
6. Стихи и загадки.
7. Красные кружочки для условного обозначения звука.
№ задания |
Педагог: | Дети: |
1. | Присоединение. И/упр.: «Кто тебя встретил в группе?». - развитие эмоционального контакта. К/упр.: «Доскажи словечко». - развитие слухового внимания, мышления, чёткости произнесения звуков родного языка. Не зашьём мы дыры без острой ...
Вот печально и красиво Над водой склонилась ...
| Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Иглы Ива |
| Педагог выставляет картинки на доску. | |
2. | - Давайте произнесём название каждой картинки ещё раз, выделяя голосом первый звук в каждом слове. - Какой звук мы слышим? - Правильно. Анализ звука И. Педагог, демонстрирует правильную артикуляцию гласного звука И. Предлагает произнести звук И громко и тихо, протяжно, коротко. - Это гласный или согласный звук? | Дети произносят: И-И-Игла И-И-Ива Звук И. Дети делают вывод: И – гласный, так, как его можно произносить кратко, тянуть, спеть, произнести громко и тихо. |
| Действительно, выходящая струя воздуха не встречает преграды во рту. При произнесении этого звука губы растянуты, как при улыбке. Звук произносится ласково, мягко. Детям демонстрируется условное обозначение артикуляции звука И. | |
3. | Физкультурная минутка. | Дети выполняют различные движения. |
4. | К/упр.: «Отгадай загадки» Издавая жуткий звук, Бородой трясёт … | Индюк. Дети находят картинку и выставляют её на доску. |
В слове И – И - Индюк, где слышится звук И? Повторите так же как я, И – И – Индюк. Дети повторяют. И дают объяснение местонахождения звука в слове. Звук И слышится в начале слова. Отмечают звук красной фишкой. | ||
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. | Малина. Дети находят картинку и выставляют её на доску. | |
| В слове малИ –И - Ина, где слышится звук «И»? Повторите так же как я, малИ-И-Ина. Дети повторяют. И дают объяснение местонахождения звука в слове. Звук «И» слышится в середине слова. Отмечают звук красной фишкой. | |
| Всё лето стояли, зимы ожидали Дождались поры – Помчались с горы.
| Сани. Дети находят картинку и выставляют её на доску. |
| В слове санИ-И-И, где слышится звук «И»? Повторите так же как я, санИ-И-И. Дети повторяют. Дают объяснение местонахождения звука в слове. Звук «И» слышится в конце слова. Отмечают звук красной фишкой. | |
5. | К/упр.: « Один – много». - развитие способности образовывать множественное число существительных. Журавль – Лебедь – Кукушка – Гусь – Утка - Жаворонок – | Журавли Лебеди Кукушки Гуси Утки Жаворонки |
- Каких мы птиц назвали зимующих или перелётных? - Перелётных, правильно. | ||
6. | - Мы уже знаем, что каждый звук обозначается буквой. У гласного звука И, тоже есть своя буква посмотрите на неё. Анализ буквы И. Ты с этой буквою знаком. Стоят два колышка рядком. А между ними поясок, Протянутый наискосок. - На что похожа буква И? | Дети рассматривают печатную букву И на доске. Прописывают большую букву И в воздухе указательным пальцем правой руки. Ответы детей. |
7. | - Какие элементы вы заметили в букве И? Три палочки, две стоят ровно, а одна наискосок . Детям можно предложить выложить букву И из толстых ниток, и из фасоли. | |
8. | К/упражнение: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков. |
Дети рассматривают предложенную книжечку |
9. | На первой страничке закрасить букву И красным цветом. На второй страничке заштриховать три буквы И. На третьей страничке обвести контур буквы И по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов в названии которых слышится звук И. |