\

 

Конспект по обучению грамоте

«Звуки [ф, ф']. Буква Ф»

Подготовила: учитель-логопед Шиманская Е.М.


Цель: Познакомить со звуком и буквой Ф.

Задачи:

Образовательные: Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].

Продолжать учить выделять звуки [ф, ф'] на фоне слова.

Закреплять умение определять место звука в слове.

Учить писать букву Ф.

Развивающие: 

Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.

Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

Воспитывающие:

Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.

Повышать речевую активность.

Материалы и оборудование: Две игрушки: Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде), фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф']; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки; картинки с изображением буквы Ф; простые карандаши.

Методы и приёмы: Словесный (вопросы, объяснение), наглядный (показ картинок), игровой, практический (звуковой анализ, составление предложений).

Предварительная работа:

Звуковой анализ слов. 

Составление схем предложений.

Д.и. «Поймай звук»

 

Ход занятия:

1Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков

Логопед:  Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

3. Сообщение темы

Логопед:  Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].

4. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов

Логопед:  Ребята, я буду называть звуки, а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], топните ногой.

Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

5. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов

Логопед:  А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.

Воспитатель   бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)

Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)

7Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух

Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.

Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фьь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Логопед:  Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].

Воспитатель раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Логопед:  Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове

Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

11.Звуковой анализ слова Фома

Логопед: Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой. И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.

12.Составление предложений по схеме

Логопед: Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.

13. Знакомство с буквой Ф

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф. Показываю картинку с изображением буквы Ф.

Логопед:  На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи:

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

13. Печатание буквы Ф

Воспитатель:  Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.

Показываю письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

15. Итог

Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

 


Комментарии

91 % плагиат - https://infourok.ru/logopedicheskoe-zanyatie-zvuki-ff-2895210.html

0
20 January

Нет, авторский материал был опубликован раньше. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obucheniyu-gramote-konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-na-temu-zvuki-f-f-bukva-f.html

0
20 January

Это мой материал, опубликованный ранее в 2017г. по ссылке https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-obucheniyu-gramote-konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-na-temu-zvuki-f-f-bukva-f.html. А ссылка, указанная вами - плагиат, материал там опубликован в 2018 г.

0
21 January