12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шапцева Людмила Михайловна1681
Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 15 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
3

Урок-экскурсия в 8 классе по всеобщей истории: «Искусство XIX века»



Урок-экскурсия в 8 классе по всеобщей истории «Искусство XIX века»

Цель: формирование ценностного отношения к всеобщей истории, урок-экскурсия призван способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом источников.

Задачи урока:

Образовательные: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности.

Воспитательные: воспитывать уважение к мировому историческому прошлому, к окружающим людям.

Развивающие: формируется мировоззрение учеников, расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся, формирование умения применять знания в новой ситуации.

Планируемые результаты:

Предметные:

сформировать представление о различных направлениях в изобразительном искусстве;

формирование представлений об индивидуальности и неповторимости художников и их произведений;

охарактеризовать основные особенности картин, выполненных в разных направлениях.

Метапредметные:

Совершенствование навыков работы с Интернет-ресурсами.

Развитие умения заполнять таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты,

Развитие умения работать в парах, сотрудничества в поиске, сборе и структурировании информации.

Приобретение умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.

Выработка и закрепление навыков работы на ПК с использованием программ: Microsof Power Point, Microsoft Word.

Развитие умения работы с ресурсами Сети: поиск и отбор необходимой для урока информации.

Личностные:

Развивать способность аргументировано оценивать деятельность людей;

Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

Подготовительная работа: данному уроку-экскурсии необходимо посвятить 2 учебных часа. Урок пройдёт интереснее, если ученики подготовят небольшие сообщения об истории создания крупных мировых музеев, интересные факты из биографии изучаемых художников и описание картин, и выступят с этими сообщениями. 

Ход урока:

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит посетить несколько музеев, познакомится с их замечательной историей, и, конечно, произведениями искусства, которые в них хранятся. По ходу нашей экскурсии вам необходимо собрать материал для выполнения определенных заданий. 

1.Сообщение темы, цели и задач урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мы погрузимся в мир прекрасного – в мир выдающихся художников и их произведений. Почувствуем себя экскурсоводами и пройдём (правда, заочно) по лучшим музеям Европы, научимся определять стили, в которых работали изучаемые нами живописцы.

А для чего нужны музеи? Для чего нам с вами сейчас посещать музеи и посвящать этому урок?

Ученики (возможные варианты ответов): в определенный период жизни каждого человека появляется потребность рассмотреть пройденный путь и понять какие-то процессы и события. Чтобы приобщиться к искусству. Чтобы стать духовно-развитым человеком. Можно  в них узнать много интересного и полезного. У нас есть возможность увидеть другой мир, посетив музей. Наследие, сохраняемое музеями, формирует человека, сохраняет традиции,  показывает жизнь нашего и других народов.

Учитель:

Таким образом, у людей появилась потребность оглянуться назад, а также потребность к самосознанию и самопознанию. Все современные музеи появились на протяжении нескольких последних столетий. Как вы думаете, что нам нужно выяснить на уроке?

Ученики (примерные ответы): Узнаем о европейских музеях, картины каких художников там выставляются, какие темы волновали живописцев. (Составляют вместе с учителем план урока).

2.  Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель:

Давайте вспомним, какими событиями богат 19 век, влияет ли политика государства на художественную культуру или художники черпают вдохновение из собственных фантазий и опыта?

Ученики (примерные ответы): в 19 веке развивается индустриальное общество, развитие сопровождается социальными потрясениями: революциями, войнами, которые принесли много горя простым людям. Происходили изменения внутри самого общества, формировались новые ценности. Эти серьёзные перемены не могли не затронуть и культуру: и писатели, и художники, и композиторы откликались на происходящие вокруг них события произведениями, но смысл вкладывали свой собственный.

Учитель:

Действительно. Произошел грандиозный культурный переворот. Известный философ Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком… Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. 19 век провел их жизнь».

Эта ситуация является следствием трех эпохальных событий, значение которых очень велико для европейской культуры. Назовите их.

Ученики (вспоминают изученные темы и выделяют знаковые события того времени): Великая французская буржуазная революция, промышленный переворот в Англии, Война за независимость североамериканских колоний.

Учитель:

Совершенно верно. Вначале XIX в. широкое распространение в художественной культуре получил романтизм, пришедший на смену классицизму. Романтики, разочарованные итогами революционных потрясений во Франции, искали своих героев или в далеком прошлом, или в неопределенном будущем, или в нетронутых цивилизациях. Эти герои, как правило, противостоят окружающей среде, они мятежны и одиноки. Заслугой романтиков стало пробуждение интереса к прошлому, к самобытным традициям народов, что способствовало формированию национального самосознания. В середине XIX века утвердился реализм, для которого характерно преобладание социальной тематики и критическое отношение к недостаткам общества. Сформировались натурализм и символизм, односторонне развивавшие те или другие стороны реализма

 

3.   Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации.

Учитель: Начнём наше путешествие по музеям с испанского Прадо, где находятся картины Франсиско Гойи. Послушаем музейного специалиста об истории создания музея (выступление ученика с заранее подготовленным сообщением о Прадо). Все остальные посетители внимательно слушают наших уважаемых экскурсоводов и делают заметки в тетрадях (таблица в презентации и в приложении 1).

Специалист по Прадо (http://fb.ru/article/137056/muzey-prado-v-madride-prado-muzey-ispaniya-muzey-prado-v-madride---foto):

(3 слайд) Прадо - один из крупнейших музеев мира и сокровищница европейского искусства располагается в столице Испании, Мадриде, на бульваре Прадо. Он является крупнейшим художественным музеем страны и претендует также на звание крупнейшего художественного музея в мире. Свое первоначальное название, Paseo del Prado (прогулка по лугу), музей получил по наследству от располагавшегося ранее на этом месте луга. Постройка специального здания для музейного комплекса началась еще в правление короля Испании Карлоса III в 1785 году и было закончена лишь в 1819. Коллекция королей копилась более трехсот лет. Картины испанских и иностранных художников приобретались для соборов и церквей, тематика их была в основном религиозной, но расширение культурных и экономических связей Испании способствовало жанровому разнообразию. Тициан был любимым живописцем Карла, с собрания его полотен берет начало основа современной экспозиции. В 1548 году художник получил «светский» заказ на портрет короля в честь победы в битве при Мюльберге. Одновременно приобретались картины знаменитых европейских живописцев. До XVII века лицезрение живописных полотен было доступно лишь знати. Искусство считалось уделом избранных, музеев и картинных галерей в Испании не было, а первая общедоступная экспозиция по королевской воле должна была получить естественно-научное направление. Для нее уже выбрали место - парк Прадо в Мадриде. Строительство началось в 1785 году, но завершить его удалось не сразу. Карл III умер, а его преемник король Карл IV не считал музей столь важным делом, чтобы щедро его финансировать. В начале XIX века на Испанию напал Бонапарт, и стало совсем не до культуры. Возводимое здание пострадало от нашествия, к тому же было принято решение о его новом назначении. Из дворцов Мадрида и Аранхуэса сюда должны были привести королевские художественные сокровища. Наполеоновские войны завершились, а через четыре года, в 1819 году, открылся музей Прадо в Мадриде. Филипп II, в отличие от Карла V, жил в Испании, и перевез коллекцию своего отца из Брюсселя в столицу. Тогда картин было относительно немного, чуть больше трехсот, но именно они составили основу галереи. Филипп II сделал много для того, чтобы музей Прадо в Мадриде стал одним из лучших европейских собраний произведений искусства. Как и Карл V, он был ценителем итальянской школы, в годы его правления коллекция пополнилась работами Тинторетто, Бассано, Веронезе и многих других живописцев. Филипп отдавал должное и Иерониму Босху, приобретая его полотна, в том числе и лучшее из них, «Сад наслаждений». Тогда же стены музея украсили шедевры Альбрехта Дюрера и Монтеньи. В 1868 году, после отречения королевы Изабелла II от испанского престола, музей был национализирован и получил новое название, Museo del Prado. Он еле вместил в себе значительную часть королевских коллекций живописи и скульптуры. В двадцатом веке музей постоянно расширялся, поэтому к зданию пристраивались новые помещения.

Учитель:

Итак, в Мадриде есть галерея, с которой по собранию произведений европейских, а особенно испанских художников не сравнится ни одна коллекция. Музей Прадо не знает себе равных по богатству представленных работ Веласкеса, Гойи, Босха и многих других мастеров живописи. Именно работы Гойи нас сюда и привели. Послушаем ещё одного специалиста из Прадо. (Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением о художнике).

1-й Специалист по биографии и работам Гойи (http://smallbay.ru/goya.html):

Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе де (1746–1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески. С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 - “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос”.

В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе – около 1814, Прадо, Мадрид).

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

2-й Специалист по работам Гойи (http://www.filoli.ru/artists/030-goya/semiya-korolya.php):

(4 слайд) «Семья короля Карла  IV», написанного на рубеже двух столетий. В этом парадном полотне хорошо видна ирония художника по отношению к властителям мира сего. На картине выстроены члены королевской семьи. Старающиеся казаться значительными, эти глубоко равнодушные друг к другу люди создают напряженную атмосферу замкнутости и отчужденности. Королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре, что отражает истинное положение вещей — вовсе не слабовольный Карл IV, а именно Мария Луиса правила страной. Слева на переднем плане — инфант Фердинанд. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы.

В глубине, как сторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник.

Гойя замечательно передал цвета и фактуру тканей: шелестящего легкого шелка, тяжелой золоченой парчи, прозрачных кружев, мягкого нежного бархата. Однако великолепие ярких нарядов, блеск золота и сияние драгоценностей лишь сильнее оттеняют физическое несовершенство и заурядность членов королевской семьи. Фигуры в роскошных одеждах напоминают манекенов. Даже дети не выглядят естественными и жизнерадостными в этой чопорной семье.

«Семья короля Карла IV» — единственное в своем роде произведение во всей европейской живописи. Парадный портрет, традиционно использовавшийся для прославления достоинств человека, здесь превращается почти в карикатуру. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов.

3-й Специалист по работам Гойи (https://ru.wikipedia.org/wiki):

(5 слайд) 2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было жестоко подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу же вслед за этим французские власти провели массовые казни повстанцев – они продолжались всю ночь и весь следующий день. После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые, по мысли заказчика, должны были «увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы». Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству – это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере. От него требовали героических фигур и патетических жестов, а он ненавидел и презирал войну. Особенно зримо это проявилось в картине «Расстрел повстанцев (мятежников)», сегодня по праву считающейся непревзойденным шедевром. Сам Гойя не был очевидцем казни, но атмосферу страшного насилия над людьми передал точно. Событие, запечатленное на картине, запоминается в целом, своим общим настроением, – даже повстанец в белом воспринимается как завершение общего порыва, так как он один из многих. Гойя не стремится к академической правильности рисунка, к законченности деталей. Все написано широко, свободно, крупными энергичными мазками. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Художник просто, жестко и глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность, испепеляющую ненависть к врагу.

Учитель: Уважаемые посетители музея, заполняем таблицы и проходим в следующий музей. Из Испании перенесёмся во Францию и заглянем в величественный Лувр, где хранятся картины Эжена Делакруа.

Специалист по музеям (http://phototravelguide.ru/muzei-teatr/muzej-luvr-parizh-franciya):

Лувр расположен в здании дворца, возвышающегося на правом берегу Сены в первом парижском округе. Истоки истории этого величественного архитектурного памятника восходят еще к концу XII столетия, когда Филипп II Август приказал соорудить крепость, защищавшую город от викингов. Спустя четыре века Франциск I воздвиг на ее месте ренессансный дворец, который постепенно, на протяжении нескольких столетий, расширялся и достраивался власть имущими. Музей Лувр в Париже — самое великое хранилище ценностей мировой культуры. А еще он самый большой в мире, даже гигантский Британский музе уступает по своим размерам. Лувр — величайшее наследие мирового искусства, второй символ Франции после Эйфелевой башни. В Лувре есть все. Этот музей универсален: взрослым и детям интересно находиться в нем. Музей открылся в 1793 году в дни Французской Революции. Недолгое время именовался музеем Наполеона. Королевские коллекции итальянских полотен и ценные картины стали фундаментом богатой коллекции музея. В дни революции коллекции пополнились конфискованным имуществом у знатных особ Франции. Со времени правления Наполеона экспозиция Лувра пополняется военными трофеями, находками археологов во время раскопок в Египте, Малой Азии, Сирии и Ливане. Знаменитая Джоконда принадлежала личной коллекции Франциску I. Каждое из произведений искусства представлено в определенном зале, все строго систематизировано: Древний Восток, Древний Египет, искусство Античности, Древнего Рима, исламских стран, графика, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство. 

1-й Специалист по творчеству Делакруа (http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/929-delacroix.html):

Эжен Делакруа - известный французский живописец и график.

Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Делакруа с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных тенденций. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Делакруа противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Делакруа: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета.

Творчество Делакруа принадлежит к вершинам мировой живописи 19 века благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Делакруа придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов.

«Вы говорите — глава школы? Скажите лучше — глава мятежа!» — это восклицание, вырвавшееся у одного из зрителей перед картинами Делакруа, облетело весь Париж. И в нем была, конечно, своя доля истины, хотя знаменитый уже к тому времени живописец был все-таки прежде всего главой художественной школы — школы романтизма. Пред­ставителей этого течения в европейском искусстве первой половины прошлого столетия называли детьми Великой Французской революции. Но за эпохой революционного подъема последовала реставрация королевской власти, и «романтики» были скорее разочарованными молодыми людьми, которым претили «добродетели» буржуазно-ограниченного существования. В искусстве «романтики» требо­вали неограниченной свободы, борясь с официальным ака­демическим классицизмом. Они пытались говорить в лите­ратуре, музыке, живописи на живом языке человеческих страстей. Их увлекали смелость контрастов, сила мятежных характеров, эмоциональная насыщенность образов. Гюго, Санд, Шопен, Берлиоз, Жерико, Рюд, Делакруа — блестя­щее созвездие имен единомышленников в искусстве.

2-й Специалист по творчеству Делакруа (https://ru.wikipedia.org/wiki):

«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» — картина французского художника Эжена Делакруа.

Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике.

В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё — фригийский колпак (мягкий закруглённый колпак красного цвета со свисающим вперёд верхом. Называется в честь Фригии — области в центре Малой Азии. Известен как символ свободы или революции), в правой руке — флаг республиканской Франции, в левой — ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Фигуры вокруг Свободы — рабочий, буржуа, подросток — символизируют единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

Учитель:

Итак, уважаемые посетители, в ваших заметках (таблице) уже отмечены два художника. В конце описания работ живописцев не забудьте сделать собственное заключение, где укажите собственные мысли, рассуждения и мнения о полученной на уроке информации. Далее вы попробуете сами стать экскурсоводами, но для этого надо собрать материал, чтобы ваша экскурсия была интересной и познавательной. Работаем в парах. Вы выбираете имя художника и работаете с двумя его произведениями. После составления текста экскурсии вы выступаете, а остальные продолжают заполнять таблицу. Все необходимые материалы здесь:

имя художника, названия картин

музей, в котором хранятся картины

адрес источника

Теодор Жерико (романтизм):

«Плот «Медузы»,

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

Лувр

http://smallbay.ru/gericault.html,

приложение 2 (http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=620)

Оноре Домье

(крупнейший мастер политической карикатуры XIX века),

«Законодательное чрево»,

«Дон Кихот»

Старая и Новая Национальные Галереи (Берлин),

Новая пинакотека, Мюнхен

http://smallbay.ru/artfrance/daumier_creativity.html,

http://gallerix.ru/album/Alte-Nationalgalerie

Эдуард Мане

(импрессионизм),

«Завтрак на траве»,

«Музыка в Тюльири»

Музей д'Орсэ, Париж,

Национальная галерея, Лондон

http://smallbay.ru/manet.html,

http://muzei-mira.com/muzei_francii/39-muzey-dorse.html,

http://gallerix.ru/album/National-Gallery-London

Клод Моне (импрессионизм),

«Впечатление. Восход солнца»,

«Руанский собор»

Музей Мармоттан-Моне, Париж,

Музей д'Орсэ, Париж

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1226-hudozhnik-klod-mone-kartiny-i-biografiya.html

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://gallerix.ru/album/Claude-Monet

Винсент Ван Гог

(постимпрессионизм),

«Красные виноградники в Арле»,

«Звёздная ночь»

Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина, Москва,

Нью-Йоркский музей современного искусства

http://fb.ru/article/193951/krasnyie-vinogradniki-v-arle-van-goga---opisanie-istoriya-sozdaniya-i-sudba-kartinyi

http://fb.ru/article/147448/zvezdnaya-noch-van-goga---shedevr-izobrazitelnogo-iskusstva

http://muzei-mira.com/muzei_sha/642-muzey-sovremennogo-iskusstva-v-ssha.html

Эдгар Дега

(импрессионизм),

«Голубые танцовщицы»,

«Репетиция балета на сцене»

Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина, Москва,

Музей д'Орсэ, Париж

http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/4-1-0-18

http://jivopis.org/dega-edgar--golubye-tancovshicy-v-ozhidanii-vyxoda-na-scenu/

http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post200691564/

Огюст Ренуар

(импрессионизм),

«Портрет актрисы Жанны Самари»,

«Девушка с веером»

Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина, Москва,

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

http://impressionnisme.narod.ru/RENUAR/renuar10_about.htm

http://smallbay.ru/renoir.html

http://fb.ru/article/163805/istoriya-ermitaja-arhitektura-i-kollektsiya-ermitaja

https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 2.

В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.

Чудом уцелевшие хирург Савиньи и инженер Корреар в 1817 году издали книгу о том, что они пережили. Рассказ о подлости и жестокости, о бездарном капитане, виновнике катастрофы (было известно, что он получил место по протекции), потряс Францию.

Весной 1818 года Жерико приступил к эскизам для огромной картины. Негодование по отношению к виновникам и сочувствие потерпевшим захватили его, внесли страсть в работу. Жерико знакомится с Савиньи и Корреаром, выясняет новые ужасающие детали, не вошедшие в книгу. Находит корабельного плотника «Медузы» и заказывает ему макет плота. Делает в госпитале этюды раненых, умирающих, больных людей, рисует трупы. Едет в Гавр, чтобы с натуры писать бушующее море — в его картине все должно быть правдой.

В десятках эскизов отрабатывается рисунок композиции, постепенно обретающей как бы форму стрелы, устремленной в сторону паруса, мелькнувшего на горизонте. Искра надежды на спасение подобно электрическому заряду пронизывает все действия, движения, позы и жесты потерпевших, придавая картине цельность монолита.

Художник создает галерею потрясающих образов, причем переживания каждого глубоко индивидуальны. Воображение живописца достигает такой мощи, что создается впечатление, будто он сам был на плоту и наблюдал страдания людей, их чувства, переходящие от ужаса и отчаяния к надежде. Частный эпизод превращается в героическую эпопею, утверждающую волю к жизни, заложенную в человеке.

Историк Мишле писал, что картина выражает мысли Жерико, его раздумья о судьбах Франции, человечества: «Это сама Франция. Это наше общество погружено на плот “Медузы”. Жерико в тот момент был Францией».

Однако чувства и мысли, воплощенные в произведении, столь всеобщи, что и двести лет спустя, когда над человечеством, обитающем на небольшой планете Земля, нависает угроза гибели, картина не теряет своего значения.

Плот «Медузы» был выставлен в Салоне 1819 года, изобилующем композициями на религиозные темы, сентиментальными сценами личной жизни монархов. Картина производила впечатление «лика Горгоны, внезапно возникшего на фоне сладко-розовых небес Салона 1819 года».

Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители, и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм. Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Жерико болезненно переживал критику. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Там картина вызвала большой интерес.

4.      Обобщение и систематизация знаний.

Каждая пара учеников заполняет таблицу информацией о «своём» художнике. При наличии мобильного класса, можно дать задание создать презентацию. После завершения работы над таблицей и презентациями проходит защита и оформление общей таблицы или презентации, которую можно использовать в дальнейшей работе по теме «Искусство XIX века». Особо следует обратить внимание на последний пункт: «Мои впечатления» - это обращение ученика к новому материалу, его размышления (какая информация для него новая, какая интересная, какая нужная или наоборот), рефлексия.

5.      Подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

Домашнее задание:

Предлагается проведение экскурсии по тем же музеям, но выбрать другие картины, выполнение творческих заданий (школьных рефератов, небольших сообщений по выбранной теме, оформление своих рассказов в альбоме, презентации). Разработать вопросы для викторины по пройденному материалу.

 

Приложение 1

Заметки посетителей.

Имя художника

Название картины

Направление

В каком музее находится

Мои впечатления

         
         
         

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454613550.pptx (в мире прекрасного)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.