Консультация для воспитателей
на тему: «Приобщаем ребенка к общению с природой»
Глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе, нужно с самого раннего детства. В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к источникам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут раздавить муравья, бегущего по дорожке, смять крылышки, пойманной бабочке. Как же приучить ребят беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Весной на участке появились небольшие холмики – это муравьи начали свою работу. Видим мы маленьких тружеников – муравьев и на веранде. Дети стараются повредить домик новых жильцов и наступить ногой. Чтобы такое не повторялось, приглашаю ребят к муравейнику и показываю, какие они трудолюбивые, все заняты работой: один несет соломинку, другой травинку. Говорю малышам, что обижать муравьев нельзя, про них говорят: мал, да удал .После наблюдений прочитали рассказ «Приключения муравьишки». С появлением теплых весенних деньков, проводим наблюдения на тему «Кто нагрел предметы?». Дети сами убеждаются в том, что солнце греет, пробуждая цветы, деревья, траву и все живое. Обращаю внимание на то, как весело начинают щебетать воробьи, выползают погреться на солнышке жуки-солдатики. На веранде появилась паутинка. Трогаем травинкой паутинку, появляется паучок, легко бежит по ней. Рассказываю детям, для чего он плетет паутинку.
Летом обращаю внимание малышей на огромное количество цветов, зелени вокруг, цветы, нежное воркование голубей, жучков, которые встречаются на наших дорожках, теплые летние дожди, радугу над участком. Проговариваем стихи и загадки про увиденное и услышанное во время прогулки.
Наступает осень. Наблюдаем изменения в природе: холодает, стало меньше птиц, становятся разноцветными, а потом опадают листья. Зачастили моросящие дожди, появились первые льдинки на лужах.
Пришла зима. Простое появление снега на участке приносит малышам много радости. Они с удовольствием лепят снеговика и делают снежную крепость, при этом узнают о свойствах снега, катаются на санках. Рассматривая снежинки, видят, что все они разные и красивые. А сколько радости на детских лицах, когда птицы прилетают в нашу «столовую».
Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Общение с природой, миром растений и животных способствует активному развитию у детей доброты, терпения, трудолюбия, милосердия.