Статья на тему «Динамика общения ребенка с взрослыми»

6
0
Материал опубликован 2 July 2020 в группе

Выполнила:

Воспитатель ГБОУ Прогимназии№675 «Талант»

Соколова-Ийамуремье Элизабет Эноковна

Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь.

Таблица «Динамика общения ребенка с взрослым»

ВозрастВедущая форма


общения

Мотив общенияСодержание общенияХарактеристика общения
Младенч-во


1-2 месяца

Ситуативно- личностноеЛичностный- взрослый привлекает ребенка как центральный объект


деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные

потребности ребенка.

Сближен эмоционально с родителями.Когда к малышу обращаются ласково, он начинает прислушиваться, улыбаться, поворачивать голову к источнику звука, начинает гулить. Прислушиваясь к голосу матери может перестать плакать, начинает узнавать голос матери.
3-6 месяцевСитуативно- личностноеЛичностный- взрослый привлекает ребенка как центральный объект


деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные потребности ребенка.

Появляются согласованные звуки. На улыбку взрослого отвечает улыбкой, на речь – движением.При ласковом обращении к ребенку начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – комплекс оживления;



Узнает мать и отца, смеется при общении, легко находит глазами источник звука. Распознает чужих людей, строгий и ласковый тон, откликается на свое имя.

6 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в


игре, образец для подражания.

Движения с


предметами, названия предметов.

Отчетливо слышны отдельные слоги «ба», «ма», «па».
7-8 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Движения с


предметами, названия предметов.

На вопросы : «Где?» пытается разыскать знакомый предмет. Может по просьбе выполнить «Ладушки»,


«Сороку-вороку»; громко и четко произносит отдельные слоги, подражает голосовым реакциям взрослого; в лепете появляется интонация удовлетворения или

неудовлетворения.

9-10 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Движения с


предметами, названия предметов.

Тянется к общению со сверстниками, подражает другим детям; на «дай» -дает предмет; появляются новые слоги; голосом выражает свои эмоции и потребности,


развивается понимание речи.

11-12 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.
Первые слова: «Мама, дай»; знает множество предметов, игрушек, имена близких, понимает слово «нельзя». Запас


слов от 2-20, 60% – существительные. Исполняет поручения.

Младш. дошк. Возраст


3-4 года

Внеситуативно-


познавательная

Познавательная(Взрослый-


эрудит), источник познания, партнер для общения)

Предметы и явления


окружающий жизни недоступны

непосредственному восприятию ребенка

Познавательная деятельность со взрослым; развитие


любознательности, сотрудничество приобретает теоретический хар-р, у детей потребность в уважении

взрослого, повышенная обидчивость, чувствительность к оценкам старших форм «Я».

Ранний возраст 1-3Совместно- раздельнаяМать самый близкий человекРебенок общается и делится впечатлениями с матерью.


Предметно-манип. деятельность

Капризы являются средством установления контактов, адресуют матерям и бабушкам; выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет.
Старший дошкольный возраст


5-7 лет

Внеситуативно-


личностная

Взрослый привлекает как


личность, которая обладает знаниями, умениями, социально-моральными нормами; общение удовлетворяет

потребностями в познании себя, других людей и взаимоотношений между

ними.

Потребность детей во


взаимопонимании и сопереживании; ребенок обращает внимание на

межличностные контакты, на взаимоотношение, которые существуют в

его семье.

Внутренняя готовность ребенка разобрать, что думает и


чувствует другой человек. Принимает мнение авторитетного взрослого только после того, как сам осмыслит и оценит свои возможности; ребенок задает уточняющие вопросы.

К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность.


Комментарии
Комментариев пока нет.