Использование интерактивной доски в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Использование интерактивной доски
в условиях логопедического пункта
дошкольного образовательного учреждения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование ИКТ в логопедической практике – это новое, бурно развивающееся, направление деятельности, основной целью которой является повышение эффективности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими различные речевые нарушения.
Большинство дошкольников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У них наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность. В связи с этим необходимо создание дополнительной мотивации, повышение эмоционального настроя.
Целью работы логопеда является – научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели нами используются различные формы, методы и средства обучения, а также возможности мультимедийного комплекса, состоящего из интерактивной доски Promethean, проектора и ноутбука.
Интерактивная доска – современный, универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Интерактивную доску можно использовать в качестве обычного экрана или монитора для демонстрации наглядного материала, однако это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски, выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке (по месту звука в слове), продолжить последовательность при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, выполнить сортировку картинок или надписей по дифференциации звуков. На экране интерактивной доски доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста, также можно работать с виртуальным конструктором, использовать ее для моделирования слов и предложений.
Таким образом, знание возможностей этого комплекса позволяет разнообразить занятия по коррекции речевых нарушений у детей, решая задачи различных направлений коррекционно – развивающей деятельности. В условиях работы логопункта занятия по коррекции звукопроизношения проводятся с детьми в индивидуально – подгрупповой форме 2 раза в неделю. В подгруппу объединяются дети со сходными речевыми нарушениями. Хочется отметить, что в использовании интерактивной доски на каждом коррекционном занятии нет потребности. В своей работе я использую интерактивную доску с подгруппой детей на этапе автоматизации звуков во фразовой речи, их дифференциации, а также провожу обобщающие занятия, на которых закрепляются полученные навыки словообразования и словоизменения, навыки звукового анализа и синтеза. Кроме этого, дети, выполняют задания по развитию связной речи, а творческая и игровая деятельность на занятии позволяет отслеживать навыки самоконтроля ребёнка при произношении сформированных звуков в спонтанном речевом потоке. Периодичность таких занятий зависит от этапа работы по коррекции звукопроизношения.
Интерактивная доска даёт возможность учителю - логопеду создать фантастический мир дидактического материала, наполненного волшебством. Последовательное появление изображений на экране, использование анимации и сюрпризных моментов на каждом этапе совместной деятельности, делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Интерактивная доска помогает заинтересовать всех детей. Так, рассматривая сюжетную картину «через лупу», дети находят слова с заданными звуками, используя «волшебные чернила» или «шторки», есть возможность сравнить свой ответ с правильным. Дифференциация звуков успешно проходит при работе «с контейнерами», а работа с буквами на интерактивной доске открывает большие возможности для профилактики нарушений письма и чтения у старших дошкольников. В процессе занятия можно быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. Возможность использования интерактивной доски помогает планировать и проводить занятия на более высоком уровне, но нельзя забывать, что творец занятия - педагог, а интерактивная доска - средство повышения эффективности образовательного процесса.
Известно, что использование электронных средств обучения увеличивает зрительную нагрузку, которая офтальмологами рассматривается как фактор риска ухудшения зрения у детей. Продолжительность работы с интерактивной доской для детей 6-7 лет составляет не более 15 минут непрерывной работы. Для профилактики зрительного утомления у детей при работе с интерактивной доской, мы используем гимнастику для глаз в середине занятия и по окончанию работы с ней. Если доска не используется, ее следует выключать, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения воспитанников.
Использование этих форм работы помогает поддержать заинтересованность детей на протяжении всего коррекционного процесса. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных психологических качеств, как произвольная память и внимание, познавательная мотивация и самостоятельность суждений, критичность оценки, воображение и интеллектуальный потенциал.
Использование интерактивной доски в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что у дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое особенно концентрируется, когда ему интересно. Применение в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
4
Шабанова Алёна