Статья «Использование современных технологий в условиях дошкольного логопедического пункта»
Использование современных технологий в условиях дошкольного логопедического пункта.
Я использую в своей работе такие современные технологии, как технология личностно-ориентированного обучения, технология создания предметно-развивающей среды, здоровьесберегающие, игровые, коррекционно-развивающие, информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии нейропсихологического развития, технологии проблемного обучения и технологию литотерапии.
В комплексе это позволяет детям комфортно чувствовать себя на занятиях, развивать социальные связи, активизировать мыслительную деятельность, развивать психические функции, мелкую моторику, речь, повышает интерес детей к занятиям и повышает эффективность закрепления полученных на занятиях результатов.
Технология личностно-ориентированного обучения
Для занятий я комплектую подгруппы и микрогруппы детей с учётом их индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития. Способ постановки звуков подбираю для каждого ребёнка индивидуально, с учётом строения его артикуляционного аппарата, состояния мышц артикуляционного аппарата и других показателей.
На каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт, я составляю индивидуальный маршрут коррекционного сопровождения.
Технология создания предметно-развивающей среды
При организации коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете я создаю условия для речевого и психического развития детей, использую условное деление кабинета на учебную зону, методическую зону, зону релаксации и зону для развития мелкой моторики.
В кабинете имеется достаточное количество дидактических игр, которые помогают в обогащении словарного запаса детей, в совершенствовании
их лексико-грамматического строя речи и автоматизации поставленных звуков, а также игрушки, являющиеся моделями окружающего и бытового мира, которые можно посмотреть, покрутить, пощупать и т.д.
Здоровьесберегающие технологии
В организации образовательного процесса я соблюдаю все требования СанПин, осуществляю чередование разных видов деятельности. Использую такие здоровьесберегающие технологии, как сохранение и стимулирование здоровья. В структуру занятий включаю артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, физкультминутки, самомассаж активных точек посредством массажных шариков «Су-Джок», приёмы сенсомоторной интеграции (развитие и дифференциация тактильных ощущений).
Коррекционно-развивающие технологии
Использование коррекционно-развивающих технологий предполагает выявление у ребёнка отклонений в какой-либо сфере и их преодоление.
Я выявляю речевые нарушения у детей, составляю индивидуальный план коррекционно-развивающей работы по их преодолению, на основании которого провожу коррекцию и дальнейшее развитие моторной сферы, сенсорной сферы, фонематического слуха и восприятия, грамматической стороны речи.
Элементы технологии нейропсихологической коррекции
Использование технологии нейропсихологической коррекции предполагает использование комплекса специальных психологических методик, направленных на развитие межполушарного взаимодействия и уровня развития психических процессов.
Я включаю в структуру занятий элементы технологии нейропсихологической коррекции для развития межполушарного взаимодействия у детей для профилактики нарушений чтения и письма (зашумлённые изображения, синхронное проговаривание слогов и совершение определённых действий, синхронное рисование двумя руками одновременно), внимания, памяти, а также выработки навыка ориентации в пространстве (упражнения и игры с мячами на синхронность).
Технология литотерапии
Камни вызывают интерес разнообразием своих форм, цветов и структур, к ним всегда тянутся детские ручки, пощупать, рассмотреть и сравнить. Таким образом, камни способствуют сенсомоторному и познавательному развитию детей, а целенаправленное использование камней на занятиях позволяет решать с их помощью и другие образовательные задачи, являясь при этом нестандартным материалом для занятий, что вызывает повышенный интерес у детей.
Я использую на занятиях природные камни для самомассажа рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камнями), для работы над слоговой структурой слова, при подготовке к обучению грамоте и для развития фонематического слуха (отстукивание ритма).
Игровые технологии
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а наличие сюжета или соревновательного момента в игре служит мощнейшей мотивацией для получения новых знаний и закрепления уже имеющихся в игровой форме, поэтому чтобы мои занятия были для детей не только полезными, но и интересными, большую часть заданий я стараюсь преподнести в игровой форме.
На занятиях я использую словесные, дидактические игры, создаю игровые обучающие ситуации, что помогает повысить произвольное внимание детей и создаёт предпосылки к более глубокому овладению знаниями.
При выполнении артикуляционной гимнастики наши язычки превращаются в часики, качельки, кисточки, что делает процесс увлекательным, а также помогает детям быстрее запомнить правильное положение языка во время определённых упражнений последовательность их выполнения.
Физкультминутки проходящие в игровой форме, помогают снять не только физическое, но и эмоциональное напряжение.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать образовательную деятельность более наглядной и привлекательной, и, тем самым повысить интерес ребёнка к представляемому материалу, активизировать его внимание. На занятиях, в качестве наглядности и закрепления имеющихся знаний, я использую тематические презентации и интерактивные игры «Домашний логопед», «Рисуем с мамой» и диски с играми «Мерсибо».
Для подготовки к занятиям я использую ноутбук, сканер, принтер, дидактический материал для занятий, найденный в сети интернет, перерабатываю его с помощью программ Microsoft OfficeWord, PowerPoint. Также распространяю свой опыт в интернет - сообществах педагогов.
Технология проблемного обучения
Используя технологию проблемного обучения, в игровой ситуации я ставлю перед детьми проблему, соответствующую их познавательным способностям, и побуждаю найти её решение. В ходе решения проблемы дети преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня.