12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сычугова Елена Вячеславовна59
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

Программа спецкурса по английскому языку «Современные педагогические технологии в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №76»

«Утверждено»

педагогическим советом

протокол от 29.08.2016 г.№1

Введено приказом от 29.08.2016 г.№171

Директор гимназии

___________ Сабирова М.Р.

 

Программа спецкурса по английскому языку

«Современные педагогические технологии

в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации»

(количество часов в неделю -1, в год - 34)

Составители – Юнусова Н.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории;

Сычугова Е.В., учитель английского языка первой квалификационной категории

«Согласовано»

Заместитель директора________ Сычугова Е.В. от 29.08.2016 г.

 

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от 29.08.2016 г. № 1

Руководитель МО ________ Князева М.А. от 29.08.2016 г.

 

Набережные Челны

2016г.

Пояснительная записка

Стремительное развитие общества, постоянные межкультурные коммуникации стали определяющими факторами необходимости владения иностранными языками. Требования к выпускникам школ возрастают, итоговая аттестация  по английскому языку - это экзамен, который нацелен дать объективную оценку знаний школьников. Сегодня выпускник школы должен не только знать основы грамматики и уметь читать, но также уметь общаться устно и письменно в различных ситуациях. Современная реальность диктует необходимость не только в предметных знаниях, но и в умениях их практически применять, оперировать большими объемами информации. Мир не должен укладываться в четко очерченные рамки, где все просто, схематично и понятно, где человек действует по схеме и не отклоняется от заданного маршрута. Нет, приоритетным становится человек мыслящий, способный нестандартно действовать и творить в любой сфере, в любой ситуации. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В связи с этим намечается иной курс в системе образования. Он нацелен на личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы, дифференциация в обучении, учет запросов и интересов учащихся являются неотъемлемыми условиями достижения планируемых результатов.

В связи с этим стратегия развития обучения направлена на реализацию личностно-ориентируемой парадигмы развивающего образования в условиях ФГОС, предусматривающего следующие линии развития:

1.Личностное: саморазвитие, творческий потенциал, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»

2.Познавательное: формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие мышления.

3.Коммуникативное: компетентность в иноязычном общении, умение слушать, вести межкультурный диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, выстраивать сотрудничество через умения выражения собственного мнения, аргументирования и адекватное реагирование на высказывания собеседника в процессе коммуникации.

4.Социальное: российская и гражданская идентичность, патриотизм, толерантность к культуре стран изучаемого языка, освоение основных социальных практик.

Следовательно, основной целью образования является формирование успешной, конкурентоспособной личности, усвоившей образовательную программу обучения в основной школе, умеющей анализировать учебную или реальную ситуацию, способную применить языковые знания и полученные компетенции в реальных жизненных ситуациях.

Реализация этой цели требует выполнения основных задач:

1.  Обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.

2. Формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.

3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы

Всем этим требования отвечает программа курса «Современные педагогические технологии в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации», рассчитанная на 34 часов на данном этапе обучения. Данный курс составлен для учащихся 10 и/или 11 классов и является продолжением курса, предназначенного для параллели 8 и/или 9 классов. Курс направлен на совершенствование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся в русле требований ФК ГОС и ФГОС и является заключительным этапом в системе подготовки учащихся к экзаменам итоговой аттестации, что обеспечивает планомерность, системность и преемственность стратегий и технологий обучения школьников в основной и старшей школах при обучении письменной речи.

Актуальность.

Современная система образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Предлагаемый курс направлен на формирование у педагогов представления о современных технологиях обучения как о способе воздействия преподавателя на учеников, на обеспечение совершенствования профессиональных умений учителя и формированию творческого отношения к технологизации учебного процесса.

Принципы, обеспечивающие преподавание курса:

1.  Научность: практические занятия и теоретические понятия, разбираемые в программе курса, ориентированы на приобретение учащимися навыков продуцирования письменных высказываний с учетом норм и специфики оформления иноязычной письменной речи.
      2.  Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.
      3.  Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать.      

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

приобретение учащимися более углубленных знаний норм и стратегий иноязычного письменного общения;

применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

развитие умений аргументировать собственную точку зрения;

применение полученных знаний и умений в письменной практике.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования речевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (просмотровое или Skimming, поисковое или Scanning, ознакомительное Extensive Reading, изучающее Intensive Reading и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

анализ особенностей использования лексических средств и средств логической связи;

анализ особенностей использования грамматических средств и стилевого оформления текстов;

соблюдение в практике письма основных норм языка;

создание личного письма неформального стиля;

создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

редактирование собственного текста;

применение синонимичных ресурсов языка и определенных фраз-клише.

В основу курса положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения английскому языку. Таким образом, данный курс создает условия для реализации деятельностного подхода.

В основе преподавания-изучения - педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа:

  —  диалогичность в работе над материалом;

  —  импровизационность;

—  чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп;
 —  творческий характер заданий;

—  компактность тем. 

Данный курс ориентирован на:

-применение методики создания проблемной ситуации; большое количество типологически разнообразных упражнений, с помощью которых учащийся может повторить пройденный материал и лучше усвоить новую учебную информацию;

- возможность определить те трудности, над устранением которых нужно поработать;

- тренинговую направленность, позволяющую стимулировать учащихся выполнять упражнения с разными видами заданий, пока не будет получен оптимальный результат.

Вся работа четко структурирована и направлена на повышение качества образования и достижение высоких результатов обучения. В связи с этим обучение и воспитание следует выстраивать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и уровнем их развития, что позволяет достичь положительной динамики уровня учебных достижений.

Среди методов работы творческого характера превалирующими являются технология развития критического мышления, кейсы, информационно-коммуникативная технология, проблемно-поисковое обучение, педагогика сотрудничества, групповые технологии, технология педагогических мастерских.

Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Преподаватель выступает прежде всего в качестве координатора учебного процесса, который поставил задачу, а непосредственное выполнение самой задачи остается за обучающимися. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Ее результатом яв­ляется создание собственного интеллектуального про­дукта, предназначенного для активного применения в образовательной практике. Таким образом, такой подход вырабатывает устойчивые навыки решения практических задач на разных уровнях и ступенях образовательной системы, предполагает повышение роли и престижа школы, при этом ожидаются большие изменения в целях и технологиях образования.

Наиболее оптимальные формы и методы обучения:

1.Коллективный диалог - осуществляется обмен информацией, при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации.

2. Групповая форма работы - формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и простраивает для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса, при котором неизменным остается ядро требуемых знаний, а максимальность знаний наращивается в ходе группового, коллективного поиска истины.

3. Дебаты - всесторонний анализ и обсуждение проблемы, которая не имеет простого решения, через организованный процесс формулировки и защиты своих позиций по данной проблеме.

4. Обсуждение вполголоса - проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

5. Дерево решений - графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.

6. Проблемно-поисковый метод - форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний, содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Содержание стандарта по курсу «Современные педагогические технологии в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации» может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие текста;

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа заданий (пересказ, подбор соответствующих предложений, перефраз и тд); ответов на вопросы репродуктивного характера;

продуктивная творческая деятельность: письменные и устные высказывания разных видов;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения;

исследовательская деятельность: поиск и подбор необходимой информации, анализ текста, поиск аргументов в поддержку своего мнения по поднимаемым в тексте проблемам.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

1) уважительное отношение к иностранному языку, его культуре и традициям народов, говорящим на этом языке; стремление к речевому самосовершенствованию;

2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе самоконтроля собственной речи.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

адекватное восприятие на слух иноязычных текстов различных жанров;

способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение создавать устные и письменные высказывания с учетом стиля, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного английского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать иностранный язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания письма неформального стиля и сочинения – рассуждения;

2) составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;

3) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии иностранного языка, основными нормами английского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

4) распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

5) использовать выразительные средства языка;

6) понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии, антонимии и использовать их в собственной речевой практике;

7) читать аутентичные тексты с полным, частичным, выборочным пониманием; использовать различные приемы смысловой переработки текста;

По окончании курса учащийся обладает:

сформированными навыками организации и написания письменных высказываний разных стилей и жанров (личное письмо и эссе с элементами рассуждения);

умением распознавать и употреблять адвекватные ситуации лексические единицы и грамматические конструкции;

умением искать и находить необходимую информацию, обрабатывать и систематизировать её при работе с аутентичными текстами;

умением находить доказательства с последующей аргументацией собственного мнения;

развитыми индивидуальными способностями, интересами, дающими возможность самореализации как творческой личности.

Содержание курса

Основное содержание курса составляют знания о стратегиях написания различных видов письменных высказываний, включая эссе с элементами рассуждения. Кроме того, большое внимание в программе уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, составлению собственных текстов различных стилей; развитию умений находить, обрабатывать и систематизировать необходимую информацию, находить доказательства и аргументировать собственное мнение.

Материал спецкурса составлен с учетом требований подготовки к итоговой аттестации согласно «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку». Материал рассматривается в порядке усложнения (последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения) и базируется на межпредметных связях с литературой. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения письменной части итоговой аттестации и дополнительными знаниями оформления разных видов письма на английском языке, а также навыками самостоятельного анализа материала, необходимого для создания собственного высказывания.

Тема учебного материала

Кол-во

часов

Ка-лендар-ные сроки

Фак-
тичес-кие
сроки

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Виды писем, их использование. Типичные отличия писем.

1

   

Знать основные понятия и требования к письменной речи .

Уметь различать виды писем.

Формирование мотивации в приобретении новых знаний

Задания по написанию коротких текстов прагматического характера.

2

Связность и логичность текста. Стилистическое разнообразие.

1

   

Знать стили письма.

Уметь распознавать типы писем.

Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению английским языком и осознание ее значимости для личности учащегося

Работа с текстами на использование разнообразных структур и оборотов.

3

Передача информации. Выражение эмоций и чувств, личного мнения.

1

   

Знать структуру, культуру оформления личного письма.

Уметь оформлять личное письмо.

Формирование мотивации в приобретении новых знаний

Анализ фрагментов экзаменационного задания, объяснить свой выбор.

4

«Жизнь в городе и селе. Проблемы города и села».

2

   

Описывать ситуации, использовать ЛЕ по теме в ответах на вопросах и монологических высказываниях.

Уметь анализировать текст,

отвечать на вопросы по содержанию;

уметь извлекать необходимую информацию из текста

Формирование интереса к чтению художественной литературы

Работа с отрывком из художественного произведения. Сбор материала для письменного высказывания по теме.

5

Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа.

2

   

Знать правила написания писем.

Уметь логически и последовательно строить письменное высказывание

Формирование свободы самовыражения, развитие творческого потенциала

Написание письма по образцу. Контроль объема текста.

6

Длинные тексты прагматического характера: письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо с извинениями, письмо-информация.

2

   

Знать виды писем личного характера.

Уметь анализировать текст; извлекать необходимую информацию из текста.

Формирование интереса к чтению художественной литературы

Работа в группах: анализ четырех типов писем из английских газет.

7

Личное/Неофициальное письмо. Характерные черты личного письма. Формулы речевого этикета.

2

   

Знать правила оформления писем.

Уметь оформлять личное письмо.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Написание личного письма с изложением новостей.

8

Длинные тексты прагматического характера: письмо-запрос, письмо-мнение, письмо другу, письмо редактору

2

   

Знать виды писем официального характера.

уметь отвечать на вопросы по содержанию; извлекать необходимую информацию из текста

Совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры.

Работа в парах: анализ четырех типов писем из английских газет

9

«Здоровый образ жизни».

2

   

Знать ЛЕ по теме.

Уметь логически излагать собственные мысли

Формирование интереса к чтению художественной литературы

Работа с отрывком из художественного произведения. Сбор материала для письменного высказывания по теме

10

Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа.

2

   

Знать правила оформления, структуру личного письма.

Уметь применять речевые клише при написании личного письма

Формирование мотивации в приобретении новых знаний

Написание письма по образцу. Контроль объема текста

11

Сочинение-описание

1

   

Знать правила оформления, структуру сочинения описательного характера.

Уметь спланировать и написать сочинение-описание

Совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры.

Задания по описанию фактов, событий, явлений.

12

Редактирование сочинения.

1

   

Знать особенности редактирования английского сочинения.

Уметь пользоваться сложными эквивалентами.

Формирование навыков исследовательской деятельности..

Работа с текстом, соединение описания и аргументации.

13

Сочинение-повествование.

1

   

Знать правила языковых средств оформления повествования.

Умет выбрать правильное направление развития рассказа.

Формирование свободы самовыражения, развитие творческого потенциала

Анализ образца сочинения с использованием яркого и образного языка.

14

«Природа и проблемы экологии».

2

   

Знать ЛЕ по теме.

Уметь логически излагать собственные мысли

Формирование интереса к чтению художественной литературы

Работа с отрывком из художественного произведения. Сбор материала для письменного высказывания по теме

15

Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа.

2

   

Знать правила оформления сочинения, деления на абзацы.

Уметь высказываться по собственным предпочтениям, используя имеющиеся знания о мире

Формирование мотивации в приобретении новых знаний

Сопоставление сочинения-описания и сочинения-повествования.

16

Эссе. Планирование эссе. Подготовка аргументов.

2

   

Знать правила оформления эссе.

Уметь планировать и писать эссе.

Формирование интереса к созданию собственного текста.

Отработка алгоритма использования типичных союзов и союзных оборотов при написании эссе.

17

Изучение текстов по теме «Вклад России и стран изучаемого языка в развитии науки и мировой культуры».

2

   

Описывать ситуации, использовать ЛЕ по теме в ответах на вопросах и монологических высказываниях..

Уметь искать нужную информацию в тексте, выделять главное, устанавливать связи между частями текста.

Формирование интереса к чтению художественной литературы

Чтение отрывка из художественного произведения с обсуждением, отбор материала для письменного высказывания.

18

Анализ темы эссе. Выражение собственного суждения.

2

   

Уметь владеть лексикой по теме.

Уметь применять изученное на практике, уметь анализировать полученный материал самостоятельно

Совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры.

Изучение языкового репертуара.

19

«Межличностные отношения с друзьями и знакомыми».

2

   

Знать ЛЕ по теме.

Уметь высказываться по собственным предпочтениям.

Уметь применять изученное на практике, уметь анализировать полученный материал самостоятельно или в группе

Формирование интереса к чтению художественной литературы

Чтение отрывка из художественного произведения с обсуждением, отбор материала для письменного высказывания.

20

Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа.

2

   

Знать характерные черты эссе.

Уметь применять изученное на практике, уметь анализировать полученный материал самостоятельно и в группе

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Написание эссе с аргументацией личного мнения.

 

итого

34

           

Список литературы

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников [Электронный ресурс] // Режим доступа – www.fipi.ru

Головчинская Л.С. Англичане говорят так, т.4,5. М.: АСТ, 2001 – 272 с.

http://english-letter.ru/primer_obrazec_pisma_na_anglijskom.html

http://www.portal-investor.ru/russia/bblock/82

http://englex.ru/how-to-write-an-effective-essay-11-rules/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.