12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сычугова Елена Вячеславовна59 Россия, Татарстан респ., Набережные Челны Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа спецкурса по английскому языку «Современные педагогические технологии в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №76»
«Утверждено»
педагогическим советом
протокол от 29.08.2016 г.№1
Введено приказом от 29.08.2016 г.№171
Директор гимназии
___________ Сабирова М.Р.
Программа спецкурса по английскому языку
«Современные педагогические технологии
в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации»
(количество часов в неделю -1, в год - 34)
Составители – Юнусова Н.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории;
Сычугова Е.В., учитель английского языка первой квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора________ Сычугова Е.В. от 29.08.2016 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от 29.08.2016 г. № 1
Руководитель МО ________ Князева М.А. от 29.08.2016 г.
Набережные Челны
2016г.
Пояснительная записка
Стремительное развитие общества, постоянные межкультурные коммуникации стали определяющими факторами необходимости владения иностранными языками. Требования к выпускникам школ возрастают, итоговая аттестация по английскому языку - это экзамен, который нацелен дать объективную оценку знаний школьников. Сегодня выпускник школы должен не только знать основы грамматики и уметь читать, но также уметь общаться устно и письменно в различных ситуациях. Современная реальность диктует необходимость не только в предметных знаниях, но и в умениях их практически применять, оперировать большими объемами информации. Мир не должен укладываться в четко очерченные рамки, где все просто, схематично и понятно, где человек действует по схеме и не отклоняется от заданного маршрута. Нет, приоритетным становится человек мыслящий, способный нестандартно действовать и творить в любой сфере, в любой ситуации. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В связи с этим намечается иной курс в системе образования. Он нацелен на личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы, дифференциация в обучении, учет запросов и интересов учащихся являются неотъемлемыми условиями достижения планируемых результатов.
В связи с этим стратегия развития обучения направлена на реализацию личностно-ориентируемой парадигмы развивающего образования в условиях ФГОС, предусматривающего следующие линии развития:
1.Личностное: саморазвитие, творческий потенциал, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»
2.Познавательное: формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие мышления.
3.Коммуникативное: компетентность в иноязычном общении, умение слушать, вести межкультурный диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, выстраивать сотрудничество через умения выражения собственного мнения, аргументирования и адекватное реагирование на высказывания собеседника в процессе коммуникации.
4.Социальное: российская и гражданская идентичность, патриотизм, толерантность к культуре стран изучаемого языка, освоение основных социальных практик.
Следовательно, основной целью образования является формирование успешной, конкурентоспособной личности, усвоившей образовательную программу обучения в основной школе, умеющей анализировать учебную или реальную ситуацию, способную применить языковые знания и полученные компетенции в реальных жизненных ситуациях.
Реализация этой цели требует выполнения основных задач:
1. Обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.
2. Формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.
3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы
Всем этим требования отвечает программа курса «Современные педагогические технологии в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации», рассчитанная на 34 часов на данном этапе обучения. Данный курс составлен для учащихся 10 и/или 11 классов и является продолжением курса, предназначенного для параллели 8 и/или 9 классов. Курс направлен на совершенствование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся в русле требований ФК ГОС и ФГОС и является заключительным этапом в системе подготовки учащихся к экзаменам итоговой аттестации, что обеспечивает планомерность, системность и преемственность стратегий и технологий обучения школьников в основной и старшей школах при обучении письменной речи.
Актуальность.
Современная система образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Предлагаемый курс направлен на формирование у педагогов представления о современных технологиях обучения как о способе воздействия преподавателя на учеников, на обеспечение совершенствования профессиональных умений учителя и формированию творческого отношения к технологизации учебного процесса.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:
1. Научность: практические занятия и теоретические понятия, разбираемые в программе курса, ориентированы на приобретение учащимися навыков продуцирования письменных высказываний с учетом норм и специфики оформления иноязычной письменной речи.
2. Системность: курс делится на блоки, каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.
3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
приобретение учащимися более углубленных знаний норм и стратегий иноязычного письменного общения;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
развитие умений аргументировать собственную точку зрения;
применение полученных знаний и умений в письменной практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования речевой компетенции:
- использование основных видов чтения (просмотровое или Skimming, поисковое или Scanning, ознакомительное Extensive Reading, изучающее Intensive Reading и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ особенностей использования лексических средств и средств логической связи;
анализ особенностей использования грамматических средств и стилевого оформления текстов;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
создание личного письма неформального стиля;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение синонимичных ресурсов языка и определенных фраз-клише.
В основу курса положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения английскому языку. Таким образом, данный курс создает условия для реализации деятельностного подхода.
В основе преподавания-изучения - педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников, предполагающая следующую реализацию принципа:
— диалогичность в работе над материалом;
— импровизационность;
— чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих групп;
— творческий характер заданий;
— компактность тем.
Данный курс ориентирован на:
-применение методики создания проблемной ситуации; большое количество типологически разнообразных упражнений, с помощью которых учащийся может повторить пройденный материал и лучше усвоить новую учебную информацию;
- возможность определить те трудности, над устранением которых нужно поработать;
- тренинговую направленность, позволяющую стимулировать учащихся выполнять упражнения с разными видами заданий, пока не будет получен оптимальный результат.
Вся работа четко структурирована и направлена на повышение качества образования и достижение высоких результатов обучения. В связи с этим обучение и воспитание следует выстраивать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и уровнем их развития, что позволяет достичь положительной динамики уровня учебных достижений.
Среди методов работы творческого характера превалирующими являются технология развития критического мышления, кейсы, информационно-коммуникативная технология, проблемно-поисковое обучение, педагогика сотрудничества, групповые технологии, технология педагогических мастерских.
Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Преподаватель выступает прежде всего в качестве координатора учебного процесса, который поставил задачу, а непосредственное выполнение самой задачи остается за обучающимися. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Ее результатом является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного применения в образовательной практике. Таким образом, такой подход вырабатывает устойчивые навыки решения практических задач на разных уровнях и ступенях образовательной системы, предполагает повышение роли и престижа школы, при этом ожидаются большие изменения в целях и технологиях образования.
Наиболее оптимальные формы и методы обучения:
1.Коллективный диалог - осуществляется обмен информацией, при котором происходит усвоение учебного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации.
2. Групповая форма работы - формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и простраивает для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса, при котором неизменным остается ядро требуемых знаний, а максимальность знаний наращивается в ходе группового, коллективного поиска истины.
3. Дебаты - всесторонний анализ и обсуждение проблемы, которая не имеет простого решения, через организованный процесс формулировки и защиты своих позиций по данной проблеме.
4. Обсуждение вполголоса - проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы доказывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
5. Дерево решений - графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
6. Проблемно-поисковый метод - форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний, содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Содержание стандарта по курсу «Современные педагогические технологии в работе над развитием коммуникативных компетенций учащихся при продуцировании письменной речи в формате итоговой аттестации» может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие текста;
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа заданий (пересказ, подбор соответствующих предложений, перефраз и тд); ответов на вопросы репродуктивного характера;
продуктивная творческая деятельность: письменные и устные высказывания разных видов;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения;
исследовательская деятельность: поиск и подбор необходимой информации, анализ текста, поиск аргументов в поддержку своего мнения по поднимаемым в тексте проблемам.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
1) уважительное отношение к иностранному языку, его культуре и традициям народов, говорящим на этом языке; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе самоконтроля собственной речи.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• адекватное восприятие на слух иноязычных текстов различных жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение создавать устные и письменные высказывания с учетом стиля, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного английского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать иностранный язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания письма неформального стиля и сочинения – рассуждения;
2) составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
3) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии иностранного языка, основными нормами английского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
4) распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
5) использовать выразительные средства языка;
6) понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии, антонимии и использовать их в собственной речевой практике;
7) читать аутентичные тексты с полным, частичным, выборочным пониманием; использовать различные приемы смысловой переработки текста;
По окончании курса учащийся обладает:
сформированными навыками организации и написания письменных высказываний разных стилей и жанров (личное письмо и эссе с элементами рассуждения);
умением распознавать и употреблять адвекватные ситуации лексические единицы и грамматические конструкции;
умением искать и находить необходимую информацию, обрабатывать и систематизировать её при работе с аутентичными текстами;
умением находить доказательства с последующей аргументацией собственного мнения;
развитыми индивидуальными способностями, интересами, дающими возможность самореализации как творческой личности.
Содержание курса
Основное содержание курса составляют знания о стратегиях написания различных видов письменных высказываний, включая эссе с элементами рассуждения. Кроме того, большое внимание в программе уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, составлению собственных текстов различных стилей; развитию умений находить, обрабатывать и систематизировать необходимую информацию, находить доказательства и аргументировать собственное мнение.
Материал спецкурса составлен с учетом требований подготовки к итоговой аттестации согласно «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку». Материал рассматривается в порядке усложнения (последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения) и базируется на межпредметных связях с литературой. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения письменной части итоговой аттестации и дополнительными знаниями оформления разных видов письма на английском языке, а также навыками самостоятельного анализа материала, необходимого для создания собственного высказывания.
№ | Тема учебного материала | Кол-во часов | Ка-лендар-ные сроки | Фак- | Планируемые результаты | Виды деятельности | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1 | Виды писем, их использование. Типичные отличия писем. | 1 | Знать основные понятия и требования к письменной речи . | Уметь различать виды писем. | Формирование мотивации в приобретении новых знаний | Задания по написанию коротких текстов прагматического характера. | ||
2 | Связность и логичность текста. Стилистическое разнообразие. | 1 | Знать стили письма. | Уметь распознавать типы писем. | Формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению английским языком и осознание ее значимости для личности учащегося | Работа с текстами на использование разнообразных структур и оборотов. | ||
3 | Передача информации. Выражение эмоций и чувств, личного мнения. | 1 | Знать структуру, культуру оформления личного письма. | Уметь оформлять личное письмо. | Формирование мотивации в приобретении новых знаний | Анализ фрагментов экзаменационного задания, объяснить свой выбор. | ||
4 | «Жизнь в городе и селе. Проблемы города и села». | 2 | Описывать ситуации, использовать ЛЕ по теме в ответах на вопросах и монологических высказываниях. | Уметь анализировать текст, отвечать на вопросы по содержанию; уметь извлекать необходимую информацию из текста | Формирование интереса к чтению художественной литературы | Работа с отрывком из художественного произведения. Сбор материала для письменного высказывания по теме. | ||
5 | Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа. | 2 | Знать правила написания писем. | Уметь логически и последовательно строить письменное высказывание | Формирование свободы самовыражения, развитие творческого потенциала | Написание письма по образцу. Контроль объема текста. | ||
6 | Длинные тексты прагматического характера: письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо с извинениями, письмо-информация. | 2 | Знать виды писем личного характера. | Уметь анализировать текст; извлекать необходимую информацию из текста. | Формирование интереса к чтению художественной литературы | Работа в группах: анализ четырех типов писем из английских газет. | ||
7 | Личное/Неофициальное письмо. Характерные черты личного письма. Формулы речевого этикета. | 2 | Знать правила оформления писем. | Уметь оформлять личное письмо. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Написание личного письма с изложением новостей. | ||
8 | Длинные тексты прагматического характера: письмо-запрос, письмо-мнение, письмо другу, письмо редактору | 2 | Знать виды писем официального характера. | уметь отвечать на вопросы по содержанию; извлекать необходимую информацию из текста | Совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры. | Работа в парах: анализ четырех типов писем из английских газет | ||
9 | «Здоровый образ жизни». | 2 | Знать ЛЕ по теме. | Уметь логически излагать собственные мысли | Формирование интереса к чтению художественной литературы | Работа с отрывком из художественного произведения. Сбор материала для письменного высказывания по теме | ||
10 | Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа. | 2 | Знать правила оформления, структуру личного письма. | Уметь применять речевые клише при написании личного письма | Формирование мотивации в приобретении новых знаний | Написание письма по образцу. Контроль объема текста | ||
11 | Сочинение-описание | 1 | Знать правила оформления, структуру сочинения описательного характера. | Уметь спланировать и написать сочинение-описание | Совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры. | Задания по описанию фактов, событий, явлений. | ||
12 | Редактирование сочинения. | 1 | Знать особенности редактирования английского сочинения. | Уметь пользоваться сложными эквивалентами. | Формирование навыков исследовательской деятельности.. | Работа с текстом, соединение описания и аргументации. | ||
13 | Сочинение-повествование. | 1 | Знать правила языковых средств оформления повествования. | Умет выбрать правильное направление развития рассказа. | Формирование свободы самовыражения, развитие творческого потенциала | Анализ образца сочинения с использованием яркого и образного языка. | ||
14 | «Природа и проблемы экологии». | 2 | Знать ЛЕ по теме. | Уметь логически излагать собственные мысли | Формирование интереса к чтению художественной литературы | Работа с отрывком из художественного произведения. Сбор материала для письменного высказывания по теме | ||
15 | Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа. | 2 | Знать правила оформления сочинения, деления на абзацы. | Уметь высказываться по собственным предпочтениям, используя имеющиеся знания о мире | Формирование мотивации в приобретении новых знаний | Сопоставление сочинения-описания и сочинения-повествования. | ||
16 | Эссе. Планирование эссе. Подготовка аргументов. | 2 | Знать правила оформления эссе. | Уметь планировать и писать эссе. | Формирование интереса к созданию собственного текста. | Отработка алгоритма использования типичных союзов и союзных оборотов при написании эссе. | ||
17 | Изучение текстов по теме «Вклад России и стран изучаемого языка в развитии науки и мировой культуры». | 2 | Описывать ситуации, использовать ЛЕ по теме в ответах на вопросах и монологических высказываниях.. | Уметь искать нужную информацию в тексте, выделять главное, устанавливать связи между частями текста. | Формирование интереса к чтению художественной литературы | Чтение отрывка из художественного произведения с обсуждением, отбор материала для письменного высказывания. | ||
18 | Анализ темы эссе. Выражение собственного суждения. | 2 | Уметь владеть лексикой по теме. | Уметь применять изученное на практике, уметь анализировать полученный материал самостоятельно | Совершенствовать уровень своей коммуникативной культуры. | Изучение языкового репертуара. | ||
19 | «Межличностные отношения с друзьями и знакомыми». | 2 | Знать ЛЕ по теме. | Уметь высказываться по собственным предпочтениям. Уметь применять изученное на практике, уметь анализировать полученный материал самостоятельно или в группе | Формирование интереса к чтению художественной литературы | Чтение отрывка из художественного произведения с обсуждением, отбор материала для письменного высказывания. | ||
20 | Практическое занятие по выполнению задания экзаменационного типа. | 2 | Знать характерные черты эссе. | Уметь применять изученное на практике, уметь анализировать полученный материал самостоятельно и в группе | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Написание эссе с аргументацией личного мнения. | ||
итого | 34 |
Список литературы
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников [Электронный ресурс] // Режим доступа –
Головчинская Л.С. Англичане говорят так, т.4,5. М.: АСТ, 2001 – 272 с.