Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе «В творческой лаборатория имени существительного»
Технологическая карта урока по русскому языку
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – русский язык
ТИП ЗАНЯТИЯ: обобщение и систематизация предметных знаний
УЧИТЕЛЬ – Топчиева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области
КЛАСС – 6
ТЕМА: «В творческой лаборатория имени существительного»
ЦЕЛЬ: организовать среду для обобщения, систематизации знаний, применения умений, приобретённых при изучении русского языка.
ЗАДАЧИ:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие творческого мышления
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях
ТЕХНОЛОГИИ: развитие критического мышления на уроках русского языка (групповая работа, информационно-коммуникативная)
ФОРМЫ РАБОТЫ: групповая работа, построение интеллект-карт, моделирование, синквейн
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка
ОБОРУДОВАНИЕ: ёлка, мультимедийный проектор( колонками), ноутбук, «Толковый словарь» C.Г.Трясогузовой, цветная бумага, клей, степлер, ватман, карандаши, фломастеры, клей, картинки – иллюстрации, таблицы
№ п\п |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Мотивация к активной учебной деятельности |
Организует просмотр видеофрагментов. Задает вопросы: Тише….(просмотр) Что скажете? О чем идет речь? А можно записать те предложения, что вы озвучили? А что будет? (из любого предложения убрать имена существительные) Так о чем же сегодня пойдет речь? |
Просматривают видеоряд «Новый год» (дети называют признаки существительного) Отвечают на поставленные вопросы. Узнают о сюжетной линии урока. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. |
Проблема- тизация |
Формулировка цели занятия Сегодня мы с вами оказались в творческой лаборатории существительного. Здесь будут работать три группы. Выйдете, пожалуйста, по одному представителю и выберете направление для вашей группы. 1 группа «Студия искусства» 2 группа «Лингвистическая лаборатория» 3 группа «Творческая мастерская» |
Намечают цели: создать интеллект – карту; изготовить новогодние игрушки, раскрывающие признаки существительного; охарактеризовать предмет, систематизировать знания о существительном. Каждая группа выдвигает гипотезы по выходу из проблемной ситуации. Вспоминает все о существительном, имеется «Толковый словарь», презентация раскрывающая суть интеллект – карты в ноутбуке |
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
3. |
Ход разрешения проблемы |
- Перед вами предметы, с помощью которых вам предстоит выразить признаки существительного. У каждой группы есть лист – путеводитель. Прочитайте задания и примените свои знания, творческие способности в области морфологии Удачи! |
На фоне спокойной музыки учащиеся трогают, рассматривают предметы, подбирают картинки, вырезают, складывают, склеивают, пишут описание предмета. 1 группа (предметы): путеводный лист, ватман, картинки – иллюстрации, фломастеры, карандаши 2 группа (предметы): путеводный лист, цветная бумага, ножницы, клей степлер, новогодние игрушки, картинки 3 группа (предметы): путеводный лист, коробочки с предметами внутри, бумага, ручки |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез Коммуникативные: слушать и слышать других |
4. |
Презентация продукта учебной деятельности. Результат. |
- Приглашаю вас на Новогодний утренник имени существительного! Поделитесь с нами интересным материалом, который у вас получился в ходе исследования. Дети по группам выходят к доске (елочке) и доказательно представляют свои работы. |
Озвучивают результаты работы в группах Личностные результаты: каждый ученик представляет продукт своей работы. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, выступать перед аудиторией Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта |
5. 6. |
Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание |
Итог занятия дети подводят совместно с учителем, собравшись возле ёлочки. Учитель организует осмысление, побуждает учащихся к расширению информационного поля. Варианты задания: 1.Составить сказку об имени существительном. 2. Составить кроссворд о существительном. 3.. Нарисовать портрет Имени существительного |
Группы учащихся в ходе рефлексии составляет синквейн на тему: «Существительное» Предмет Одушевленный, неодушевленный Завораживает, нацеливает, привлекает Ах, все слова восхитительные! Существительные ! Гимн существительному Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, - Означено словами. А.Шибаев. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации |