Индивидуальный подход к обучающимся как условие формирования адекватной самооценки.

0
0
Материал опубликован 28 November 2024

Автор публикации: В. Кадочникова, студентка 4А курса

Индивидуальный подход к обучающимся как условие формирования адекватной самооценки.

Кадочникова Вероника Алексеевна- студентка Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Среднего образования «Нижнетагильский педагогический колледж» №1 43 группы по специальности «Преподавание в начальных классах».

Аннотация-объяснение необходимости формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, примеры факторов влияющих на формирование самооценки, методика и цели игр и упражнений направленных на повышение уровня самооценки.

Ключевые слова: самооценка, оценивание своих сильных и слабых сторон, формирование адекватной и устойчивой самооценки, методики выявления уровня самооценки, игры по повышению уровня самооценки.

Цель– доказать необходимость использования игр и упражнений повышения самооценки младших школьников.

Задачи.

Объяснить почему младший школьный возраст является основой для создания адекватной самооценки.

Раскрыть взаимосвязь влияния разных факторов на формирование адекватной самооценки младшего школьника.

3. Описать методики и упражнения для развития адекватной и устойчивой самооценки.

Индивидуальный подход к обучению на уроках окружающего мира в начальной школе – ключ к формированию адекватной самооценки у младших школьников. Это утверждение подтверждается многолетним опытом педагогов и результатами психологических исследований. Младший школьный возраст (6-10 лет) – критически важный период для развития личности ребенка, период активного формирования самосознания, включая самооценку. Адекватная самооценка – это реалистичное восприятие своих способностей, сильных и слабых сторон, что напрямую влияет на успешность обучения, социальную адаптацию и психологическое благополучие ребенка. Неадекватная самооценка, будь то завышенная или заниженная, может привести к серьезным проблемам в будущем: от трудностей в общении до депрессивных состояний и снижения мотивации к обучению. Формирование адекватной самооценки – сложный многофакторный процесс, в котором важную роль играет учебная деятельность.

Как отмечал Б.Г. Ананьев, успехи и неудачи ребенка в школе, его место в классе, оценки учителей и сверстников – все это оказывает значительное влияние на формирование его самооценки. Однако, важно понимать, что влияние этих факторов не является однозначным и зависит от множества индивидуальных особенностей ребенка: его темперамента, характера, уровня тревожности, привязанности к родителям и окружающим. Например, ребенок с высоким уровнем тревожности может переживать из-за любой, даже незначительной неудачи, что может привести к формированию заниженной самооценки, даже если его реальные способности достаточно высоки. Наоборот, ребенок с низким уровнем тревожности может не адекватно оценивать свои способности, переоценивая их, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении и социальной адаптации. Поэтому, индивидуальный подход к обучению является необходимым условием для формирования адекватной самооценки. Индивидуализация обучения на уроках окружающего мира может проявляться в разных формах. Это может быть дифференциация заданий по уровню сложности, подбор материалов с учетом индивидуальных интересов ребенка, использование различных методов и приемов обучения, включая игровые техники и проектную деятельность. Важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания в классе, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Эффективными методами повышения самооценки являются игровые упражнения, направленные на развитие самосознания и рефлексии. Например, игры, где дети должны оценить свои сильные и слабые стороны, поделиться своими достижениями и трудностями, обсудить способы преодоления препятствий. Также эффективны ролевые игры, ситуативные задачи, творческие проекты, позволяющие ребенку проявить свои способности и получить положительную обратную связь от учителя и сверстников. В ходе уроков окружающего мира можно использовать методики личностно-ориентированного обучения, ориентированные на развитие самостоятельности, творческого мышления и критического восприятия информации. Регулярное проведение рефлексивных практик, где дети анализируют свою работу, выделяют достижения и определяют направления для дальнейшего развития, способствует формированию адекватной самооценки. Важно помнить, что формирование адекватной самооценки – это длительный процесс, требующий постоянного внимания и терпения со стороны учителя. Успех зависит от сочетания индивидуального подхода, использования разнообразных методик и создания положительного эмоционального климата в классе. Только в таких условиях можно достичь желаемого результата – формирования у младших школьников адекватной и устойчивой самооценки, важной основы для их дальнейшего успешного развития.

Самооценка — это важный аспект личностного развития, который оказывает значительное влияние на поведение и активность человека. В зависимости от того, как человек оценивает свои способности и качества, можно выделить три основные категории самооценки: заниженную, адекватную и завышенную. Каждая из этих форм самооценки по-разному влияет на уровень активности и вовлеченности человека в различные сферы жизни. Люди с заниженной самооценкой часто испытывают неуверенность в своих силах и возможностях. Они могут избегать новых вызовов и возможностей, что приводит к снижению их социальной активности и ограничению личностного роста. Заниженная самооценка может проявляться в страхе перед неудачами, что, в свою очередь, делает человека более уязвимым к критике и насмешкам со стороны окружающих. В результате, такие люди могут не реализовать свой потенциал, что наносит ущерб как им самим, так и обществу в целом. Когда человек не верит в себя, он не может внести значимый вклад в свою общину или профессию, теряя возможность развивать свои навыки и таланты. С другой стороны, адекватная самооценка позволяет человеку осознанно подходить к своим сильным и слабым сторонам. Она способствует более активному участию в жизни, повышению мотивации и стремлению к саморазвитию. Люди с адекватной самооценкой способны ставить перед собой реалистичные цели и достигать их, поскольку они понимают свои возможности и ограничения. Это создает положительный эффект не только для них самих, но и для окружающих, так как такие люди могут вдохновлять других своим примером. Завышенная самооценка, хотя и может показаться привлекательной, также имеет свои недостатки. Люди с завышенной самооценкой часто недооценивают свои слабости и могут проявлять высокомерие, что может привести к конфликтам и недопониманию в обществе. Они могут игнорировать конструктивную критику и не стремиться к самосовершенствованию, что, в конечном итоге, может негативно сказаться на их успехах и отношениях с окружающими. Важным аспектом формирования самооценки является образование. На ранних стадиях развития человечества индивидуальное обучение стало основным способом передачи знаний. Эта форма обучения подразумевает, что учитель работает с каждым учеником отдельно, учитывая его индивидуальный темп усвоения материала и способности. Например, репетиторство или самостоятельное изучение учебников позволяют ученикам глубже понять учебный материал и развить свои навыки. Преимущества индивидуального обучения заключаются в том, что учитель может непосредственно взаимодействовать с учеником, что позволяет ему своевременно корректировать ошибки и отмечать успехи. Такой подход помогает глубже изучить личные особенности ученика и его познавательные возможности. Однако индивидуальное обучение имеет и свои недостатки. Оно может быть затратным по времени и ресурсам, а также ограничивает взаимодействие учащихся между собой, что важно для формирования социальных навыков и умения работать в команде. Таким образом, актуальность темы формирования самооценки младшего школьника на уроках окружающего мира становится очевидной.

Важно понимать, что самооценка младших школьников может быть достаточно неустойчивой и подвержена изменениям в зависимости от различных факторов. Например, успехи в учебе или положительная обратная связь от учителя могут способствовать повышению самооценки, в то время как неудачи или насмешки со стороны сверстников могут привести к ее снижению. Система образования должна учитывать эти особенности и создавать условия для формирования адекватной самооценки у детей. Это можно делать через различные методики, такие как развивающие игры, групповые проекты и обсуждения, которые помогут детям осознать свои сильные стороны и научиться принимать свои недостатки. Важно также обучать детей навыкам эмоционального интеллекта, чтобы они могли справляться с критикой и неудачами, а также поддерживать друг друга в трудные моменты. Кроме того, роль родителей в формировании самооценки ребенка не следует недооценивать. Позитивная поддержка со стороны семьи могут значительно повысить уверенность ребенка в своих силах. Создание атмосферы доверия и поддержки в семье поможет детям развивать адекватное восприятие себя и своих возможностей. Таким образом, формирование самооценки у младших школьников — это многогранный процесс, который требует внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Важно создавать условия для развития адекватной самооценки, чтобы дети могли расти уверенными в себе и готовыми к новым вызовам. Это не только поможет им в учебе, но и подготовит к взрослой жизни, где уверенность в себе и своих силах играет ключевую роль в достижении успеха.

Для выявления уровня самооценки, были перечислены некоторые методы такие как: шкала Дембо-Рубинштейна, методика Лесенка Г. Щур, Проба Де Греефе, методика Будасси.

Подробно разберём суть методики Лесенка Г. Щур.

Методика Лесенка Г. Щур.

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Возрастная категория: 7 – 10 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, перед вами листок бумаги, на котором нужно подписать:

свою фамилию и имя, название класса и сегодняшнюю дату.

Посмотрите внимательно, ниже нарисована лестница из 10 ступенек (учитель показывает на доске или на бланке).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть -чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики.

1. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите?

(отметьте «Я»);

2. А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? (отметьте «У»);

3. А на какую ступеньку поставит вас ваша мама? (отметьте «М»);

4. А на какую ступеньку поставит вас ваш папа? (отметьте «П»);

Критерии оценивания:

1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

t1732805808aa.png

t1732805808aa.png

В соответствии с уровнем самооценки для учащихся с низкой самооценкой были подобраны некоторые игры и упражнения для повышения общей самооценки: игра Как много я умею, игра «я справлюсь», игра «Каким чудесным я буду, когда вырасту», игра «Ласковое имя», «Похвали меня».

Разберём поподробнее методику проведения игры «Я хвалю тебя за…».

Игра «Я хвалю тебя за…»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.


На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности показало, что младший школьник придает особое значение своим интеллектуальным способностям и что оценка этих возможностей другими людьми всегда нестабильна. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался и преодолевал трудности, у него должен быть позитивный образ. Дети с отрицательной самооценкой сталкиваются с непреодолимыми препятствиями. У них высокий уровень страха, поэтому они менее приспособлены к школьной жизни, им трудно контактировать со сверстниками и справляться с явным волнением.

Использованная литература

1. Алексеева О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - Москва : Акад. Естествознания, 2017. - 143 с.

Витушкина, Э. В., Кружилина, Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э. В. Витушкина, Т. В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № - С. 72-83.


Осипова, О.В. Особенности изучения учебной самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.

Липкина А.И. К вопросу о методах выявления учебной самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / М., 2005. – 126 с.



Охлопкова В. С., Данилова М. В. Исследование уровня учебной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 584-587.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации