Автор публикации: В. Лобанов, ученик 5Г класса
Изучение интернет - зависимости у школьников
PPTX / 1.03 Мб
/data/files/m1615275055.pptx (Изучение интернет - зависимости у школьников)МБОУ «Цнинская СОШ №2»
Тамбовская область, Тамбовский район
Изучение интернет-зависимости у школьников
Исследовательская работа
Выполнил:
Лобанов Владимир Сергеевич
ученик 5 «Г» класса
Руководитель:
Солопова Светлана Геннадьевна
педагог - психолог
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
2.
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины.
Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.
Большинство людей живет в виртуальном мире лишая себя живого общения, настоящего знакомства, настоящих эмоций, настоящих рукопожатий. Мы лишает себя возможности вживую узнать друг друга, познать этот мир, общаться. Печально наблюдать за такой семьей, где родители проводят свои вечера в телефонах, а их дети в соседней комнате играют в компьютерные игры. И нет между ними никакой связи.
Актуальность этой темы не вызывает сомнений, так как по статистике в мире интернет - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. Чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Цель исследования: изучить проблему интернет – зависимости у школьников, степень распространенности и особенности этого явления.
Задачи:
1. На основании литературных и электронных источников изучить явление школьной интернет – зависимости.
2. С помощью электронных источников рассмотреть влияние интернет – зависимости на личность школьника.
3. Провести исследования на выявление интернет – зависимости среди учеников 5 – 11 классов.
4. Рассмотреть динамику развития интернет – зависимости у школьников за 3 года.
5. Определить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы.
6. Сделать выводы по результатам проведенного исследования.
Гипотеза исследования: предположительно в нашей школе среди учащихся 5-11 классов ежегодно растет количество учащихся, относящихся к «группе риска» интернет – зависимости.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Исследование интернет – зависимости среди учащихся.
3. Проведение опроса среди учащихся.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Цнинская СОШ №2»
Теоретические положения исследования базируются на представлениях Голдберга А., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики интернет – зависимости в школьном возрасте.
ГЛАВА 1
Что такое интернет – зависимость? Чем она опасна?
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет – зависимости с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на тему интернет – зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти — не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить iMessage, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома. То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, при попадании в незнакомую компанию интернет – зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи.
Кроме психических и мыслительных расстройств интернет – зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя много времени у экранов мониторов, мы портим свое зрение. Интернет – зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.
1.2 Виды и причины возникновения интернет – зависимости
Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. На сегодня выделяются несколько основных видов интернет – зависимости:
Необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты. К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей.
Информационная интернет – зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети. Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам. В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.
Игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр. Почему люди начинают играть в онлайн игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре — вполне даже возможно. Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей и добиться мнимого превосходства.
Причины возникновения интернет – зависимости
Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми;
Недостаток внимания со стороны родителей;
Неуверенность в себе и своих силах;
Склонность подростков к быстрому «впитыванию» все нового, интересного;
Желание ребенка быть «как все» его сверстники;
Отсутствие у ребенка увлечений или хобби;
Особенности воспитания и отношения в семье.
1.3 Стадии развития интернет – зависимости
Выделяют три стадии зависимости.
1. На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.
2. На второй стадии происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайн увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет – зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность.
Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, используя корыстные цели (в хорошем смысле), хотят прославиться или зарабатывают деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в социальных сетях (репутацию на сайтах и форумах и т.п.) или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.
3. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.
1.4 Симптомы интернет – зависимости
Основными признаками интернет – зависимости можно считать следующие:
1. Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.
2. Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.
3. Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.
4. Вы постоянно обновляете страничку в соцсетях, часто проверяете e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.
5. Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.
6. Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.
7. Во время интернет – серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.
8. Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на
них бесцельно и механически.
9. Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких людей.
10. На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.
11. Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.
12. Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.
1.5 Влияние Интернета на личность подростка
Как Интернет и современные гаджеты влияют на подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.
Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.
Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят, друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.
В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, что пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту.
Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?» Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.
Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе. Постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.
Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным.
Особенно подвержены интернет - зависимости дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни.
1.6 Профилактика интернет – зависимости у подростков.
Как и с другим любым видом зависимости, самое главное — осознать проблему и начать её решать. Вернуть человека снова в реальную жизнь иногда бывает сложно.
Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.
Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.
Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.
Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением.
Избавлять подростка от интернет – зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких. Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.
Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место.
Если вы заметили характерные для интернет-зависимости симптомы, то можно попробовать предпринять профилактические действия:
- установить точное количество времени, которое можно проводить в интернете;
- иногда заставлять себя несколько дней подряд не выходить в интернет;
- заблокировать доступ к конкретным ресурсам Сети;
- установить правило — не общаться в интернете в субботу и в воскресенье;
- ввести чувствительные, но не вредящие здоровью санкции за несоблюдение правил и ограничений;
- насыщать реальную жизнь разнообразными событиями (хобби, общение, физическая активность, путешествия);
- самому или с помощью специалиста выявить первопричину тяги к интернету и избавиться от нее.
Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Говоря о причинах интернет-зависимости, отметим, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Если вам не хватает общения, хватит седеть на форумах, ищите его в реальной жизни. Если вы человек застенчивый, начните бороться со своей застенчивостью, запишитесь на курсы ораторского мастерства и т.п.
Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета. Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер. Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима. Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет. Скопируйте в отдельный файл или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую.
Компьютерная и интернет-зависимость - это нехимические зависимости, которые поддаются лечению у квалифицированных психологов и психотерапевтов посредством осознания человеком проблемы и мотивирования на возврат к реальной жизни.
Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач.
ГЛАВА 2
2.1 Условия, место и методы проведения исследования
Исследование по выявлению интернет – зависимости проводилось среди учащихся 5 – 11 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2». Число испытуемых составило 653 человека.
Исследование проводилось с помощью теста Кимберли – Янг на выявление интернет-зависимости.
Тест Кимберли – Янг на интернет-зависимость – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Тест не может служить основанием для постановки диагноза, т.к. имеет слишком простую и прозрачную структуру. Кроме того, он не был валидизирован на популяции интернет – зависимых, т.к. в настоящее время такого диагноза всё ещё не существует. Между тем, тест может служить скрининговым инструментом для отбора тех лиц, которым нужна консультация специалиста.
Также с учащимися 5 – 11 классов был проведен социологический опрос, направленный на выявление:
Сколько времени подросток проводит в сети;
Какое место в жизни подростка занимает интернет;
Наиболее часто используемые интернет ресурсы.
2.2 Результаты исследования
По результатам теста Кимберли – Янг было выявлено, что 25% опрошенных не имеют интернет – зависимости, 37% - имеют слабую зависимость, у 26% - диагностируется средняя степень зависимости и у 12% обучающихся выражена сильная интернет – зависимость.
Получается, что в «группе риска» находится 75% учащихся, а это – 489 человек!
Для проверки гипотезы исследовательской работы было проведено сравнение полученных результатов исследования в 2020 – 2021 учебном году с предыдущими годами обучения, а именно 2018-2019 учебный год и 2019-2020 учебный год.
Из данной гистограммы можно сделать следующие выводы:
Снижение процента учащихся с отсутствием зависимости;
Снижение процента учащихся с слабовыраженной интернет – зависимостью;
За последние два учебных года процент учащихся со средней степенью зависимости не изменился;
Ежегодно происходит увеличение процента учащихся с сильной зависимостью.
Так же в ходе исследования удалось выяснить, что интернет занимает у подростков очень много времени. 81% респондентов не могут прожить без Интернета ни дня, 14% опрошенных школьников заходят в Интернет 2-3 раза в неделю и лишь 5% - 5 – 6 раз в месяц.
Чем старше респондент, тем больше времени он проводит в сети. У старших школьников наиболее современные гаджеты, которые позволяют заходить в сеть в любое время. Это не только усугубляет состояние интернет – зависимости подростка, но и все больше отдаляет его от социума.
Так же было интересно узнать, как подростки используют Интернет и для каких целей. 87% школьников ответили, что чаще всего используют Интернет для общения и знакомства, 91% опрошенных Интернет помогает в учебе, 76% узнают из Интернета свежие новости, 30% совершают различные покупки и 31% ищут для себя развлечение. Данные не стоит соотносить друг с другом, так как одному ученику могут быть свойственны несколько ответов.
В этом и состоят положительные стороны пользования Интернетом. Можно быстро и в любой момент узнать всю интересующую нас информацию. А также виртуальный мир помогает нам общаться с теми, кто далеко от нас.
С помощью социального опроса так же было выявлено, какие Интернет – ресурсы являются наиболее популярными среди подростков.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что все учащиеся с 5 – 11 классы имеют доступ в Интернет и являются активными пользователями. Большинство учащихся 5 – 6 классов пользуются Интернетом для учебы, так как родители контролируют время, проведенное за компьютером или смартфоном. Старшие школьники 7 – 11 класса преимущественно используют социальные сети для общения.
Заключение
В ходе исследовательской работы было изучено и проанализировано большое количество научно – методической литературы и интернет – источников по проблеме подростковой интернет – зависимости.
Интернет – зависимость – это патологическое пристрастие к работе или проведению времени в Интернете.
К основным причинам подростковой интернет – зависмости можно отнести:
одиночество
социальная дезадаптация
поиск новых или острых ощущений, недоступных в реальном мире
депрессия
психические отклонения
Подобная зависимость несет в себе разрушающий вред для личности подростка.
Интернет является привлекательным для подростков:
1. как средство ухода от реальности;
2. как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности;
3. это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;
4. это неограниченный доступ к информации.
Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что в нашей школе среди учащихся 5-11 классов ежегодно растет количество учащихся, относящихся к «группе риска» интернет – зависимости. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много интересной и познавательной информации.
Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
1. Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, но в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.
2. Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям просто негде самовыразиться и проявить свои творческие способности, многие используют Интернет как источник информации. Но при неправильном использовании компьютера он может стать опасным и для физического здоровья: ухудшение зрения, искривление осанки, раздражительность и др.
3. Интернет – одно из лучших изобретений в мире. Но всему нужна своя мера. Просто используйтесь Интернетом, как средством для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми.
4. Интернет – зависимость — проблема современного общества!
Результаты исследовательской работы могут быть использованы:
1. Родителями;
2. Учителями;
3. Учениками.
Рекомендации по использованию полученной информации в ходе исследовательской работы представлены в Приложении 1,2.
Список использованых источников
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. «Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия» Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. «Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете» Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000г)
3.Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г.
4.Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С.Пойманные одной сетью: социально-психологическоеисследование представлений детей и взрослых об Интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. —М., 2011.
5. http://psyfactor.org
6.http://www.narcom.ru/ideas/common/15.htmlстатья«Диагноз–интернет-зависимость» Кимберли С. Янг
7.www.netaddiction.com/parents
8.http://www.proreklamu.com/articles/advertising-on-the-internet/18602-vse-o-sotsialnyh-setjah-vlijanie-na-cheloveka-1-4.htmlВсе о социальных сетях. Влияние на человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ.
1.Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие интернет – зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействуйте и поощряйте его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.
3. Следует помнить, что интерет – зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.
4. Личный пример в использовании возможностей интерета. Попутно прививайте навыки культуры общения с современной техникой.
5. Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) –повод и основание ухода в виртуальный мир.
6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.
8.Если у ребенка нет в настоящий момент необходимости выйти в Интернет, учите его выключать компьютер.
9.Не разрешайте употреблять пищу, сидя за компьютером или смартфоном, так ребенок сможет отвлечься от онлайн-режима.
10.Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.
11. Отрегулируйте режим дня.
12.Воспитайте в ребенке культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДРОСТКАМ
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Бланк вопросов
Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите 1 ответ, наиболее точно соответствующий вашему состоянию:
1. Замечаете ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались?
никогда редко иногда часто очень часто
2. Пренебрегаете ли Вы домашними делами, чтобы проводить больше времени в сети?
никогда редко иногда часто очень часто
3. Бывает ли так, что Вы предпочитаете пребывание в сети общению с близкими?
никогда редко иногда часто очень часто
4. Заводите ли Вы новые знакомства с другими интернет пользователями?
никогда редко иногда часто очень часто
5. Высказывают ли Ваши близкие недовольство по поводу того, что Вы
слишком много времени проводите в интернете?
никогда редко иногда часто очень часто
6. Влияет ли негативно увлечение интернетом на Вашу работу или учебу?
никогда редко иногда часто очень часто
7. Проверяете ли Вы электронную почту, прежде чем заняться другими важными делами?
никогда редко иногда часто очень часто
8. Бывает ли так, что из-за серфинга в интернете Вы не успеваете выполнить какую-либо работу?
никогда редко иногда часто очень часто
9. Бывает ли так, что Вы отпираетесь и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
никогда редко иногда часто очень часто
10. Замещаете ли Вы беспокоящие мысли о проблемах в реальной жизни утешительными мыслями о том, чем Вы заняты в Интернете?
никогда редко иногда часто очень часто
11. Бывает ли так, что Вы с нетерпением предвкушаете, что вновь окажетесь в сети?
никогда редко иногда часто очень часто
12. Ощущаете ли Вы, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
никогда редко иногда часто очень часто
13. Бывает ли так, что Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
никогда редко иногда часто очень часто
14. Бывает ли так, что Вы недосыпаете, потому что засиживаетесь в сети
допоздна?
никогда редко иногда часто очень часто
15. Бывает ли так, что, находясь вне сети, Вы поглощены мыслями о том, чем займетесь в Интернете или мысленно представляете, что Вы находитесь в сети?
никогда редко иногда часто очень часто
16. Часто ли Вы говорите себе «еще чуть-чуть, еще несколько минут», находясь в сети?
никогда редко иногда часто очень часто
17. Бывали ли у Вас неудачные попытки сократить количество времени, проводимого в Интернете?
никогда редко иногда часто очень часто
18. Бывало ли так, что Вы пытались скрыть от окружающих количество времени, которое Вы поводите в Интернете?
никогда редко иногда часто очень часто
19. Случается ли так, что Вы предпочитаете провести время в Интернете вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?
никогда редко иногда часто очень часто
20. Бывают ли случаи, когда Вы не в настроении, подавлены или нервозны, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы снова оказываетесь в интернете?
никогда редко иногда часто очень часто