12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Грибанова Ирина Эдуардовна5191 Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория. Россия, Ставропольский край, с.Камбулат Материал размещён в группе «Исследовательская и проектная работа в школе» |
Научно-исследовательская работа Николаевой Анастасии «Образ ведьмы в русском фольклоре и в творчестве русских писателей»
XVII – районная конференция членов школьных научных обществ муниципальных общеобразовательных школ Туркменского района
Ставропольского края
Название работы:
«Образ ведьмы в русском фольклоре и в творчестве русских писателей»
Автор работы: Николаева Анастасия,
9 класс
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №3 с.Камбулат,
Туркменского района,
Ставропольского края
Научный руководитель:
Грибанова Ирина Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
Содержание
Введение 3
Глава 1. Образ ведьмы в русском фольклоре. 5
1.1. Баба-Яга в русских народных сказках. 5
1.2. Ведьма в русской былине. 7
Глава 2. Образ ведьмы в произведениях русских писателей. 10
2.1. Портретные особенности изображения ведьм. 10
2.2. Поведение и поступки ведьм. 11
2.3. Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений. 13
2.4. Цели ведьм. 13
Глава 3. Ведьма в современном массовом искусстве и фольклоре. 17Заключение 18
Источники 19
Приложение 20
Введение
Главными атрибутами ведьмы считались метлы, кочерги, ступы для полета, печные трубы как путь на шабаш, черные коты, собаки, свиньи и черные птицы (вороны, сороки и грачи) в качестве проводников на Лысые горы – традиционные места сборищ ведьм.
Неприятный образ ведьмы сложился в сознании людей с годами и отразился в сказаниях, мифах и легендах. А каким этот образ предстает в русском фольклоре и в творчестве русских писателей XIX, а затем и XX века?
Образ ведьмы в произведениях устного народного творчества (сказках, былинах), произведениях писателей А.Погорельского «Лафертовская маковница», Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Вий», «Ночь перед Рождеством», О.М.Сомова «Киевские ведьмы» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал объектом моего исследования.
Цели, задачи и методы работы:
Почему именно образу ведьмы уделялось столько внимания в творчестве русских писателей-мистиков? Какую цель преследовали писатели, используя загадочный образ ведьмы в описании обыденности? Ответы на эти вопросы – главная цель нашей работы. Для этого нужно решить следующие задачи:
1)проследить за системой работы писателей над образом ведьмы;
2)выявить фольклорные мотивы в анализируемых произведениях;
3)раскрыть связь мотивов добра и зла в художественном воссоздании образа ведьмы в каждом произведении;
4)рассмотреть авторские концепции в раскрытии образа ведьмы;
5)объяснить взаимосвязь традиционных и новаторских черт в создании образа ведьмы.
В ходе работы я использовала комплексный подход к анализу текста.
Основные методы исследования – типологический и сравнительно-исторический.
Глава 1. Образ ведьмы в русском фольклоре.
Баба-Яга в русских народных сказках.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения: Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные ее слуги — черные коты, вороны и змеи. Живет она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо замка — рот с острыми зубами.
Иногда Баба-яга предстает в образе дарительницы, помощницы героев. Тогда она помогает им, указывает дорогу, снабжает волшебными предметами и дает мудрые советы.
Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба - Яга - соглашается оказывать ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В частности, распространено такое описание - Баба-Яга, костяная нога, сидит "на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок врос".
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.
Так же, есть смысл рассматривать следующую гипотезу происхождения образа Бабы-Яги. В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были достаточно кровожадными и свирепыми воинами. Есть предположение, что они были каннибалами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде (отсюда «курные» ноги — сваи).
Природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, потому что, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было. Литературовед-исследователь М. Забылин (1880 г. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия») писал в своей книге: «Под этим именем (баба-яга) почитали Славяне адскую богиню изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. ... Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм.»
Известный исследователь и собиратель русских народных сказок А.Н. Афанасьев так исторически объясняет феномен ведьм: «Мало-помалу, путем чисто фактическим, начинают выделяться из народа люди, одаренные бóльшими способностями и пользующиеся потому бóльшим влиянием. Действуя более или менее под религиозным увлечением, они являются народными учителями и предвещателями: им понятен смысл древних мифов и религиозного языка, они в силах разгадывать и объяснять всякие приметы и гадания, они знают таинственную силу трав и очищений, они могут совершать все чародейною силою заговора. … К подобным вещим людям и начинает прибегать народ в нужде, для испрошения помощи и совета».
Ведьма в русской былине.
В русской былине о Добрыне и Маринке мы вновь встречаемся с магией и заговорной практикой. Перед нами колдунья, которая совершает магический ритуал и произносит заговорную формулу. Маринка заговаривает след Добрыни и сжигает его в специально растопленной для этого печи: «Брала она следы горячия молодецкия, набирала Марина беремя дров, а беремя дров белодубовых, клала дровца в печку муравленую со темя следы горячими. Разжигает дрова полящетым огнем и сама она дровам приговариват: «Сколь жарко дрова разгораются со темя следы молодецкими – разгорелась бы сердце молодецкое, как у молода Добрынюшки Никитьевича!». Печь здесь – объект, посредством которого совершаются магические действия, а Маринка – ведьма, колдунья, насылающая порчу на героя. Ведьма – персонаж мифологии восточных славян. По народным представлениям, она сочетает в себе черты реальной женщины и демона, что понималось как наличие у нее двух душ: обычной, человеческой и злой, демонической, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям. Причастность ведьм и колдунов к нечистой, потусторонней, силе обусловила возможность использования ими печи, наряду с другими объектами внутреннего пространства избы, имеющими схожее семиотическое значение – связующий элемент между человеческим и иным мирами. Через печную трубу ведьма проникает в мир мифологических существ. Посредством печи передается плата нечистому за оказанные услуги. Силу свою колдуны, находящиеся в чужом доме, черпают из иного мира через печь, поэтому ''при входе «еретника» в избу поворачивают печную заслонку. Смерть людей, связанных с нечистой силой, очень тяжелая. Умирают они непременно на полу: около порога или под печью – то есть именно в тех местах, через которые, по народным представлениям, осуществляется непосредственная связь с иным миром. Печь как канал связи между мирами использовалась при нанесении порчи, в заговорах и в любовной магии. Наиболее радикальным средством считалось так называемое «вмазывание в печь». В Новгородской губернии девушки привораживали парней таким образом: брали два волоса, свивали их вместе со словами: «Как эти два волоса дружно свились, так бы и мы с рабом божиим (имя) дружно сжились»; затем замазывали их глиной куда-нибудь в печь, приговаривая: «Как в этой печке жарко, так бы и рабу божьему такому-то было бы меня жалко». Практиковалось также сжигание в печи вещества, принадлежащего или планируемого передать объекту внимания: вынимают след, т. е. отпечаток ноги жертвы, и подвешивают в мешочке в чело печи. По мере высыхания земли должен сохнуть и человек. Последний пример наиболее близок к действиям, совершаемым волшебницей в былине. Приворотные действия всегда сопровождались словесными заговорами, что также воспроизведено в былине. Вырезая землю из-под следа Добрыниной ноги и бросая ее в печь, Маринка приговаривает: «Как я режу-то Добрынины следочики, Так бы резало Добрынино сердечушка А по мне ли, по Мариночке Игнатьевной. <…> Как горят эти Добрынины следочики, Так горело бы Добрынино сердечушко». Сердце человека можно сравнить с печью в доме. Колдунья посредством сжигания в печи вещества, метонимически обозначающего заговариваемого человека (след из под ноги, волос, частичка одежды и под.), стремится «разжечь» любовный огонь в сердце жертвы. Из дальнейшего повествования очевидно, что Маринке это удалось: «Взяла Добрыню пуще вострого ножа По ево по сердцу богатырскому: Он с вечера, Добрыня, хлеба не ест, Со полуночи Никитичу не уснется, Он белова свету дожидается». Производя описанные действия и произнося заговорную формулу, Маринка как бы создает в печи «нечистый», «дьявольский» огонь, посредством которого идет общение с нечистой силой. Во второй части былины одним из главных действующих лиц является мать, тетка или сестра Добрыни, которая, узнав о произошедшем с богатырем несчастье, приходит в дом Маринки, чтобы его спасти.
Здесь перед нами еще один вариант колдовства, противоположный первому – магические действия, направленные на благо человека. Болезни, полученные в результате колдовства – порчи, сглаза, наговора и подобного, лечили знахари – люди, обладающие «сверхъестественным, магическим знанием и использующие его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы». Можно предположить, что героиня-спасительница в былине выступает в подобной роли. Вместе с тем действия, совершаемые ею, мало отличны от колдовской практики. Мать тоже чародейка, и даже более сильная, чем Маринка. Она приходит в дом Маринки и, грозясь обернуть ее «собакой подоконною», «кобылой водовозною», требует расколдовать Добрыню. При этом героиня совершает некоторые манипуляции с печью: «Пришла она к Маринке ко Игнатьевной, Села-то на печку на кирпичную»; или: «Э-ж как клюкой ей стала печь поколачивать, Как дрожит у ей терем да весь высокой же». Помощь и силы очага, предков необходимы героине для борьбы с демоническим началом Маринки. С другой стороны, не случайно использование героиней в некоторых вариантах сюжета клюки, посоха, который в традиционной культуре воспринимался как магический предмет, необходимая принадлежность колдунов. В заговорах печь выступает как один из основных компонентов, моделирующих мифологическое пространство, огонь, возжигаемый в ней, – ''нечистый'', обращенный к потусторонней, дьявольской силе. В эпизоде спасения Добрыни героиней-помощницей: посредством печи мать Добрыни приобщается к защитным силам предков, домашнего очага и просит у них помощи в борьбе. Стук клюкой в печь – демонстрация более могущественной силы героини; Прикосновение к печи – стремление обезоружить колдунью и завладеть преимуществом в силе. Связь с печью – показатель нравственной правоты героини.
В дохристианском язычестве слово «ведун, ведьма» - означало сведущее сословие (позже роль которого перешла к монахам, имеющим тайное, сакральное знание).
Вредоносность ведьмам стала приписываться христианскими проповедниками. Ведьмы для них являются конкурентами. Сведущих в магии людей, владеющих опасными знаниями и умениями, во все времена опасаются.
К ведьмам стали относить жриц и сторонников языческих культов, божества которых снизились в христианском мировоззрении до уровня нечистой силы.
Глава 2. Образ ведьмы в произведениях русских писателей.
Портретные особенности изображения ведьм.
Интересно проследить, как выглядят ведьмы в представлениях писателей девятнадцатого и двадцатого веков?
Ведьма в произведениях русских писателей-мистиков обладает выразительными, запоминающимися внешними чертами. Чаще всего, это либо яркая красота, либо ужасающее уродство, что гораздо ближе к мифологическому образу ведьмы.
Пример такого страшного образа злой колдуньи показан в повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница» в эпизоде разговора Онуфрича и его тетушки: Вначале читателю предстает просто дряхлая старушка. Само повторение слова «старушка» убеждает нас в обыденности образа.
« - Тетушка! – сказал он ей твердым голосом, - я пришел поговорить с вами о важном деле.
- Говори, мой милой,- отвечала старушка, - а я послушаю.
- Тетушка! Недолго уже вам остается жить на свете; пора покаяться, пора отказаться от сатаны и наваждений его». И Маковница преображается:
«Старушка не дала ему продолжать. Губы ее посинели, глаза налились кровью, нос громко начал стукаться об бороду». Это очень похоже на фольклорный образ ведьмы, Бабы-Яги.
Образ страшной ведьмы появляется и у Гоголя в «Майской ночи, или Утопленнице». Вспомним мачеху, превратившуюся в русалку (эпизод игры в ворона): «Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать, что тело ее не так светилось, как у прочих: внутри его виднелось что-то черное. Вдруг раздался крик: ворон бросился на одну из вереницы, схватил ее, и Левку почудилось, будто у нее выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость». Оксюморон «злобная радость» свидетельствует о двойственности образа. Вспомним, что жена сотника была «хороша и бела собою».
Прекрасная панночка в произведении Н.В. Гоголя «Вий» обладала «страшной, сверкающей» красотой: «Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться». Жизнь и смерть спаяны воедино, ужас соседствует с любованием.
Ведьмой может стать и обычная с виду женщина, такая, как Солоха (Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»): «Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживал и голова… пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, на которой сзади были нашиты золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза…».
В повести О.М.Сомова «Киевские ведьмы» Катруся была «молодая красавица, волосы как смоль, черная бровь, черный глаз, и ростом, и статью взяла; одна усмешка ее сводила с ума всех парубков».
Образ преобразившейся под действием волшебного крема Азазелло Маргариты похож на немецкую ворожею: «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал Мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.
На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы».
На наш взгляд, это связано с тем, что Гоголь следует славянской мифологической традиции, а М. Булгаков – немецкой. В создании образа Маргариты за основу берется немецкая языческая королева сатанинского бала.
Поведение и поступки ведьм.
Как ведут себя ведьмы? Каков характер и отношения с окружающими литературных героинь произведений русских писателей-мистиков.
Резко отличающиеся от других людей ведьмы, конечно, не могли себя вести с окружающими как обычные люди. Это являлось причиной удивления, толков и пересудов. Так, мачеха-ведьма у Гоголя в «Майской ночи, или Утопленнице» в первый раз увидев панночку «так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши». Столкнувшись снова среди русалок с ведьмой, панночка говорит о ней так: «Но она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы, но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней. Я не могу чрез нее плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ».
О Солохе судачили все хуторянские кумушки: «Может быть, эти самые хитрость и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи,…что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.»
Разговоры женщин подтверждаются словами очевидца колдовства Солохи, пастуха Тымиша Коростявого: «Он (пастух) не преминул рассказать, как летом перед самою петровкою, когда он лег спать в хлеву, подмостивши под голову солому, видел собственными глазами, что ведьма, с распущенною косою, в одной рубашке, начал доить коров, а он не мог шевельнуться, так был околдован; подоивши коров, она пришла к нему и помазала его губы чем-то таким гадким, что он плевал после этого целый день».
У О.М.Сомова в «Киевских ведьмах» старая Ланцюжиха приносит больше вреда людям, чем Солоха, которая по сути своей не была злой и мстительной. «У Петра Дзюбенка извела она корову, у Юрчевских отравила собак за то, что одна из них была ярчук и узнавала ведьму по духу (ярчук – это собака, родившаяся с 6 пальцами и, по малороссийскому поверью, имеющая природный дар узнавать ведьм по духу, даже кусать их). А с Ничипором, поссорившись за огород, сделала то, что не приведи бог и слышать. Старая Ланцюжиха испортила Ничипорову дочку так, что хоть брось. Теперь бедная Докийка то мяучит кошкой и царапается на стену, то лает собакой и кажет зубы, то стрекочет сорокой и прыгает на одной ножке…». Так же как и Гоголь, Сомов использует в своей повести мотив оборотничества: «… Ни Катруси, ни Ланцюжихи не стало в Киеве. О последней говорили, что она оборотилась в волчицу и бегала за Днепром по берегу».
Столкновение Маргариты с людьми, когда она стала ведьмой, раскрывали самые неприятные стороны их характера: глупость и безнравственность (в беседе с Николаем Ивановичем), завышенной самомнение и непорядочность (критик Латунский). Латунскому Маргарита отомстила, вложив в свои действия всю боль, злость и обиду за Мастера: разбила окна, залила бумаги, испортила костюм и т.д. Ведьма оказывается своеобразной лакмусовой бумажкой в мире людей, она выявляет их сущность. Итак, мы видим, что ведьма, по сути связанная с миром зла, часто творит добро. Оно проявляется в сострадании и искренней тревоге за жизнь Мастера. Маргарита, полная мщения, успокаивает испуганного ребенка с добротой и любовью, словно мать, хотя у нее не было ребенка и тот испуганный мальчик ей чужой и совершенно незнакомый.
Маргарита становится ведьмой «от горя и бедствий», по своей природе она чуткая и добрая. Лучшие ее качества проявляются в разговоре с Воландом о Фриде. Воланд удивлен милосердию Маргариты, ведь он не привык к подобным проявлениям характера – ведьмы не бывают милосердны.
Колдовство, ведьмины чары часто связаны с любовью.
Маша в «Лафертовской маковнице» отказывается от наколдованных богатств своей бабушки ради любви. В произведении Погорельского колдовство не смогло победить любовь чистого сердца, в противоположность героине Булгакова, продавшей душу дьяволу ради любви к Мастеру.
У Гоголя в «Красной свитке» и «Вечере накануне Ивана Купала» любовь предстает мощной силой, которая разрушает зло.
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений.
Каково же отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений?
С виду безобидную старушку Маковницу сторонились соседи, знавшие о ее способности к колдовству. Солоху боялись женщины, а мужчины уважали. В панночку был влюблен конюх, а на Хому Брута даже мысль о ней наводила ужас. Катрусю побаивались все, она привлекала и отталкивала своей красотой.
Маргариту испугался не только Николай Иванович, но и ругающиеся женщины, и швейцар в Доме Драмлита.
Цели ведьм.
Цель ведьмы – навредить или помочь?
Почему женщины становятся ведьмами? Какую цель преследуют они, продавая душу нечистому духу? Лафертовская маковница зарабатывает деньги колдовством. Цель панночки в гоголевском «Вие» - погубить философа Хому Брута. Солоха ищет собственную выгоду в проведении ведьминских ритуалов.
Вообще ведьма в повестях Гоголя - персонаж значительно менее комический, чем черт, но более «очеловеченный». Солоха в «Ночи перед рождеством» была «точно ведьма», у нее имелся хвост величиною с веретено (хвост, по народным преданьям, ведьма не в силах скрыть ни в одном из своих превращений). Солоха «черною кошкой перебежала дорогу», а однажды к попадье прибежала в образе свиньи, «закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». И в то же самое время Солоха – это бойкая и хитрая деревенская вдовушка, причаровавшая к себе самых степенных казаков. Реальное и сказочное органически объединяется в образе Солохи.
Маргарита М.Булгакова приносит в жертву свою душу, чтобы спасти Мастера от полного сумасшествия и забвения.
Н.В. Гоголь и А.Погорельский резко осуждают ведьм, считая их исчадиями ада, как было искони принято. Старуха Маковница – олицетворение не столько давнего зла, сколько корыстолюбия, жадности и лжи. В то же время она наказывает Ивановну, пожелавшую даром получить старухины богатства, и в ее лице – людскую жадность и недальновидность. Ведь Ивановна обрекла свою единственную дочь на нравственные мучения и страх, якобы, для ее же блага. В самом деле – только ради денег.
Маковница хочет передать свои знания Маше, чтобы, говоря современным языком, продолжить династию ведьм. Эта цель для нее главная.
А вот красавица панночка из повести Гоголя «Вий» - классическая злая колдунья, стремящаяся погубить несчастного Хому Брута. Эта героиня – олицетворение настоящего зла, которое несут фольклорные и мифические ведьмы и ворожеи.
Солоха в гоголевской «Ночи перед Рождеством» использовала умение ворожить, то есть привораживать, для собственной выгоды. «Причаровать» она могла мастерски. Как пишет Н.В. Гоголь, всякий казак считал своим долгом зайти к Солохе, чтобы поесть жирных вареников и поболтать с угодливой хозяйкой, делая при этом большой крюк. Как правило, называлось это «заходить по дороге». Если бы не умение летать на метле и разговоры диканьских женщин, то можно было бы подумать, что Солоха не ведьма, а обычная женщина.
Повесть О.Сомова полностью строится на народных представлениях о ведьмах. Сомов тоже делит ведьм в своем произведении на природных (или добровольных) и невольных. Нельзя точно сказать, к природным или добровольным ведьмам относится старая Ланцюжиха, а Катруся является ведьмой невольной. Вот как рассказывает она об этом Федору: «Не я виновата, мать моя всему виною, она неволей отвела меня на шабаш, неволей обрекла в ведьму и вымучила из меня страшную клятву… Мне было тогда еще 14 лет. И тогда я нехотя летала на шабаш, боясь матери: ведьмы и все их проклятые обряды… были мне как острый нож, а от одной мысли про шабаш мутило у меня на душе… не раз хотела я отшатнуться от шабаша, не бывать на нем; только под исход месяца чем больше я о том думала, тем больше меня мучила тоска несказанная… Всё мне и днем, и ночью кто-то надувал уши про шабаш, все мне так и мерещилось, чтобы быть там. А наступал срочный день – какая-то невидимая сила так и тянула меня туда назло моей воле…» Полностью опираясь на народные традиции, Сомов говорит о возможности отмолить грех Катруси: «Как бога с небес ждала я страстной недели: тогда кинулась бы я в ноги чернецам божьим и упросила бы их, чтобы заперли меня на все последние 3 дня в Пещерах, до самой воскресной заутрени, и отмолили бы от меня бесовское наваждение… Теперь поздно!... Ты сам погубил и меня и себя и навеки затворил от меня двери райские».
Не случайно местом действия Сомов выбрал Киев. По народным поверьям киевские ведьмы самые сильные, и одним из мест празднования ведьм была вершина Лысой горы близ Киева.
Резко отличается цель булгаковской Маргариты от всех вышеперечисленных. Бесстрашно она идет на самый ужасный поступок – продает душу дьяволу. Но делает это она во имя любви к Мастеру. Благородная цель спасения любимого человека оправдывает Маргариту: сразу хочется простить ей и разгром квартиры Латунского, и разбитые окна.
По древним поверьям встреча с ведьмой, а тем более общение с ней сулило простому, незащищенному от колдовских чар заговорами или оберегами человеку болезнь, несчастье в семье или смерть. Это народное предание хорошо иллюстрируется словами М.А. Булгакова: «Под счастливой звездой родился критик Латунский. Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу». Вне себя от гнева, Маргарита была действительно опасна и могла если не убить критика, то нанести ему вред. Обычные же ведьмы причиняют людям вред исключительно по своей коварной природе. К таким злым колдуньям относятся мачеха сотниковой дочки (Н.В. Гоголь, «Майская ночь, или Утопленница»). Без всякой на то причины она вдруг возненавидела падчерицу и решила извести ее. Такой же злой ведьмой можно назвать и панночку в «Вие». Солоху («Ночь перед Рождеством») жесткой считать нельзя, она больше хитрая и умная, нежели беспощадная. Встреча с Солохой не была опасна ни для кого, а вот столкновения с такими ведьмами, как гоголевская мачеха панночки-утопленницы, мертвая дочка пана в «Вие» или Лафертовская маковница может обернуться трагедией. Так, например, семья соседа, заподозрившего Маковницу в колдовстве, пострадала: ребенок выколол себе глаз, жена вывихнула ногу, лучшая корова, кормившая семью, пала.
Маргарита, став ведьмой, выплеснула весь свой гнев, а потом в ней снова открылись прежние лучшие качества: милосердие, доброта, ум. Пострадали бы при встрече с новой ведьмой только критики. Остальным же повезло: Фриду освободили от наказания, Наташа осталась ведьмой, Мастер обрел покой. Маргарита, даже будучи ведьмой, искренне сострадает и пытается помочь окружаюшим.
Образ ведьмы, как и любой другой мифологический образ, ассоциируется с определенными атрибутами. Метлы и щетки для полетов, котлы для приготовления зелий и снадобий, черные птицы, коты, свиньи и собаки, а также черный и кроваво-красный цвета являются постоянными спутниками как славянских и готических ведьм из легенд, так и литературных героинь.
У старушки Маковницы был любимец – черный кот, который встречал и провожал ее близ домика, а в остальное время ни на минуту с ней не расставался. Также Погорельский упоминает в повести еще два атрибута гадания – кофе и карты. Поскольку даже такое гадание в то время считалось абсолютно запрещенным, колдовство усматривали даже в этом.
В эпизоде колдовского обряда, который Маковница выполняет вместе с Машей, появляется еще один атрибут темных сил – кровь. Длинные нити кроваво-красного цвета тянутся через всю комнату и наполняют комнату красным светом. Это пугает Машу, ведь девушка думает, что видит кровь.
У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» появляется еще одна немаловажная деталь образа ведьмы – метла. Метлу Солоха использует для полета, как всем известная Баба Яга. Тогда же возникает и прямое описание общения ведьмы с чертом. Черт ведет себя как друг Солохи, что подтверждает поверие: ведьмы – подруги и постоянные спутницы чертей и прочих бесов.
В повести Гоголя «Майская Ночь, или Утопленница» появляется другой цветовой атрибут ведьмы – черный свет, идущий изнутри. Ведьма, даже становясь русалкой, не может скрыть своей подлинной сущности: злобы, коварства. Мачеха, стремясь погубить падчерицу, превратилась в черную кошку (знак!) со стальными когтями и горящими глазами. При игре в ворона Левко заметил у ведьмы когти и злобную радость на лице. Да и название игры – ворон – является указанием на появление ведьмы в этом эпизоде. Падчерица при встрече с черной кошкой отрубает ей лапу отцовской саблей – давно известный прием борьбы с ведьмами, с помощью которого узнавали, кто же ведьма.
В «Вие» появляется еще один атрибут злого колдовства – гроб. Он вводит тему смерти и Страшного Суда. Вий – это мифический персонаж, позаимствованный Гоголем из народных преданий и легенд.
Гроб символизирует смерть не только панночки, но и Хомы. Хома еще и потому боится подходить к гробу, что чувствует свою скорую гибель.
Хотя ведьмы действовали в основном травами, у Сомова Катруся использует траву только в одном случае – для того, чтобы усыпить мужа. В ларце же у нее хранились «человеческие кости и волосы, сушеные нетопыри и жабы, скидки змеиной кожи, волчьи зубы, чертовы пальцы (ископаемое, находимое весьма часто на Украине. Оно имеет вид конический и цветом похоже на нечистый янтарь), осиновые уголья, кости черной кошки, множество разных невиданных раковин, сушеных трав и кореньев…»
Маргарита использует уже знакомую половую щетку и крем с запахом тины (болото – исконное место обитания нечисти), у Маргариты зеленеют глаза (зеленый цвет глаз – одна из главных черт ведьм). Прибывает на бал она в машине, за рулем которой сидит черный грач.
Интересно, что происходит все это в реальности СССР 30-х годов. Главный гоголевский прием был использован Булгаковым для создания романа, написанного в лучших мистических традициях Н.В. Гоголя. Этот факт объясняет справедливость утверждения Булгакова, который говорил, что Гоголь является его учителем.
Глава 3. Ведьма в современном массовом искусстве и фольклоре.
Образ ведьмы используется и в современном искусстве. Образы ведьм различны: от положительно-доброго (кинофильмы «
В трилогии
Женщиной, живущей не для своего блага, а для блага Руси и правительницы княгини Ольги, представлена красавица-ведьма Малфрида в фантастической саге Симоны Вилар «Ведьма» («Ведьма и князь», «Ведьма княгини», «Ведьма в Царьграде»). Её боятся, но её любят. И всё-таки она из-за своей исключительности вынуждена быть одинокой.
Интересна также тетралогия Ольги Громыко «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Верховная ведьма», «Ведьмины байки». Здесь главная героиня – девушка с хорошим чувством юмора, а приключения с ней происходят забавные, порой даже непредсказуемые.
В фантастических романах
Заключение
Итак, мы рассмотрели чрезвычайно многогранный образ ведьмы в русском фольклоре и в творчестве А. Погорельского, Н.В. Гоголя, О.М.Сомова и М.А. Булгакова, что позволило нам сделать следующие выводы:
Во-первых, фольклорными мотивами пронизаны все произведения. Это доказывают черты, характерные для ведьм, такие как полеты на метле, присутствие рядом черных котов и черных птиц (ворон, грач), использование ведьмами различных снадобий и отваров из трав и кореньев и т.д.
Во-вторых, существенное сходство наблюдается в изображении демонической ипостаси: нечистая сила либо наказывает пороки (Гоголь, Булгаков, Сомов), либо обличает их (Погорельский, Гоголь).
В-третьих, использование Булгаковым гоголевских приемов сочетания фантастики и реальности доказывает, что Гоголь был учителем Булгакова. Как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Вие», так и в романе «Мастер и Маргарита» ведьмами становятся обычные женщины. Но, наряду с коварством и хитростью классического образа ведьмы у Погорельского и Гоголя, в чертах вначале рассерженной и мстительной булгаковской Маргариты есть и милосердие, и сострадание, и главное в ее жизни – любовь к отвергнутому всеми Мастеру.
В-четвертых, некоторые моменты в жизни Мастера в романе созвучны конкретным эпизодам жизни Гоголя (уничтожение романа в огне, мистика в творчестве, поиски истины в жизни и литературе).
Из всего вышесказанного можно понять, что обличение пороков: жадности, глупости, лживости, злобы – главная цель авторов, прибегающих к включению фантастических образов ведьм и колдуний в реалистическое повествование.
Список литературы и источников информации,
использованной в работе:
1.Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. // – М.: Высш.шк., 1989.- 570 с.
2.Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н.В. Гоголь. // Миргород: повести. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. -150 с.
3. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Лафертовская Маковница.-
4. Сомов О.М. Киевские ведьмы.-"Русская романтическая повесть",
изд-во Советская Россия, Москва, 1980 г.
5.Красовский, В.Е. Справочник абитуриента по литературе. / В.Е. Красовский. - М.:АСТ, 1998 – С. 549 – 564.
6.Лакшин, В.Я. Закон палаты: Повесть. Рассказы. / В.Я. Лакшин. – М.: Советский писатель, 1989. -50 с.
7.Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. / Ю.В. Манн - М.:Наука, 1988. – 187 с.
8.Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя. / С.И. Машинский. – М.: Просвещение,1971. -123 с.
9.Смирнова, Л.А. Русская литература. XX век. Справочные материалы. / Л.А. Смирнова. – М.:Просвещение: АО «Учеб лит.», 1995
Приложение
Приложение 1.
Портреты писателей.
Николай Васильевич Гоголь
Орест Михайлович Сомов
Приложение 1.
Портреты писателей.
Антоний Погорельский
Михаил Афанасьевич Булгаков
22