12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Самсонова Елена Александровна103
Педагог не волшебник, а творец. Творец, вечно думающий, мыслящий, находящийся в постоянном поиске
Россия, Тульская обл., Щекино

ГДОУ ТО «Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»
 

Подготовила: учитель-дефектолог

Самсонова Елена Александровна

 

Выступление на районном семинаре:

«Социализация детей-сирот с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру»

 

Особое социальное значение и остроту приобретает решение проблемы социализации детей-сирот с ОВЗ в условиях детского дома.

Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения.

Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения здоровья, интеллектуальных возможностей. Эти задачи решаются в условиях детского дома, который с одной стороны, является местом их постоянного проживания, а с другой- пространством, где осуществляется образовательный процесс, включающий всех взрослых и детей. В связи с этим мы решили построить работу с детьми, ориентируя их на понимание того, что ДОМ, с одной стороны, это место, где проживает семья (в нашем случае очень большая, отличающаяся по форме от привычной семьи), с другой - это жилище, которое объединяет всех. В доме традиционно выделяются комнаты, или уголки. Поэтому мы решили организовать работу, направленную на социокультурное развитие детей, по блочно-модульной системе. Эта работа осуществляется в специально оборудованных помещениях.

Следует подчеркнуть, что реализация названных задач представляет собой целостный процесс и органично связана с другими направлениями коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки. В коррекционно-педагогическом процессе широко используются разнообразные виды детской деятельности: игра, труд, художественная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в различных условиях.

Сюжетно-ролевая игра, согласно исследованиям отечественных психологов, является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то есть способствует формированию таких центральных новообразований возраста, как соподчинение мотивов, первые этические инстанции и другие, позволяющие ребенку перейти на новый возрастной школьный этап и овладеть новым для него видом деятельности - учением. Однако у дошкольников с особенностями психофизического развития в связи с ретардацией психологического развития тотальное недоразвитие имеет не только познавательная сфера, но и эмоционально-волевая и мотивационно- потребностная сферы, что обусловливает недостаточность и в таком виде деятельности, как игровая.

Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывает в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми. Несмотря на это, развитие детей с особенностями психофизического развития проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С.Выготский).

Игра может оказывать положительное воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики, позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые особенности развития у детей с особенностями психофизического развития и подготовить их к школе. Игра традиционно использовалась для воспитания и обучения.

В сюжетно-ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный, близкий и – что самое главное – понятный детям по жизненному опыту. Самостоятельно игра у детей с особенностями психофизического развития нарушением не формируется. Поэтому значительная роль ее организации принадлежит педагогу: он определяет ее содержание, сюжет, полностью решает организационный компонент.

Предлагая игровой сюжет, педагог предусматривает такое поведение детей с особенностями психофизического развития, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающая основу и правила игры.

Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Совершенствуя воображаемые ситуации с постепенным переходом от предметной игре к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, на новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка.

При коррекционной работе обучению игре дошкольников с особенностями психофизического развития необходима помощь педагога.

В процессе обучения используются все виды занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные, которые способствуют раскрепощению детей, снятию их излишнего психического и физического напряжения. Следует выбирать рациональное содержание сюжетно-ролевой игры, методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в процессе игры. Это помогает педагогу при обучении детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре.

Все это определяет необходимость и значение коррекционно-педагогической работы по обучению детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре.

Игра может оказывать положительное воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка, и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Игра – это особая форма усвоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии форм взаимодействия между людьми путем их моделирования и интерпретации. Игра рассматривается как основной вид детской деятельности, который оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями, знакомятся с полнотой окружающего мира, осваивают правила человеческого общения. Игра выступает как средство развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи, способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

Игровая деятельность детей с особенностями психофизического развития специфична. Исследования показывают, что у таких детей игровая деятельность, как правило, самостоятельно не формируется. На первоначальном этапе у них не возникает замысла игры. Дети манипулируют игрушками, не проявляя к ним интереса, не умеют воссоздавать несложную знакомую жизненную ситуацию. Важнейшей задачей педагогов является обучение детей игровой деятельности. Ведь именно в процессе игры происходит развитие эмоционально-положительного отношения и интереса к предметам и действиям с ними, формируются предметно-игровые действия, умения играть со сверстниками. При этом важно учить играть не только детей, но и взрослых, поскольку только в совместной деятельности игра сможет проявить свои универсальные развивающие качества.

В процессе обучения и воспитания наблюдаем за динамикой становления игры у каждого ребенка, создает атмосферу, которая содействует возникновению желания играть. При этом продумывается организация игровой практики детей в свободной деятельности, осуществляется своевременное обновление предметно-игровой среды.

Обучение игровой деятельности является важным направлением специального дошкольного образования. В процессе обучения игре реализуются формирования речевой активности детей, обучения взаимодействию друг с другом, развития творческого Я, умения использовать разнообразные средства для передачи явлений действительности в игровой деятельности.

В целом правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с особенностями психофизического развития, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.
 

Литература:

1.Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб.- метод. пособие.- СПб., 2001

2.Воронова В.Я. «Творческие игры старших дошкольников» – М., Просвещение, 1981г., 80с.

3.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн.для воспитателя.- М., 2000

4. Григорьева   Г.,   Ильичева   Е.    «Игровые    приемы   в   руководстве изобразительной   деятельностью        старших       дошкольников».// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 4.

5.Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования  сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

6.Зворыгина    Е.В.    «Первые    сюжетные    игры    малышей». М.: Просвещение, 2008.

7. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.

8.Карпюк Г.А. «Делимся опытом» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - декабрь 2007. - № 6.

9.Козлова   С.А.,   Куликова   Т.А.   «Дошкольная   педагогика».    М.: Академия, 2009.

Опубликовано


Комментарии (1)

Иванова Анна Юрьевна, 19.03.17 в 23:27 4 Ответить Пожаловаться
Социализировать детей с ОВЗ надо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.