Адаптация детей к группе дневного пребывания Дома ребенка
БУЗ ВО «Дом ребенка специализированный №1»
Адаптация детей
к группе дневного пребывания «Ладушки» на базе Дома ребенка г. Вологда.
Педагог – психолог
Железнякова Анна
Сергеевна
Вологда 2022
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Организация периода адаптации – серьезная забота всех воспитателей нашего Дома ребенка, особенно в младшей группе. Во время адаптации детей к группе дневного пребывания важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад.
Группа № | Количество детей | Возраст детей |
Группа дневного пребывания «Ладушки» | 8 | 1,5 – 2,7 года |
Длительность адаптационного периода составляет в среднем 1-1,5 месяца, в пределах средней степени.
В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
Группа № | Количество детей | Форма адаптации | ||
Легкая | Средняя | Тяжелая | ||
Группа дневного пребывания «Ладушки» | 8 | 1 | 7 | 0 |
Таким образом:
12,5% детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой. В первые дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По прошествии недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
87,5% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключали внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую организовывал воспитатель, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установлении контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.
0 % детей с тяжелой степенью адаптации.
В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.
В адаптационный период воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, врач – педиатр приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием приходили в группу дневного пребывания, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
Был составлен облегчённый план воспитательно–образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни. В процессе работы с детьми делалось все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывают в этот период малыши, не отразилось на его здоровье. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогли снять напряжение и скованность у детей и способствовали более легкому привыканию к новым условиям.
Стоит отметить, что в адаптационный период педагоги большое внимание обращали на следующее правила:
в группе была создана психологически комфортная обстановка, атмосфера радости, покоя, тепла (использовали в работе с детьми фольклорные, театрализованные и пальчиковые игры);
ежедневно за психо - эмоциональным состоянием детей наблюдали специалисты на протяжении всего периода адаптации;
была создана специальная предметно-развивающая среда в группе для самостоятельной двигательной активности детей;
были организованы игры-забавы, направленные на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком, игры-сюрпризы и игровые упражнения. Проводились подвижные игры («Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль»)
группа была оформлена красиво и ярко, детей привлекали красочные пособия и игрушки;
Так же регулярно проводились психо – профилактические занятия с детьми на снижение уровня страхов и тревожности, эмоционального дискомфорта.
Работа с родителями. Были проведены следующие мероприятия:
Консультация «Адаптация ребенка к группе дневного пребывания»;
Праздник в честь открытия группы дневного пребывания детей «Ладушки»;
Праздник «Новогодний утренник»;
Индивидуальные консультации с каждым из родителей по вопросам психо - эмоционального состояния детей.
В родительском уголке поместили информацию о работе группы, режимных моментах.
Для информации сделали папки – передвижки, памятки, оформили стенд для родителей:
«Адаптация к садику. Как избежать ошибок?»
«Как справится капризами ребенка при расставании с родителями?»
«Период адаптации есть и у родителей»
«Если ребенок грызет ногти»
«Роль книги в развитии ребенка»
«Детская агрессия: как вести себя родителям?»
«Кричать или не кричать?»
Наглядно-информационное направление дало нам возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. В беседах с родителями обращали внимание на их помощь в воспитании самостоятельности у детей по формированию навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение личных повседневных потребностей детей. В процессе самообслуживания воспитывали у детей самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культуру поведения.
Были заполнены «Индивидуальные карты развития ребенка», где отмечены все данные о семье, о условиях жизни ребёнка в семье, о родных людях, имеющих тесный контакт с ребёнком и влияющих на его воспитание в семье, данные о здоровье ребенка (течении беременности матери, перенесенных травмах, заболеваниях, операциях ребенка), о развитии ребенка до первого года жизни (когда ребенок стал держать головку, сидеть без поддержки, ползать, ходить, произнес первое слово и т.д.), об особенностях общения с взрослыми, реакциях на замечания взрослого, навыков самообслуживания, общения с детьми.
Также каждый родитель имел возможность проконсультироваться у педагога-психолога и в результате получить советы и рекомендации, для облегчения ребёнку периода адаптации. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены дополнительные индивидуальные консультации.
После адаптационного периода было проведено анкетирование родителей.
В результате анкетирования мы получили следующие результаты:
В результате можно составить общую картинку прохождения адаптационного периода детьми:
Были проблемы с питанием детей в начале адаптации: наблюдался отказ от приема 2-ого блюда. К концу адаптационного периода они разрешились – аппетит нормализовался, дети принимают все блюда меню;
Навыки одевания и раздевания у детей соответствуют возрасту;
Проблемы с засыпанием у некоторых детей благополучно разрешились;
Культурно-гигиенические навыки – дети понимают и пользуются горшком, единичные случаи, вовремя сна;
Игровая деятельность – совместная деятельность со взрослым соответствует возрастным нормам. Дети слышат, понимают, выполняют просьбы воспитателей, могут себя занять. Ярко выражена такая особенность – дети любят рассматривать книги, слушать чтение.
По характеристикам воспитателей, наблюдениям педагога-психолога, старшего воспитателя - совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива Дома ребенка адаптация детей прошла благополучно.