Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

4
0
Материал опубликован 7 October 2019


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области " Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам с.Широкий Буерак Вольского района»

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/Бунтукова А.В./

Протокол № ____ от

«___»___________2019г.


«Рассмотрено»

Заместитель директора по УВР

____________/Е.Н. Гавришова/


«___»____________2019г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СО «Школа-интернат с. Широкий Буерак»


_______________/И.В. Пушкова/


Приказ № _____


от «__» августа 2019г.





АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»



1 класс



ВЕРЗАКОВОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __

от «___ » августа 2019 г.



2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»;

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 2080 от 24декабря 2010 г.;

Учебных планах специат льных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п);

Основных российских документах о правах детей: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), «Семейный кодекс РФ», «Гражданский кодекс РФ», Федеральный закон «Об основах системы правонарушений несовершеннолетних (1999);

САНПиН 2.4.2 № 3286-15, зарегистрированные в Минюсте России 14.08.2015 года, регистрационный № 38528;

Уставе ГБОУ СО «Школы-интернат АОП с.Широкий Буерак»;

Адаптированной образовательной программе ГБОУ СО «Школы-интернат АОП с. Широкий Буерак»;

Программе развития ГБОУ СО «Школы-интернат АОП с.Широкий Буерак»;

Учебного плана ГБОУ СО «Школы-интернат АОП с.Широкий Буерак» на 2019-20120 учебный год;

Годового учебного графика на 2019-2020 уч.год.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

Цель изучения курса:

формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации развития психических процессов и функций, более эффективной социализации в обществе путем создания оптимальных условий для осмысленного усвоения и самостоятельного использования в деятельности ребенком систем сенсорных эталонов и сенсорно-перцептивных действий, а также – развития моторики руки.

Основные задачи реализации содержания:

формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухоголосовых координаций;

формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

развитие моторики, графомоторных навыков;

тактильно-двигательное восприятие;

кинестетическое и кинетическое развитие;

восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

развитие зрительного восприятия;

восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

развитие слухового восприятия;

восприятие пространства;

восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Образовательные:

формировать правильные многогранные полифункциональные представления об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;

обогащать чувственный, познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов.


Коррекционные:

исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

формировать точность и целенаправленность движений и действий.


Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость; вырабатывать положительную мотивацию к учению

воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;

прививать чувства толерантности, патриотизма.


Способы и формы оценки образовательных результатов

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Коррекционные индивидуальные и групповые (до 4 человек) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. На занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения приходят к правильному решению. Главным вопросом для обучающихся становится вопрос «Чему я научусь (научился?) на занятии?», «Что нового я узнал?»

Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию возможностей, повышению самооценки, уверенности в себе.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения обучающимися работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Используется прием цветограммы в конце занятия. Обучающимся предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

      1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета, либо за круглым столом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно- перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.


Основные межпредметные связи осуществляются с уроками

Музыка и пение

Рисование

Математика

ЛФК

Развитие речи и коммуникации

Чтение.

Ручной труд





      1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом адаптированная образовательная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю).

Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

В соответствии с производственным календарем Саратовской области на 2019 год , кроме каникулярных дней, не учебными днями считаются следующие:

Праздничные дни:

23 февраля - День защитника Отечества,

8 марта - Международный женский день,

28 апреля –Радоница,

1 мая - Праздник Весны и Труда,

Перенос выходных дней:

23 февраля на 24 февраля

9 мая на 11 мая

В связи с вышесказанным возможно объединение нескольких тем уроков и сокращение общего количества часов в год по предмету, а так же увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от погодных условий.

      1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕГО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во часов

Характеристика
основных содержательных линий

Планируемые результаты на базовом уровне

Планируемые результаты на пониженном уровне

знать

уметь

знать

уметь


Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

2

Обследование детей. Формирование групп для коррекционных занятий


Выполнять задания с умеренными трудностями, самостоятельно выполнять легкие варианты заданий,

помощь разного объема при выполненять основное задание и комментировать свои действия с помощью педагога


Выполнять задания с ошибками при оказании помощи или совсем не справиться с заданием, испытывать занчительные затруднения в

1.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

14

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.


Определение право, лево, верх, низ, на. под, за. перед.

Название пальцев

Величину предмета

Способы захвата предметов

Понятия вертикальный, горизонтальный

Подражать взрослому, Выполнять праксис позы при имитации отдельных движений педагога (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. п.);

имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т. п. по несколько звеневой инструкции

конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);


Выполнять многозвеневые инструкции, по вербальной инструкции

Определять направления в пространстве

Взаимодействовать в группах.

Ориентироваться в пространсве

Проводить манипуляции с предметы различными по величине, различными способами: захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие — одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью;

использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим)

при выполнении соотносящих действий в дидактических играх действовать целенаправленно, точно

правильно захватывать карандаш,

выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «Барашек (взрослый водит рукой ребенка), самостоятельно.

изображать точки заданной яркости, располагать их с различной частотой,

изображать вертикальные и горизонтальные линии, затем вести линии в разных направлениях. рисовать по опорам, выполнять действия,ориентируясь на словесную инструкцию (использовать инструкции наоборот, противоречащие показу: педагог говорит: «Коза», а показывает кулачок, а ребенок должен действовать по инструкции);

изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии, при закрашивании листа выполнять движения в одной плоскости.

Определение право, лево, верх, низ.

Название пальцев

Величину предмета

Способы захвата предметов

Понятия вертикальный, горизонтальный

Подражать взрослому, Выполнять праксис позы при имитации отдельных движений педагога (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. п.);

имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т. п. по инструкции с 1 звеном

конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Выполнять однозвеневые инструкции, по вербальной инструкции

Определять направления в пространстве

Взаимодействовать в группах.

Проводить манипуляции с предметы различными по величине, различными способами: захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие — одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью;

использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим)

выполнять соотносящиеся действия в дидактических играх

правильно захватывать карандаш,

выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «Барашек с помощью педагога (взрослый водит рукой ребенка)

изображать точки заданной яркости, располагать их с различной частотой,

изображать вертикальные и горизонтальные линии, затем вести линии в разных направлениях. рисовать по опорам, выполнять действия, ориентируясь на словесную инструкцию изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии,

2

Тактильно-двигательное восприятие

4

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Название овощей, фруктов, названия плоскостных фигур, название величин фигур

Определять на ощупь плоскостные фигуры и предметы, величины предметов (большой – маленький – самый маленький).

Раскатывать пластилин. Собирать крупную мозаику.

Название овощей, фруктов, названия плоскостных фигур, название величин фигур

Определять на ощупь плоскостные фигуры и предметы, величины предметов (большой – маленький – самый маленький).

Раскатывать пластилин. Собирать крупную мозаику с помощью педагога

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).


Название ощущений, поз, движений тела, частей тела, положения различных частей тела, повадки зверей, музыкальные инструменты

Вербализовать собственные ощущения от различных поз тела, Выполнять движение и позы головы по показу; Движения выполнять выразительно

. Имитировать движения (оркестр, повадки зверей)

Название ощущений, поз, движений тела, частей тела, положения различных частей тела, повадки зверей, музыкальные инструменты

Вербализовать собственные ощущения от различных поз тела, Выполнять движение и позы головы по показу;. Имитировать движения (оркестр, повадки зверей)

4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

18

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).


Название цветов и оттенков.

Понятие (параметры) величин

Фактуру поверхностей

Понятие пара

Формы предметов

Геометрические фигуры

Различать цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. Проводить сравнительный анализ контрастных цветов

Группировать цвета по заданному признаку

Различать предметы по параметрам величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий.

Уметь различать поверхности: гладкий – шершавый. Работать в группах, индивидуально

Сравнивать, соотносить предметы по цвету. Проводить сравнительный анализ по заданному признаку

Группировка предметов парных по величине и цвету

Группировка предметов по величине и цвету (контрастные формы)

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

Анализировать предметы, используя тактильный анализатор

Узнавать предметы и изображения.

Конструировать предметами и изображениями.


Название цветов.

Понятие (параметры) величин

Фактуру поверхностей

Понятие пара

Формы предметов

Геометрические фигуры

Различать цвета. Проводить сравнительный анализ контрастных цветов

Различать предметы по параметрам величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий.

Уметь различать поверхности: гладкий – шершавый. Работать в группах, индивидуально

Сравнивать, соотносить предметы по цвету. Проводить сравнительный анализ по заданному признаку

Узнавать предметы и изображения.

Конструировать предметами и изображениями.


5

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Понятия вправо-влево. Вверх- вниз название цвета, величин

Находить отличительные и общие признаки 2-х предметов. группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры,

Понятия вправо-влево. Вверх- вниз название цвета, величин

Находить отличительные и общие признаки 2-х предметов.

6

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

4

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).


Понятия холодный- горячий, кислый, сладкий, горький, соленый, тяжелый- легкий. названия ощущений,

Определять температурные ощущения (холодный – горячий). Различать на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначать словом собственные ощущения. Запахи приятные и неприятные. Различать и сравнивать различные предметы по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).


Понятия холодный- горячий, кислый, сладкий тяжелый- легкий. названия ощущений,

Определять температурные ощущения (холодный – горячий). Различать на вкус (кислый, сладкий). Обозначать словом собственные ощущения. Запахи приятные и неприятные. Различать и сравнивать различные предметы по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).


7

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти


5

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Звуки окружающей среды (Стук, стон, звон, гудение, жужжание), музыкальные звуки, речевые, неречевые звуки

понятие речевые- неречевые звуки

Различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальные звуки. Различать речевые и неречевые звуки. Подражать неречевым и речевым звукам.

Звуки окружающей среды (Стук, стон, звон, гудение, жужжание), музыкальные звуки, речевые, неречевые звуки

понятия речевые- неречевые звуки

Различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальные звуки. Различать речевые и неречевые звуки. Подражать неречевым и речевым звукам.

8

Восприятие пространства

7

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторана).

Понятия лево- право, верх-низ, вперед- назад, название геометрических фигур


Ориентироваться на собственном теле, право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Выполнять действия по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Ориентироваться на рабочем столе.

Ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Составлять на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Располагать предметы на листе бумаги.

Выполнять движения по инструкции (многозвеневой)

Выкладывать комбинации из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.


Понятия лево- право, верх-низ, геометрических фигур


Ориентироваться на собственном теле, право – лево, верх – низ,

Выполнять действия по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Ориентироваться на рабочем столе.

Ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Составлять на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Располагать предметы на листе бумаги.

Выполнять движения по инструкции (однозвеневой)

Выкладывать комбинации из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.


9

Восприятие времени

5

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


Понятие сутки, неделя, дни недели

Ориентироваться во времени суток, в днях недели,

Определять последовательность событий.

Понятие сутки, неделя

Ориентироваться во времени суток,

Определять последовательность событий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Использование ТСО, ИКТ

Виды учебной деятельности

Примечания

По плану

По факту

1-3

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2



Электронные тесты

Групповое и индивидуальное обследование



Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)

4

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1




Выполнение упражненений с мячами, скакалками


Мячи

скакалки

стрелки-символы

5

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1



«Дорожка следов»


Прохождение полосы препятствий


6-7

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

2




Выполнение упражненений с мячами, скакалками



8-9

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

2




Занятие-

практикум, нанизывание бусин на ниточку


10-11

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

2




Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)


12-13

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2




Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка


14

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1




Игры со шнурками;

пособие «Гусеница»


15

Работа в технике рваной аппликации

1




Выполнение аппликации


16

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1




Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос



Тактильно-двигательное восприятие 4

17

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)

1




Дидактическая игра «Чудесный мешочек»


18

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1




Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов


19

Упражнения в раскатывании пластилина.

1




Лепка «Угощение»


20

Игры с крупной мозаикой

1




Игры с крупной мозаикой



Кинестетическое и кинетическое развитие 4

21

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1




Дидактическая игра «Море волнуется»


22

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

1




Движения и позы верхних и нижних конечностей.

сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»,

23

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

1




Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»,


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 18

24

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1




Дидактическая игра «Школьный оркестр»

Детские музыкальные инструменты

27-28

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

2




Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

Предметные картинки

29

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

1




Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Предметы разнообразные по форме

30

Подбор предметов одинаковых по форме.

1




Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Предметы разнообразные по форме

31

Работа с геометрическим конструктором (по показу)

1




Работа с геометрическим конструктором


32

Подбор предметов различных по форме.

1




Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

Предметы разнообразные по форме

33

Различение предметов по величине (большой — маленький)

1




Различение предметов по величине (большой — маленький)

Предметы разнообразные по

величине

34

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1




Сравнение двух предметов по высоте и длине

Предметы разнообразные по

длине

35

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1




Сравнение двух предметов по ширине и толщине

Предметы разнообразные по

толщине

36

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1




Работа с геометрическим конструктором

Геометрический конструктор

37

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

1




Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)


38

Различение и обозначение основных цветов.

1




Дидактическая игра «Назови цвет предмета»


39

Различение и обозначение основных цветов.

1




Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»


40-41

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

2




Работа с геометрическим конструктором


42

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1




Работа с геометрическим конструктором



Развитие зрительного восприятия

43

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1




Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)


44

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

1




Игра «Сравни предметы»

Предметные картинки

45

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

1




Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

Предметные картинки

46

Нахождение отличительных и общих признаков 3-4 предметов.

1




Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

Предметные картинки

47

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1




Упражнения для профилактики и коррекции зрения



Восприятие особых свойств предметов 4

48

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1




Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

Сюжетные картинки

49

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1




Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Предметные картинки;

натуральные предметы

50

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

1




Дидактическая игра «Определи по запаху»

Предметные картинки;

натуральные предметы

51

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).

1




Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

Предметные картинки;

натуральные предметы


Развитие слухового восприятия 5.

52-53

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

2




Дидактическая игра «Узнай на слух»

Детские музыкальные инструменты

54

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

1



аудио и медиафайлы

Прослушивание музыкальных произведений и ззвуков окружающего мира.

Детские музыкальные инструменты;


55

Различение речевых и музыкальных звуков

1



аудио и медиафайлы

Прослушивание музыкальных произведений и ззвуков окружающего мира.


56

Различение речевых и музыкальных звуков

1



аудио и медиафайлы

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)



Восприятие пространства 7

57

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1




Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

Мячи

скакалки

стрелки-символы

58

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1




Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

Мячи

скакалки

стрелки-символы

59

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1




Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

Мячи

скакалки

стрелки-символы

60

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1




Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

Набор предметов

61

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1




Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

Листы бумаги разного формата

62

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1




Работа с геометрическим конструктором

Геометрический конструктор

63

Расположение предметов на листе бумаги.

1




Дидактическая игра «Расположи верно»

Геометрический конструктор


Восприятие времени 5

64

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

1




Упражнения на графической модели «Сутки»

графическая модель «Сутки»

65

Последовательность событий (смена времени суток)

1




Упражнения на графической модели «Сутки»

графическая модель «Сутки»

66

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1




 Дидактическая игра «ВчераСегодняЗавтра»

Табл. «Дни недели»

67

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1




Дидактическая игра «Дни недели»

Табл. «Дни недели»

68

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1




Дидактическая игра «Веселая неделя»


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторных функций и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностные, метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные и предметные результаты.

Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует обучающихся с ОВЗ, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда ребенок задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Регулятивные: содержание занятий позволяет развивать и эту группу умений. Обучающимся с ОВЗ свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.

Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у обучающего вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.

Педагог имеет право самостоятельного выбора методического аппарата (технологий, методик, приемов и др.) психолого-педагогической деятельности, однако при этом следует понимать, что необходимо эффективное достижение задач, обозначенных ФГОС НОО, а именно: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих базовых учебных действий (БУД):

Выделять цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Проговаривать последовательность действий на занятии (от хорового к индивидуальному комментированию).

Учиться:

ориентироваться в задании;

работать по предложенному плану;

отличать правильно выполненное задание от ошибочного;

совместно с педагогом давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии.

Познавательные БУД (под руководством педагога):

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Учиться:

добывать новые знания при направляющей помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы (объекты) и на их основе делать доступные для них выводы в результате совместной работы всей группы;

овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения).

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Учиться:

в совместной деятельности договариваться и находить общее решение;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов.

Предметными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать, понимать:

цвет (основные цвета), величину, форму, предметов;

контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);

вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);

запахи (приятные, неприятные);

барические ощущения веса (тяжелый – легкий);

фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);

сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

дифференциацию правой (левой) ноги, правой (левой) части тела;

расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);

части суток, порядок их следования;

последовательность событий (смена времени суток);

название, порядок дней недели.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;

различать и сравнивать разные предметы по признаку:

веса (тяжелый – легкий);

фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);

различать:

вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);

запахи (приятные, неприятные);

контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);

основные геометрические фигуры;

речевые и неречевые звуки;

составлять предмет из 2 – 3 частей;

классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

определять на ощупь величину объемных фигур и предметов;

зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

ориентироваться:

в помещении по инструкции педагога;

на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона);

на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;

определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под, справа – слева);

выделять части суток и определять порядок дней недели;

выполнять несложные графические работы под диктовку.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.

Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.

Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.

Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г

КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г -56с

Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.

Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.

Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации