Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Умелые ручки» для обучающихся 3–4 классов
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса “Умелые руки”
для обучающихся 3-4 классов
Всего: 34 часа
1 час в неделю
Содержание
I.Введение…………………………………………………………………..
II.Пояснительная записка………………………………………………….
III.Структура программы…………………………………………………..
VI.Организация деятельности …………………………………….
V. Характеристика ожидаемых результатов……………………………...
VI. Тематическое планирование……………………………………………
VII. Список литературы…………………………………………………
Пояснительная записка
Одной из целей Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, связанных с модернизацией содержания общего образования является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Факультатив «Умелые руки» направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности.
Цель программы: Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
Основные задачи факультативного курса:
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
Для реализации этих требований особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1) Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, то есть обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. д;
2) Опора на личностно ориентированный подход в образовании;
3) Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а также особенности местной региональной культуры
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации
Главный педагогический принцип работы - любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.
Главный психологический принцип - создание ситуаций успеха для каждого ребёнка.
Важнейший принцип психолого-педагогической работы:
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности.
Реализация программы происходит с нагрузкой в 34 часа, 1 раз в неделю, с учётом возраста детей 8- 10 лет. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации учебно- воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей в возрасте 8- 10 лет
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи используемые в быту , сувениры, подарки. В процессе обучения учатся выполнять аппликационные работы. Эта работа развивает глазомер, воспитывает аккуратность, чувство красоты, даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) Ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;
2) Потребности, интересы учащихся
3) Уровень развития коллектива;
4) Уровень развития и самооценка ребёнка, его социальный статус.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожим на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.
Предоставляется возможность достижения учащимися следующих метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Предоставляется возможность достижения учащимися следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС.
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
Предоставляется возможность достижения учащимися следующих личностных результатов в соответствии с ФГОС.
Объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения, обучающиеся научатся:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
- самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на план;
- использовать необходимые инструменты для занятия;
- соотносить размеры деталей изделия при выполнении работы;
- правильно организовывать своё рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения, навыки;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
- знать название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки,
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Методы - как способ организации занятий:
словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов
практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,
игровые – конкурсы, викторины, театральные мини-постановки, настольный театр
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Формы проведения занятий:
конкурс,
урок – игра;
сказка;
викторина.
Срок реализации: 1 год
Кол-во часов: 1 год обучения- 34 часа
Учебно-тематическое планирование
№ |
Содержание |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Беседа « Впечатления о лете». |
1 |
|
2 |
Технология выполнения аппликации . Инструменты и материалы. |
1 |
|
3 |
Орнамент из цветов и листьев для украшения коврика. Правила безопасности работы |
1 |
|
4 |
Цветовая гармония в составлении узоров, аппликаций. |
1 |
|
5 |
Выполнение образца плоскостной аппликации. Изучение форм, цвета листьев |
1 |
|
6 |
Аппликация из листьев, цветов. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания |
1 |
|
7 |
Объёмная аппликация из природного материала и бумаги |
1 |
|
8 |
Правила безопасности работы. Работа с природными материалами: засушенные растения. |
1 |
|
9 |
Объемное конструирование . Работа с природными материалами |
1 |
|
10 |
Правила безопасности при работе . Аппликация из конфетти. |
1 |
|
11 |
Свободный выбор материалов и техники. Составление узора в круге. |
1 |
|
12 |
Изготовление и роспись декоративных панно: |
1 |
|
13 |
Изготовление и роспись декоративных панно: |
1 |
|
14 |
Правила безопасности при работе . Виды вышивки. |
1 |
|
15 |
Правила безопасности при работе . Основы вышивания. |
1 |
|
16 |
Правила безопасности при работе . Беседа о лоскутной пластике |
1 |
|
17 |
Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков. |
1 |
|
18 |
Понятия « шов и стежок». Отработка швов. |
1 |
|
19 |
Знакомство с новой техникой изготовления изделий - тестопластикой . Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов |
1 |
|
20 |
Техника изготовления изделий из пластичных материалов |
1 |
|
21 |
Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. |
1 |
|
22 |
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения |
1 |
|
23 |
Правила безопасности работы .Вырезание полосок для квиллинга. |
1 |
|
24 |
Основные правила работы. Основные формы. “Плотная спираль», «закрытая спираль» |
1 |
|
25 |
Основные формы. “ «Овал», «долька». Конструирование из основных форм квиллинга |
1 |
|
26 |
«Основные формы. “ Глаз», «капля», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» |
1 |
|
27 |
Основные формы. “завиток”, “сердечко». Конструирование из основных форм квиллинга. |
1 |
|
28 |
Конструирование из основных форм квиллинга. «Спирали в виде стружки». |
1 |
|
29 |
Изготовление различных форм листьев. |
1 |
|
30 |
Правила безопасности работы. Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. |
1 |
|
31 |
Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги. |
1 |
|
32 |
Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, вытягиванием, присоединением. Выполнение аппликации из пластилина |
1 |
|
33 |
Анализ выполненных работ. Оформление выставки 1 |
||
34 |
Подведение итогов работы. Оформление выставки |
1 |
|
Всего - 34 часа |
Описание разделов программы факультативного курса
Вводное занятие
Аппликация из бумаги, поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна
Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами , клеем. Основы бумагопластики.
Работа из природного материала
Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания.
Использование природного материала.
Работа с тканью
Правила безопасности при работе . Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков.
Понятия « шов и стежок». Отработка швов. Правила набивки мягких игрушек. Виды вышивки. Основы вышивания. Вышитая салфетка, открытка. Правила безопасности.
Работа с солёным тестом
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Изготовление изделий из пластичных материалов
Конструирование из основных форм квиллинга.
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения . Основные формы. Конструирование из основных форм квиллинга.
Подведение итогов годовой работы
Анализ выполненных работ. Оформление выставки.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце года, а также участием в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Обеспечение программы
Материалы:
- бумага цветная , бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной;
-нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, цветные ленты, шерстяная пряжа;
- ткани, различные по цвету, фактуре, видам;
- природный материал, « бросовый материал.
- солёное тесто, пластилин;
- клей ПВА;
Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, крючки, спицы, пяльцы, рамки, ножницы.
Литература:
1.Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Академия,2000 г.
2. «Лепим из пластилина». Смоленск 2000 г.
3.«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.
4.М.Антипова. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. ИД «Владис» - 2009 г.
5. С. Букина, М. Букин: Квиллинг: волшебство бумажных завитков
http://www.labirint.ru/books/243644/
6. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.