Адаптированная рабочая программа надомного обучения по предмету «Профильный труд» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Адаптированная рабочая программа надомного обучения по предмету «Профильный труд» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В
Цели и задачи курса
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи реализации содержания учебного предмета включают:
-формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах;
-формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
-приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Общая характеристика учебного предмета
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Программа по учебному предмету "Профильный труд" раскрывает содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов с учётом требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Рабочая программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и условий, необходимых для достижения личностных и предметных результатов при освоении учебного предмета. Изучение учебного предмета в 5-9 классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья
Программа по профильному труду в 5-9 классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определен перечень профилей трудовой подготовки: "Слесарное дело", "Швейное дело, художественный дизайн", "Сельскохозяйственный труд", "Поварское дело", "Художественный труд". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
В 7 классе программа по профильному труду представлена разделом «Сельскохозяйственный труд. Растениеводство»
№ п/п | Название раздела, темы |
| Растениеводство |
1 | Сбор семян садовых цветковых растений |
2 | Цветковые культуры |
3 | Однолетние и многолетние цветковые растения |
4 | Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений |
5 | Уход за комнатными цветковыми растениями |
6 | Строение цветкового растения |
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение предмета «Профильный труд» в 7 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Профильный труд"
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. Выделяются два уровня овладения предметными результатами:
Минимальный уровень:
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно ориентироваться в задании,
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
Учащиеся должны знать:
правила ТБ при работе с инструментами для обработки растений
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: цветовод, флорист, садовод
Учебно-методическая литература
1. «Обучение-воспитание детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: Программно- методические материалы /под. ред. Бгажноковой И.М/, М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2012,-181с. (Коррекционная педагогика).
2.Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.А., Васенков Г. В.) «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 год по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство».
3. «Большая энциклопедия природы для детей», Львов, «Атлас», 1994.
4.«Комнатные растения в вашем доме», М., «Олма Медиа Групп», 2005.
5.«Новейшая энциклопедия комнатных растений», М., «Эксмо», 2011
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету
«Профильный труд»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
по плану | по факту | |||||
| 1 четверть | | | | | |
| Сбор семян садовых цветковых растений | | | | | |
1 | Виды цветковых растений | 1 | | | | |
2 | Виды цветковых растений | 1 | | | | |
3 | Признаки созревания семян | 1 | | | | |
4 | Приемы сбора семян. Техника безопасности | 1 | | | | |
5 | Приемы сбора семян. Техника безопасности | 1 | | | | |
| Цветковые культуры | | | | | |
6 | Цветковые растения | 1 | | | | |
7 | Способы размножения цветковых растений | 1 | | | | |
8 | Проверочная работа | 1 | | | | |
| 2 четверть | | | | | |
| Однолетние и многолетние цветковые растения | | | | | |
9 | Однолетние и многолетние цветковые растения | 1 | | | | |
10 | Разница между видами | 1 | | | | |
| Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений | | | | | |
11 | Общее представление о строении многолетнего цветкового растения | 1 | | | | |
12 | Подготовка почти и посадка растения | 1 | | | | |
| Уход за комнатными цветковыми растениями | | | | | |
13 | Приемы ухода за комнатными растениями(рыхление, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев) | 1 | | | | |
14 | Приемы ухода за комнатными растениями(рыхление, подсыпка почвенной смеси, удаление отмерших листьев) | 1 | | | | |
15 | Признаки необходимости пересадки растения | 1 | | | | |
16 | Проверочная работа | 1 | | | | |
| 3 четверть | | | | | |
| Строение цветкового растения | | | | | |
17 | Общее представление о цветковом растении(корни, стебли, листья, цветы) | 1 | | | | |
18 | Разнообразие и форма стеблей и листьев | 1 | | | | |
19 | Форма и окраска цветов | 1 | | | | |
20 | Особенности цветков растений(корневища, луковица, клубень) | 1 | | | | |
| Уход за комнатными растениями (9) | | | | | |
21 | Виды комнатных растений | 1 | | | | |
22 | Виды комнатных растений | 1 | | | | |
23 | Посадка комнатных растений | 1 | | | | |
24 | Посадка комнатных растений | 1 | | | | |
25 | Уход за комнатными растениями | 1 | | | | |
26 | Проверочная работа | 1 | | | | |
| 4 четверть | | | | | |
27 | Уход за комнатными растениями | 1 | | | | |
28 | Уход за комнатными растениями | 1 | | | | |
29 | Уход за комнатными растениями | 1 | | | | |
30 | Уход за комнатными растениями | 1 | | | | |
31 | Виды комнатных растений | 1 | | | | |
32 | Виды комнатных растений | 1 | | | | |
33 | Виды комнатных растений | 1 | | | | |
34 | Проверочная работа | 1 | | | | |
| | | | | | |
| | | | | |