Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с легкой умственной отсталостью (7 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тереньгульский лицей при УлГТУ»
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор лицея
Приказ № от 31.08.20
от 28.08.20
__________ ________
Адаптированная рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению
для обучающегося 7 класса коррекции
Антонова Антона
(программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью)
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Год составления: 2020
Составитель:
А.М.Серов
учитель первой категории
Раздел 1
Пояснительная записка.
Профессионально-трудовое обучение
7 класс
Адаптированная образовательная программа учебного предмета « Профессионально-трудовое обучение» 7 класс для обучающегося с легкой умственной отсталостью и разработана на основе:
Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому);
Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”;
Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. N 249 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;
Учебного плана МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 31.08.20 №67
Календарного учебного графика МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2020-2021 на учебный год, утвержденного приказом директора лицея от31.08.20 №68
Адаптированной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, утвержденной приказом директора школы от 26.08.2015 №120 с изменениями, утвержденными приказом директора лицея от 31.08.20 № 106;
Письма Министерства образования РФ от 18.09.2002г. №29/2331-6 (о базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида);
Письма Министерства образования РФ от 09.12.2002г. №29/2476-2 "Организация работы специальных (коррекционных) классов;
Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, 1 сборник, под редакцией В.В. Воронковой
Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.
Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:
введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающихся, преодоление индивидуальных недостатков развития;
определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на основ
ной ступени образования :
Формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья обучающихся: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; занятия спортом.
Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Начальное общее образование
Виды деятельности младшего школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
игровая деятельность
творческая деятельность
трудовая деятельность
спортивная деятельность
Образовательные задачи обучения
- формировать общеучебные навыки, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитать умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-всестороннее развивать личность ребёнка.
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности
научиться решать поставленные учителем цели;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и поступки;
овладеть самостоятельными и коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
овладеть различными видами деятельности;
приобрести опыт взаимодействия с окружающими, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)
обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.
обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки.
Основное общее образование
Виды деятельности школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,
социальная деятельность,
творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
спортивная деятельность
Среднее звено, реализующее программы VIII вида:
Задачи в области обучения:
- Развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя.
- Формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу.
- Осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе.
Задачи в области воспитания:
- Формировать умения самовоспитания, самообразования, обеспечить условия для максимальной самореализации.
- Формировать умение использовать нравственные знания и соотносить их со своими поступками.
- Закреплять в духовном сознании ученика с задержкой психического развития групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения.
Задачи в области психического развития:
- Обеспечивать совместно с медицинским сопровождением систематическую реабилитацию психического здоровья детей с задержкой психического развития.
- Обеспечить каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
Задачи в области социализации:
- Развивать потребность в расширении адекватных социальных контактов, снимать у учащихся коммуникативную тревожность.
- Готовить учащихся к профессиональному и жизненному выбору
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах,
подготовить учащихся к выбору профессии,
организовать систему социальной жизнедеятельности,
создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий, адаптации в обществе.
Раздел 2
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Материально-техническое обеспечение
-Помещение кабинета технического труда, его оборудование (мебель и устройства) удовлетворяют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам (СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Набор плакатов по различным темам курса
Учебно-методическое оснащение
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
- Журавлев. Б.А. Столярное дело : учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / Б.А. Журавлев. -М. : Просвещение, 1992
- Копелевич, В. Г. Слесарное дело :учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / В. Г. Копелевич, И. Г. Спмридонов, Г.П. Буфетов. - М. : Просвещение, 1992
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 класса. Под редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДОС, 2014г
- Программа «Технология» 5-8 класс, М.:«Вентана-Граф», 2013 год
- Программа «Технология. Трудовое обучение» 1-4 класс, 5-11 класс. М., «Просвещение», 2010 г.
- Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 гг.
- Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2014 гг.
- Учебники «Технология. Технический труд. 7 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2012 гг.
- Учебники «Технология. 8 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 гг.
- Справичник по техническому труду / под ред. А.Н.Ростовцева и др. – М.: Просвещение, 1996г
- Технология. Технический труд: методич.пособие: 5-7 кл – М.: Аркти, 2006г - Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки древесины: 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2006г
Раздел 3
Учебно-тематическое планирование
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Столярное дело
|
Вводное занятие Первичный инструктаж по охране труда |
53 |
Фугование. |
||
Подготовка полуфуганка к работе. |
||
Способы хранения древесины |
||
Естественная и камерная сушка |
||
Резьба по дереву |
||
Геометрический орнамент для резьбы по дереву |
||
Шерхебель: назначение, устройство |
||
Последователь-ность строгания шерхебелем |
||
Отделка изделия красками |
||
Способы нанесения краски |
||
Подготовка поверхности к окраске |
||
Окраска изделия |
||
Токарный станок по дереву: устройство и назначение |
||
Токарные резцы |
||
Назначение и применение кронциркуля (штангенциркуля) |
||
Работа на токарном станке |
||
Изготовление игрушек |
||
Изготовление изделий для школы |
||
Слесарное дело |
Повторный инструктаж по охране труда |
49 |
Виды тонколистового металла и их применение |
||
Виды кровельной стали, её свойства |
||
Виды жести и их свойства |
||
Вертикальный сверлильный станок |
||
Крепление свёрл в шпинделе станка |
||
Сверление отверстий большого диаметра |
||
Сверление тонкого листового металла |
||
Резьбовые соединения |
||
Профили резьбы |
||
Трубная резьба |
||
Крепёжная резьба |
||
Резьба с мелким шагом |
||
Определение резьбы разными способами |
||
Назначение и устройство задней бабки токарного станка |
||
Сверлении отверстий на токарном станке |
||
Сверление отверстий на токарном станке |
||
Центрованние заготовок |
||
Выполнение цен-тровых отверстий |
||
Клин-основа режущего инструмента |
||
Элементы токарного резца |
||
Углы резца |
||
Принцип резания металла |
||
Конструкционные и инструментальные стали |
||
Изготовление струбцины |
Раздел 4
Содержание учебного курса
Столярное дело 53 часов
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда
Фугование. Подготовка полуфуганка к работе. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.
Резьба по дереву. Геометрический орнамент для резьбы по дереву. Шерхебель: назначение, устройство. Последовательность строгания шерхебелем.
Отделка изделия красками. Способы нанесения краски. Подготовка поверхности к окраске. Окраска изделия
Токарный станок по дереву: устройство и назначение. Токарные резцы. Назначение и применение кронциркуля (штангенциркуля). Работа на токарном станке. Изготовление игрушек
Изготовление изделий для школы.
Слесарное дело 49 часов
Повторный инструктаж по охране труда. Виды тонколистового металла и их применение. Виды кровельной стали, её свойства. Виды жести и их свойства. Вертикальный сверлильный станок. Крепление свёрл в шпинделе станка. Сверление отверстий большого диаметра. Сверление тонкого листового металла. Резьбовые соединения. Профили резьбы. Трубная резьба. Крепёжная резьба. Резьба с мелким шагом. Определение резьбы разными способами. Назначение и устройство задней бабки токарного станка. Сверлении отверстий на токарном станке. Сверление отверстий на токарном станке. Центрование заготовок. Выполнение центровых отверстий. Клин-основа режущего инструмента. Элементы токарного резца. Углы резца. Принцип резания металла. Конструкционные и инструментальные стали.Резервные уроки. Изготовление струбцины.
Раздел 5
Календарно- тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во |
Тип урока. |
Элементы |
Требования к уровню подготовки |
Вид |
Дата |
||||||||
План |
факт |
||||||||||||||
Столярное дело (53 ч) |
|||||||||||||||
1-2 |
Вводное занятие |
2 |
Урок- |
Повторение изученного в 6 классе. План работы на четверть. |
Знать: инструменты и материалы; |
Ответы на вопросы. Тестирование |
|
|
|||||||
3-4 |
Фугование. |
2 |
Объяснение |
Общие сведения о фуговании. |
Знать: инструменты для фугования, их устройство. |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
5 |
Подготовка полуфуганка к работе. |
1 |
Объяснение |
Подготовка полуфуганка к работе. Настройка полуфуганка. Правила безопасной работы при фуговании |
Знать правила безопасной работы при фуговании. |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
6-7 |
Способы хранения древесины |
2 |
Объяснение |
Значение правильного хранения |
Понимать значение правильного хранения древесины. |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
8-9 |
Естественная и камерная сушка |
2 |
Объяснение |
Естественная и камерная сушка. |
Знать: виды сушки древесины; правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
10-11 |
Резьба по дереву |
2 |
Объяснение |
Резьба по дереву: назначение, виды древесины, инструменты. Виды |
Знать: назначение резьбы; виды древесины, пригодной для резьбы; инструменты. Уметь определять виды резьбы по образцам |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
12-13 |
Геометрический орнамент для резьбы по дереву |
2 |
Объяснение |
Виды геометрического орнамента. |
Знать: виды геометрического орнамента; последовательность действий при вырезании; правила безопасной работы ножом и резаками |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
14-15 |
Шерхебель: |
2 |
Объяснение |
Шерхебель: назначение, устройство. Особенности заточки ножа. |
Знать: устройство и назначение шерхебеля; правила безопасной работы шерхебелем. |
Ответы на вопросы. Кон- |
|
|
|||||||
16-17 |
Последователь- |
2 |
Комбинированный |
Последовательность строгания |
Знать правила безопасной |
Контроль за действием. |
|
|
|||||||
18-19 |
Отделка изделия красками |
2 |
Объяснение нового материала |
Назначение непрозрачной отделки. Отделка клее вой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок. Распознавание видов краски по внешним признакам |
Знать виды красок, их свойства. Уметь распознавать виды краски по внешнему виду |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
20 |
Способы нанесения краски |
1 |
Объяснение нового материала |
Способы нанесения краски. Производственные способы нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей |
Знать способы нанесения краски. Уметь промывать и хранить кисти |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
21-22 |
Подготовка поверхности к окраске |
2 |
Комбинированный |
Шпатлевание углублений, трещин, |
Знать правила подготовки поверхности к окрашиванию. |
Контроль за действием. |
|
|
|||||||
23- |
Окраска изделия |
1 |
Комбинированный |
Окраска изделия. Правила безопасной работы при окраске |
Знать: технологию окрашивания; |
Контроль за действием. Контроль качества |
|
|
|||||||
24-25 |
Токарный станок по дереву: устройство и назначение |
2 |
Объяснение |
Токарный станок по дереву: устройство основных частей, их названия и назначение. Правила безопасной работы. Основные правила электробезопасности |
Знать: назначение и устройство |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
26 |
Токарные резцы |
1 |
Объяснение |
Токарные резцы для черновой |
Знать устройство и применение токарных резцов. |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
27 |
Назначение и применение кронциркуля (штангенциркуля) |
1 |
Объяснение |
Назначение и применение крон- |
Знать назначение и применение кронциркуля. |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
28-30 |
Работа на токарном станке |
3 |
Комбинированный |
Организация рабочего места. Пред- |
Уметь: организовывать рабочее |
Контроль за действием. |
|
|
|||||||
31-35 |
Изготовление |
5 |
Комбинированный |
Игрушки (городки, строительный |
Знать технологию изготовления игрушек. |
Контроль за действием. Контроль качества |
|
|
|||||||
36-53 |
Изготовление |
18 |
Практическая работа |
Последовательность изготовления |
Уметь изготавливать изделие |
Контроль за действием. Контроль качества |
|
|
|||||||
Слесарное дело(49 ч) |
|||||||||||||||
54 |
Повторный инструктаж по ох-ране труда |
1 |
Обьяснение но-вого материала. Беседа |
План работы на четверть.Инструктаж по ох-ране труда |
Знать правила безопасной работы в мастерской |
Тестирова-ние |
|
|
|||||||
55 |
Виды тонколисто-вого металла и их применение |
1 |
Объяснение нового материала |
Тонколистовой металл: виды, получение,применение.Прави-ла безопасности при работе с тонколистовым металлом |
Знать: -виды тонколистового металла; -процесс получения тонко-листового металла,его при-менение. Уметь определять вид тон-колистового металла по образцам |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
56-57 |
Виды кровельной стали, её свойства |
2 |
Объяснение нового материала |
Кровельная сталь:черная и оцинкованная.Свойства и применение кровельной стали. |
Знать:виды кровельной стали,её свойства. Уметь определять виды кровельной стали по образцам |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
58-59 |
Виды жести и их свойства |
2 |
Объяснение нового материала |
Черная и белая жесть. Свойства и применение раз-ных видов жести |
Знать: -виды жести; -свойства черной и белой жести. Уметь определять вид жес-ти по образцам |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
60 |
Вертикальный сверлильный станок |
1 |
Объяснение нового материала |
Общее представление о верти-кальном сверлильном станке: назначение,устройство |
Знать назначение и устро-йство вертикально свер-лильного станка |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
61-62 |
Крепление свёрл в шпинделе станка |
2 |
Объяснение нового материала |
Понятие коническая поверх-ность. Виды хвостовиков свёрл. Способы крепления свёрл в шпинделе вертикально-сверлильного ста-нка. Крепление свёрл с помо-щью переходных втулок. Бие-ние сверла, его причины и меры устранения. Удаление свёрл и втулок |
Знать способы крепления свёрл в шпинделе вертика-льно-сверлильного станка. Уметь: -закреплять свёрла с помо-щью переходных втулок; -удалять свёрла и втулки |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
63-64 |
Сверление отверстий большого диаметра |
2 |
Комбиниро-ванный |
Сверление отверстий с последующим их рассверли-ванием. Правила безопасной работы на сверлильном станке |
Знать: -последовательность свер-ления отверстий большого диаметра; -правила безопасной работы на сверлильном станке. Уметь выполнять сверле-ние отверстий с последу-ющим рассверливанием (на материалоотходах) |
Контроль за дейст- вием. Контроль качества
|
|
|
|||||||
65-66 |
Сверление тонкого листового металла |
2 |
Комбиниро-ванный |
Сверление тонкого листового металла в пакете, с прокладкой, с прижимом |
Знать: приёмы сверления тонкого листового металла, правила безопасной работы на сверлильном станке. Уметь выплнять упражне-ния по сверлению тонкого листового металла |
Контроль за дейст- вием.
|
|
|
|||||||
67 |
Резьбовые соединения |
1 |
Объяснение нового материала |
Резьбовые соединения. Передача движения с помо-щью резьбового соединения |
Знать: назначение резьбы, сферу её применения, виды |
Ответы на вопросы |
|
|
|||||||
68-69 |
Профили резьбы |
2 |
Объяснение нового материала |
Резьба,прфили (треугольный, прямоугольный), обозначение на чертеже, виды. Левая и пра-вая резьба |
Знать: -профили резьбы; -обозначение резьбы на чертежах, виды. Уметь определять профили резьбы и её виды |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
70 |
Трубная резьба |
1 |
Объяснение нового материала |
Трубная резьба: отличительные особенности, сфера применения |
Знать: отличительные особенности трубной резьбы, её назначение. Уметь определять трубную резьбу |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
71-72 |
Крепёжная резьба |
2 |
Объяснение нового материала |
Крепёжная резьба: примене-ние, отличительные особенно-сти, получение в промышленных условиях. Резьбомер: устройство, приёмы работы |
Знать: -назначение и отличитель-ные особенности крепёжной резьбы; -устройство резьбомера, приёмы работы с резьбомером. Уметь: определять крепёж-ную резьбу, работать с резьбомером |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
73 |
Резьба с мелким шагом |
1 |
Объяснение нового материала |
Резьба с мелким шагом: отли-чительные особенности, обозначение на чертежах, сфера применения |
Знать: отличительные особенности резьбы с мелким шагом, её назначение, обозначение на чертежах. Уметь определять резьбу с мелким шагом |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
74 |
Определение резьбы разными способами |
1 |
Практическая работа |
Определение резьбы на кре-пёжных деталях разного наз-начения по наружному диаметру и шагу с помощью оттиска на бумаге и резьбомера |
Уметь определять резьбу по наружному диаметру и шагу с помощью оттиска на бумаге и резьбомера |
Контроль за дейст-вием |
|
|
|||||||
75 |
Назначение и устройство задней бабки токарного станка |
1 |
Обьяснение но-вого материала |
Назначение и устройство задней бабки токарного станка |
Знать назначение и устройство задней бабки токарного станка
|
Ответы на вопросы. |
|
|
|||||||
76 |
Сверлении отверстий на тока-рном станке |
1 |
Обьяснение нового материала |
Сверление заготовок на токар-ном станке. Установка и сня-тие сверла. Проверка правиль-ности установки сверла |
Уметь: -устанавливать и снимать свёрла на токарном станке |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|||||||
77-78 |
Сверление отверс-тий на токарном станке |
2 |
Комбинированный |
Сверление отверстий ручной подачей с установкой сверла в пиноли задней бабки. Приёмы сверления глухих отверстий при заданной их глубине. Брак при сверлении. Правила безопасной работы при сверлении |
Знать: -приёмы сверления отверс-тий на токарном станке; -правила безопасной работы при сверлении |
Контроль за дейст- вием. Контроль качества |
|
|
|||||||
79 |
Центрованние заготовок |
1 |
Обьяснение нового материала |
Назначение центрования. Центроискатель. Разметка центра циркулем. Нахождение центра окружности на бумаге, на торце круглой заготовки |
Знать: назначение центро-вания, последовательность разметки центра. Уметь выполнять разметку центра циркулем центроис-кателем |
Контроль за дейст- вием. Контроль качества |
|
|
|||||||
80 |
Выполнение цен-тровых отверстий |
1 |
Комбинированный |
Центровое отверстие: назначе-ние, формы. Центровочное комбинированное сверло. Центрование спиральным све-рлом с последующим зенкова-нием. Установка и закрепле-ние детали в патроне с под-держкой центром задней бабки. Брак при центровании. Правила безопасной работы при центровании |
Знать: назначение центро-вых отверстий, способы их выполнения. Уметь выполнять центро-вание заготовки (на материалоотходах) |
Контроль за дейст- вием. Контроль Качества |
|
|
|||||||
81-82 |
Клин-основа режущего инструмента |
2 |
Объяснение нового материала |
Резание металла.Способы ре-зания металла (вручную,на станках).Клин –основа режу-щего инструмента.Требования к металлу для клина. |
Знать: -способы резания металла; -элементы клина. Уметь находить элементы клина на рабочих частях режущих инструментов |
Контроль за дейст- вием. Контроль качества |
|
|
|
||||||
83 |
Элементы токарного резца |
1 |
Объяснение нового материала |
Элементы токарного резца:пе-редняя поверхность,главная и вспомогательная задние пове-рхности |
Знать элементы токарного резца. Уметь определять элемен-ты токарного резца |
Ответы на вопросы. Контроль за действием |
|
|
|
||||||
84 |
Углы резца |
1 |
Объяснение нового материала |
Угол резца: виды (задний,пе-редний,углы заострения),зна-чение каждого вида.Обозначе-ние углов |
Знать:углы резца,их обоз-начение. Уметь определять углы резца |
Ответы на вопросы.
|
|
|
|
||||||
85 |
Принцип резания металла |
1 |
Объяснение нового материала |
Принцип резания металла. Движения резания и подачи. Понятия температуростой-кость и износостойкость инст-румента |
Иметь представление о принципе резания металла |
Ответы на вопросы |
|
|
|
||||||
86 |
Конструкционные и инструменталь-ные стали |
1 |
Объяснение нового материала |
Общее представление о конст-рукционных и инструменталь-ных сталях. |
Иметь представление о конструкционных и ин-струментальных ста-лях,сфере их применения, свойствах |
Ответы на вопросы |
|
|
|
||||||
87-102 |
Изготовление струбцины |
16 |
Практическая работа |
Последовательность изготов-ления изделия
|
Знать: - последовательность изготов-ления изделия; -правила безопасной работы. Уметь изготавливать изде-лие
|
Контроль за дейст- вием. Контроль качества |
|
|
|
Раздел 6
Требования к уровню подготовки выпускников
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
Овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.