Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению для обучающихся с легкой умственной отсталостью (7 класс)

1
0
Материал опубликован 16 February 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тереньгульский лицей при УлГТУ»

муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области

 

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор лицея

Приказ № от 31.08.20

от 28.08.20

__________ ________

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по профессионально-трудовому обучению

для обучающегося 7 класса коррекции

Антонова Антона

(программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью)

 

 

 

 

 

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Год составления: 2020

Составитель:

А.М.Серов

учитель первой категории

 

 

 

Раздел 1

Пояснительная записка.

Профессионально-трудовое обучение

7 класс

Адаптированная образовательная программа учебного предмета « Профессионально-трудовое обучение» 7 класс для обучающегося с легкой умственной отсталостью и разработана на основе:

Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому);

Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”;

Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. N 249 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;

Учебного плана МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 31.08.20 №67

Календарного учебного графика МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2020-2021 на учебный год, утвержденного приказом директора лицея от31.08.20 №68

Адаптированной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, утвержденной приказом директора школы от 26.08.2015 №120 с изменениями, утвержденными приказом директора лицея от 31.08.20 № 106;

Письма Министерства образования РФ от 18.09.2002г. №29/2331-6 (о базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида);

Письма Министерства образования РФ от 09.12.2002г. №29/2476-2 "Организация работы специальных (коррекционных) классов;

Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, 1 сборник, под редакцией В.В. Воронковой

 

Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).

 

Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;

реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;

обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;

психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения:

введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего раз­вития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных воз­можностей;

коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи обучающихся, преодоление индивидуальных недостатков развития;

определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

 

 

Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспечен­ность следующие:

развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа дос­тупности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, на­выки группировки и классификации;

осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентиро­ваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогаще­нием ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;

проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного по­ведения.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на основ­
ной ступени образования :

Формирование социально-нравственного поведения обучающихся, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, само­стоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, само­контроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источ­ников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература) в целях успешного осуще­ствления учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня разви­тия обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (наруше­ний) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).

Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья обучающих­ся: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание кли­мата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; занятия спортом.

Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуника­тивных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.

 

Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Начальное общее образование

Виды деятельности младшего школьника:

индивидуальная и коллективная учебная деятельность

игровая деятельность

творческая деятельность

трудовая деятельность

спортивная деятельность

Образовательные задачи обучения

- формировать общеучебные навыки, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитать умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-всестороннее развивать личность ребёнка.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

научиться решать поставленные учителем цели;

научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и поступки;

овладеть самостоятельными и коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

овладеть различными видами деятельности;

приобрести опыт взаимодействия с окружающими, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

 

Задачи, решаемые педагогами:

реализовать образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, игры, практики, конкурсы, соревнования)

обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную.

обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки.

 

Основное общее образование

Виды деятельности школьника:

индивидуальная и коллективная учебная деятельность

проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,

социальная деятельность,

творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,

спортивная деятельность

Среднее звено, реализующее программы VIII вида:

Задачи в области обучения:

- Развивать социальный интеллект школьников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя.

- Формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу.

- Осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе.

Задачи в области воспитания:

- Формировать умения самовоспитания, самообразования, обеспечить условия для максимальной самореализации.

- Формировать умение использовать нравственные знания и соотносить их со своими поступками.

- Закреплять в духовном сознании ученика с задержкой психического развития групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения.

Задачи в области психического развития:

- Обеспечивать совместно с медицинским сопровождением систематическую реабилитацию психического здоровья детей с задержкой психического развития.

- Обеспечить каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

Задачи в области социализации:

- Развивать потребность в расширении адекватных социальных контактов, снимать у учащихся коммуникативную тревожность.

- Готовить учащихся к профессиональному и жизненному выбору

Задачи, решаемые педагогами:

реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах,

подготовить учащихся к выбору профессии,

организовать систему социальной жизнедеятельности,

создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий, адаптации в обществе.

Раздел 2

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Материально-техническое обеспечение

-Помещение кабинета технического труда, его оборудование (мебель и устройства) удовлетворяют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам (СанПиН 2.4.2.2821-10).

- Набор плакатов по различным темам курса

Учебно-методическое оснащение

- Фундаментальное ядро содержания общего образования

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения

- Журавлев. Б.А. Столярное дело : учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / Б.А. Журавлев. -М. : Просвещение, 1992

- Копелевич, В. Г. Слесарное дело :учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / В. Г. Копелевич, И. Г. Спмридонов, Г.П. Буфетов. - М. : Просвещение, 1992

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 класса. Под редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДОС, 2014г

- Программа «Технология» 5-8 класс, М.:«Вентана-Граф», 2013 год

- Программа «Технология. Трудовое обучение» 1-4 класс, 5-11 класс. М., «Просвещение», 2010 г.

- Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 гг.

- Учебники «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2014 гг.

- Учебники «Технология. Технический труд. 7 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2012 гг.

- Учебники «Технология. 8 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 гг.

- Справичник по техническому труду / под ред. А.Н.Ростовцева и др. – М.: Просвещение, 1996г

- Технология. Технический труд: методич.пособие: 5-7 кл – М.: Аркти, 2006г - Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки древесины: 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2006г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

Учебно-тематическое планирование

 

 

Раздел

Тема

Кол-во часов

Столярное дело

 

Вводное занятие Первичный инст­руктаж по охране труда

53

Фугование.

Подготовка полу­фуганка к работе.

Способы хранения древесины

Естественная и камерная сушка

Резьба по дереву

Геометрический орнамент для резьбы по дереву

Шерхебель: назначение, устройство

Последователь-ность строгания шерхебелем

Отделка изделия красками

Способы нанесения краски

Подготовка по­верх­ности к окраске

Окраска изделия

Токарный станок по дереву: устройство и назначение

Токарные резцы

Назначение и при­менение кронцир­куля (штангенцир­куля)

Работа на токарном станке

Изготовление игрушек

Изготовление изделий для школы

Слесарное дело

Повторный инструктаж по охране труда

49

Виды тонколистового металла и их применение

Виды кровельной стали, её свойства

Виды жести и их свойства

Вертикальный сверлильный станок

Крепление свёрл в шпинделе станка

Сверление отверстий большого диаметра

Сверление тонкого листового металла

Резьбовые соединения

Профили резьбы

Трубная резьба

Крепёжная резьба

Резьба с мелким шагом

Определение резьбы разными способами

Назначение и устройство задней бабки токарного станка

Сверлении отверстий на токарном станке

Сверление отверстий на токарном станке

Центрованние заготовок

Выполнение цен-тровых отверстий

Клин-основа режущего инструмента

Элементы токарного резца

Углы резца

Принцип резания металла

Конструкционные и инструментальные стали

Изготовление струбцины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4

Содержание учебного курса

 

Столярное дело 53 часов

Вводное занятие. Первичный инст­руктаж по охране труда

Фугование. Подготовка полуфуганка к работе. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.

Резьба по дереву. Геометрический орнамент для резьбы по дереву. Шерхебель: назначение, устройство. Последовательность строгания шерхебелем.

Отделка изделия красками. Способы нанесения краски. Подготовка поверхности к окраске. Окраска изделия

Токарный станок по дереву: устройство и назначение. Токарные резцы. Назначение и применение кронциркуля (штангенциркуля). Работа на токарном станке. Изготовление игрушек

Изготовление изделий для школы.

Слесарное дело 49 часов

Повторный инструктаж по охране труда. Виды тонколистового металла и их применение. Виды кровельной стали, её свойства. Виды жести и их свойства. Вертикальный сверлильный станок. Крепление свёрл в шпинделе станка. Сверление отверстий большого диаметра. Сверление тонкого листового металла. Резьбовые соединения. Профили резьбы. Трубная резьба. Крепёжная резьба. Резьба с мелким шагом. Определение резьбы разными способами. Назначение и устройство задней бабки токарного станка. Сверлении отверстий на токарном станке. Сверление отверстий на токарном станке. Центрование заготовок. Выполнение центровых отверстий. Клин-основа режущего инструмента. Элементы токарного резца. Углы резца. Принцип резания металла. Конструкционные и инструментальные стали.Резервные уроки. Изготовление струбцины.

 

 

 

Раздел 5

Календарно- тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во
часов
 

Тип урока.
Вид
деятельности

Элементы
содержали

Требования к уровню подготовки
учащихся (результат)

Вид
контроля

Дата

План

факт

Столярное дело (53 ч)

1-2

Вводное занятие
Первичный инст­руктаж по охране труда

2

Урок-
повторение

Повторение изученного в 6 классе. План работы на четверть.
Распределение обязанностей
и рабочих мест. Первичный ин­ст­рук­таж по охране труда

Знать: инструменты и материалы;
правила безопасного поведения
в мастерской

Ответы на во­просы. Тестирование

 

 

3-4

Фугование.

2

Объяснение
нового материала

Общие сведения о фуговании.
Сравнение фугования со строга­нием рубанком. Инструменты
для фугования и их устройство.
Двойной нож: назначение, требова­ния к заточке. Разборка и сборка
полуфуганка

Знать: инструменты для фугова­ния, их устройство.
Уметь выполнять разборку
и сборку полуфуганка .

Ответы на во­просы. Кон­троль за действием

 

 

5

Подготовка полу­фуганка к работе.

1

Объяснение
нового материала

Подготовка полуфуганка к работе. Настройка полуфуганка. Правила безопасной работы при фуговании

Знать правила безопасной работы при фуговании.
Уметь подготавливать полуфуга­нок к работе

Ответы на вопро­сы. Контроль за действием

 

 

6-7

Способы хранения древесины

2

Объяснение
нового материала

Значение правильного хранения
материала. Способы хранения дре­весины. Подготовка древесины к хранению (снятие коры)

Понимать значение правильного хранения древесины.
Знать способы хранения древесины.
Уметь окорить древесину

Ответы на во­просы. Кон­троль за действием

 

 

8-9

Естественная и камерная сушка

2

Объяснение
нового материала

Естественная и камерная сушка.
Виды брака при сушке. Правила
безопасности при укладывании
материала в штабель и при его разборке

Знать: виды сушки древесины; правила безопасности при укла­ды­вании материала в штабель и при его разборке.
Уметь: определять вид брака дре­весины; складывать древесину в штабель

Ответы на во­просы. Кон­троль за действием

 

 

10-11

Резьба по дереву

2

Объяснение
нового материала

Резьба по дереву: назначение, виды древесины, инструменты. Виды
резьбы

Знать: назначение резьбы; виды древесины, пригодной для резьбы; инструменты. Уметь определять виды резьбы по образцам

Ответы на вопросы

 

 

12-13

Геометрический орнамент для резьбы по дереву

2

Объяснение
нового материала

Виды геометрического орнамента.
Последовательность действий при
вырезании треугольников. Приемы работы с инструментами. Правила безопасной работы

Знать: виды геометрического орнамента; последовательность действий при вырезании; правила безопасной работы ножом и резаками

Ответы на вопросы

 

 

14-15

Шерхебель:
назначение,
устройство

2

Объяснение
нового материала

Шерхебель: назначение, устройство. Особенности заточки ножа.
Правила безопасной работы
шерхебелем. Приемы работы

Знать: устройство и назначение шерхебеля; правила безопасной работы шерхебелем.
Уметь готовить шерхебель к работе

Ответы на вопросы. Кон-
троль за действием

 

 

16-17

Последователь-
ность строгания
шерхебелем

2

Комбинированный

Последовательность строгания
шерхебелем и рубанком. Строга-
ние деталей шерхебелем (на отхо­дах материалов)

Знать правила безопасной
работы при строгании.
Уметь выполнять строгание шер­хебелем (на отходах материалов)

Контроль за действием.
Контроль качества

 

 

18-19

Отделка изделия

красками

2

Объяснение

нового материала

Назначение непрозрачной отделки. Отделка клее вой, масляной и эмалевой красками. Основные

свойства этих красок. Распознавание видов краски по внешним признакам

Знать виды красок, их свойства.

Уметь распознавать виды краски по внешнему виду

Ответы на вопросы

 

 

20

Способы нанесения краски

1

Объяснение

нового материала

Способы нанесения краски. Производственные способы нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей

Знать способы нанесения краски.

Уметь промывать и хранить кисти

Ответы на вопросы. Контроль за действием

 

 

21-22

Подготовка по­верх­ности к окраске

2

Комбинированный

Шпатлевание углублений, трещин,
торцов. Сушка и зачистка шлифо­вальной шкуркой. Отделка олифой

Знать правила подготовки повер­хности к окрашиванию.
Уметь подготавливать поверхно­сть подставки для цветов к окраске

Контроль за действием.
Контроль качества

 

 

23-

Окраска изделия

1

Комбинированный

Окраска изделия. Правила безопас­ной работы при окраске

Знать: технологию окрашивания;
правила безопасной работы.
Уметь выполнять окраску изделия

Контроль за действием. Контроль качества

 

 

24-25

Токарный станок по дереву: устройство и назначение

2

Объяснение
нового материала

Токарный станок по дереву: уст­ройство основных частей, их названия и назначение. Правила безопасной работы. Основные правила электробезопасности

Знать: назначение и устройство
токарного станка по дереву;
правила безопасной работы
на токарном станке; правила электробезопасности

Ответы на вопросы

 

 

26

Токарные резцы

1

Объяснение
нового материала

Токарные резцы для черновой
обточки и чистового точения:
устройство, применение, правила
безопасного обращения

Знать устройство и применение токарных резцов.
Уметь различать резцы для черно­вой обточки и чистового точения

Ответы на вопросы

 

 

27

Назначение и при­менение кронцир­куля (штангенцир­куля)

1

Объяснение
нового материала

Назначение и применение крон-
циркуля (штангенциркуля).
Контроль размеров детали крон-
циркулем

Знать назначение и применение кронциркуля.
Уметь выполнять контроль разме­ров детали кронциркулем

Ответы на во­просы. Кон­троль за действием

 

 

28-30

Работа на токар­ном станке

3

Комбинированный

Организация рабочего места. Пред-
варительная обработка заготовки.
Способы крепления заготовки.
Установка и крепление подручни­ка. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкуркой в прихватке. Отрезание изделия резцом

Уметь: организовывать рабочее
место; закреплять заготовки; выполнять черновую и чистовую обработку цилиндра; шлифование и отрезание изделия

Контроль за действием.
Контроль качества

 

 

31-35

Изготовление
игрушек

5

Комбинированный

Игрушки (городки, строительный
материал, шашки): форма, способы изготовления. Изготовление
игрушек на токарном станке.
Оценка качества готового изделия

Знать технологию изготовления игрушек.
Уметь: ориентироваться в чертеже изделия; изготавливать игрушку

Контроль за действием. Кон­троль качества

 

 

36-53

Изготовление
изделий для
школы

18

Практическая работа

Последовательность изготовления
изделия

Уметь изготавливать изделие
на токарном станке

Контроль за действием. Контроль качества

 

 

Слесарное дело(49 ч)

54

Повторный инструктаж по ох-ране труда

1

Обьяснение но-вого материала. Беседа

План работы на четверть.Инструктаж по ох-ране труда

Знать правила безопасной работы в мастерской

Тестирова-ние

 

 

55

Виды тонколисто-вого металла и их применение

1

Объяснение нового материала

Тонколистовой металл: виды, получение,применение.Прави-ла безопасности при работе с тонколистовым металлом

Знать:

-виды тонколистового металла;

-процесс получения тонко-листового металла,его при-менение.

Уметь определять вид тон-колистового металла по образцам

Ответы на вопросы

 

 

56-57

Виды кровельной стали, её свойства

2

Объяснение нового материала

Кровельная сталь:черная и оцинкованная.Свойства и применение кровельной стали.

Знать:виды кровельной стали,её свойства.

Уметь определять виды кровельной стали по образцам

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

58-59

Виды жести и их свойства

2

Объяснение нового материала

Черная и белая жесть. Свойства и применение раз-ных видов жести

Знать:

-виды жести;

-свойства черной и белой жести.

Уметь определять вид жес-ти по образцам

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

60

Вертикальный сверлильный станок

1

Объяснение нового материала

Общее представление о верти-кальном сверлильном станке: назначение,устройство

Знать назначение и устро-йство вертикально свер-лильного станка

Ответы на вопросы

 

 

61-62

Крепление свёрл в шпинделе станка

2

Объяснение нового материала

Понятие коническая поверх-ность. Виды хвостовиков свёрл. Способы крепления свёрл в шпинделе вертикально-сверлильного ста-нка. Крепление свёрл с помо-щью переходных втулок. Бие-ние сверла, его причины и меры устранения. Удаление свёрл и втулок

Знать способы крепления свёрл в шпинделе вертика-льно-сверлильного станка.

Уметь:

-закреплять свёрла с помо-щью переходных втулок;

-удалять свёрла и втулки

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

63-64

Сверление отверстий большого диаметра

2

Комбиниро-ванный

Сверление отверстий с последующим их рассверли-ванием. Правила безопасной работы на сверлильном станке

Знать:

-последовательность свер-ления отверстий большого диаметра;

-правила безопасной работы на сверлильном станке.

Уметь выполнять сверле-ние отверстий с последу-ющим рассверливанием (на материалоотходах)

Контроль за дейст-

вием.

Контроль

качества

 

 

 

65-66

Сверление тонкого листового металла

2

Комбиниро-ванный

Сверление тонкого листового металла в пакете, с прокладкой, с прижимом

Знать: приёмы сверления тонкого листового металла, правила безопасной работы на сверлильном станке.

Уметь выплнять упражне-ния по сверлению тонкого листового металла

Контроль за дейст-

вием.

 

 

 

67

Резьбовые соединения

1

Объяснение нового материала

Резьбовые соединения. Передача движения с помо-щью резьбового соединения

Знать: назначение резьбы, сферу её применения, виды

Ответы на вопросы

 

 

68-69

Профили резьбы

2

Объяснение нового материала

Резьба,прфили (треугольный, прямоугольный), обозначение на чертеже, виды. Левая и пра-вая резьба

Знать:

-профили резьбы;

-обозначение резьбы на чертежах, виды.

Уметь определять профили резьбы и её виды

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

70

Трубная резьба

1

Объяснение нового материала

Трубная резьба: отличительные особенности, сфера применения

Знать: отличительные особенности трубной резьбы, её назначение.

Уметь определять трубную резьбу

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

71-72

Крепёжная резьба

2

Объяснение нового материала

Крепёжная резьба: примене-ние, отличительные особенно-сти, получение в промышленных условиях. Резьбомер: устройство, приёмы работы

Знать:

-назначение и отличитель-ные особенности крепёжной резьбы;

-устройство резьбомера, приёмы работы с резьбомером.

Уметь: определять крепёж-ную резьбу, работать с резьбомером

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

73

Резьба с мелким шагом

1

Объяснение нового материала

Резьба с мелким шагом: отли-чительные особенности, обозначение на чертежах, сфера применения

Знать: отличительные особенности резьбы с мелким шагом, её назначение, обозначение на чертежах.

Уметь определять резьбу с мелким шагом

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

74

Определение резьбы разными способами

1

Практическая работа

Определение резьбы на кре-пёжных деталях разного наз-начения по наружному диаметру и шагу с помощью оттиска на бумаге и резьбомера

Уметь определять резьбу по наружному диаметру и шагу с помощью оттиска на бумаге и резьбомера

Контроль за дейст-вием

 

 

75

Назначение и устройство задней бабки токарного станка

1

Обьяснение но-вого материала

Назначение и устройство задней бабки токарного станка

Знать назначение и устройство задней бабки токарного станка

 

Ответы на вопросы.

 

 

76

Сверлении отверстий на тока-рном станке

1

Обьяснение нового материала

Сверление заготовок на токар-ном станке. Установка и сня-тие сверла. Проверка правиль-ности установки сверла

Уметь:

-устанавливать и снимать свёрла на токарном станке

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

77-78

Сверление отверс-тий на токарном станке

2

Комбинированный

Сверление отверстий ручной подачей с установкой сверла в пиноли задней бабки. Приёмы сверления глухих отверстий при заданной их глубине. Брак при сверлении. Правила безопасной работы при сверлении

Знать:

-приёмы сверления отверс-тий на токарном станке;

-правила безопасной работы при сверлении

Контроль за дейст-

вием.

Контроль

качества

 

 

79

Центрованние

заготовок

1

Обьяснение нового материала

Назначение центрования. Центроискатель. Разметка центра циркулем. Нахождение центра окружности на бумаге, на торце круглой заготовки

Знать: назначение центро-вания, последовательность разметки центра.

Уметь выполнять разметку

центра циркулем центроис-кателем

Контроль за дейст-

вием.

Контроль

качества

 

 

80

Выполнение цен-тровых отверстий

1

Комбинированный

Центровое отверстие: назначе-ние, формы. Центровочное комбинированное сверло. Центрование спиральным све-рлом с последующим зенкова-нием. Установка и закрепле-ние детали в патроне с под-держкой центром задней бабки. Брак при центровании. Правила безопасной работы при центровании

Знать: назначение центро-вых отверстий, способы их выполнения.

Уметь выполнять центро-вание заготовки (на материалоотходах)

Контроль за дейст-

вием.

Контроль

Качества

 

 

81-82

Клин-основа режущего инструмента

2

Объяснение нового материала

Резание металла.Способы ре-зания металла (вручную,на станках).Клин –основа режу-щего инструмента.Требования к металлу для клина.

Знать:

-способы резания металла;

-элементы клина.

Уметь находить элементы клина на рабочих частях режущих инструментов

Контроль за дейст-

вием.

Контроль

качества

 

 

 

83

Элементы токарного резца

1

Объяснение нового материала

Элементы токарного резца:пе-редняя поверхность,главная и вспомогательная задние пове-рхности

Знать элементы токарного резца.

Уметь определять элемен-ты токарного резца

Ответы на вопросы.

Контроль за действием

 

 

 

84

Углы резца

1

Объяснение нового материала

Угол резца: виды (задний,пе-редний,углы заострения),зна-чение каждого вида.Обозначе-ние углов

Знать:углы резца,их обоз-начение.

Уметь определять углы резца

Ответы на вопросы.

 

 

 

 

85

Принцип резания металла

1

Объяснение нового материала

Принцип резания металла. Движения резания и подачи. Понятия температуростой-кость и износостойкость инст-румента

Иметь представление о принципе резания металла

Ответы на вопросы

 

 

 

86

Конструкционные и инструменталь-ные стали

1

Объяснение нового материала

Общее представление о конст-рукционных и инструменталь-ных сталях.

Иметь представление о конструкционных и ин-струментальных ста-лях,сфере их применения, свойствах

Ответы на вопросы

 

 

 

87-102

Изготовление струбцины

16

Практическая работа

Последовательность изготов-ления изделия

 

Знать:

- последовательность изготов-ления изделия;

-правила безопасной работы.

Уметь изготавливать изде-лие

 

Контроль за дейст-

вием.

Контроль

качества

 

 

 

 

 

Раздел 6

Требования к уровню подготовки выпускников

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

технологическая культура производства;

распространенные технологии современного производства;

культура, эргономика и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

основы черчения, графики, дизайна;

элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

методы технической, творческой, проектной деятельности;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

с производительностью труда; реализацией продукции;

с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

с экологичностью технологий производства;

с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

Овладеют:

навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

навыками организации рабочего места;

умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирался с учетом следующих положений:

распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации