Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности, по направлению проектная деятельность "Мастерская добрых дел" 9 класс, 2 вариант, ТМНР
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности, по направлению проектная деятельность "Мастерская добрых дел" 9 «Б» класса, для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе «Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики возрастных особенностей младших школьников.
Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся пределах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов, в том числе в сфере формирования бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Рабочая программа для 9 класса рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю. Цель: формирование социально значимых бытовых навыков; воспитание стремления к самостоятельности в доступных для обучающихся пределах; усвоение правил совместной деятельности.
Задачи:
1. формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
2. способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
3. раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
4. учить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
В основе программы «Мастерская добрых дел» лежат следующие принципы:
принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2024-2025 учебный год.
Личностные и предметные результаты:
Личностные результаты
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
вести беседу, участвовать в диалоге;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
участвовать в проектах;
научатся задавать вопросы;
работать в команде;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств
Формы подведения итогов работы
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки, праздники, фестивали, участие в акциях.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование:
интерактивная доска;
мультимедийный проектор,
компьютер с учебным программным обеспечением;
демонстрационный экран;
демонстрационная доска для работы маркерами;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
- Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.
- Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
- Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности по проектной деятельности «Мастерская добрых дел»
№ п/п | Содержательная линия. Тема. | Дата | Кол-во часов | Результаты | ||
Электронные учебно-методические материалы | ||||||
Предметные | Личностные | |||||
1 четверть | 8 | |||||
1 | «Здравствуй, школа!» Беседа «Я и мы» | 3.09 | 1 | Понимать и уважать окружающих людей. | Осознание себя как ученика. | Фотографии школы, одноклассников |
2-4 | Подготовка проекту «Согреть своим сердцем» | 10.09 17.09 24.09 | 3 | уметь работать по образцу, инструкции. | Осознание себя как ученика. | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения |
5 | Проект «Согреть своим сердцем» | 1.10 | 1 | Уметь работать в команде. | Презентация | |
6 | Проект «Книжку жалко» | 8.10 | 1 | уметь слушать, работать в группе. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | https://www.jigsawplanet.com/21011976 пазлы презентация |
7 | Беседа «Знать, беречь и охранять» | 15.10 | 1 | Уметь слушать учителя. | способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения |
8 | Беседа «Береги их осталось мало» | 22.10 | 1 | Отвечать на вопросы. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | |
2 четверть | 8 | |||||
1-3 | Проект «Мама в нашей жизни» | 12.11 19.11 26.11 | 3 | Соблюдать при общении с окружающими правила этикета. | Развитие готовность к сотрудничеству. | Презентация |
4-8 | Проект Мастерская Деда Мороза «Новогодний подарок» | 3.12 10.12 17.12 24.12 | 5 | Уметь работать в паре. Уметь пользоваться ножницами, клеем | Осознание языка, как основного средства человеческого общения | https://www.jigsawplanet.com/21011976 пазлы презентация |
3 четверть | 10 | |||||
1 | Проект «Покормите птиц зимой» | 14.01 | 1 | Знать чем питаются птицы зимой | проявление готовности к самостоятельной жизни. | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения презентация |
2 | Экскурсия в природу. Беседа « Птицы вокруг нас» | 21.01 | 1 | Знать названия птиц нашего города | принятие и освоение социальной роли учащегося | |
3-5 | Проект « Дню защитников Отечества». | 28.01 4.02 11.02 | 3 | Понимать значимость похвалы в жизни человека. | сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. | https://www.jigsawplanet.com/21011976 пазлы презентация |
6 | Праздник 23 февраля. | 18.02 | 1 | Иметь представление о способах преодоления жадности. | проявление готовности к самостоятельной жизни. | Праздничная викторина |
7-8 | Проект «Букет для мам». Творческая работа. | 25.02 4.03 | 2 | Уметь работать аккуратно, по образцу, по шаблону | принятие и освоение социальной роли учащегося | https://www.jigsawplanet.com/21011976 пазлы презентация |
9 10 | Проект « Опасности в школе и дома». | 11.03 18.03 | 2 | Выставка рисунков. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения презентация |
4 четверть | 8 | |||||
1-3 | Роспись пасхальных яиц. | 1.04 8.04 15.04 | 3 | Использовать правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями. | развитие этических чувств, проявление доброжелательности. | Дидактический раздаточный материал, презентация |
4-6 | Роспись пасхальных яиц. Проект «Подарок ветерану» | 22.04 29.04 6.05 | 3 | Уметь работать с красками. | сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.. | https://learningapps.org/myapps.php мультимедийные интерактивные упражнения презентация |
7-8 | Операция «Уют». Уход за комнатными растениями. /data/files/y1736760780.docx (Рабочая программа "Мастерская добрых дел") | 13.05 20.05 | 2 | Уметь работать по инструкции | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Презентация |