Доклад «Активизация мышления обучающихся по физике при закреплении знаний»
Активизация мышления обучающихся по физике при закреплении знаний
Преподавание физики в средней школе открывает огромные возможности для активизации мышления обучающихся в процессе обучения благодаря особенностям физической науки. Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления обучающихся является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, их анализ , активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес. Тем не менее осуществить на практике проблемное обучение можно далеко не всегда, так как для его реализации требуется выполнение определённых условий, а также большая затрата учебного времени.
Закрепление знаний в практике преподавания чаще всего осуществляется с помощью репродуктивного метода. Задача репродуктивного метода – осмысливание, запоминание, а также приобретение обучающимися умений и навыков. Задачу эту удаётся решить путём неоднократного воспроизведения обучающимися сообщённых ими знаний и показанных способов деятельности по заданиям учителя. Значение этого метода в обучении велико, и он продолжает занимать при закреплении знаний одно из главных мест. Для развития творческого мышления обучающихся необходима логически стройная , единая методическая направленность, пронизывающая все этапы, все фазы обучения.
Возможности для активизации мышления при закреплении знаний исключительно велики, так как у обучающихся имеется уже определённый фонд знаний. В этих условиях приёмы активизации должны быть направлены на то, чтобы ученик сумел самостоятельно новое уже в известном и убедиться в том, что физические законы и явления более богаты содержанием, чем это может показаться при первом их изучении.
Чтобы обучающиеся могли справиться с этой задачей , они должны овладеть определёнными приёмами познавательной деятельности.
Естественно, формированию приёмов мышления необходимо уделять внимание и при изучении нового материала. Но при закреплении учебного материала благодаря наличию у обучающихся определённой базы знаний имеются исключительно благоприятные условия для организации познавательной деятельности по усвоению самих способов деятельности.
При применении активных методов закрепления знаний часто создаются условия. При которых усвоение новых знаний и их закрепление сливаются в единый процесс. Это и обеспечивает прочность усвоения учебного материала и общее умственное развитие школьника.
Необходимым условием осуществления самостоятельной мыслительной деятельности является умение анализировать.
Исключительно большие возможности открываются при исследовании полученных физических закономерностей. Здесь можно выделить три этапа заданий, которые требуют от обучающихся различной степени мыслительной активности:
1. Провести анализ полученных общих закономерностей, рассмотреть возможные частные случаи.
2. Сформулировать условия , при которых наблюдается тот или иной случай.
3. Обосновать либо опровергнуть определённое утверждение.
Учителю полезно подбирать систему заданий всех трёх типов, для начала по возможности их упростив. Осуществлять руководство всем классом при применении обсуждаемых приёмов педагогически несложно. Задания каждого типа вызывают интерес и активность школьников.
Формирование у обучающихся умение обобщать учебный материал является необходимым условием развития их мышления. Обобщение знаний можно осуществлять с помощью различных методических приёмов: путём использования приёма сравнения, составления таблиц, проведения обобщающих уроков, получения обобщающих ответов, решения задач, поиск аналогий и др. Все эти приёмы особенно хорошо «работают» при закреплении знаний, когда у обучающихся имеется уже определённая база знаний и они могут осуществлять «привязку» нового материала к уже известному. Необходимость сравнивать, анализировать, сопоставлять остро стимулирует мыслительную активность учеников.
1. Использование метода сравнения
Этот приём при закреплении знаний реализуется так: учитель предлагает ученику при ответе по отдельному вопросу или при обобщении темы курса проводить сравнение изученного материала с известным ему ранее. Необходимость проводить сравнение, выявлять черты сходства и различия физических свойств, фактов, явлений, закономерностей стимулирует мыслительную активность учеников.
Педагогическая целесообразность того или иного способа определяется прежде всего сложностью вопроса и характером его изучения во времени, а также возрастом обучающихся и уровнем их подготовки по физике.
2. Составление обучающимися схем и таблиц.
Составление схем и таблиц помогает школьникам научиться выделять существенные общие признаки фактов и явлений, устанавливать причинно- следственные связи между изучаемыми явлениями, приводить в систему свои знания по применению физических формул, оценить значительность практического использования физики и т.п. При этом работа по составлению таблиц и схем всегда требует от обучающихся активной мыслительной деятельности.
3. Построение обобщающих ответов
Один из способов обучения школьников умению систематизировать знания по какой-либо теме или разделу курса – это ставить перед ними вопросы, требующие обобщающего ответа. К таким ответам обучающихся нужно приучать постепенно. Сначала давать для обобщения небольшой по объёму материал и, что не менее важно, изучение которого проводилось на нескольких следующих друг за другом уроках, то есть без больших временных интервалов.
По мере изучения курса физики полезно ставить перед обучающимися вопросы типа: что вы знаете о силе( то же об энергии, поле и т.д.).
Педагогически целесообразно предложить в качестве домашнего задания подготовить ответы на подобные вопросы. Такая постановка вопроса предполагает активную мыслительную работу дома и живое обсуждение на уроке, позволяет обучающимся оценить значительность полученных знаний, испытать чувство удовлетворения.
Учителю необходимо помнить, что выбор метода или приёма глубоко связан с содержанием обучения, предполагает ясное представление цели занятия, предварительный анализ знаний обучающихся и учёта конкретной педагогической ситуации.
Окончательный выбор метода- творчество учителя.