Активизация познавательной деятельности посредством межпредметной интеграции с целью формирования у обучающихся единой естественнонаучной картины мира
Активизация познавательной деятельности
посредством межпредметной интеграции
с целью формирования у обучающихся единой естественнонаучной картины мира.
Товарнова Ольга Юрьевна
учитель физики
Анисимова Елена Викторовна
преподаватель химии
Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме использования активных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой естественнонаучной картины мира.
«Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом.
И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут»
М.В. Ломоносов
Ключевые слова: интеграция, единая естественнонаучная картина мира, методы научного познания.
Пояснительная записка:
Все естественные науки изучают одни и те же объекты и природные явления. Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук. Раздробленные по дисциплинам знания неадекватны проблемам реальности, которые всё больше становятся общими, полидисциплинарными. Развитие наук идёт не путём накопления знаний в одной области, а путём последовательных синтезов, интеграций. Только целостное, интегрированное знание является истинным.
Интегрированные уроки мотивируют обучающихся к всестороннему познанию окружающего мира, способствуют развитию логического мышления, формируют навыки исследовательской работы. Знания, полученные на таких уроках, углубляются, конкретизируются и приобретают обобщенный, общенаучный характер. Развитие способности к мыслительному синтезу является важной задачей современного образования. Авторы данной разработки предлагают свой опыт применения межпредметной интеграции.
Технологическая карта интегрированного урока химии и физики:
«Электролитическая диссоциация» 8 класс
Тема урока | «Электрическая диссоциация» | |||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |||
Формы урока | Комбинированный интегрированный урок | |||
Методы и формы работы | Методы: частично-поисковый, проблемно-диалогического обучения Формы: демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа, лабораторный опыт, работа в парах | |||
Цель урока | Обеспечение усвоения знаний об электролитической диссоциации через интеграцию физики и химии | |||
Задачи | Предметные: - объяснить сущность этапов процесса электролитической диссоциации в растворах электролитов через выполнение заданий практической направленности; - устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи в электролите и механизмом его диссоциации; - продолжить формирование умений работать с химическими реактивами и проводить химические реакции; Метапредметные: - продолжить работу по формированию умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы; Личностные: - воспитывать интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла; - продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формированию и накоплению опыта творческой деятельности. | |||
Основные понятия темы | Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидратация, гидратированные ионы, слабые и сильные электролиты | |||
Применяемые современные технологии | Технология проблемного обучения, технология мастерских | |||
Организация пространства | Кабинет химии | |||
Межпредметные связи | Физика 8 класс, химия 8 класс | |||
Ресурсы | Оборудование: демонстрационное - набор для электролиза с электродами, источник тока ВС 4–12, лампочка на 4 В, ключ, соединительные провода, дистиллированная вода, поваренная соль, раствор сахара, раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты; лабораторное оборудование: индикаторная бумага, раствор фенолфталеина, раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор сахара; - ПК и мультимедийны проектор, интерактивная доска, презентация Дидактическое обеспечение урока: - учебник О.С. Габриелян. Химия - 8. Базовый уровень, раздаточный материал | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | ||
Знать: -определения понятий электролиты, неэлектролиты; гидратированные ионы. Понимать: -механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи, степень диссоциации, слабые и сильные электролиты. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи в электролите и механизмом его диссоциации; устанавливать связь между природой электролита и степенью диссоциации; продолжить формирование умений работать с химическими реактивами и проводить химические реакции. | Познавательные УУД: проводить наблюдение; структурировать информацию; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы. Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; выполнять задания по определенному алгоритму; сравнивать результаты с эталоном и, при необходимости, корректировать ошибки. Коммуникативные УУД: формировать умения формулировать гипотезы; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; работать в группе для достижения цели; выражать и аргументировать свою точку зрения; вести диалог с другими людьми. | Формировать познавательный интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла и новым способам познания; ответственное отношение к учению; самостоятельности в приобретении знаний об окружающем мире; положительного отношения к исследовательской деятельности. Формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. |
Этапы организации учебной деятельности | Формируемые УУД | Содержание педагогического взаимодействия Деятельность преподавателя Деятельность учащихся | ||
Организационный момент | Создание эмоционального и мотивационного настроя. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Подготовим рабочую карту для ведения конспекта… Учитель физики: Сегодня я хотела бы начать урок с цитаты А.Эйнштейна: «Самое непостижимое в этом мире то, что он постижим». Самый удивительный и надёжный способ постижения мира – это изучение физики и химии. Ещё М.В. Ломоносов говорил, что “химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут” Постановка мотивационного вопроса: - А вы согласны с этими словами? - Что объединяет эти науки? | Приветствуют преподавателя, осуществляют самоконтроль. Выдвигают возможные гипотезы: Эти науки имеют одни и те-же объекты исследования Эти науки обладают одними и теми же методами исследования | |
Актуализация опорных знаний. | ПУУД осознанное построение речевого высказывания ПУУД структурировать информацию о проводниках КУУД умение формулировать высказывания в устной форме | Организует вводную беседу о материале, изученном на уроках физики (электрические явления). Учитель физики: - Мы уже не представляем свою жизнь без электричества и смело используем электрические приборы в быту даже если ещё не изучали физику или часть законов уже забыли. - Что такое электрический ток? Дополнительный вопрос: - Какое вещество называется проводником? - Давайте посмотрим на демонстрационный стол, где представлена знакомая вам электрическая цепь. - Какие условия надо выполнить, чтобы в цепи возник электрический ток? Проводит эксперимент. Посмотрите в данной схеме и в приборах на слайде в качестве проводника используется лучший материал – это… (металл) Это связанно с его строением. - Кто может рассказать о строение металла? Постановка проблемного вопроса: - Но только – ли металлы являются проводниками? - И только ли в металлах имеются свободные заряженные частицы? | Участвуют в эвристической беседе. Отвечают на вопросы учителя: Электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц Это вещество, в котором имеются свободные заряженные частицы. Замкнутость электрической цепи; Все участки цепи должны быть сделаны из проводника, т.к. в них свободные заряженные частицы Наличие источника тока, от которого в цепи распространяется электрическое поле. - металл. Отвечают на вопросы: Металл – кристалл. В узлах кристаллической решётки расположены положительные ионы, а в пространстве между ними находятся свободные электроны. И если создать электрическое поле, то электроны будут упорядоченно двигаться. Определяют проблемную зону в своей учебной деятельности. | |
Постановка целей и задач урока. Мотивация познавательной деятельности | РУУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё предстоит узнать РУУД формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения | Помогает сделать вывод о возможности дополнить свои знания, получить новую информацию и объяснить её с научной точки зрения. Учитель физики: - Сегодня мы познакомимся с новым для вас видом проводника. Учитель химии: Даёт творческое задание по составлению названия вида проводника из карточек с буквами. Учитель химии проверяет правильность составления слова. Учитель физики: Постановка мотивационного вопроса: - Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке об электролитах? Учитель химии: - Сегодня для вас урок открытия нового знания, и вы познакомитесь с физико-химическим процессом происходящим в электролитах, благодаря которому электролит можно считать проводником. - Название этого процесса зашифровано. И оно является темой нашего урока. - Даёт творческое задание по составлению словосочетания «электролитическая диссоциация». Учитель химии: Просит записать тему урока. | Составляют слово ЭЛЕКТРОЛИТ. Примерные ответы учащихся: Какие вещества являются электролитами, а какие нет? Каким образом в электролитах образуются свободные заряженные частицы? Экспериментально доказать, что электролит является проводником? Составляют словосочетание «электролитическая диссоциация». Называют тему урока «Электролитическая диссоциация». Записывают тему урока в рабочую карту. | |
Технологичес- кий | ПУУД анализ результатов эксперимента с целью выделения признаков КУУД умение формулировать высказывания в устной и письменной формах ПУУД анализ результатов эксперимента с целью выделения признаков КУУД осознанное построение речевого высказывания ПУУД выделение, структурирование информации. КУУД участвовать в коллективном обсуждении результатов эксперимента, выражать и аргументировать свою точку зрения. ПУУД выполнять задания по определённому алгоритму для достижения цели КУУД работать в группе ПУУД построение логическое цепочки рассуждений РУУД развитие способности сознательно организовать и регулировать свою деятельность ПУУД структурировать информацию ПУУД анализ результатов эксперимента с целью выделения признаков ПУУД построение логическое цепочки рассуждений ПУУД структурирование информации РУУД самоконтроль ПУУД структурировать информацию, создавать обобщения | Учитель физики: Проводит демонстрационный эксперимент и комментирует свои действия. - На демонстрационном столе - схема электрической цепи по проверке электропроводности растворов. - Источник тока подсоединён к электродам, которые будем помещать в различные вещества. - Визуальным индикатором наличия тока в цепи является электрическая лампочка. - Результаты экспериментов вы можете вносить в таблицу рабочей карты. 1. Погрузим электроды в дистиллированную воду, замкнём ключ. (Акцентирует внимание: лампа не загорается) Задаёт проблемный вопрос: - В чём причина? 2. Повторим опыт, опуская электроды в сухую поваренную соль. (Акцентирует внимание: лампа не загорается) Задаёт проблемный вопрос: - В чём причина? 3. Повторим опыт, опуская электроды раствор поваренной соли. (Акцентирует внимание: лампа загорается) Задаёт проблемный вопрос: в чём причина? 4. Повторим опыт, опуская электроды в раствор соляной кислоты. (Акцентирует внимание: лампа загорается, но меняется накал лампы) Задаёт проблемный вопрос: в чём причина? 5. Повторим опыт, опуская электроды в раствор гидроксида натрия. (Акцентирует внимание: лампа загорается) Просит объяснить полученный результат. Учитель физики: - Проанализируйте записи в ваших рабочих картах и ответьте на вопрос: в каком случае вещество может стать проводником? Учитель химии: Этот вид проводника называют электролитом. - Организует деятельность по формулировке определения электролита. Организует деятельность по постановке учащимися проблемного вопроса: - В ходе какого процесса в электролите появляются заряженные частицы? Учитель химии: - Ответить на этот вопрос нам помогут знания о физико-химических свойствах данных жидкостей. Знакомит со строение молекулы воды-диполем. Организует деятельность по проведению виртуального эксперимента, который схематически отображает процессы электролитической диссоциации ионных соединений, например, хлорид натрия. Диссоциация электролитов с ковалентной полярной связью, например, хлороводорода, протекает аналогично диссоциации ионных соединений. В этом случае под действием молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную, и последовательность процессов, происходящих при этом, будет следующая: Учитель физики: - Физика и химия науки экспериментальные и этапы метода научного познания в них одинаковы: наблюдение, выдвижение гипотезы, научная теория, которая должна подтверждаться экспериментально. Доказательством наличия в электролите ионов является его электропроводность. Учитель химии: Постановка проблемного вопроса: -Можно ли химико-экспериментальным путем доказать, что электролиты в растворах диссоциируют на ионы? Предлагает провести лабораторный опыт по обнаружению ионов водорода и гидроксид ионов в растворах кислот и щелочей. - Испытайте растворы соляной кислоты и гидроксида натрия индикаторами и объясните результаты испытаний. При проведении эксперимента соблюдайте правила по технике безопасности! Просит зафиксировать результаты лабораторного опыта в рабочей карте. Помогает составить уравнения диссоциации. Учитель физики: Постановка проблемного вопроса: - Все ли растворы веществ являются электролитами? - Предлагаю провести лабораторный эксперимент используя оборудование на столах. - При проведении эксперимента соблюдайте правила по технике безопасности! - Подсоедините источник тока к электродам. - В электролитическую ванночку налейте приготовленный раствор сахара. Удостоверьтесь, что электроды в растворе и замкните ключ. Наблюдение: Лампа не загорается. Результаты эксперимента вы можете вносить в таблицу рабочей карты. Учитель химии: - Организует деятельность по формулировке определения неэлектролита. Проанализируйте данные таблицы. В демонстрационном эксперименте мы с вами наблюдали, что растворы разных веществ проводят ток по-разному, отсюда следует, что мы можем разделить вещества на слабые и сильные электролиты. Организует деятельность по формулировке определения сильные и слабые электролиты. Учитель химии: Свойство электролитов диссоциировать на ионы характеризуется особой величиной, которую называют степень электролитической диссоциации. Обозначается буквой альфа: В водном растворе степень диссоциации зависит от природы электролита и от его концентрации. Предлагает решить задачу: Степень электролитической диссоциации кислоты равна 6%, её масса 180 грамм, молярная масса 18 г/моль. Сколько всего молекул диссоциировало на ионы Учитель химии предлагает воспитанникам задания на повторение и закрепление материала: Нам предстоит сыграть в игру – “Третий лишний”: предлагается по три предмета. Вам нужно выбрать из этих предметов лишний и объяснить почему (слайд 14). лимонная кислота, соляная кислота, поваренная соль; раствор гидроксида натрия, раствор сахара, раствор сульфата натрия; раствор хлорида натрия, гидрат аммиака, раствор сульфата меди (II); кристаллическая поваренная соль, раствор поваренной соли, раствор соляной кислоты. | 1, Наблюдают, что лампа не загорается. Делают предположения и вывод по результатам эксперимента: дистиллированная вода является непроводником и значит в ней нет свободных заряженных частиц. Делают соответствующую запись в карте. 2, Наблюдают, что лампа не загорается. Делают предположения и вывод по результатам эксперимента: сухая соль является непроводником и значит в ней нет свободных заряженных частиц. Делают соответствующую запись в карте. 3.Делают предположения и вывод по результатам эксперимента: раствор соли является проводником и значит в нем есть свободные заряженные частицы. Делают соответствующую запись в карте. 4.Делают предположения и вывод по результатам эксперимента: раствор соляной кислоты является проводником, ток в цепи появился, но стал больше, чем в предыдущем опыте с раствором соли. Это определяется по накалу лампы. Делают соответствующую запись в карте. 5. Делают предположения и вывод по результатам эксперимента: раствор гидроксида натрия является проводником и значит в нем есть свободные заряженные частицы. Делают соответствующую запись в карте. Анализируют данные. Делают вывод: растворы некоторых веществ проводят ток. (солей, кислот и щелочей) Дают определения электролита на основании анализа данных таблицы в рабочей карте. Записывают определение электролита. Учащиеся формулируют проблемный вопрос: «Какой процесс приводит к появлению в растворах кислот, солей и щелочей свободных заряженных частиц? Что это за частицы?» Учащиеся высказывают свои предположения, но осознают недостаточность своих знаний. Выполняют виртуальный эксперимент по группам. Объясняют последовательность происходящих процессов. Записывают этапы процесса диссоциации в рабочей карте. Формулируют и записывают определение электролитической диссоциации. Усваивают новую информацию. Записывают этапы процесса диссоциации в рабочей карте. Выдвигают гипотезы - Можно, с помощью индикатора. Участвуют в проведении лабораторного опыта используя инструкцию. Делают выводы по результатам эксперимента, записывают выводы в рабочую карту: В кислотной и щелочной среде индикаторы изменют окраску: метилвый оранжевый в кислотной среде, фенолфталеин в щелочной. Составляют уравнения диссоциации соляной кислоты и гидроксида натрия. NaOH = Na + + OH- HCl = H+ + Cl - Делают вывод по результатам эксперимента: Раствор сахара является непроводником и значит в нем не происходит диссоциация и нет свободных заряженных ионов. Делают запись в рабочей карте. Дают определения неэлектролита. Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток. Анализируют результаты демонстрационного эксперимента. В эксперименте № 4 с соляной кислотой. лампа горела ярче, чем в опыте №3 с поваренной солью. Дают определения слабым и сильным электролитам. Сильные электролиты в растворе полностью распадаются на ионы. Слабые электролиты в растворе частично распадаются на ионы и токопроводимость в них меньше. Усваивают новую информацию Записывают новую формулу в рабочую карту. Дают пояснения к формуле. Решают задачу на местах, затем один из них демонстрируют её решение на доске. Дают свои пояснения при решении задачи. Оформляют решение задачи в рабочей карте. Анализируют полученные результаты. Выполняют предложенные задания, корректируют свои знания. Дают свои пояснения при решении задания. По желанию озвучивают свой выбор правильного ответа. 1.Лимонная кислота 2.Раствор сахара 3.Гидрат аммиака 4.Кристаллическая поваренная соль | |
Рефлек сивно- оценоч-ный этап | РУУД выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения КУУД умение с достаточной точностью выражать свои мысли | Учитель физики: Создает рефлексивную ситуацию: Просит изучить информацию в рабочей карте, задать вопросы преподавателю или товарищу для коррекции своих знаний, полученных на уроке. - Предлагаю составить синквейн, который отразит итог вашей работы на уроке (слайд 15) Синквейн представляет короткую форму стихотворения, состоящий из пяти нерифмованных строк, написанных по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Непосредственно участвуют в проведении рефлексии. Составляют и зачитывают синквейн Примерный вариант синквейна: 1. Ионы 2. Гидратированные, связанные 3. Взаимодействуют, ориентируются, распадаются 4. Электролитическая диссоциация 5.Электролиты | |
Задание на самоподготовку | Учитель химии: Объясняет задание на самоподготовку: | Слушают и осознают задание на самоподготовку. |
ЛИТЕРАТУРА
Химия. 8 класс. Базовый уровень: учебник/ О.С. Габриелян. -М.: Дрофа, 2016
Химия. 8 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, А.В. Воскобойникова.-М. Дрофа, 2007
Физика 8 класс А.В. Пёрышкин. - М. Дрофа, 2018
Н.В. Одноралов Гальваника дома. - Ленинград.: 1996
Сведения об авторах разработки:
Товарнова Ольга Юрьевна - учитель физики
Анисимова Елена Викторовна - преподаватель химии