12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Драгун Александр Николаевич314
Драгун Александр Николаевич, 58 лет. Учитель русского языка и литературы. В образовании с 1994 г. Работал в различных образовательных учреждениях г. Улан-Удэ. Заслуженный учитель Республики Бурятия. С 2014 г. работаю в СОШ №19 г. Эрдэнэт, Монголия.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»

(г. Эрдэнэт, Монголия)


СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

Учитель: Драгун Александр Николаевич

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: изучение нового материала по теме «Сложноподчиненное предложение».

Цели урока: - деятельностные: формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие языковой рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся;

- содержательные: систематизация знаний о строении СПП и формирование представлений о классификации СПП; создание обобщенного алгоритма определения аида придаточного предложения; изучение изобразительно-выразительных возможностей сложноподчиненного предложения; формирование навыков комплексного анализа текста.

Планируемый результат: формирование УУД:

- познавательные УУД: умение ориентироваться в классификации СПП, определять вид и значение придаточного предложения; навыки пунктуационного оформления СПП, умение составлять ответы на вопросы;

- личностные УУД: способность к самооценке собственного речевого поведения.

- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

- коммуникативные УУД: умение использовать изобразительно-выразительные возможности СПП для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование к уроку: учебник (Русский язык. 9 класс \ С.Г.Бархударов и др.), презентация (схемы), дидактические материал (подборка СПП, фрагменты художественного текста), контрольно-измерительный материал (тест), музыкальное оформление.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п\п

Этапы урока

Цели

Дидактический материал


Организация деятельности

Формируемые УУД

1

Мотивирование к учебной деятельности.

- Актуализация знаний и умений по изучаемой теме («надо»);

- активизация деятельности учащихся («хочу»);

- мотивация к дальнейшей деятельности («могу»).

- Схема «Основные группы СПП».

- Учебник: упр. 88.

Создание условий для актуализации знаний, применения освоенных способов действия:

- общая классификация СПП;

- знание строение СПП;

- определение вида придаточных предложений в знакомых условиях.

П: классификация СПП по значению придаточных.

Л: самооценка речевого поведения.

Р: планирование деятельности в соответствии с предъявленной информацией.

К: монологическое высказывание, аргументация.


2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

- Пробуждение интереса к получению новой информации;

- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

- мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;

- выявление места и причины затруднения.

- Раздаточный материал: подборка СПП (по вариантам).

- Выполнение пробного учебного действия: определение вида придаточных предложений в новых условиях.

- Восстановление выполненных операций и фиксация операции, где возникло затруднение; соотнесение своих действий с используемым способом; выявление и фиксация во причины затруднения: конкретные знания или умения, которых недостает для решения задач такого типа.

П: классификация объектов по вновь заданным параметрам.

Л: развитие познавательного интереса, рефлексия.

Р: планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, самоконтроль.

К: предметный диалог, аргументация.

3

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Целостное обобщение полученной информации;

- поставка цели: создание универсального способа (алгоритма) определения вида придаточного предложения, согласование темы урока;

- планирование этапов и выбор средств достижения цели.

-уточнение нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения;

- закрепление достижения предварительного результата на эмоциональном уровне.

- Раздаточный материал: подборка СПП (по вариантам).

- Схема «Алгоритм определения значения придаточного предложения».

- Проектирование учебных действий: конкретизация содержания главной части СПП, поясняемого придаточным предложением, выбор вопроса, роль подчинительного союза или союзного слова, роль указательных слов.

- Реализация проекта: обсуждение вариантов, выбор оптимального алгоритма и его фиксация.

- Решение типового задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма определения значения придаточного предложения.

П: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, структурирование знания.

Л: определение границ знания и «незнания», формирование собственной позиции и толерантного отношения к чужому мнению.

Р: планирование деятельности в соответствии с выдвинутой целью, самоконтроль.

К: предметный диалог, монологическое высказывание, адекватное использование речевых средств.


4

Включение в систему знаний и повторение.

- Выявление границы применимости нового знания;

- интегрирование нового знания в систему межпредметных связей;

- формирование навыков комплексного анализа текста;

- закрепление достижения результата на эмоциональном уровне.

- Раздаточный материал: подборка фрагментов художественного текста.

Музыкальная пауза.

- Комплексный анализ художественного текста: определение вида придаточных предложений по созданному алгоритму и выявление изобразительно-выразительных возможностей СПП.

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: монологическое высказывание, оценка речевого поведения.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Определение уровня усвоения нового знания;

- организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха;

- мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

- Тест: подборка СПП.

- Схема «Алгоритм определения значения придаточного предложения».

- Самостоятельное решение теста и самопроверка, сравнение с эталоном: определение вида придаточных предложений по созданному алгоритму.

П: использование алгоритма для решения познавательной задачи.

Л: фиксация и самооценка достижения результата.

Р: планирование действий.

К: адекватное использование речевых средств.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Фиксация результатов урока в соответствии с целью;

- развитие языковой рефлексии и коммуникативной компетенции учащихся;

- формирование собственной коммуникативно-речевой стратегии.

Творческое задание: сочинение-миниатюра (по вариантам – на выбор ученика).

- Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

- Постановка коммуникативной задачи с закреплением освоенного нового предметного знания (классификация СПП).

П: использование изученного ранее материала для решения познавательной задачи.

Л: формирование картины мира.

Р: планирование и самоконтроль.

К: создание собственного текста, самооценка речевого поведения.

Примечание.

П: познавательные УУД.

Л: личностные УУД.

Р: регулятивные УУД.

К: коммуникативные УУД.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Схема «Основные группы сложносочиненных предложений» (первый этап)

СПП

с придаточными определительными

с придаточными изъяснительными

с придаточными обстоятельственными

образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия


Примеры.

В комнате (какой?), куда мы вошли, мебель была получше и расставлена с большим вкусом.

Не помню (что?), где я слышал эту притчу, но очень люблю её.

Если бы мне дано было повторить жизнь, я выбрал бы (при каком условии?) ту же самую.


Раздаточный материал (второй и третий этап)

Вариант 1

Его взгляд был направлен туда, где должна была находиться дичь.

Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки.

Долохов спросил часового, где расположился шестой полк.

Задания

Определите вид  придаточных предложений, аргументируйте свой ответ.

Какие затруднения вы испытали при выполнении данного задания? Подумайте, чем они вызваны?

Как преодолеть затруднения при определении значения придаточных предложений?


Вариант 2

Деревья стояли настолько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил.

За то время, что я провела в квартире старого коллекционера, на улице похолодало.

По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.

Задания

Определите вид придаточных предложений, аргументируйте свой ответ.

Какие затруднения вы испытали при выполнении данного задания? Подумайте, чем они вызваны?

Как преодолеть затруднения при определении значения придаточных предложений?


Вариант 3

Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили.

За поворотом, где дорога проходила под нависшей скалой, показалась плотина.

В большой светлой комнате, куда мы вошли, вдоль стен стояли шкафы с книгами.

Задания

Определите вид придаточных предложений, аргументируйте свой ответ.

Какие затруднения вы испытали при выполнении данного задания? Подумайте, чем они вызваны?

Как преодолеть затруднения при определении значения придаточных предложений?


Алгоритм определения вида придаточного предложения

Придаточное определительное

Придаточное изъяснительное

Придаточное обстоятельственное

Поясняет существительное (местоимение)

Изъясняет слова со значением речи, мысли, чувства, восприятия

Поясняет грамматическую основу (сказуемое) или уточняет обстоятельство

Вопросы определения (соответствует значению определения в предложении)

Вопросы косвенных падежей (соответствует значению дополнения в предложении)

Вопросы обстоятельств (соответствует значению обстоятельства в предложении)

Союзное слово

Союзное слово или союз

Союз или союзное слово

Указательное слово - определение

Указательное слово - дополнение

Указательное слово - обстоятельство


Фрагменты из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (четвертый этап)

Вариант 1

Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы, хотел бы, чтобы рвала их только для меня.

Задания.

Выразительно прочитайте фрагмент. Узнали ли произведение, из которого взят этот отрывок? Вспомните этот эпизод.

Используя алгоритм, определите вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Как вы считаете, почему герой употребляет в своей речи сложноподчиненные предложения именно с такими придаточными?


Вариант 2

Наконец Лиза вспомнила, что мать её может об ней беспокоиться. Надлежало расстаться. Лиза пошла, но глаза её сто раз обращались на Эраста, который всё ещё стоял на берегу и смотрел ей вслед.

Задания.

Выразительно прочитайте фрагмент. Узнали ли произведение, из которого взят этот отрывок? Вспомните этот эпизод.

Используя алгоритм, определите вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Как вы считаете, почему в описании поведения героини используются сложноподчиненные предложения именно с такими придаточными?


Вариант 3

Нет, береги себя, Лиза, береги для друга твоего. Я не хочу, чтобы ты плакала. Думай о прекрасной минуте, когда мы увидимся.

Задания.

Выразительно прочитайте фрагмент. Узнали ли произведение, из которого взят этот отрывок? Вспомните этот эпизод.

Используя алгоритм, определите вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Как вы считаете, почему герой употребляет в своей речи сложноподчиненные предложения именно с такими придаточными?


Тест (пятый этап)

Определите вид придаточного предложения.

Пример

Ответ

Самопроверка

1

С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься.


определительное

2

За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время.


изъяснительное

3

А этот лес выглядел так, словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья.


обстоятельственное образа действия

4

Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы.


изъяснительное

5

Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта.


обстоятельственное цели

6

Котловина, в которую мы спустились, была не очень велика.


определительное


Выполните самопроверку и оцените свой результат.

Результат

Оценка

Всё правильно.

5

4 – 5 правильных ответов

4

2 – 3 правильных ответа

3

1 правильный ответ

Всё неправильно.

2


Итоги (шестой этап)

Сделайте самооценку результата собственной учебной деятельности.

Результат

Отметка

1

Я в достаточной мере овладел(а) алгоритмом определения вида придаточного предложения.


2

Я овладел(а) алгоритмом определения вида придаточного предложения, но испытываю затруднения.


3

Я не овладел(а) алгоритмом определения вида придаточного предложения.



Домашнее задание

Сочинение – миниатюра (варианты на ваш выбор).

Вариант А.

Примерная тема: «Удивительный случай». (Обязательно озаглавьте свой текст.)

Коммуникативная задача: рассказать о происшествии; передать свои мысли, чувства, переживания по поводу увиденного.

Дополнительное задание: составьте схемы сложноподчиненных предложений, употребленных в тексте; определите вид придаточных предложений.

Вариант Б.

Примерная тема: «Культура речи». (Обязательно озаглавьте свой текст.)

Коммуникативная задача: убедить адреса в том, что речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой.

Дополнительное задание: составьте схемы сложноподчиненных предложений, употребленных в тексте; определите вид придаточных предложений.



САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обоснование целеполагания занятия. Урок по теме “Алгоритм определения вида придаточного предложения” строится в соответствии с принципами функционального (системно-деятельностного – по терминологии ФГОС) подхода, предполагающего изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью. Такой подход ставит перед учащимися задачу не только взглянуть на сложноподчиненные предложения как разновидность сложных предложений, но и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную синтаксическую форму для выражения данного внеязыкового содержания?».

Анализ технологии, методов и приемов. Современный урок русского языка предполагает выбор ориентира предстоящей деятельности, организацию самой деятельности с последующим анализом и коррекцией стратегии ее развития. Таким образом, технология уже изначально определяет высокий уровень познавательной активности учащихся. Условием эффективного формирования умения определять значение придаточного в сложноподчиненных предложениях является комплексный анализ текста. Многоаспектная стилистическая работа с небольшими по объему художественными текстами позволяет направить внимание учащихся не только на содержание и форму высказывания, но и на то, как данное высказывание, данный текст, данная речевая единица соотносится с окружающей действительностью. Учащиеся должны осознать ситуацию высказывания, представить адресата, определить коммуникативную задачу.

Окончательное формирование коммуникативно-речевых умений и пунктуационных навыков по данной теме завершается написанием небольших творческих работ, в которых употребление сложноподчиненных предложений является не целью, а условием. Моделирование речевых ситуаций не только побуждает учащихся к высказыванию, но и способствует формированию потребности в оценке собственного речевого поведения.

Структура урока. В соответствии с принципами функционального (системно-деятельностного) подхода выделены следующие этапы урока.

Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) и его реализация, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включение в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Реализация обучающего и воспитательного аспекта занятия. На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, эффективно сочетаются репродуктивные и проблемные формы обучения, специально планируются коммуникативные задачи.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Данная разработка занятия соответствует таким требованиям к уроку в системе личностно-ориентированного обучения, как учет субъективного опыта учащихся, формирование личностно значимых для них коммуникативных речевых умений и навыков, возможность самореализации их творческого потенциала. ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 06.12.20 в 07:33 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Галина Владимировна, 06.12.20 в 09:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.