12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Меренкова Елена Алексеевна86
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Технологическая карта (план) занятия № ______




Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык





Тема занятия

Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Вид занятия

Практическое


Цель занятия






Формировать у учащихся понятие о тексте как единице синтаксиса; развивать навыки работы с текстом, включая анализ текста

обучающая

- совершенствовать навыки работы с правилами русской орфографии и пунктуации, совершенствовать знания о культуре речи

развивающая

- способствовать развитию умений грамотно писать и говорить на основе изученного материала.

воспитательная

- способствовать воспитанию интереса и любви к русскому языку.


Результат

Должны знать:

Основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст)

Понятия абзац, тема, идея, синтаксическое целое

Должны уметь:


Строить текст, анализировать текст

Выявлять главную и второстепенную информацию в тексте

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Русский язык, литература


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла




Средства


Компьютер, подборка раздаточного материала по теме, учебник



Основная

Русский язык под ред. А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой,Москва; Просвещение, 2005 г.

литература


Дополнительная

Культура речи. Сборник практических заданий. / Авт. - сост. О.Ю.Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - В.Новгород, 2002.

литература




содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

3 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

Устный опрос учащихся по теме «Стили речи». Проверка упражнений из сборника.

7 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

Коллективная работа. Поясните значения слов с разным ударением.

Призывный свист - призывной возраст, характерный признак - характерный человек, чудной человек - чудный возраст, переносный смысл - переносной магнитофон, переводной рисунок - переводный балл, подвижной состав - подвижный человек, развитой не по годам - развитый локон.

- Какой раздел науки о языке изучает ударение и нормы произношения?

- Какие еще разделы науки о языке вы знаете?

Объяснительный диктант. Один учащийся работает у доски (повторение правописаний причастий и прилагательных)

Фаршированная рыба, собранный урожай, глиняный кувшин, некошеный луг, поле засеяно, стираное бельё, лебединая песня, покрашенная скамья, жареный картофель, неезженая дорога, дисциплинированный ученик, жжёный кофе. (Записывают словосочетание, выделяют орфограммы)

- Что мы только что записывали?

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?

- Перечислите другие единицы синтаксиса. Какая самая большая единица синтаксиса?

- Сформулируйте тему и цель урока (учащиеся формулируют цели урока)

15 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.


Слово учителя

Изучая язык, мы работаем не только с отдельными словами, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста.

Основные сведения о тексте

В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.

Затем необходимо определить жанр.

Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.

Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.

Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение

Тема текста

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.

Форма текста

Переходим к формальной характеристике. Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?

Композиция текста

В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?

Если это повествование, где его кульминация? Если рассуждение, указать его части: тезис, аргументы, вывод.

Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.

Изобразительные средства языка

Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.

Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)

Содержание текста

Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?

И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.

Вывод:

Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.

25 мин

5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»). Коллективная работа

Прочитайте текст и выполните задания.

Владимир Иванович даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

Задания и вопросы:

Докажите, что перед вами текст.

Какова основная мысль этого текста?

Озаглавьте текст.

Как вы понимаете значение фразы В. И. Даля о русском слове (1-е предложение)?

Определите, к какому стилю принадлежит текст. Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста

10 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

1.Самостоятельная работа учащихся в группах

Определите, к какому стилю принадлежит текст. Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста. На чем основан его комический эффект? Перепишите текст, внося исправления, чтобы речевые средства соответствовали жанру рассказа на бытовую тему.


Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь 29 ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола. По истечении некоторого времени она стала поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов и не прекратила своих безответственных высказываний. Только после дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остываний пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.


20 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

 - Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы?

- Какие  затруднение при изучении нового материала у вас возникли?

5 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: из сборника упражнений выполните задания 13,14,15

5 мин


Преподаватель








(И.О. Фамилия)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.