Анкета репетитора
Анкета
ФИО: Логинова Татьяна Алексеевна
Возраст: 55 лет
Образование: Куйбышевский Государственный Университет, специальность «оптика», год выпуска 1983
Курсы повышения квалификации: (за последние 2 года) 2015г:
удостоверение №644 о повышении квалификации (72ч) «Развитие социальных компетенций учащихся в профильной школе», г.С-Петербург,
по образовательному чеку «ИКТ технологии» в МИР (очно) - 36ч;
«Решение олимпиадных задач» МФТИ (заочно) – 72ч;
НП ЦРО, науки и культуры «Обнинский полис» - «Современная модель организации исследовательской и проектной деятельности учащихся: требования ФГОС» - 36 ч.
2016г:
«Обучение кандидатов в члены предметных комиссий Самарской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» - 24ч; удостоверение №0042
НП ЦРО, науки и культуры «Обнинский полис» - «Современная модель организации исследовательской и проектной деятельности учащихся: требования ФГОС» - 36 ч
Опыт работы (в школе/вузе/ссузе): 1986-2005 МОУ СОШ №36, с 2005 по настоящее время МБОУ лицей «Технический» г.о.Самара
Опыт работы репетитором: с 2004г
Какой предмет вы преподаете? Физика, астрономия
На чем вы специализируетесь? В основном подготовка к ЕГЭ/ подготовка к ОГЭ, реже подготовка к олимпиадам, повышение успеваемости.
Вопросы
1. Является ли репетиторство для вас основным заработком? Если да, то объясните, почему вы выбрали репетиторство в качестве основного источника дохода.
Ответ: Для меня репетиторство не является основным заработком, доход от репетиторства в настоящее время меньше, чем зарплата в лицее. Но ситуация год от года меняется: сейчас у меня нагрузка 45 часов+1/4 ставки зам по НМР +классное руководство в проблемном классе +тренерская работа в лицейском клубе «Знатоков». Поэтому и зарплата большая, и на репетиторство времени остается мало. Вот выпущу 11 класс, часов будет поменьше – учеников на репетиторство смогу взять побольше. Сейчас же стараюсь учеников перенаправлять к своим лучшим бывшим ученикам, которые учатся на старших курсах технических ВУЗов.
2. С чего началась ваша карьера в профессии репетитора? Расскажите свою историю.
Ответ: В лихие 90-е мы с мужем оказались в довольно сложной ситуации. Учились мы на одном курсе, поженились, как только институт закончили. Оба сначала в НИЛ работали, правда на разных заводах. Но я отработала 3 года и ушла в школу, а он так на заводе и остался. И вот у нас уже двое малышей, у мужа зарплату по полгода не дают, а в школе - копейки. Занималась я с ребятами (из окрестных школ) дополнительно всегда, ко мне часто обращались, особенно, когда ввели ЕГЭ. Только денег за это не брала. А потом как-то убедила меня мама одного из особо проблемных двоечников убедила, что любой труд должен оплачиваться. Так и стала профессиональным репетитором.
3. Можно ли утверждать, что наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора? Аргументируйте свой ответ.
Ответ: Наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора, как, впрочем, и учителя. Если репетитор изначально плохо знал предмет, то даже многолетний опыт может лишь слегка компенсировать этот недостаток. А уж тем более, если для него главная цель – заработок, а стремления знать свой предмет в совершенстве у репетитора нет. И если школа таких учителей отфильтровывает очень быстро (дети такого учителя не примут, а когда не принимают дети – в школе работать не сможешь), то репетитором такой человек может продержаться довольно долго. Родителям и детям, которые обращаются к репетитору, бывает очень трудно оценить его квалификацию. А результат в нашей работе виден не сразу.
4. Охарактеризуйте ученика, который, по-вашему, имеет все шансы получить высокие баллы ЕГЭ. Приведите пример из личного опыта.
Ответ: У меня были 100-бальники (2009г – Никулин Павел и Фадеев Саша, 2013 – Мурзина Настя), но всех их я учила как учитель. А репетитора ни у кого из этих ребят не было. Из этого я делаю вывод, что наилучших результатов добивается ученик, который учится в учебном заведении с углубленным изучением данного предмета, который выполняет все требования учителя и не боится задавать вопросы. И, безусловно, много работает, ни на кого не надеясь, у кого есть мощный интерес к предмету и мотивация. Как репетитор я тоже достигала хороших результатов: от 80 до 98 баллов ребята получали довольно часто. Но условие – то же: много решать, и задавать вопросы. Когда у ученика возникают вопросы, ответы на них он запомнит гораздо прочнее.
5. Как вы оцениваете уровень знаний ребенка?
Ответ: Когда я впервые встречаюсь с учеником 11 класса, я даю ему тест (аналогичный тесту ЕГЭ, но в котором нет материала, который будет изучаться в 11 классе). По результатам теста делаю вывод, какие разделы он знает, а какие нет. Если это 9-классник, то даю тест по материалам 7 и 8 класса. Да и без такого входного тестирования в процессе занятий очень быстро становится понятно, в чем проблемы у ребенка. Если трудности с математикой (например, не умеет проектировать вектора, не может выразить из формулы неизвестную величину, не умеет работать со степенями) – решаем проблему за 1 занятие с помощью простых тренинговых упражнений. Иногда после этого физика сразу идет легче.
6. Бывали ли в вашей практике случаи, когда оценка школьного учителя не соответствует знаниям вашего подопечного? Приведите пример из своего опыта или опыта коллег
Ответ: Нечасто, но бывали. Одна девочка знала физику довольно хорошо, но регулярно получала 2-3 за все письменные работы. Выяснилось, что тексты работ им писали на доске, а она с последней парты просто не видела текст. Проблема решилась после того, как я посоветовала маме попросить классную пересадить ее поближе. Гораздо чаще встречаюсь с ситуацией, когда знаний фактически нет, а у ученика стоит 4 или даже 5. Такое бывает, если ученик пришел из школы, где у него физика на базовом уровне (2 часа в неделю вместо 6-ти профильного уровня). И родители, и сам ученик при этом могут быть убеждены, что он отлично знает предмет (ведь 5 же!). И только после каких-нибудь тестов, которые он с треском заваливает, они понимают, что все не так уж благополучно.
7. Каким должен быть репетитор, чтобы его можно было считать настоящим профессионалом своего дела?
Ответ: Репетитор должен решать поставленную перед ним задачу. Если ребенок категорически не хочет учиться, и надо его вытянуть хотя бы на 3, чтобы он мог закончить школу – надо решать эту задачу. Если приходит ребенок, собирающий дому пушку Гаусса, который не знает, как рассчитать параметры нужной ему катушки и конденсатора – рассчитать это вместе с ним. Заказ на подготовку к ГИА и ЕГЭ тоже может быть разным: от преодоления минимального барьера до достижения больших баллов. Чем более разнообразные и сложные задачи готов решать репетитор, тем выше его профессионализм.
8. Каким нехитрым способом родителям можно выявить уровень знаний репетитора? Как понять, что перед вами действительно компетентный специалист, который даст ребенку настоящие знания? Дайте практический совет для наших читателей
Ответ: Мне кажется, это родителям, далеким от физики, сделать довольно трудно. Поэтому могла бы посоветовать руководствоваться информацией «сарафанного радио». Например: у подруги сын сдал ЕГЭ в прошлом году лучше всех в классе, хотя учился очень средненько, подруга хвалит репетитора. Или сын рассказывает, что его одноклассник, который из двоек не вылезал, вдруг стал учиться на твердую четверку. А еще советую всем родителям, приводящим ребенка на первое занятие, посидеть и подождать его, а заодно и послушать. Даже не разбираясь в предмете, можно по общению репетитора с ребенком понять, профессионал перед тобой или нет.
9. Есть ли существенная разница между репетитором с дипломом столичного вуза и репетитором с дипломом провинциального? Как это отражается на качестве подготовки ученика? Поделитесь своим мнением
Ответ: Разница между дипломом МФТИ или МГУ и дипломом провинциального ВУЗа есть, дипломы лучших столичных ВУЗов гарантируют наличие знаний по предмету. Но не гарантируют профессиональных навыков репетитора. Квалификация репетитора (да и учителя тоже), его умение работать с учеником определяется все же в большей степени личностными качествами репетитора, а не дипломом. Об этом говорят объективные результаты: за последние несколько лет, например, средний балл ЕГЭ Самары выше, чем Москвы. О принципиального отличия между репетиторами я не вижу. Разве что, насколько мне известно, в Москве репетиторы ходят домой к ученикам, а в провинции чаще ученик ходит по репетиторам.
10. Были ли у вас клиенты, ставшие жертвами недобросовестных репетиторов? Поделитесь своей историей или историей своих коллег
Ответ: Только один раз. В декабре ко мне обратилась мама одного одиннадцатиклассника. Мальчик медалист. В школе, в которой он учился, посоветовали всем медалистам для подготовки к ЕГЭ нанять репетитора. Мама нашла такого через интернет, полгода парень добросовестно его посещал. А декабрьский мониторинг пишет настолько плохо, что порог не переходит. Мама начала расспрашивать его, как проходят занятия с репетитором, и выяснила, что на занятии в основном были «разговоры за жизнь», в лучшем случае теорию повторяли. Задачи вообще не решали. Короче, мне пришлось за полгода делать то, что обычно делаю за год.
11. Какие вопросы нужно задать репетитору еще на этапе телефонного собеседования?
Ответ: Работает ли репетитор в учебном заведении, если да – то в каком. Если это специализированное учебное заведение с углубленным изучением данного предмета, то это, как правило гарантирует профессионализм педагога (плохих в таких заведениях не держат). Есть ли у него опыт подготовки к ЕГЭ (если перед репетитором ставится именно эта задача), на сколько баллов сдали его прошлогодние ученики. Как будут проходить занятия: индивидуально или в группе, какова стоимость занятия. Где будут проходить занятия (учащемуся желательно не тратить много времени на дорогу).
12. Как бы вы оценили реальное соотношение профессионализма репетиторов и цен на их услуги? Выскажите свое мнение
Ответ: Обычно хороший профессионал пользуется большим спросом, к нему записываются заранее (иногда чуть не за год). Цены у такого репетитора могут быть несколько выше, чем в среднем. У практикующих студентов цены, как правило, в 1,5 – 2 раза ниже, а вот качество может быть хорошее. Подготовку к ЕГЭ, может быть, я им бы не доверила (очень уж ответственное дело). А вот подтянуть по программе или заинтересовать, а иногда и подготовить к олимпиаде хороший студент может не хуже, а иногда и лучше опытного репетитора.
13. Каковы последствия экономии на занятиях с репетитором? Расскажите историю из своего опыта или опыта коллег
Ответ: Обычно экономят, записываясь на «групповые занятия» по 5-6, а то и больше человек. Но надо помнить, что при этом ребенок должен быть очень мотивирован. Такие занятия дают ему гораздо больше возможности халтурить. Да и личные пробелы при такой системе выявляются труднее, и работать с ними сложнее. Такие занятия мало чем отличаются от обычных школьных уроков. Только репетитор–виртуоз при такой системе может достигать высоких результатов. Думаю, чем так экономить, лучше не заниматься с репетитором вообще: экономия будет еще больше, а результат может быть и выше (если родители, например, замотивируют ребенка на самостоятельные занятия, пообещав ему в случае положительного результата на сэкономленные за счет репетиторства деньги купить то, о чем он давно мечтал).
14. Был ли у вас опыт проведения групповых занятий? Сравните эффективность групповых занятий и индивидуальных. Укажите плюсы групповых занятий и плюсы индивидуальных. Укажите минусы групповых и минусы индивидуальных занятий.
Ответ: Мой личный опыт с братьями-близнецами, которых я лет 7 назад готовила к ЕГЭ мне показал, насколько трудно заниматься даже с двумя, казалось бы, «одинаковыми» учениками. У одного из них было получше с математикой, он обладал абстрактным мышлением. С ним можно было говорить на языке законов и формул, так он понимал лучше. А его брат обладал образным мышлением и хорошей зрительной памятью, ему обязательно надо было «рисовать» задачу. Это был единственный раз, когда я, жалея их маму, занималась с ними одновременно, получая плату за одного. Сдали оба хорошо, но с тех пор я занимаюсь только индивидуально. Эффективность групповых занятий намного выше. Плюс у групповых занятий, с моей точки зрения, только один: можно ввести элемент соревнования.
15. Какими преимуществами обладают дистанционные занятия?
Ответ: Главное преимущество: можно выбрать репетитора из любой точки мира (например, один из моих выпускников, который сейчас работает в Германии, занимается дистанционно со способными учениками, которым мы его рекомендуем). Еще плюсом является то, что не тратится время на дорогу. А еще можно заниматься, даже если ученик болен: у меня сейчас одна ученица лежит дома с компрессионным ушибом позвоночника, я с ней регулярно занимаюсь по скайпу. Правда, это не в рамках репетиторства, это моя лицейская ученица.
Павкина Галина Геннадьевна
Коловская Ирина Владимировна