Анкета «Я-репетитор»

6
0
Участник педагогического конкурса ‒ Всероссийский конкурс «Я – репетитор»
Материал опубликован 1 May 2017 в группе

Анкета

ФИО: Демченкова Светлана Васильевна

Возраст: 48 лет

Образование (наименование учебного заведения, специальность, год выпуска): Тверской Государственный Университет, преподаватель математики, 2000 год выпуска

Курсы повышения квалификации: «Активные методы обучения», «Инновационные подходы в работе учителя информатики в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы (в школе/вузе/ссузе): в школе – 28 лет

Опыт работы репетитором: 5 лет

Какой предмет вы преподаете? Математика, информатика

На чем вы специализируетесь? (подготовка к ЕГЭ/ подготовка к ОГЭ/повышение успеваемости/подготовка к олимпиадам/подготовка к экзаменам в вузе (ссузе)/другое) Подготовка к ОГЭ, подготовка к олимпиадам, повышение успеваемости

Вопросы

(ответ должен содержать не менее 500 знаков с пробелами)

Как вы пришли в профессию репетитора? Почему вы начали репетиторскую деятельность?

Сфера образования за последнее десятилетие претерпела серьёзные преобразования, касающиеся не только тотальных изменений в школьных программах, учебниках и методических пособиях. Принципиально изменилась форма оценки знаний учеников. Многоплановое тестирование, которое легло в основу экзаменационных испытаний учебных заведений различного уровня, требует от учащихся иногда беспрецедентных навыков овладения знаниями. В таких условиях услуги репетитора востребованы как никогда. Люблю обучать других людей, общаться и делиться знаниями, профессия репетитор мне интереса. В процессе работы репетитор выявляет сильные и слабые стороны в знаниях своих учеников, разрабатывает индивидуальную программу для каждого из них, что позволяет быстро восполнить отсутствующие знания. К тому же она неплохо оплачивается. Работа репетитором имеет свои плюсы: интересная и творческая работа; общение с людьми; отсутствие начальства на работе; свободный график работы.

Какими преимуществами перед опытными репетиторами вы обладаете?

Желание работать и совершенствоваться в плане репетиторства, доброжелательность в общении с учениками,

Были ли в вашей практике случаи, когда, казалось бы, совсем безнадежный ученик после вашей работы по успеваемости обгонял хорошистов и отличников? В чем был его секрет?

Нет в моей практике таких учеников не было. Мои ученики уже были хорошистами. В основном моя работа состоит в подготовке к ОГЭ учеников 9 классов. В наши дни выпускникам нужен репетитор для подготовки к ОГЭ, поскольку в школе ученик порой не поможет усвоить объем знаний. И чтобы он не провалил экзамен, нужны дополнительные занятия с репетитором. 

Обязательно ли репетитор должен являться выпускником того вуза, на поступление в который нацелен клиент? Аргументируйте свой ответ.

В настоящее время предложение на рынке репетиторов немаленькое, и при желании можно найти того, кто будет заниматься и подтягивать ваши знания абсолютно по любому предмету. По поводу выпускника вуза, в который хочет поступить клиент, в качестве репетитора. Еще в начале двухтысячных существовала настоящая каста репетиторов, которые готовили выпускников к поступлению в конкретные престижные вузы, и их услуги всегда были самыми высокооплачиваемыми. Следуя стереотипам, современные родители, а особенно те, у которых старшие дети окончили школу до введения новых образовательных стандартов, готовы встать к ним в очередь и сегодня, в чем теперь нет совершенно никакой необходимости. ЕГЭ одинаков для всех вузов, и институтский педагог или выпускник при подготовке к нему далеко не всегда лучшее, а порой и совсем неудачное решение.

Как вы считаете, страдает ли качество подготовки репетитором без опыта работы школьным учителем/преподавателем?

У многих успешных репетиторов, действительно, нет опыта работы учителем/преподавателем, и в этом, я считаю, нет ничего страшного. Но с другой стороны просто знать предмет – это не значит умение учить других. На мой взгляд значение имеет опыт репетитора и отзывы о его работе. Я считаю что практический опыт – это одна из важнейших качеств репетитора. Второе качество – это образование. Выбор репетитора зависит от родителя ученика, один родитель ставит на первое место практику преподавания в школе, другой - опыт и самого репетитора и отзывы о нем. Я думаю не всегда стоит ориентироваться на школьного преподавателя. Его квалификации и опыта работы в классе может не хватить для индивидуальных занятий с учеником. Работа в классе имеет иные особенности и не способствует индивидуальному подходу. Кроме того, многие учителя намеренно занижают оценки, вынуждая учеников заниматься именно с ними. При этом преподаватель может не замечать пробелов в знаниях и ошибок, допущенных им при обучении ученика. Проблемы ученика, результаты, ошибки хорошо заметны опытному «постороннему» репетитору.

Были ли в вашей практике случаи, когда ученик без склонности к вашему предмету выдавал высокие результаты? В чем был его секрет? Расскажите об этом.

Как я уже писала выше таких учеников у меня не было – не знаю к счастью или к сожалению. См. ответ на вопрос 3: «Нет в моей практике таких учеников не было. Мои ученики уже были хорошистами. В основном моя работа состоит в подготовке к ОГЭ учеников 9 классов. В наши дни выпускникам нужен репетитор для подготовки к ОГЭ, поскольку в школе ученик порой не поможет усвоить объем знаний. И чтобы он не провалил экзамен, нужны дополнительные занятия с репетитором».

Может ли репетитор качественно преподавать несколько предметов на одинаковом уровне?

Я считаю да, может. Очень часто репетитор может обучать нескольким предметам (например, математика-физика, право-история, химия-биология и т.д.). Важно понимать, что чем старше становится ученик, тем тяжелее найти опытного преподавателя, который сможет на нужном уровне давать знания. В начальной школе достаточно одного репетитора (как в школе учитель начальных классов преподает несколько предметов), а в средней и старшей необходимо два-три репетитора (точные науки, гуманитарные, и, возможно, преподаватель по какому-то специфическому предмету)

Некоторые родители считают, что репетиторы порой ставят неоправданно высокие цены за свои услуги. А как думаете вы? Действительно ли услуги ваших коллег оцениваются дороже своей реальной стоимости?

Да я согласна с этим утверждением. Порой студент, у которого еще свежи в памяти воспоминания о сдаче ЕГЭ, за условные деньги подготовит выпускника гораздо лучше, чем маститый преподаватель. К тому же в ситуации, когда репетиторов ищут через друзей и знакомых, высокая стоимость занятий зачастую не объясняется ничем, кроме «она так берет» или «все ему столько платят». Хороший урок требует не только знания предмета и методик преподавания, но и значительных временных затрат на подготовку занятия, на анализ ошибок. В учебниках нет того количества упражнений, которое необходимо ученику. Приходится составлять задания самостоятельно, выбирать из разных источников. Все предлагаемые репетиторами задачи предварительно ими отобраны и решены, проверены и выстроены в нужную последовательность в зависимости от способностей ученика. Репетиторы продумывают, что будет записано, что будет дано устно, объем и содержание домашней работы. Низкая стоимость занятий порой обусловлена тем, что такая работа не проводится.

Были ли у вас клиенты, ставшие жертвами недобросовестных репетиторов? Поделитесь своей историей или историей своих коллег.

В силу того, что я проживаю на селе, конкуренции в репетиторстве у нас нет. Поэтому и жертв недобросовестных репетиторов у нас тоже нет. В принципе я один репетитор в своем сельском поселении. Хотя могу поделиться историей моего сына. Когда он обучался в 9 классе (он учился на 4 и 5), его учитель математики, при подготовке к ОГЭ, не уделял должного внимания подготовке моего сына. Он придерживался мнения, чтобы не было «2» ни у кого, поэтому больше работал со слабыми учениками, а с сильными учениками практически не работал. Мне самой приходилось дома вести полную подготовку сына к ОГЭ по математике.

Можно ли утверждать, что наличие многолетнего опыта не всегда является показателем профессионализма репетитора? Аргументируйте свой ответ.

Я не согласна с таким утверждением. Только  репетитор с большим опытом работы имеет более высокую подготовку в работе со школьниками, владеет большим количеством способов организации учебного процесса и умеет правильно подобрать форму работы, соответствующую уровню развития и возможностям ученика. Навыки индивидуальной работы с разными учениками и по разным программам приобретаются годами. Перед тем, как родителям нанять репетитора, необходимо убедиться, что претендент достаточно опытен и обладает необходимым уровнем знаний.

Какие методы вы используете, чтобы определить склонность ученика к вашему предмету?

Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед репетитором для определения дальнейшего его обучения. При работе с учениками, я использую несколько приемов активизации мышления. Один из них заключается в следующем: я заставляю ребенка проговаривать каждый шаг применяемого алгоритма, найденного решения уникальной задачи или размышлений над поиском. Это непривычно для школьника, так как преподаватель математики в классе такой возможности не предоставляет – на уроках надо сидеть молча. Дома, при самостоятельном решении номеров из учебника разговоры с самим собой вдвойне непривычны. И только индивидуальная работа предоставляет такую замечательную возможность. Я считаю что польза от использования приема в следующем: речь человека всецело связана с его мышлением. В структуре речи используются логические формы, близкие к тем, что применяются при анализе математических данных. Потребность в грамотном построении фраз и достижении понимания собеседником, запускает определенные механизмы человеческого интеллекта. По тому, как структурирована и связна ученическая речь я оцениваю качество и характеристики мышления своего подопечного. Отсутствие математических способностей у школьника выдает также потеря концентрации внимания. Ее отсутствие определяется по глазам. Взгляд рассеянного школьника «бегает по сторонам», а потерянного, наоборот, привязан к не имеющему отношения к делу объекту. Неумение опираться на изученные законы и формулы; вера в то, что правильность ответа зависит от того, насколько в нем убежден репетитор по математике, а не от корректности применяющихся правил.

Обладает ли студент достаточными знаниями, чтобы преподавать свой предмет на необходимом уровне?

Думаю, да. Рассматривать студента в качестве репетитора математики стоит в следующих случаях: помощь школьникам в выполнении домашних заданий по математике, восполнение пробелов в знаниях. Студент-репетитор доступно объясняет школьную программу, устраняет пробелы в понимании предмета. Подстраиваются под программу, по которой занимается в школе ученик. Помогает с запоминанием формул. Считаю, что студент-репетитор для ребенка будет контактным человеком, в том смысле, что он открыт к обсуждению потребностей ребенка и готов потратить на это время. Контактность студента – достаточно важный фактор, поскольку благодаря этому родитель может быть уверен, что сможет задать ему любой вопрос, получить все необходимые комментарии и пояснения, а также проконсультироваться по всем возникающим проблемам.

Помогает ли вам ваш возраст установить контакт с детьми? Поделитесь личным опытом.

Думаю, да, помогает. Именно от первой встречи зависит то, как вас будет воспринимать ученик, а значит, задача состоит не только в том, чтобы произвести впечатление грамотного специалиста на родителей, но также в том, чтобы наладить психологический контакт с ребенком. Также при первой встрече нужно постараться оценить адекватность требований родителей ребенка. К примеру, можно услышать заявление о том, что ребенок должен сдать экзамены на отлично, но, одно дело, если ребенок учится хорошо и его нужно, лишь немного подтянуть. Совсем другое дело, если ребенок за 12 лет обучения в школе, ни разу не делал домашнего задания самостоятельно. Конечно, бывают ситуации, когда ребенок отстал по предмету из-за болезни или другой уважительной причины и настроен усиленно учиться, чтобы хорошо сдать экзамены.

Существует мнение, что невысокая цена репетиторских услуг студентов связана с их низким качеством. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

К студентам за услугами репетитора обращаются довольно редко. Если например надо решить какие-то задачи или сделать контрольную или помочь во время экзамена, то студенты часто даже предпочтительнее. Дело в том что репетиторов нанимают в тех случаях когда стремятся повысить уровень образования школьники. Например для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ). Считается, что возрастные преподаватели имеют больше опыта. В связи с этим считаю, что невысокая цена не всегда связана с низким качеством.

Обращались ли вы сами к услугам репетитора? Если да, то какие ошибки, на ваш взгляд, допускал ваш репетитор? Чему вы у него научились как репетитор?

Нет я никогда не обращалась к услугам репетитора.

Как найти репетитора, с которым было бы психологически комфортно? Дайте практические советы для родителей.

Рекомендации для родителей.

Ищите репетитора с большим опытом работы

Дешевые занятия не всегда качественные

Соберите отзывы о работе репетитора

Первый разговор с репетитором очень важен – плохо когда репетитор говорит о режиме занятий, какой результат и в какие сроки будет получен.

Руководствуйтесь разумом, а не эмоциями при выборе репетитора

Обращайте внимание на пунктуальность репетитора

Как быть, если доверительные отношения с учеником не складываются? Расскажите, что вы делаете в таких ситуациях

В конфликте есть три действующих лица: это ребенок, репетитор и, как ни странно, родитель. Причин сложностей во взаимоотношениях может быть: завышенные требования репетитора; давление со стороны родителей и др.

Оказать помощь в таких ситуациях можно по-разному. 

Разбор ситуации

Разбирая ситуацию, предварительно нужно дать ребенку выговориться, выплеснуть раздражение на репетитора. Оставаться при этом нейтральным, не включаться в осуждение. Важно определить, какую роль играет в данном взаимодействии ребенок. Задача репетитора и родителей — как можно более беспристрастно разобраться в ситуации. Не бойтесь сказать ребенку, что он не прав. Также не стоит становиться на позицию родителя, только по причине солидарности взрослых. Заняв какую-либо позицию, обязательно объясните свое решение ребенку. 

Какие типичные ошибки допускает репетитор при общении с учеником? Приведите примеры.

Отсутствие постоянного промежуточного контроля приводит к тому, что не происходит закрепления знаний. Начинает повторять все темы подряд без диагностики. Допускает частые пропуски занятий. Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания. Отсутствие планов занятий, системы оценки своей работы. Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение.

Был ли у вас опыт проведения групповых занятий? Сравните эффективность групповых занятий и индивидуальных. Укажите плюсы групповых занятий и плюсы индивидуальных. Укажите минусы групповых и минусы индивидуальных занятий.

Нет такого опыта у меня не было. Я считаю у репетитора не должно быть групповых занятий. Групповые занятия приближаются к простому школьному уроку, а цель репетиторства состоит в индивидуальном подходе и в индивидуальных занятиях, направленных на конкретного ученика, с которым работает репетитор.

Приходилось ли вам отказывать в своих услугах? По какой причине вы были вынуждены отказаться? Какие были последствия? Как аккуратно отказать клиенту?

Нет отказываться от своих услуг мне не приходилось.

Какими преимуществами обладают дистанционные занятия?

Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой.  Уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета. Экономию времени и средств (не требуется тратить время и деньги на поездки к месту учёбы). Мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам и базам знаний.

Как проходят ваши дистанционные занятия?

Я не использую дистанционные занятия по двум причинам: первая - предпочитаю заниматься с учеником очно; вторая причина – отсутствие необходимой скорости Интернета.

Для многих родителей главный аргумент против онлайн-репетиторства – это страх перед негативным влиянием Интернета на детскую психику. Что бы вы сказали таким родителям в защиту онлайн-репетиторства?

Дети и так много времени проводят в Интернете (играют, «сидят» в Контакте и т.д.), пусть часть этого времени проведут с пользой, обучаясь онлайн.

Легко ли установить доверительные отношения с ребенком, видясь с ним исключительно по скайпу?

Думаю, что нет. По скайпу нельзя проверить самостоятельность ребенка, упустить что-то важное (какие-то эмоции, недовольства).

Может ли онлайн-репетиторство полностью заменить очные занятия? Выразите свою точку зрения.

Нет нельзя. Всегда полезно общаться с человеком сидя рядом. Ребенку тоже необходимо простое общение с репетитором.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.