"Автоматизация звука [л] изолированно, в слогах и в словах.
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Зима»
Коррекционные: Развитие и укрепление речевой моторики.
Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад.
Закрепление правильного произношения фонемы «л» в изолированном виде, в слогах, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.
Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, счётные палочки, сюжетные картинки, фломастер.
Ход занятия.Этапы работы | Деятельность детей | |
Организационный момент. Приветствие. | Добрый день______________. Проходи. Я рада тебя видеть. Подойди к экрану настроения и стрелочкой укажи, какое у тебя сейчас настроение. Предлагаю тебе поприветствовать друг друга такими словами: Скажем: «Здравствуйте руками, Скажем: «Здравствуйте глазами!» Скажем: «Здравствуйте, мы ртом!» Станет радостней кругом!» | Ребенок проходит на занятие, отмечает свое настроение на экране. Учится приветствию. Проходит к зеркалу, садится за стол |
Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения). | -Послушай загадку и отгадай, кто придет на занятие? Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель………….(снеговик)
| Ребенок слушает, называет отгадку. Ребенок выполняет гимнастику: «окошко», «заборчик», «месим тесто», «качели», «парус», «поймай мышку» |
Развитие речевого выдоха | - Посмотри на картинку, какое явление природы ты видишь? - Представь, что ты ветер, подуй на снежинки…, а вот стайка снегирей сидит на ветке, подуй на них так, чтобы они улетели. | (снегопад) Ребенок выполняет дыхательные упражнения. |
Объявление темы занятия. | - Скажи, какое сейчас время года? - Какой месяц? - Какой день недели, число? - Сегодня мы будем говорить о зиме и учиться правильно и красиво произносить звук «Л» . | Ответы ребенка |
Анализ артикуляции по плану. | -Давай вспомним и расскажем по плану, как правильно произносить звук «Л» | Ребенок рассказывает и отвечает на вопросы логопеда. |
Произношение изолированного звука «Л» | Посмотри на картинку, кто на ней изображен? (дети и снеговики) Проведи фломастером по дорожкам от детей к снеговикам и узнай кто какого из них слепил. | Ребенок выполняет упражнение: Произносит звук л изолированно. |
Характеристика звука (гласный - согласный, глухой - звонкий, твердый – мягкий). | Дай характеристику звуку «Л». Расскажи какой он, выбери символы для этого звука. | (Звук «Л» - согласный, твердый, звонкий, парный по твердости и мягкости) |
Связь звука с буквой. Произношение звука кратко, изолированно. | Снеговик приготовил тебе задание: на листе напечатал много разных букв. Тебе необходимо найти букву, обозначающую звук «л», подчеркнуть ее синим фломастером и произнести звук Л. | Ребенок выполняет задание. |
Развитие фонематического слуха. | Слушай стихотворение о зиме и выполняй задание: старайся услышать звук «л» в словах и на каждый звук выкладывай счетную палочку. Пришла зима веселая С коньками и салазками С лыжнею припорошенной С волшебной старой сказкою (5) Выложи из палочек такую же елку как на картинке. | Ребенок слушает, выделяет звук л в словах стихотворения, соотносит с количеством палочек |
Физминутка | Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся) | Ребенок выполняет упражнения. |
Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слога, графическая запись, чтение. | Повторим произношение звука «Л» в слогах, для этого помоги снеговику подняться на снежную вершину, передвигай снеговика и читай слоги, произноси звук красиво. Выполни звуковой анализ слога -гла- Сколько звуков в слоге, какой первый звук, второй, третий? Сколько согласных звуков, гласных? | Ребенок выполняет задание, читает слоги. |
Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью. | Повторим произношение звука «Л» в словах, собери картинку, произноси слова названия предметов и соединяй элементы картинки. Найди изображения предметов и объектов, в названии которых есть звук «Л», назови. Прочитай эти слова на карточке. Составь слово «лыжник» из букв на доске. Выбери подходящую схему к слову, сделай звуковой анализ. | Ребенок выполняет задание, называет слова, составляет картинку. Лыжник, лыжница, лыжня, ёлки, холмы, облака. |
Домашнее задание. | Выполни задания на карточке, учись правильно произносить звук «Л» в слогах и словах. | Ребенок вклеивает задание в тетрадь. |
Итог занятия. | -Какой звук учился произносить? -О каком времени года говорил? -Какое задание было легким, а какое было трудным? -Какое задание тебе понравилось? | Ребенок отвечает на вопросы. |
Оценка работы детей на занятии. | -Сегодня ты старался и выполнял задания правильно, молодец! Сейчас отметь свое настроение на экране. Снеговик благодарит тебя за работу на занятии и дарит тебе игрушку на елку в память о себе. |
Лыж-ник
Л ыж-ни-ца
Лыж-ня
Ёл-ки
Хол-мы
Об-ла-ка
Лыжник
Склеить картинки, разрезать на горизонтальные полоски.