Статья «Авторская сказка в развитии творческих способностей детей с ОВЗ»
«Авторская сказка в развитии творческих способностей детей с ОВЗ»
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Ребёнок приходит в детский сад, овладев уже достаточным набором действий, но, тем не менее, постулат о том, что «Не отложится в разуме то, чего не побывало в руках», остается актуальным. Но образовательная и познавательная деятельность не сводится лишь к действиям.
Суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а деятельность ТВОРЧЕСКАЯ, дающая ребёнку возможность самораскрыться, познать, почувствовать мир, в котором он живёт. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск норм и законов жизни в процессе творческой деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Поэтому приоритетом в своей работе я избрала именно творческий подход в образовательной деятельности с детьми. В дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие). Я обратила внимание на тот факт, что мои воспитанники, являющиеся детьми с общим недоразвитием речи, очень неуверенно чувствуют себя, когда приходится заниматься каким-либо видом творчества. Ребята с неохотой участвовали в театрализованной деятельности, речь была бедной, эмоционально бесцветной, ролевые диалоги давались с большим трудом. В продуктивной деятельности отсутствовал элемент творчества, непринужденности. Дети не умели реализовать свой замысел, передать собственное видение образа или сюжета. Я стала думать, как же мне помочь детям раскрыться, показать свой потенциал, научиться выражать свои мысли в образах и действиях. Сама, являясь человеком творческим и получающим удовольствие от творческого процесса, я очень хотела видеть своих воспитанников уверенными в себе, оригинальными, способными к самовыражению маленькими личностями. Попробовав в своей работе многие варианты и методики подходов к образовательной деятельности, я остановилась, как я считаю, на более успешной и вариативной в плане восприятия и понимания детьми – авторских сказках. С помощью авторских сказок, которые я придумываю к каждой тематической неделе, стимулирую не только воображение и фантазию своих воспитанников, но и помогаю им почувствовать себя участниками сказочного сюжета, самостоятельно развивать его и находить решения различных сюжетных (проблемных) ситуаций. Использую сказки, преимущественно, в художественно-эстетической деятельности, т.к она является самым слабым звеном у детей с общим недоразвитием речи, а не сформированность моторно-двигательного аппарата мелких манипуляций в ручной деятельности, связанная с речью, не дает развиваться продуктивным творческим способностям детей.
В моих сказках ребята общаются с героями, взаимодействуют друг с другом, учатся новым видам прикладной деятельности, занимаясь лепкой, аппликацией, рисованием – и всё в рамках сказочного сюжета, что незаметно превращает образовательный процесс в увлекательную игру, легче и с удовольствием воспринимаемую детьми, нежели обычная образовательная схема.
Свои сказки я предлагаю детям в виде показа слайдов на интерактивной доске. На слайдах появляется герой, а его действия я сопровождаю устным повествованием. Показ сказок в слайдах делает их красочными и более доступными для восприятия детей.
На первом этапе я придумывала сюжет и героев сказок сама, однако, дети стали задавать неожиданные и незаурядные вопросы: что любит герой, как живет и даже что он ест, во что любит играть, - и, обратив внимание на неподдельный интерес детей, я стала предлагать ребятам додумывать конец сказок, затем – продолжить сюжетную линию, ввести в сказку новых героев – это стало вторым этапом творческой деятельности. Дети с удовольствием рисовали подарки и атрибуты для сказочных героев, создавали в своих маленьких творениях целые придуманные миры и сюжеты. Рассказывали мне о том, что нарисовали на картинке, и даже то, что осталось за картинкой, если стандартный размер листа не вмещал всей грандиозности замысла маленьких художников по придуманной мной сказке! Процесс творчества у ребят запустился!
В лепке в ход пошли более яркие и насыщенные цвета пластилина, поделки, корявенькие поначалу, всё более и более приобретали черты конкретных образов, что очень радовало и меня, как педагога, и самих ребят. У них появилась уверенность в собственных силах, а в творчестве виделся реальный результат – дети стали лучше рисовать, лепить, строить по замыслу, появилось больше желания заниматься продуктивной деятельностью, у ребят стала активнее и эмоциональнее речь, они стремились рассказать мне и друг другу, как им видится или как они представляют образ какого-либо героя или даже его действия по сюжету. Это помогло мне сформировать у моих воспитанников интерес к художественной, творческой, познавательной деятельности, развить самостоятельный интерес к изучению и восприятию нового материала.
Третьим этапом стало мое предложение родителям - включиться в творческий процесс, продолжая - уже совместную - работу над сказками. Им давалось задание дома, вместе с детьми, сделать книжку по проигранному с ребятами сказочному сюжету, написать продолжение сказки, придумать название будущей истории и красочно нарисовать к ней картинки. В своей группе я не один раз устраивала выставки детского писательского творчества: «Весенняя капель», «Сказочный калейдоскоп», «Мои друзья – животные». Книжки с придуманными детьми моей группы сказками и историями мы вместе дарили малышам и сверстникам из других групп.
Родители откликнулись и на мое предложение поучаствовать в драматизации сказок для детей. Сколько восторга было у ребят, когда они увидели в образах знакомых им героев своих мам и пап! Интересно и весело было всем – и детям, и родителям. Ребята после этого сами захотели попробовать свои силы в постановках сказок. Мы вместе с детьми, занимаясь художественно-эстетической деятельностью, придумывали костюмы и атрибуты для сказочных героев. И в непосредственно образовательной деятельности, как элемент сюрпризного момента, появлялись то маленькие феи, познающие вместе с ребятами особенности времен года и изменения в природе, то чародеи в волшебных плащах, которыми они могли укрыть ребят от дождя и холода, а заодно закрепить знания об истории создания одежды, а то и восточная птица Сирин, которая своим рассказом о стране Китай, танцем и размахом крыльев просто поразила воображение ребят!
Четвертым этапом моей работы, на сегодняшний день, стало включение в образовательную деятельность сказочных персонажей, которые приходят не просто развлечь ребят, но и вызвать интерес к новой познавательной информации (очень важно, что роли персонажей исполняют сами дети!) - например, добрый Лесовичок, объясняющий, как отличить съедобные грибы от несъедобных, или чем отличается особенность жизни диких животных от условий содержания домашних. А пришедший в гости капризный Бармалей объясняет важность ведения здорового образа жизни и соблюдения правил личной гигиены. Кстати, даже наш помощник воспитателя с удовольствием участвует в таких образовательных моментах в исполнении ролей. Дети с огромным удовольствием выполняют задания и отвечают на вопросы сказочных гостей, активно с ними взаимодействуют, - при этом образовательный процесс незаметно превращается в увлекательную игру и приключение, приносящие ребятам массу новых впечатлений, информации, которая запоминается ярко, интересно, и надолго, ведь преподносится в нестандартной форме «познавательной игры». В дальнейшем мои воспитанники продолжают эту игру самостоятельно, додумывают или дорисовывают – доигрывают сюжет так, как каждый его воспринял, понял, что развивает в детях творчество, речь, создаёт позитивное отношение к любой деятельности, превращая её в увлекательный процесс. Да и мне самой, как педагогу, становится всё интересней такая форма взаимодействия с детьми, ведь игра и творчество – процесс непременно захватывающий, требующий нестандартного подхода в организации и в осуществлении любого вида деятельности. Мне, при помощи детей и родителей, удалось разнообразить и сделать ярким, творческим обычный образовательный процесс.
Результатом такой деятельности становится пополнение багажа детских знаний не только новой, полезной информацией для развития, но и массой положительных впечатлений и настроем на дальнейшее взаимодействие со сверстниками, взрослыми, что является важнейшим элементом в становлении социализации подрастающей личности ребёнка.
Фролова Елена Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна