«АЗБУКА ИЗВЕСТНЫХ ПРОФЕССИЙ» (профориентационная студия для 8 класса)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
«АЗБУКА ИЗВЕСТНЫХ ПРОФЕССИЙ»
(профориентационная студия)
Автор-составитель: И.П. Воронина,
учитель русского языка и литературы,
к.фил.н,
классный руководитель
8 «Б» класса
г. Оренбург, 2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность внеурочного курса «Азбук известных профессий».
Программа профориентационной студии ориентирована на реализацию государственной политики в области воспитания, опирается на Примерную программу воспитания для общеобразовательных организаций (ссылка на сайт: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija), направлена на сохранение и укрепление в сознании воспитанников традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Данный курс рассчитан на один год (по 1 часу в неделю; итого - 34 часа в год) и предполагает ознакомление воспитанников восьмых классов с наиболее известными профессиями. Программа имеет развивающий и воспитывающий характер и может быть адаптирована для использования в работе с подростками 13 и 14 лет в других образовательных учреждениях России. В 9 классе воспитанников необходимо знакомить с избранной профессией или направлениями непосредственно на производстве. Актуальность профориентационной работы до 9 класса заключается в том, что зачастую детям в конце 9 класса очень сложно определиться с выбором профессии, так как они плохо знают свои слабые и сильные стороны и, оказавшись в начале 9 класса в ситуации выбора предметов для ОГЭ, не могут понять, где их путь, как его выбрать, то есть страдают от профильной неопределённости, испытывая стресс, который может приводить воспитанников к необдуманным поступкам и ложному впоследствии несчастливому выбору.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука известных профессий» предназначена для планирования и организации системной профориентационной деятельности воспитанников 13-14 лет (8 класс); разрабатывалась и утверждалась с участием коллегиальных органов управления МОАУ «СОШ № 11» г. Оренбурга (в том числе советов обучающихся), советов родителей (законных представителей); реализуется во внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, предусматривает приобщение воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности воспитанников.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение содержит поурочное планирование авторского курса, в котором намечены важные этапы каждого из занятий. При необходимости классный руководитель может корректировать хронометраж и варьировать содержание занятия в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями его воспитанников.
Целями курса внеурочной деятельности «Азбука известных профессий» в соответствии с ориентацией на Примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций (https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija) являются:
- развитие личности,
- создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения.
Задачами курса внеурочной деятельности «Азбука известных профессий» в соответствии с ориентацией на Примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций (ссылка на сайт: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija) являются:
- усвоение воспитанниками знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения курса (осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность воспитанников к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом).
Воспитательная деятельность при реализации курса «Азбука известных профессий» планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Содержание курса «Азбука известных профессий» построено по алфавитному принципу подачи материала и включает в себя следующие темы:
Введение. Кем стать? Каким стать? Интерактивный каталог профессий.
Индивидуальные рекомендации по выбору профессии (тестирование). Ознакомление с результатами. Обсуждение результатов.
Азбука известных профессий: агроном.
Азбука известных профессий: актёр. Василий Лановой и Ирина Купченко.
Азбука известных профессий: архитектор, археолог.
Азбука известных профессий: водитель.
Азбука известных профессий: военный. Интервью с участником СВО.
Азбука известных профессий: врач, ветеринар. Лучшие врачи России.
Азбука известных профессий: дрессировщик. Юрий Дмитриевич Куклачёв.
Азбука известных профессий: железнодорожник.
Азбука известных профессий: журналист. Семён Ерёмин.
Азбука известных профессий: инженер.
Азбука известных профессий: композитор. Макс Фадеев.
Азбука известных профессий: космонавт, пилот. Дамир Юсупов.
Азбука известных профессий: модельер. Ульяна Сергиенко.
Азбука известных профессий: моряк, капитан корабля.
Азбука известных профессий: парикмахер, стилист. Гоша Карцев.
Азбука известных профессий: переводчик.
Азбука известных профессий: писатель, поэт.
Азбука известных профессий: повар, кондитер. Константин Ивлев. Ренат Агзамов.
Азбука известных профессий: полицейский.
Азбука известных профессий: программист.
Азбука известных профессий: продавец.
Азбука известных профессий: психолог.
Азбука известных профессий: режиссёр. Елена Дубровская.
Азбука известных профессий: строитель.
Азбука известных профессий: спортсмен, тренер. Алексей Немов. Анатолий Тарасов.
Азбука известных профессий: учитель.
Азбука известных профессий: фотограф.
Азбука известных профессий: художник.
Азбука известных профессий: экономист.
Азбука известных профессий: юрист, адвокат.
Карта возможностей. Мои сильные и слабые стороны. Самопрезентация. Выбор профессии.
Просмотр и обсуждение самопрезентаций.
Этапы, виды и формы воспитательной деятельности в рамках курса «Азбука известных профессий».
Занятия профориентационного курса «Азбука известных профессий» состоят из трёх этапов: теоретический (просмотр и публичное обсуждение видеопрезентации профессии), тренинговой части (работа в команде по профессиональным заданиям, выполнение профессиональных проб) и практической (составление профессиональной рефлексивной карты (индивидуальное рефлексирование о возможности и желании выбрать ту или иную профессию в будущем)).
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы в рамках курса «Азбука известных профессий» предусматривает:
● проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку воспитанников к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
● профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы, площадки, студии и др.), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
● совместное с педагогами изучение воспитанниками Интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
● индивидуальное консультирование психологом воспитанников и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии.
Результаты освоения профориентационного курса «Азбука известных профессий» (приводятся в соответствии с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций с сайта: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija).
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность воспитанников к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие результаты;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- планировать и корректировать свою индивидуальную траекторию.
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных результатов.
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
Рекомендуемые условия реализации программы.
Занятия курса внеурочной деятельности «Азбука известных профессий» реализуются в форме профориентационной студии - это моноуроки (на каждом занятии доминирует одна профессия), направленные на ознакомление (теоретическое) и апробирование (практическое) каждой профессии в командном, а затем в индивидуальном рефлексировании.
Занятия курса внеурочной деятельности «Азбука известных профессий» проводятся в закреплённом за 8 классом кабинете классным руководителем, привлекающим при необходимости к совместной деятельности родителей, психолога, советника по воспитанию и завуча по воспитательной работе. Для транслирования результатов родителям в Интернет-пространстве создаётся сообщество в ВК «Профстудия «Азбука известных профессий».
Одним из определяющих условий проведения студии является создание атмосферы психологического комфорта, благодаря чему формируется механизм обратной связи, столь важный при командной форме практического обучения.
Предлагаю следующие этапы организации профориентационной студии:
Активизация мыслительной деятельности (командная разминка, тренинг). («Экспозиция»).
Постановка проблемы: разгадывание вида профессии для обсуждения («Пролог»).
Видеопрезентация точки зрения по рассматриваемой теме («Завязка»).
Резюмирование общих выводов о профессии («Развитие действия»).
Работа в командах по решению проблем («Кульминация»).
Индивидуальная рефлексия о возможности выбора рассматриваемой профессии («Развязка»).
Психологическая разгрузка («Эпилог»).
Профориентационная студия – это своеобразная лаборатория творческих замыслов, где можно попробовать себя в какой-либо профессии и предотвратить ошибочный выбор в будущем, посоветоваться со студийцами по поводу своего профессионального выбора.
Необходимые ресурсы для реализации программы:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- колонки;
- презентёр;
- принтер;
- видеоматериалы;
- раздаточные диагностические материалы;
- профессиональные рефлексивные карты.
Планируемые эффективность и результативность реализации программы: количественные и качественные результаты.
Количественные результаты | Качественные результаты |
В курсе принимают участие: - 27 подростков (из них: 11 девочек; 16 мальчиков); - 48 родителей; - 1 педагог-психолог; - 1 советник по воспитанию; - 1 завуч по ВР. Итого: 78 человек | - снизилась тревожность по отношению к выбору профессионального пути у подростков и их родителей; - при помощи психологического сопровождения курса 27 воспитанников получили возможность узнать и проанализировать свои слабые и сильные стороны; - 27 воспитанников познакомились с основами известных профессий, смогли в команде и индивидуально попробовать и оценить себя и других в разных профессиональных качествах; - 27 воспитанников определились с с выбором профиля профессии. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «АЗБУКА ИЗВЕСТНЫХ ПРОФЕССИЙ», 8 класс
I ЧЕТВЕРТЬ (9 ч.) | ||||||||||
ДАТА | № п.п. | Тема урока | Этапы, хронометраж, элементы содержания и формы урока | |||||||
Теоретическая часть (от 10 до 15 минут) Работа с видео или Интернет-источниками + беседа | Тренинговая часть (от 10 до 15 минут) Командная работа | Практическая часть (от 5 до 10 минут) Индивидуальная работа | ||||||||
1 | Введение. Кем стать? Каким стать? Интерактивный каталог профессий. | Просмотр видео «Кем стать? Каким стать?» Работа (просмотр и анализ нескольких профессий) с интерактивным каталогом профессий в атласе новых профессий по ссылке: | Командная игра «Самая-самая». Командная игра «Профессия на букву» (не более 5 букв предлагать) | Создание профориентационного синквейна по модели: 1. ФИО. 2. 2 прилагательных: (какой я?) 3. 3 глагола (что умею делать?) 4. 2 прилагательных (каким хочу стать?) + 2 глагола (чему хочу научиться?) 5. Профессия. | ||||||
2 | Индивидуальные рекомендации по выбору профессии (тестирование). Ознакомление с результатами. Обсуждение результатов. | Просмотр и обсуждение ералаша «Кем быть?» Просмотр видео с рекомендациями психолога «Как определиться с выбором профессии подростку?» | Выполнение теста по методике «Профиль» (”Карта интересов” А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) | Составление индивидуальной карты интересов. | ||||||
3 | Азбука известных профессий: агроном. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: «ТОП 5 качеств, необходимых агроному», «ТОП 5 важных открытий учёных в области сельского хозяйства». Профессиональная проба для каждой из команд: посадка комнатного растения. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
4 | Азбука известных профессий: актёр. Василий Лановой и Ирина Купченко. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии В. Ланового и И. Купченко | Командная работа: профессиональная проба для каждой из команд (актёрский этюд по профессиям для разгадывания командой соперников). | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
5 | Азбука известных профессий: архитектор, археолог. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Презентация 8 современных архитекторов России по ссылке: https://rbth.ru/read/1600-modern-russian-architects/amp Репортаж об археологических раскопках в Оренбургской области | Командная работа по профессиональным пробам: создание эскиза современного кабинета для учеников и проведение археологических раскопок. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
6 | Азбука известных профессий: водитель. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: «ТОП 5 качеств, необходимых водителю», «ТОП 5 важных преимуществ профессии водителя перед другими профессиями». Профессиональная проба для каждой из команд: соревнования на игрушечных гоночных машинках. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
7 | Азбука известных профессий: военный. Интервью с участником СВО. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: подготовить по командам по 5 вопросов для интервью с участником СВО. Профессиональная проба для каждой из команд: соревнование между командами в меткости, силе и упорстве. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
8 | Азбука известных профессий: врач, ветеринар. Лучшие врачи России. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Репортаж «Лучшие врачи России» | Командная работа: «ТОП 5 качеств, необходимых врачу и ветеринару», «ТОП 5 важных преимуществ профессии врача или ветеринара перед другими профессиями». Профессиональная проба для каждой из команд: интерактивная игра «Хороший доктор» по ссылке: https://yandex.ru/games/app/296146 | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
9 | Азбука известных профессий: дрессировщик. Юрий Дмитриевич Куклачёв. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии Ю.Д. Куклачёва | Командная работа: «ТОП 5 качеств, необходимых дрессировщику», «ТОП 5 важных преимуществ профессии дрессировщика перед другими профессиями». Профессиональная проба для каждой из команд: интерактивная игра «Дуэль дрессировщиков» по ссылке: https://igroutka.ru/dlya-devochek/koshki/46764-duel-dressirovschikov.html | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
II ЧЕТВЕРТЬ (7 ч.) | ||||||||||
ДАТА | № п.п. | Тема урока | Этапы, хронометраж, элементы содержания и формы урока | |||||||
Теоретическая часть (от 10 до 15 минут) Работа с видео или Интернет-источниками + беседа | Тренинговая часть (от 10 до 15 минут) Командная работа | Практическая часть (от 5 до 10 минут) Индивидуальная работа | ||||||||
1 | Азбука известных профессий: железнодорожник. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Машинист паровоза Диктор вокзала Проводник | Командная работа: «ТОП 5 качеств, необходимых железнодорожнику», «ТОП 5 важных преимуществ профессии железнодорожника перед другими профессиями». Профессиональная проба для каждой из команд: интерактивная игра-симулятор "Машинист поезда 3 D" по ссылке: https://igroutka.ru/igry-poezda/37367-mashinist-poezda-3d.html | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
2 | Азбука известных профессий: журналист. Семён Ерёмин. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии С. Ерёмина Семён Ерёмин https://vk.com/video-26493942_456347495 | Командная работа: составить 5 вопросов для интервью. Профессиональная проба для каждой из команд: взять интервью у одного из своих одноклассников. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
3 | Азбука известных профессий: инженер. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Топ 5 невероятных технологий будущего | Командная работа: указать 3 полезных изобретения, без которых немыслима жизнь современного школьника. Профессиональная проба для каждой из команд: придумать три изобретения, которые были бы полезны будущим поколениям школьников и презентовать эти изобретения. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
4 | Азбука известных профессий: композитор. Макс Фадеев. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии М. Фадеева
| Командная работа: назвать 3 самых интересных трека М. Фадеева. Профессиональная проба для каждой из команд: подобрать три современных музыкальных трека для любых трёх учеников класса из членов команды противников. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
5 | Азбука известных профессий: космонавт, пилот. Дамир Юсупов. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии Дамира Юсупова | Командная работа: «ТОП 5 качеств, необходимых космонавту и пилоту», «ТОП 5 важных преимуществ профессии космонавта и пилота перед другими профессиями». Профессиональная проба для каждой из команд: интерактивная игра-симулятор "Я - пилот" по ссылке: | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
6 | Азбука известных профессий: модельер. Ульяна Сергиенко. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии Ульяны Сергиенко | Командная работа по профессиональной пробе: разработать и презентовать эскиз школьную форму для мальчиков и для девочек. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
7 | Азбука известных профессий: моряк, капитан корабля. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых сложных момента в работе капитана. Профессиональная проба для каждой из команд: интерактивная игра-симулятор "Капитан корабля" по ссылке: https://yandex.ru/games/app/303049 | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
III ЧЕТВЕРТЬ (10 ч.) | ||||||||||
ДАТА | № п.п. | Тема урока | Этапы, хронометраж, элементы содержания и формы урока | |||||||
Теоретическая часть (от 10 до 15 минут) Работа с видео или Интернет-источниками + беседа | Тренинговая часть (от 10 до 15 минут) Командная работа | Практическая часть (от 5 до 10 минут) Индивидуальная работа | ||||||||
1 | Азбука известных профессий: парикмахер, стилист. Гоша Карцев. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографии Гоши Карцева | Командная работа: назвать 3 самых важных качества стилиста. Профессиональная проба для каждой из команд: сделать причёску и презентовать её одному из членов своей команды | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
2 | Азбука известных профессий: переводчик. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых сложных языка для перевода. Профессиональная проба для каждой из команд: составить дружественное послание инопланетянам на неизвестном языке. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
3 | Азбука известных профессий: писатель, поэт. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества писателя. Профессиональная проба для каждой из команд: написать маленькую сказку для детей или стихотворение. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
4 | Азбука известных профессий: повар, кондитер. Константин Ивлев. Ренат Агзамов. | Просмотр и обсуждение видео о профессии по биографиям К. Ивлева и Р. Агзамова | Командная работа: назвать 3 самых важных качества повара, кондитера. Профессиональная проба для каждой из команд: составить рецепт хорошего и рецепт плохого ученика. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
5 | Азбука известных профессий: полицейский. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества полицейского. Профессиональная проба для каждой из команд: разработать систему наказаний для правонарушителей класса. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
6 | Азбука известных профессий: программист. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества программиста. Профессиональная проба для каждой из команд: разработать сюжет (герои, уровни, содержание, финал) интересного квеста для современных школьников. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
7 | Азбука известных профессий: продавец. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Плюсы и минусы профессии продавца | Командная работа: назвать 3 самых важных качества продавца. Профессиональная проба для каждой из команд: выбрать товар, который продаёте, написать для него рекламу, презентовать рекламу. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
8 | Азбука известных профессий: психолог. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества психолога. Профессиональная проба для каждой из команд: составить и презентовать пять заповедей психолога. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
9 | Азбука известных профессий: режиссёр. Елена Дубровская. | Просмотр и обсуждение видео о профессии 10 советов от режиссёра Е. Дубровской | Командная работа: назвать 3 самых важных качества режиссёра. Профессиональная проба для каждой из команд: написать и разыграть небольшую сценку о школьной жизни. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
10 | Азбука известных профессий: строитель. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Просмотр фильма <<Город крылатого коня>> | Командная работа: обсуждение главной идеи фильма. Профессиональная проба для каждой из команд: создать макет дома будущего. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ (8 ч.) | ||||||||||
ДАТА | № п.п. | Тема урока | Этапы, хронометраж, элементы содержания и формы урока | |||||||
Теоретическая часть (от 10 до 15 минут) Работа с видео или Интернет-источниками + беседа | Тренинговая часть (от 10 до 15 минут) Командная работа | Практическая часть (от 5 до 10 минут) Индивидуальная работа | ||||||||
1 | Азбука известных профессий: спортсмен, тренер. Алексей Немов. Анатолий Тарасов. | Просмотр и обсуждение видео о профессии и по биографиям А. Немова и А. Тарасова | Командная работа: назвать 3 самых важных качества спортсмена. Профессиональная проба для каждой из команд: провести сопровождения для команды противников физминутку из трёх упражнений с использованием музыкального сопровождения. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
2 | Азбука известных профессий: учитель. | Просмотр и обсуждение видео о профессии по ссылке: https://vk.com/video-191955036_456239121 | Командная работа: назвать 3 самых важных качества учителя. Профессиональная проба для каждой из команд: провести воспитательную беседу со своими одноклассниками, мотивируя их на обучение и саморазвитие. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
3 | Азбука известных профессий: фотограф. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества фотографа. Профессиональная проба для каждой из команд: сделать и презентовать 5 необычных фотографии своих одноклассников. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
4 | Азбука известных профессий: художник. | Просмотр и обсуждение видео о профессии Искусство современных художников | Командная работа: назвать 3 самых важных качества художника. Профессиональная проба для каждой из команд: нарисовать и экспонировать символический портрет своего класса. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
5 | Азбука известных профессий: экономист. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества экономиста. Профессиональная проба для каждой из команд: составить бизнес-план, согласно которому может разбогатеть Буратино (стартовый капитал - 5 золотых монет). | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
6 | Азбука известных профессий: юрист, адвокат. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: назвать 3 самых важных качества юриста. Профессиональная проба для каждой из команд: суд над мобильным телефоном. | Составление профессиональной рефлексивной карты по модели: 1. Профессия. 2. Необходимые качества (3 прилагательных). 3. Интересна (не интересна) мне. 4. Соответствует (не соответствует) моим качествам. | ||||||
7 | Карта возможностей. Мои сильные и слабые стороны. Самопрезентация. Выбор профессии. | Просмотр и обсуждение видео о профессии | Командная работа: составить шаблон самопрезентации, помочь каждому члену команды определить свои сильные и слабые стороны. | Составление карты самоанализа сильных и слабых сторон и карты профессиональных предпочтений. Самопрезентация (устная, письменная, визуальная). | ||||||
8 | Просмотр и обсуждение самопрезентаций. | Просмотр и обсуждение устных, письменных и визуальных самопрезентаций. | Командная работа: анализ и корректировка самопрезентаций одноклассников. | Индивидуальная работа по выбранному профилю. | ||||||