Банк заданий по формированию и диагностики метапредметных результатов по истории России (6 класс)

7
0
Материал опубликован 2 March 2021 в группе

Банк заданий по формированию и диагностики метапредметных результатов по истории России 6 класс


ТЕМА II. РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.


УРОК 7. ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ (§ 4)


Работа с текстовой информацией


Задание. Прочитайте тексты и выполните задание

Многие учёные полагают, что «русью» называлась группа славянских, скандинавских и финских купцов и наёмников, объединявшихся во взаимовыгодные военные и торговые союзы. Затем так стали называть дружину князя, его близкое окружение независимо от этнического происхождения.

Но есть разные версии. Одни исследователи считают, что «русью» местные финские племена называли выходцев из Скандинавии — «руотси», от древнескандинавского глагола «грести» (воины-гребцы). Другие учёные ведут поиск термина на славянских территориях: среди

балтийских славян, хазар, сарматов и др. Часть учёных настаивает на славянском происхождении слова «русь» — от названия племени, жившего по реке Рось в Среднем Поднепровье(Б. А. Рыбаков). Однако последние историко-географические изыскания показывают, что бассейн реки Рось вошёл в состав Русской земли лишь при Ярославе Мудром во второй четверти XI в. До этого южная граница Руси проходила севернее, что подтверждают археологические материалы.

Есть также мнение, что термины различны по происхождению (северный «русь» и южный «рос») и какое-то время сосуществовали.

Вопрос образования Древнерусского государства и роли варягов в нём относится к «трудным вопросам» преподавания курса.

В летописных источниках под 862 г. рассказано о «призвании» варяжского конунга (князя) Рюрика, чтобы он «владел и судил по праву», с учётом местных обычаев. Легенды, связанные с зарождением государства, есть у многих народов средневековой Европы и Азии. Несомненно, что в описании в форме легенды содержится важная информация — по древнейшей традиции славян Рюрик был приглашён княжить в межплеменном союзе словен, мери и кривичей.

О Киеве

В «Повести временных лет» говорится, что земли, населенные полянами, в давние времена посетил апостол Андрей. Он благословил это место и предсказал, что здесь возникнет великий город. Город действительно появился в ту пору, когда полянами правили братья Кий, Щек и Хорив.

Летописец приводит две легенды о Киеве. По одной версии город назвали в честь старшего брата. Кий, если верить народному сказанию, был великим вождем и ходил к Царьграду (Константинополю), где его с почетом принимал сам император. Согласно другой версии, около города полян был перевоз через Днепр, а перевозчика звали Кий.

О призвании варягов на Русь

Варяги принудили кривичей и ильменскихсловен платить дань. Северные племена изгоняют варягов за Балтийское море и пытаются управлять собой сами, но не имеют общего свода законов и оггого втягиваются в междоусобицы («встал рол на род»). Чтобы прекратить войну, слонене и чудь решили пригласить в князья иноземного владыку. Послы северных славянских племен, мери и чуди отправились к варягам с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата — Рюрик, Трувор и Синеус — поспешили на призыв. Старший из братьев - Рюрик — садится княжить в Новгороде (у словен), второй брат — Синеус — в Белозерске (у веси), а третий брат — Трувор — в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть в своих руках сосредоточивает Рюрик. «Те варяги назывались русью... И от тех варяг прозвалась Русская земля».

О народе русь в «Повести временных лет» и других источниках

В начале летописи утверждается, что русь — это название варягов, которые пришли с Рюриком. В другом месте читаем: «Поляне, яже ныне зовомаярусь». Русский язык летописец считал славянским. Очень часто термин «Русская земля» он употребляет не в приложении ко всему государству, а в узком смысле, как название некоей территории. Историки давно ее определили — это северная земля и земли полян и древлян.

Таким образом, в «Повести временных лет» народ русь — это и жившие на юге восточные славяне, и варяги. Но есть и третий подход. При перечислении племен, участвовавших в походе князя Олега на Константинополь в 907 г., указаны варяги, словене, чудь... и «вся русь». Народ русь противопоставлен и славянам, и скандинавам, и угро-финнам.

Подобное противопоставление встречается и в Первой Софийской (Новгородской) летописи. В повести о неудачном походе сына киевского князя Ярослава, Владимира Ярославича, на Царьград в 1043 г. читаем: «РекошарусьВолодимиру: станем здесь на поле. А варязирекоша: пойдем в ладьях под город».

Иностранные авторы о народе русь

Византийские и восточные авторы ГУ—VI вв. и готский историк Иордан упоминают народ рус или рос, который жил в Причерноморье. Эти росы досаждали всем соседям грабежами. В «Житии Георгия Амастрид-ского» (до 842 г.) упоминается русь — народ, который все знают и который опустошает Черноморское побережье.

Арабский писатель Ибн Хордадбег в «Книге путей и государств» сообщил, что русские купцы, приезжающие на восток, - славяне. Однако более поздние арабские и византийские источники IX—X вв. видят в русах господствующий класс и противопоставляют его низшим слоям — славянам. «Русы не имеют пашен, а питаются л ишь тем, что привозят из земли славян» (Ибн Русте). «Всегда 100—200 из них ходят к славянам и насильно берут у них свое содержание, пока там находятся» (Гардизи).

В «Вертинских анналах» — ежегодных хрониках, которые велись в одном и 1 монастырей Франкской империи, — говорится, что в 839 г. ко двору императора Людовика Благочестивою, сына Карла Великого, вместе с византийским посольством прибыли люди, назвавшие себя представителями народа рос. Своего правителя они назвали титулом хакан (каган) Однако вскоре выяснилось, что эти люди, хотя и называли себя росами, на самом деле свей, т. е. шведы. Где находилось их государство, во главе которого стоял хаган, из анналов не ясно.

Находки археологов

Археологи находят в Старой Ладоге, Изборске, Пскове, Новгороде, Полоцке постройки скандинавского типа (длинные бревенчатые дома с чуть покатой крышей, засыпанной землей, с открытым очагом в центре), варяжские шлемы и оружие, предметы быта и клады с монетами.


ЗАДАНИЕ:


Перечислите основные версии происхождения слова «русь

Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.

Выскажите своё мнение по поводу спора норманистов и антинорманистов.

Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным


t1614672279aa.png


Задание :Прочитайте текст и ответе на вопросы .


РЮРИК, АСКОЛЬД И ДИР. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ РУСЬ

Славяне платили дань своим соседям, потому что не было у них единства и своего государства. Как записано в древней летописи, в 862 году отправили ильменские славяне и кри­вичи послов к князьям варяжского племени и при­гласили их править. На приглашение откликну­лись три брата. Старший брат Рюрик построил город Ладогу в устье реки Волхов, а потом перебрался в Новгород и стал там править. Синеус стал править на Белом озере, а Трувор — в Изборске.

Через два года братья Рюрика умерли, и он объединил все северные земли под своей властью. Много городов построил Рюрик на Руси. И везде поставил своих стар­ших дружинников. Столицей северной Руси стал Новгород.

Двоим из дружинников Рюри­ка — Аскольду и Диру — городов не досталось. Они отправились искать лучшей доли в столицу Византии Константинополь. Но по пути «изваряг в греки» увидели они красивый город на берегу Днепра. Он носил имя своего основателя Кия. Горожане в то время платили дань хазарам. Аскольд и Дир помогли киевлянам избавиться от хазарского гос­подства и сами стали князьями киевскими. Киев стал столицей южной Руси.

Укрепившись в Киеве, Аскольд и Дир собрали большую дру­жину и двинули её на Константинополь. Подойдя к богатой сто­лице Византии, русы окружили её, разорили предместья, вселяя ужас в местных жителей. Но взять город они не смогли.



Какой народ был призван славянами на княжение?

Что вы можете рассказать об этом народе?( из курса истории средних веков)

Заполните таблицу :


Имя вождя

Место правления











Работа с картой:


1. Используя Атлас и дополнительные источники обозначьте географические объекты торгового пути «из варяг в греки». Определите роль Киева на этом пути

Пройдите вместе с Олегом по пути «Из варяг в реки»

Представьте что вы член дружины Олега и отправляетесь с ним в поход ,что бы вы предложили для удачного похода?



Работа с изображением:



t1614672279ab.jpg


Илья Глазунов. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус  
1986 год

Ознакомься с изображением и подготовь рассказ о призвании варягов

Ответь на вопросы:

Почему первоначальный период истории Древней Руси современные историки называют легендарным?

Известный историк и педагог В.Б. Кобрин писал, что "дань - это плата за несостоявшийся набег". Объясните смысл этого высказывания





Урок 8-9 Становление Древнерусского государства

Работа с понятием.

Дайте определение понятию ГОСУДАРСТВО используя схему

РОД(обобщающее слово)

ВИДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ(признаки государства)



Вопрос: Какие государства уже существовали в Европе, Азии, в том числе на территории современной России (см. карту)? Было ли государство в греческих городах-полисах Северного Причерноморья?

Задание

Составьте схему управления полисов и общественный порядок у восточных славян

Сравните системы управления полисов и сложившийся общественный порядок у восточнославянских племён

Можно ли утверждать, что у восточнославянских племён в VI—VIII вв. уже существовало государство?





Работа с историческим документом.

В большом классе организуется работа по группам , в маленьких классах по парам или индивидуально (повторяем алгоритм работы в группе, в паре

Задание: Используя документы дайте характеристику исторического деятеля

В своей работе используйте памятку:

1. Имя исторического деятеля, даты жизни.

2. Описание внешности, основные черты характера.

3. Перечень исторических событий, в которых участвовал данный исторический деятель.

4. Решающие дела и поступки.

5. Итоги деятельности.

6. Выводы.

Дополнительный материал для первой группы

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 883 начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 884 отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, не позволил им платить дань хазарам, говоря так: «Я враг их, а вам им платить незачем».

В лето 885 послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне»... И властвовал Олег над полянами, древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал...

В лето 907 пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве... И пришел к Царьграду; греки же город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром... со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе»... И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Вопросы для первой группы

Как данный отрывок из летописи характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега?

Как автор летописи относится к походу Олега на греков? (Презентация работы первой группы.Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Итоги правления князя Олега:

расширение территории государства; укрепление внешнеполитического могущества Руси; забота о безопасности границ.

Дополнительный материал для второй группы

Согласно «Повести временных лет», князь Игорь принял власть в 912 г. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться. В 913 г. под предводительством Игоря был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

В правление князя Игоря территория русичей подверглась нападению печенегов. В 915 г. князю Игорю удалось заключить с ними союз, и пять лет они не тревожили русские земли.

В 941 году Игорь предпринял неудачный поход на Царьград — большая часть войска князя была уничтожена. Желая смыть позор после поражения, князь Игорь собрал второй поход. В 944 г. объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси без числа», византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 945... сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда [воеводы, собиравшего с племен дань во время отсутствия Игоря] изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь— пошел к древлянам заданью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем снова идешь? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало.

Вопросы для второй группы

Какую внутреннюю и внешнюю политику проводил князь Игорь?

Почему древляне убили князя Игоря? (Презентация работы второй группы.Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Итоги правления князя Игоря:

сохранение единства Руси; заключение союза с печенегами, использование войска для совместных действий; заключение военно-торгового союза с Византией.

Дополнительный материал для третьей группы

По одной из легенд, Ольгу избрал в жены князю Игорю Олег. Согласно другим данным, Ольга — простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда.

Ольга жестоко подавила восстание древлян, отомстив за смерть своего мужа. Предания повествуют, что после убийства Игоря древляне выбрали лучших мужей и отправили их к Ольге с предложением выйти замуж за князя Мала. Первая делегация послов была сброшена вместе с ладьей в яму и засыпана землей. Вторая делегация была сожжена в бане.

Собрав поход против древлян, княгиня Ольга появилась у Искоростеня и, справив тризну по мужу, приказала уничтожить жителей города. Так началась долгая, длившаяся почти год, осада Искоростеня. Только хитростью Ольге удалось уничтожить город. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли город. После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани.

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 946... Пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлян-ской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей, И сохранились становища ее и охотничьи гоны и до сих пор. И пришла в город своей Киев с сыном своим Святославом, и побыла здесь год. В лето 947... Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты [места сбора дани] и дани и по Луге оброки и дани... И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви.

Отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом.

Просветившись же, она радовалась душой и телом, и наставил ее патриарх в вере, и оставила тьму. Патриарх сказал: «Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков»... И было наречено ей в крещении имя Елена.

После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью?»... И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары — золото, серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав дочерью...

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и уговаривала принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем... Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя начнет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает, смерть примет - в беду впадет, как сказано: «Если кто отца и матери не послушает, смерть примет». Святослав же притом гневался на мать.

Вопросы для третьей группы

Как изменился порядок уплаты дани киевскому князю во время правления княгини Ольги? Какое значение имели эти изменения?

Когда Ольга приняла христианство?

Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение?

Почему Святослав не хотел принимать православную веру? Как этот факт характеризует взаимоотношения князя и дружины? (Презентация работы третьей группы.Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Итоги правления княгини Ольги:

установление размеров дани — уроков и мест сбора дани — погостов; ослабление местной племенной знати, укрепление княжеской власти; окончательное покорение древлян; укрепление дипломатических связей с Византией.

Дополнительный материал для четвертой группы

Греческий историк, рассказывая о встрече Святослава с византийским императором, приводит описание внешности князя: «Видом он был таков: среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и суровым. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином, посреди них вставленным. Одежда была на нем белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 964... И пошел [Святослав] на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем».

В лето 965... Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В лето 966... Вятичей победил Святослав, и дань на них возложил.

В лето 967... Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце, беря дань с греков.

В лето 968... Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце... И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев... И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

В лето 969... Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же воск, мед и рабы».

В лето 971... Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.

В лето 972... Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.

Вопросы для четвертой группы

Какими чертами характера Святослава восторгались летописцы?

Каким образом Святослав решал задачу обороны государства?

Почему Святослав хотел жить в Переяславле?

Каковы причины гибели киевского князя? (Презентация работы четвертой группы.Подведение итогов работы поданному вопросу.)

Итоги правления князя Святослава:

активная внешняя политика Киевской Руси; расширение территории Древнерусского государства; ослабление внимания к внутриполитическим вопросам.



Задание на умение аргументировать.

1 Один из историков назвал княгиню Ольгу подлинной устроительницей государства на Руси.

Приведите аргументы за и аргументы против

2.Можно ли назвать Святослава устроителем государства на Руси

Приведите аргументы за и аргументы против



Задание на формирование личностных результатов:

1.Оцените поступок Игоря, древлян

2. Выскажите свое отношение к мести Ольги древлянам?









Урок 10.Правление князя Владимира. Крещение Руси.



Прием "Логическая цепочка"

1.Составить логическую цепочку «От Рюрика до Святослава»

«Походы Святослава», «Деятельность Ольги»


2.Расположите в имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления.Запишитецифры,которыми обозначены имена князей в правильной последовательности в таблицу

1.Ольга

2.Рюрик

3.Игорь

4.Олег








3.Задание «Учимся рассуждать»


1.Прочитайте обращение к Святославу


«И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»



Согласны ли вы с высказыванием в адрес Святослава?

Выскажите аргументы «за» и аргументы «против»



2. В Новгороде установлен памятник «Тысячелетие России».Как ты думаешь в каком году он был установлен и в честь какого события?





Тексты с описанием Владимира Святославовича.

Фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»:

«И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».

- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? («поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п.)

- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? (Ответы учащихся : «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п.)


Второй текст «Справочные сведения»:

1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь»,

«Красное Солнышко».

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича клику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Ответы учащихся:Владимир оставил по себе добрую, хорошую память).


Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?».

- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие).

- А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую)

- Какой у вас возникает вопрос? (Каким же Владимир был на самом деле?Где правда – в летописи или справочных сведениях? Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)


Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?





УРОК 11. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ (§ 7)



Проблемная ситуация


У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор.

Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопрос Почему один из сыновей Владимира получил прозвище «Окаянный», а второй вошел в историю как «Мудрый»?



Задание: «Справедливость закона»

Цель: развитие способности к анализу содержания законов Киевской Руси и аргументация их справедливости.

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы Русской правды. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.

Документ: «Из Русской правды»

«Бьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый-русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него. 3) если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

5) Если же ударит по руке, и отладёт рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнёт хромать, тоща мстят дети(потерпевшего).
6) если кто отсечёт какой-либо палец, то, тот платит З гривны за обиду.

7) А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8) если кто вьшет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
13) Если кто опознаёт у кого-либо (свою пропавшую вещь), то её не берет, не говори ему- это моё, но скажи ему так: пойди на свод, где ты её взял. Если тот не пойдёт, то пусть (представит) поручителя в течение
5 дней.
16) Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромьи своего господина и тот начнёт его не выдавать, то холола,взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот удареiшьий человек, пусть бьёт его.

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание законов;

- умение аргументировать свой ответ;

- последовательность.



УРОК 12. РУСЬ ПРИ НАСЛЕДНИКАХ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. ВЛАДИМИР МОНОМАХ (§ 8)

1.Работа с картой

1. Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Сделайте выводы.

2.Какие русские земли особенно сильно страдали от набегов кочевников?

3. Почему борьба с набегами половцев стала важнейшей задачей русских князей?



Прочитайте п.3 Как изменялось управление государством в соответствии с принципом «каждый да держит отчину свою»? Дополните схему управления Древнерусским государством.

Управление в Киевской Руси до начала XII в.

Великий князь киевский

t1614672279ac.gif

Дружина

Старшая дружина. Бояре (знать)

Мt1614672279ac.gif ладшая дружина (гриди)


Местные (удельные) князья

Пt1614672279ac.gif осадники, волостели


Местная дружина

t1614672279ac.gif

Погосты, становища, волости



2.Прочитайте фрагмент Устава Владимира Мономаха (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните понятия: холопство, ссуда, ростовщичество. Какие меры принял Владимир Мономах? Какое значение имел Устав?





3.Заполнить таблицу:

«Правда Ярослава»

«Правда Ярославичей»

«Устав Владимира Мономаха»

Ограничивала кровную месть крутом ближай­ших родствен­ников

Штраф (вира), запрет кров­ной мести

Штраф (вира)


Защита собственности князя и его земельных владений



Увеличение размеров штра­фов за судебные функции

Введение письменно­го судопроизводства


Выделение новых категорий зависимого населения (за­купы)

Уточнение положе­ния закупа



4. Задание: «Актуальны ли моральные нормы 12 века для современного человека?»

Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и аргументации актуальности их на сегодняшний день

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащиеся делятся на группы по 4–5 человек и на основании документа выделяют моральные нормы, характерные для 12 века и сравнивают с сегодняшним днем, одновременно заполняя таблицу. При выступлении устно аргументируют свой ответ на актуальность. Прослушав выступления всех групп, делаем общий вывод: «Актуальны ли моральные нормы 12 века для современного человека?»

Документ: В. Мономах «Поучение детям».

«1. Дети мои или иной кто, слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь. 2. В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. 3. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. 4. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. 5. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. 6. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. 7. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. 8. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.9. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. 10. Больного навестите, а покойника проводите, ибо все мы смертны.11. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. 12. Жену свою любите, Но не давайте ей власти над собой. 13. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамоту, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. 14. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. 15. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. 16. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…» [2].

предложения в тексте

Моральные нормы, характерные для 12 века

Актуальность на сегодняшний день (да, нет)










Критерии оценивания:

умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм;

умение аргументировать свой ответ;

последовательность.





УРОК 13. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ (§ 9)



Задание. Рассмотрите схему «Социальная структура и основные категории населения Руси»). Определите основные категории (группы) населения, их социальное положение. Работу можно организовать в малых группах (рассказ о привилегированных, полузависимых, зависимых категориях населения Руси).



СХЕМА «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ»



t1614672279ad.gif



t1614672279ae.gif

УРОК 14. МЕСТО И РОЛЬ РУСИ В ЕВРОПЕ

Прочитайте текст. Составьте к нему «Тонкие и толстые вопросы»

Хорошо налаженные торговые пути связывали Русь с Польшей и с Венгрией. Чем торговали на Дунае, можно судить по мыту (пошлине), введённому у замка Штейн герцогом Леопольдом и его сыном; сбор распространялся на оружие, сёдла, шерстяные и льняные ткани и др. Ввозились перец, шафран, имбирь, тмин, гвоздика, лакрица, оливковое масло, лавровый лист, орехи, парча, шёлк и т. п. В Польшу поступала галицкая соль.

Русские меха, несомненно, достигали Франции, литературные источники которой говорят и о тканях, доставляемых из Руси. Дорогие плащи, шелка, русское золото и серебро упоминают французские «Песни о деяниях», славились во Франции и русские доспехи, а также боевые кони.

Восточные источники сохранили нам списки товаров, которые везли из Восточной Европы в Хорезм и далее в Среднюю Азию, Хорасан и другие страны. На одном из первых мест здесь стоят славянские рабы, которые покупались восточными владетелями и входили потом в состав их гвардий гулямов наряду с половцами и представителями других народов. Другим важнейшим предметом вывоза через Булгар в Хорезм были различного рода меха: чёрных и красных лисиц, соболей, куниц, бобров, горностаев. Лучшие меха вывозились, в частности, и из русских земель. Попадал в Хорезм и русский лён и, наконец, выделанная кожа, именуемая в источнике того времени русским названием «телятин». В Дербенте находился в Средние века крупнейший невольничий рынок на Каспии.

В условиях частых войн и усобиц среди князей (русских, половецких, кавказских) существовало, по-видимому, неписаное правило свободного прохода купеческих караванов.

В Киеве всё время пребывали многочисленные иноземные купцы (латина, немци, гости), здесь были их подворья, улицы, кварталы, подобно тому как их имели евреи, хазары, армяне.







УРОК 15. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ (§ 10)

Изучите фрагмент из сочинения Н. И. Костомарова. Используя учебник, энциклопедии или словари (Интернет), создайте словарь терминов, используемых в документе (хоры, арка, алтарь, придел, купол, мозаика, паперть).

УРОК 16. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ (§ 11)

Презентация мини-проектов:

«Праздники и развлечения знати на Руси»,

«Одежда жителей Древней Руси»,

«Как питались жители Руси».



Работа над информационно-творческими проектами к уроку17: «Археологические находки — свидетели истории». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите сведения о 3—4 крупнейших археологических памятниках нашей страны. Выясните, когда они были открыты, кто проводил раскопки, какие открытия были сделаны. Подготовьте сообщение или презентацию по теме проекта.





Литература:

История России 6 класс под ред.А.В.Торкунова, Москва, «Просвещение»,2016

История: России с древнейших времен до конца 16в: сборник рассказов по истории России А.А.Данилов, М «Просвещение»,2009

Журавлева О. Н.История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2015. — 192

Интернет-источники:

Тексты на тему «Образование Древнерусского государства» https://vbrykhov.ru/2020/02/09/6class-text1/

Открытый урок //open-lesson.net/4901/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации