Базовые понятия педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Современные педагогические подходы претерпевают значительные изменения, в том числе в области содержания, форм и методов обучения. Это преобразование основано на методологических исследованиях и связано с приоритетным вниманием к развитию личности на всех этапах жизни человека, а также к гармонизации процессов социализации и индивидуализации. Одни специалисты рассматривают его как систематизированную технологию педагогической деятельности, другие - как метод организации работы, а третьи подчеркивают его роль в индивидуализации образования. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что феномен педагогического сопровождения требует теоретического и практического осмысления на всех уровнях образования. В частности, для понимания специфики педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо прояснить определение этого понятия, поскольку оно обладает многогранным характером.
В соответствии с исследованиями Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова, педагогическое сопровождение представляет собой особый подход, предполагающий умение педагога поддерживать учащихся на протяжении их образовательного пути, индивидуализируя процесс обучения.
Понятие «сопровождение» выходит за рамки обычного лингвистического термина; его замена традиционными концепциями, такими как «помощь», «поддержка» или «обеспечение», не передает в полной мере специфику данного явления. Подразумевается не просто помощь, а особая форма поддержки, направленная на сохранение максимальной автономии и ответственности учащегося при выборе решения проблем. Речь идет о сложном взаимодействии между сопровождающим (педагогом) и сопровождаемым (учащимся), в результате которого достигаются согласованные решения и предпринимаются действия, способствующие развитию и прогрессу сопровождаемого. Педагогическая поддержка – это процесс создания благоприятных условий (совместно с учеником) для осознанного и самостоятельного принятия решений в ситуациях выбора, в случае затруднений учащегося.
Педагогическое сопровождение, согласно исследованиям М. А. Иваненко, посвященным социальному развитию старших дошкольников, включает следующие компоненты:
- Диагностика
-Консультирование
-Коррекция
-Системный анализ проблемных ситуаций
-Программирование и планирование деятельности
-Координация всех перечисленных функций.
При этом все эти компоненты направлены на разрешение проблемных ситуаций и согласованную работу всех участников образовательного процесса. Важной особенностью педагогического сопровождения является то, что субъектами развития выступают не только дети, но и их родители, а также педагоги.
По мнению Е. И. Казаковой, сопровождение представляет собой метод, создающий условия для принятия субъектами развития оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. В данном контексте субъект развития воспринимается не только как индивид, находящийся в процессе постоянного развития, но и как динамичная система, претерпевающая изменения и трансформации. Ситуации жизненного выбора – это множественные проблемные ситуации, в ходе разрешения которых ребенок учится выбирать путь прогрессивного или регрессивного развития.
Таким образом, можем делать вывод о том, определение понятия «педагогическое сопровождение» различается в зависимости от точки зрения исследователя, но большинство считает его важным элементом в образовании на всех его уровнях. Мы считаем, что педагогическое сопровождение означает быть рядом с ребенком, поддерживать его в индивидуальном образовательном пути и помогать в его учебном прогрессе.