Бинарный урок окружающего мира учителя начальных классов и учителя-логопеда «Великий круговорот жизни» (3 класс)
ГКОУ РО Казанская школа-интернат
Автор-составитель: С.П.Токова
Методическая разработка бинарного урока окружающего мира
учителя начальных классов и учителя-логопеда.
Организационная информация:
Предмет: Окружающий мир.
Класс, специфика обучения: 3 класс, обучающиеся с ЗПР.
Продолжительность урока: 40 мин.
Фотоотчёт:
https://drive.google.com/open?id=1vbpfANkRGJSHgnQOV7XEbNkK0iH0SfFQ725uD1e-nLE
Методическая информация:
УМК «Школа России»: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: проблемный урок смешанного типа
Тема: Великий круговорот жизни.
Цели:
Деятельностная: обучение детей новым способам нахождения знаний о круговороте жизни на Земле, введение новых понятий, терминов.
Содержательная: обогащение и актуализация словарного запаса детей с ЗПР путём формирования системы новых понятий, расширения знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с основными звеньями круговорота жизни, их составом и функциями.
2. Развивать умение анализировать информацию, делать обобщения, формулировать выводы; способствовать развитию речи, внимания, мышления, исследовательской и творческой деятельности путём использования активных методов обучения.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
знание понятия «Круговорот жизни», звеньев круговорота жизни, их состава и функций.
Формирование УУД:
Личностные:
сформированность позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания»; навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; развитие экологического сознания.
Регулятивные:
умение определять и формулировать цель на уроке, планирование и выполнение задания в соответствии с целью, определение критериев оценивания и обоснование своего мнения, учёт правил в контроле способа решения, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осознание качества и уровня усвоения темы, умение высказывать своё предположение; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:
адекватное взаимодействие в группе при выполнении учебного задания, умение оформлять свои мысли в устной форме; построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению, слушать и понимать речь других; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества с командой; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение взаимно контролировать действия друг друга.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добыча новых знаний: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение формулировать познавательную цель; формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы; умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; умение сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.
Технологии обучения: технология активных методов обучения, системно-деятельностная технология, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения.
Организация работы:
частично-поисковая деятельность; фронтальная, индивидуальная, групповая; дифференцированные задания по уровню сложности.
Ресурсы урока:
Проектор
Ноутбуки
Экран
Учебник «Окружающий мир», 3 класс, часть 1, автор Плешаков А.А.
Макет солнца с цветными лентами.
Цветные пазлы (разрезанные картинки), маркировка столов (цветные жетоны)
Памятка-самооценка
Индивидуальные оценочные листы
Весы (рычажные)
Ароматы (сосна, мята, лимон)
Карточки: «производят», «потребляют», «разрушают»; «производители», «потребители», «разрушители»; таблицы со звеньями и функциями;
Картинки героев мультфильма, водорослей, морских бактерий, рыбок.
Тюль для игры
Магниты
Клей
Онлайн-сервисы:
Сервис сокращения ссылок https://goo-gl.ru.com/
Видеоматериалы - отрывок из мультфильма «Король Лев»,
https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq
«Сказка о старике и сове» в 2-х частях.
https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE
https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A
Программа H5P: Интерактивное видео с заданиями «Грибы» https://h5p.org/node/29082
Программа https://learningapps.org/ для создания мультимедийных интерактивных упражнений:
- Игра-закрепление «Велиий круговорот жизни» https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20
- Тренажёр «Кроссворд о грибах» https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18
6. Google-формы (презентации): Презентация «Великий круговорот жизни».
https://drive.google.com/open?id=190J6UYhHLA5t9oVJt8RJWoRw4zOwGgw409Xo1xKYM1s
Электронный образовательный ресурс к урокам окружающего мира: СД-диск к учебнику (А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях).
Ход урока
I этап - Мотивационный этап.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности: «хочу – надо – могу»
А) Цветотерапия
Цель:
Осуществление психоэмоционального настроя детей через использование цветотерапии.
Слайд-2. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»
Приём «Солнечные лучики»
Учитель-логопед держит макет солнца с цветными лентами – лучами над головой.
Учитель:
- Ребята, протянем руки к солнцу, выберем цветную ленту, почувствуем себя тёплыми цветными лучиками и поделимся теплом с друзьями, подарив улыбки.
Учитель-логопед:
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладонях
Теплоту, частицу солнца.
Б) Дыхательная гимнастика.
Цель: Формирование дыхательного аппарата, укрепляя физиологическое дыхание; развитие плавного, длительного вдоха и выдоха, поднятие общего жизненного тонуса, укрепление психофизического здоровья обучающихся путём дыхательной гимнастики.
Учитель-логопед:
- Ребята, давайте немного отдохнём. Сделаем глубокий вдох носом, а выдыхаем через рот. (Повторяют несколько раз)
Учитель:
- Мы рады видеть всех вас здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мы уверены, что такое настроение у вас сохранится на протяжении всего урока. А для этого вы должны быть активными и внимательными. И тогда у нас всё получится!
II этап - Этап актуализации знаний по предложенной теме
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий
А) Приём «Пазлы»
Цель: Создание команд для работы по теме урока.
Учитель:
- Цветные лучики помогут нам разделиться на 3 группы для работы на уроке. Для этого выберите цветной пазл и соберите картинку. Обратите внимание на маркировку столов (цветные жетончики)
- У нас образовалось 3 группы: «Дерево», « Животное», «Гриб» (Картинки из мультфильма).
- Что общего между этими предметами? (Относятся к живой природе)
А разве грибы – это не растения? (Это отдельное царство)
Почему грибы выделены в отдельное царство: не относятся ни к растениям, ни к животным? (Растения производят органические вещества, а грибы нет; животные заглатывают пищу, а грибы всасывают ее)
- Так на какие 2 группы делится природа? (Живая, неживая).
Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни, почва…)
Назовите признаки живой природы (представители живой природы рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)
- На какие же царства (классы) можно разделить живую природу? (Растения, животные, грибы, бактерии)
Б) Проверка домашнего задания
Учитель:
- Какое царство мы изучили на прошлом уроке? (Царство грибов)
Проверим ваши знания. Оценивать себя будете самостоятельно, результаты сами будете вносить в Оценочные листы.
Но вначале обсудим критерии.
В каком случае вы поставите ! ? + -
В) Памятка-самооценка по этапам урока с критериями (сначала характеристика знаков закрыта)
! - это я знаю, легко справился
+ - новая информация, которая понятна
- - информация не совсем понятная
? - информация непонятна или недостаточна.
|
|
|
| Оценка |
| | | | |
1 группа - Интерактивное видео "Грибы" https://h5p.org/node/29082
Просматривая видео, обращайте внимание на места остановки (круглые кнопочки, которые содержат вопрос)
2 группа – 2 задания диска СD к учебнику (1 часть. В царстве грибов)
Помогаем дополнительными вопросами
3 группа – кроссворд https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18
Верхняя часть гриба (шляпка)
Часть гриба, находящаяся в земле (грибница)
Часть гриба между шляпкой и грибницей (ножка)
Как по-другому называется ножка гриба (тело)
Лекарство для лосей (мухомор)
- Поставьте соответствующий знак в оценочный лист под изображением гриба.
III этап - Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: Создание условий для определение темы урока.
Приём «Мультфильм»
Учитель-логопед:
- Ребята, вы на внеклассном чтении познакомились с книгой «Король лев». Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
(Он сказал:
- Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!)
- А что ответил Симба?
(- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба)
- Что объяснил Отец сыну?
(- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Слайд-3
Учитель:
- Давайте посмотрим отрывок из знаменитого мультфильма «Король Лев» и определим главную мысль? https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq
(Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Какая же тема урока?
Слайд-4.
Тема: Великий круговорот жизни.
IV этап - Осуществление первого пробного действия
Цель: ориентировка в разных способах выполнения задания, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, выполнение учебного действия в соответствии с учебным заданием, представление результата своей деятельности.
Учитель:
- Ребята, мы на окружающем мире уже касались круговорота в природе. О каких круговоротах говорили? (круговорот воды, цепи питания).
- Что собой представляют круговороты природы (цепи)
-Из чего состоят цепи питания? (из звеньев)
-Какую же учебную задачу мы поставим на уроке?
(Разобраться, что из себя представляет великий круговорот жизни и из каких звеньев состоит цепь великого круговорота жизни?)
- Оцените свою деятельность, поставьте знак под картинкой из мультфильма.
V этап - Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
Цель: выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Приём “Весы” – ожидания и опасения от урока
Учитель-логопед:
- Сейчас на чашу весов положим свои ожидания от урока и опасения.
Физминутка «Ароматерапия»
Цель: восстановление сил, получение эмоциональной разрядки.
Дети по группам определяют запахи (цитрусовые, хвойные, мята)
Учитель:
- Закройте глаза и включите своё воображение, какой предмет вы представили? (сосна, ель, лимон, мята)
VI. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Приём «Работа в группах».
Учитель:
- Какие функции выполняют представители ваших групп? Растения? ( производят органические вещества на свету с помощью углекислого газа и воды)
Учитель-логопед:
Какое главное слово-глагол подходит вашей команде? Что делают растения? (производят).
Учитель:
- Какие функции выполняют животные? (потребляют органические вещества, произведённые растениями и едят животных)
Учитель-логопед:
- Какой глагол подходит животным? (потребляют)
Учитель:
- Какие функции выполняют черви, грибы. Бактерии? (разрушают мёртвые остатки растений и животных. Перегнившие остатки разлагаются и образуются неорганические вещества – необходимые растениям соли).
Учитель-логопед:
- Какой глагол подходит вам? (потребляют)
Кладём карточки в каждую команду со словом:
Производят Потребляют Разрушают
Учитель:
- Подтвердите ваши ответы картинками. Для этого вам надо выбрать те, которые соответствуют животным, растениям, грибам.
В каждой группе - картинки-помощники.
Команда – животные:
Животные едят траву. Покупатели в магазине приобретают товары, являются потребителями.
Команда – растения:
Схема растения производят органические вещества. Гончар изготовляет кувшин.
Команда – бактерии:
Бактерии, перегной. Развалины, разбитый кирпич.
VII этап - Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Цель: Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Работа с картинками.
Учитель:
- Объясните, почему выбрали именно эти картинки?
Учитель-логопед:
- Подберите однокоренные слова к глаголам. Как же называют тех, кто производят? Потребляют? Разрушают?
Поставили таблички: Производители. Потребители. Разрушители.
Работа с логопедом по произношению слов на карточках.
Работа с таблицей.
Учитель:
- Обобщим знания, заполнив таблицу. https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20
Вывешиваем и на магнитную доску, прикрепив магнитами.
- Вот и создали Великий круговорот жизни!
Состав звена | Функция | |
Организмы-производители | Растения | Производят питательные вещества (сахар, крахмал) |
Организмы-потребители | Животные | Потребляют вещества |
Организмы-разрушители | Грибы и бактерии | Разрушают остатки животных и растений |
- А какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
VIII этап - Первичное закрепление нового знания.
Цель: Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.
Приём «Кластер» - составление схемы.
Учитель:
- Давайте украсим схему на доске, добавим героев мультфильма в звенья цепи Круговорота жизни.(Растения саванны, антилопы и львы, бактерии в почве).
Учитель-логопед:
- Кто всех кормит? - Кто всех поедает? - Кто всё убирает?
- Оцените себя по новой теме, поставьте знак под схемой цепи круговорота.
IX этап - Включение в систему знаний и умений.
Цель: повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Учитель-логопед:
- Ребята, вы сказали, что из этой цепи ни в коем случае не должно выпасть ни одно звено!
Приём «Игра «Невидимка»
- Проведём игру «Невидимка»
Представим на мгновение, что не станет производителей (растений). (Накрываем группу тюлем) (Не станет пищи, кислорода)
- А если исчезнут потребители (животные)? Например, травоядные. (Растений станет много, исчезнут хищники)
- А вдруг не станет бактерий и грибов? (Некому будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии)
- Почва (Не сможет образовываться перегной, а из перегноя соли и минералы, которыми питаются растения)
Х этап - Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Цель: выявить уровень усвоения нового материала, провести самопроверку по эталону, фиксировать результаты
Приём «Ученик – ноутбук»
Учитель:
- Итак, подведём итог всем знаниям, которые вы приобрели.
(Просмотр материала на диске CD Часть-1. Великий круговорот жизни)
- Выполните самостоятельно два задания.
- Оцените самостоятельную работу на компьютерах. Заполните оценочные листы.
XI этап - Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.
Приём «Весы»
Учитель-логопед:
- Ну что, обратимся к весам?
- Кто же опасался, что испытает трудности? Можем переложить ваши опасения на другую чашу?
Слайд-5
Приём «Океан знаний»
Учитель:
- Сегодня вы получили океан знаний.
- В каком слое воды вы видите себя после изучения данной темы?
Поместите водоросли, рыбок, бактерии.
Если вы усвоили материал полностью, поместите свою картинку в верхний слой.
Если остались небольшие пробелы в знаниях, то прикрепите картинки в середину океана.
Если требуется ещё объяснение нового материала - на дно океана.
Оценка
-А теперь поставьте себе общую оценку за урок.
Презентация. Слайд-6
XI этап - Домашнее задание (на выбор)
Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Приём «Идеальное задание»
Домашнее задание:
1. Просмотреть видеоролик «Сказка о старике и сове» (на основе сказки «Как дед великое равновесие нарушил», 1 часть) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE
Ответить на вопросы, поставленные в ролике:
- Какую ошибку совершил дед?
- Нужна ли была сова?
- Почему стал погибать клевер?
- Могут ли животные и растения жить друг без друга?
2. Просмотреть 2 часть видеофильма по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A
Ответить на вопросы, поставленные в ролике:
- Какого звена не хватает в мультфильме?
- Что бы вы добавили?
Составить краткую схему круговорота.
3. Сравнить круговорот воды в природе и Великий круговорот жизни, то есть круговорот веществ и цепи питания. Объяснить сходство и различие.
Презентация. Слайд-7. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»
Учитель:
- Урок окончен. Спасибо за активную и плодотворную работу.
Приложение. Технологическая карта урока.
Педагогический приём | Деятельность учителей | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
I этап - мотивационный. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности: «хочу – надо – могу» | ||||
Слайд-1 А) Цветотерапия - Приём «Солнечные лучики» Цель: Осуществление психоэмоционального настроя детей через использование цветотерапии. | Учитель предлагает детям протянуть руки к солнцу, выбрать цветную ленту, почувствовать себя тёплыми цветными лучиками и поделиться теплом с друзьями, подарив улыбки. Учитель-логопед держит макет солнца с цветными лентами-лучами над головой и читает установочный стих. | Выполняют инструкцию учителя, получив заряд бодрости и хорошее настроение. | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: | |
Б) Дыхательная гимнастика. Цель: Формирование дыхательного аппарата, укрепляя физиологическое дыхание; развитие плавного, длительного вдоха и выдоха, поднятие общего жизненного тонуса, укрепление психофизического здоровья обучающихся путём дыхательной гимнастики. | Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику. Учитель настраивает учеников на уверенность в себе. | Ученики настраиваются на активность и внимательность на уроке. | ||
II этап - этап актуализации знаний по предложенной теме. Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | ||||
А) Приём «Пазлы» | Учитель делит детей на 3 группы для работы по теме урока, используя цветные пазлы и маркировку столов (цветные жетончики) Учитель ведёт беседу о живой и неживой природе | Образовали 3 группы: «Дерево», «Животное», «Гриб» (картинки из мультфильма «Король Лев), собрав пазлы. Объясняют, что общего между этими группами, почему грибы выделены в отдельное царство, вспоминают, что относится к неживой природе, называют признаки живой природы. | Коммуникативные: - интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества с командой. Регулятивные: Личностные: мотивация к учебной деятельности. | |
Б) «Памятка-самооценка» по этапам урока с критериями (сначала характеристика знаков закрыта) | Учитель представляет ученикам таблицу «Памятка-самооценка» по этапам урока с критериями. | Ученики обсуждают критерии оценивания и берут за основу характеристику знаков: ! - это я знаю, легко справился + - новая информация, которая понятна - - информация не совсем понятная ? - информация непонятна или недостаточна. | Регулятивные: | |
В) Проверка домашнего задания Приём «Викторина» - интерактивное видео - Упражнение СD-диска - Приём «Кроссворд» | Учитель даёт задание в группах, использует дополнительные вопросы для второй группы. | Работают по группам: 1 группа - Интерактивное видео "Грибы" https://h5p.org/node/29082 2 группа – 2 задания CD-диска к учебнику,1 часть, «В царстве грибов») 3 группа – кроссворд https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18 Выполнив задания, заполняют оценочные листы. | Личностные: | |
III этап - Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цель: Создание условий для определение темы урока. | ||||
Слайд-2 Приём «Мультфильм» | Учитель-логопед ведёт беседу по книге «Король Лев», с которой познакомились на внеклассном чтении. Учитель предлагает посмотреть отрывок из знаменитого мультфильма «Король Лев» и определить главную мысль. https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 | Из беседы дети сделали вывод, что все мы являемся частицей большого круговорота жизни! Посмотрев мультфильм, дети формулируют тему урока. | Познавательные: | |
IV этап - Осуществление первого пробного действия Цель: ориентировка в разных способах выполнения задания, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, выполнение учебного действия в соответствии с учебным заданием, представление результата своей деятельности. | ||||
«Мозговой штурм» | Учитель с помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить уже изученные цепи и их состав. | Ставят учебную задачу на уроке. Оценивают свою деятельность и заполняют оценочный лист. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
V этап - Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Цель: выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | ||||
Приём “Весы” | Учитель-логопед предлагает детям на чашу весов «положить» свои ожидания от урока и опасения. | Каждый ученик высказывается: что он ожидает от урока и чего опасается. | Личностные: | |
Физминутка Цель: восстановление сил, получение эмоциональной разрядки. | ||||
Аромотерапия | Под спокойную мелодию учитель предлагает ученикам закрыть глаза и включить своё воображение, представить по запаху предмет (сосна, ель, лимон, мята) | Ученики по группам определяют запахи (цитрусовые, хвойные, мята) | | |
VI. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | ||||
Приём «Работа в группах». | Учитель спрашивает про функции представителей живой природы по группам детей.
Учитель-логопед проводит лексическую и словообразовательную работу. | Обучающиеся I группы объясняют функции растений. II группа – животных. III группа – грибов и бактерий. Дети подбирают подходящие глаголы и картинки, соответствующие функциям растений, животных, грибов (бактерий). | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: - добыча новых знаний: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
VII этап - Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Цель: Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | ||||
Работа с картинками. Речевая разминка. Заполнение таблицы. | Учитель просит объяснить выбор картинок: Команда – животные: Животные едят траву. Покупатели в магазине приобретают товары, являются потребителями. Команда – растения: Схема растения производят органические вещества. Гончар изготовляет кувшин. Команда – бактерии: Бактерии, перегной. Развалины, разбитый кирпич. Учитель-логопед просит подобрать однокоренные слова к глаголам. И работает с произношением слов на карточках. Учитель предлагает обобщить знания, заполнив таблицу, проводит игру на общем экране по ссылке https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20
Учителя вывешивают на магнитную доску «Великий круговорот жизни», полученный из таблицы, заполненную детьми. | Подбирают картинки, подходящие каждой группе, объяснив свой выбор, делают вывод: I.растения – производят - производители II.животные – потребляют - потребители III.грибы (бактерии) – разрушают - разрушители Подбирают однокоренные слова и ставят таблички: Производители. Потребители. Разрушители. Чётко проговаривают слова со звуком (р) Ученики играют по ссылке, заполняя свободные ячейки, затем вклеивают карточки в нужные ячейки: название звена, состав звена, функция. | Коммуникативные: Познавательные: | |
VIII этап - Первичное закрепление нового знания. Цель: Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач. | ||||
Приём «Кластер» - составление схемы. | Учитель предлагает детям украсить схему на доске, добавив героев мультфильма в звенья цепи «Круговорота жизни» Учитель-логопед подводит итог: - Кто всех кормит? - Кто всех поедает? - Кто всё убирает? | Дети вставляют картинки в схему на доске (Растения саванны, антилопы и львы, бактерии в почве). Обучающиеся отвечают учителю-логопеду и оценивают себя по новой теме, поставив знак под схемой цепи круговорота оценочный лист. | Коммуникативные: Познавательные: | |
IX этап - Включение в систему знаний и умений. Цель: повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | ||||
Приём «Игра «Невидимка» | Учитель-логопед проводит игру «Невидимка». | Дети отвечают на вопросы по ходу игры: что произойдёт если не станет того или иного звена в цепи «Великого круговорота жизни». | Познавательные: | |
Х этап - Самостоятельная работа и проверка по эталону. Цель: выявить уровень усвоения нового материала, провести самопроверку по эталону, фиксировать результаты | ||||
Приём «Ученик – ноутбук» | Учитель организовывает самостоятельную работу Подводит итог всем знаниям, которые приобрели. | Просматривают изученный материал на CD-диске. Часть-1. Великий круговорот жизни) Выполняют самостоятельно два задания. Оценивают самостоятельную работу на ноутбуках. Заполняют оценочные листы. | Личностные: Регулятивные: | |
X этап - Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний. | ||||
Приём «Весы» | Учитель-логопед обращается к весам. Возвращается к началу урока, делая акцент на опасения детей, которые боялись трудностей в изучении нового. | Ученики объясняют, что опасения были напрасны, т.к. трудности обошли стороной. | Личностные. | |
Слайд-4. Приём «Океан знаний» | Учитель раздаёт картинки: водоросли - группе «Растения», рыбки – группе «Животные», бактерии – группе «Грибы» и предлагает разместить представителей своей группы в слое воды, соответствующем своим знаниям после изучения данной темы. | Если дети усвоили материал полностью, помещают свою картинку в верхний слой. Если остались небольшие пробелы в знаниях - в середину океана. Если требуется ещё объяснение нового материала - на дно океана. Выставляют себе общую оценку за урок. | Личностные: Регулятивные: Познавательные: | |
XI этап - Домашнее задание (на выбор) Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. | ||||
Слайд-5. Приём «Идеальное задание» | Учитель даёт 3 варианта домашнего задания по изученной теме. | Каждый ученик выбирает одно задание - по собственному выбору и желанию. | Личностные: Познавательные УД | |
Слайд-6. «Цветотерапия» | Учитель благодарит за активную и продуктивную работу под «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией» | Убирают рабочие места. | |
Используемые ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A
https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях
Картинки: http://p2.ifengimg.com/a/2016_49/294eeb139015c97_size80_w1000_h541.jpghttps://i2.imageban.ru/out/2011/10/10/47102f034d13e43a952daee936364278.png
https://www.animationsource.org/sites_content/lion_king/img_screenshot/220562.jpg
https://s1.travelask.ru/system/images/files/001/018/907/wysiwyg/image006.jpg?1515675675
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0235/0011c8fc-20ee1919/img5.jpg
https://pbs.twimg.com/media/EDDynl4X4AA4v_V.jpg:large
https://feelarmenia.com/wp-content/uploads/2018/03/pottery-8.jpg
https://shkolazhizni.ru/img/content/i151/151795_or.jpg
https://sm-news.ru/wp-content/uploads/2018/10/19/magazin-01.jpg
Потамошнева Наталья Алексеевна