12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токова Светлана Павловна504
Работаю в ГКОУ РО Казанской школе-интернате (специальной коррекционной школе для детей с ЗПР). Увлекаюсь танцами, пением, пишу стихи, что очень помогает в моей любимой работе.
Россия, Ростовская обл., Станица Казанская Верхнедонской район

ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Автор-составитель: С.П.Токова

Методическая разработка бинарного урока окружающего мира

учителя начальных классов и учителя-логопеда.


Организационная информация:

Предмет: Окружающий мир.

Класс, специфика обучения: 3 класс, обучающиеся с ЗПР.

Продолжительность урока: 40 мин.

Фотоотчёт:

https://drive.google.com/open?id=1vbpfANkRGJSHgnQOV7XEbNkK0iH0SfFQ725uD1e-nLE

Методическая информация:

УМК «Школа России»: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: проблемный урок смешанного типа

Тема: Великий круговорот жизни.

Цели:

Деятельностная: обучение детей новым способам нахождения знаний о круговороте жизни на Земле, введение новых понятий, терминов.

Содержательная:  обогащение и актуализация словарного запаса детей с ЗПР путём формирования системы новых понятий, расширения знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с основными звеньями круговорота жизни, их составом и функциями.

2. Развивать умение анализировать информацию, делать обобщения, формулировать выводы; способствовать развитию речи, внимания, мышления, исследовательской и творческой деятельности путём использования активных методов обучения.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Предметные:

знание понятия «Круговорот жизни», звеньев круговорота жизни, их состава и функций.

Формирование УУД:

Личностные:

сформированность позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания»; навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; развитие экологического сознания.

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке, планирование и выполнение задания в соответствии с целью, определение критериев оценивания и обоснование своего мнения, учёт правил в контроле способа решения, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осознание качества и уровня усвоения темы, умение высказывать своё предположение; прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:

адекватное взаимодействие в группе при выполнении учебного задания, умение оформлять свои мысли в устной форме; построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению, слушать и понимать речь других; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества с командойпланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение взаимно контролировать действия друг друга.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добыча новых знаний: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение формулировать познавательную цель; формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы; умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; умение сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.

Технологии обучения: технология активных методов обучения, системно-деятельностная технология, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения.

Организация работы: 

частично-поисковая деятельность; фронтальная, индивидуальная, групповая; дифференцированные задания по уровню сложности.


Ресурсы урока: 

Проектор

Ноутбуки

Экран

Учебник «Окружающий мир», 3 класс, часть 1, автор Плешаков А.А.

Макет солнца с цветными лентами.

Цветные пазлы (разрезанные картинки), маркировка столов (цветные жетоны)

Памятка-самооценка

Индивидуальные оценочные листы

Весы (рычажные)

Ароматы (сосна, мята, лимон)

Карточки: «производят», «потребляют», «разрушают»; «производители», «потребители», «разрушители»; таблицы со звеньями и функциями;

Картинки героев мультфильма, водорослей, морских бактерий, рыбок.

Тюль для игры

Магниты

Клей


Онлайн-сервисы:

Сервис сокращения ссылок https://goo-gl.ru.com/

Видеоматериалы - отрывок из мультфильма «Король Лев»,

https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq

«Сказка о старике и сове» в 2-х частях.

https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE

https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A

Программа H5P: Интерактивное видео с заданиями «Грибы» https://h5p.org/node/29082

Программа https://learningapps.org/ для создания мультимедийных интерактивных упражнений:

- Игра-закрепление «Велиий круговорот жизни» https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20

- Тренажёр «Кроссворд о грибах» https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18

6. Google-формы (презентации): Презентация «Великий круговорот жизни».

https://drive.google.com/open?id=190J6UYhHLA5t9oVJt8RJWoRw4zOwGgw409Xo1xKYM1s

Электронный образовательный ресурс к урокам окружающего мира: СД-диск к учебнику (А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях).


Ход урока

I этап - Мотивационный этап.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности: «хочу – надо – могу»


А) Цветотерапия

Цель:

Осуществление психоэмоционального настроя детей через использование цветотерапии.

Слайд-2. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»

Приём «Солнечные лучики»

Учитель-логопед держит макет солнца с цветными лентами – лучами над головой.

Учитель:

- Ребята, протянем руки к солнцу, выберем цветную ленту, почувствуем себя тёплыми цветными лучиками и поделимся теплом с друзьями, подарив улыбки.

Учитель-логопед:

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принес в своих ладонях

Теплоту, частицу солнца.


Б) Дыхательная гимнастика.

Цель: Формирование дыхательного аппарата,  укрепляя физиологическое дыхание; развитие плавного, длительного вдоха и выдоха, поднятие общего жизненного тонуса, укрепление психофизического здоровья обучающихся путём дыхательной гимнастики.

Учитель-логопед:

- Ребята, давайте немного отдохнём. Сделаем глубокий вдох носом, а выдыхаем через рот. (Повторяют несколько раз)

Учитель:

- Мы рады видеть всех вас здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мы уверены, что такое настроение у вас сохранится на протяжении всего урока. А для этого вы должны быть активными и внимательными. И тогда у нас всё получится!


II этап - Этап актуализации знаний по предложенной теме

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий


А) Приём  «Пазлы»

Цель: Создание команд для работы по теме урока.

Учитель:

- Цветные лучики помогут нам разделиться на 3 группы для работы на уроке. Для этого выберите цветной пазл и соберите картинку. Обратите внимание на маркировку столов (цветные жетончики)

- У нас образовалось 3 группы: «Дерево», « Животное», «Гриб» (Картинки из мультфильма).

- Что общего между этими предметами? (Относятся к живой природе)

А разве грибы – это не растения? (Это отдельное царство)

Почему грибы выделены в отдельное царство: не относятся ни к растениям, ни к животным? (Растения производят органические вещества, а грибы нет; животные заглатывают пищу, а грибы всасывают ее)

- Так на какие 2 группы делится природа? (Живая, неживая).

Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни, почва…)

Назовите признаки живой природы (представители живой природы рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

- На какие же царства (классы) можно разделить живую природу? (Растения, животные, грибы, бактерии)


Б) Проверка домашнего задания

Учитель:

- Какое царство мы изучили на прошлом уроке? (Царство грибов)

Проверим ваши знания. Оценивать себя будете самостоятельно, результаты сами будете вносить в Оценочные листы.

Но вначале обсудим критерии.

В каком случае вы поставите ! ? + -


В) Памятка-самооценка по этапам урока с критериями (сначала характеристика знаков закрыта)

! - это я знаю, легко справился

+ - новая информация, которая понятна

- - информация не совсем понятная

? - информация непонятна или недостаточна.


t1604600770aa.jpg

t1604600770ab.jpg

t1604600770ac.jpg

t1604600770ad.jpg

Оценка








1 группа - Интерактивное видео "Грибы" https://h5p.org/node/29082

Просматривая видео, обращайте внимание на места остановки (круглые кнопочки, которые содержат вопрос)

2 группа – 2 задания диска СD к учебнику (1 часть. В царстве грибов)

Помогаем дополнительными вопросами

3 группа – кроссворд https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18

Верхняя часть гриба (шляпка)

Часть гриба, находящаяся в земле (грибница)

Часть гриба между шляпкой и грибницей (ножка)

Как по-другому называется ножка гриба (тело)

Лекарство для лосей (мухомор)

- Поставьте соответствующий знак в оценочный лист под изображением гриба.


III этап - Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цель: Создание условий для определение темы урока.


Приём  «Мультфильм»

Учитель-логопед:

- Ребята, вы на внеклассном чтении познакомились с книгой «Король лев». Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

   (Он сказал:

 - Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!)

- А что ответил Симба?

 (- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба)

- Что объяснил Отец сыну?

(- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»


Слайд-3

Учитель:

- Давайте посмотрим отрывок из знаменитого мультфильма «Король Лев» и определим главную мысль? https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq

(Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

Какая же тема урока?

Слайд-4.

Тема: Великий круговорот жизни.


IV этап - Осуществление первого пробного действия

Цель: ориентировка в разных способах выполнения задания, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, выполнение учебного действия в соответствии  с учебным заданием, представление результата своей деятельности. 


Учитель:

- Ребята, мы на окружающем мире уже касались круговорота в природе. О каких круговоротах говорили? (круговорот воды, цепи питания).

- Что собой представляют круговороты природы (цепи)

-Из чего состоят цепи питания? (из звеньев)

-Какую же учебную задачу мы поставим на уроке?

(Разобраться, что из себя представляет великий круговорот жизни и из каких звеньев состоит цепь великого круговорота жизни?)


- Оцените свою деятельность, поставьте знак под картинкой из мультфильма.


V этап - Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Цель: выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Приём “Весы” – ожидания и опасения от урока

Учитель-логопед:

- Сейчас на чашу весов положим свои ожидания от урока и опасения.


Физминутка «Ароматерапия»

Цель: восстановление сил, получение эмоциональной разрядки.

Дети по группам определяют запахи (цитрусовые, хвойные, мята)

Учитель:

- Закройте глаза и включите своё воображение, какой предмет вы представили? (сосна, ель, лимон, мята)


VI. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


Приём «Работа в группах».

Учитель:

- Какие функции выполняют представители ваших групп? Растения? ( производят органические вещества на свету с помощью углекислого газа и воды)


Учитель-логопед:

Какое главное слово-глагол подходит вашей команде? Что делают растения? (производят).

Учитель:

- Какие функции выполняют животные? (потребляют органические вещества, произведённые растениями и едят животных)


Учитель-логопед:

- Какой глагол подходит животным? (потребляют)


Учитель:

- Какие функции выполняют черви, грибы. Бактерии? (разрушают мёртвые остатки растений и животных. Перегнившие остатки разлагаются и образуются неорганические вещества – необходимые растениям соли).


Учитель-логопед:

- Какой глагол подходит вам? (потребляют)


Кладём карточки в каждую команду со словом:


Производят Потребляют Разрушают

Учитель:

- Подтвердите ваши ответы картинками. Для этого вам надо выбрать те, которые соответствуют животным, растениям, грибам.

В каждой группе - картинки-помощники.

Команда – животные:

Животные едят траву. Покупатели в магазине приобретают товары, являются потребителями.

Команда – растения:

Схема растения производят органические вещества. Гончар изготовляет кувшин.

Команда – бактерии:

Бактерии, перегной. Развалины, разбитый кирпич.


VII этап - Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Цель: Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


Работа с картинками.

Учитель:

- Объясните, почему выбрали именно эти картинки?

Учитель-логопед:

- Подберите однокоренные слова к глаголам. Как же называют тех, кто производят? Потребляют? Разрушают?

Поставили таблички: Производители. Потребители. Разрушители.


Работа с логопедом по произношению слов на карточках.


Работа с таблицей.

Учитель:

  - Обобщим знания, заполнив таблицу. https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20

   

Название звена

Состав звена

Функция





Вывешиваем и на магнитную доску, прикрепив магнитами.


- Вот и создали Великий круговорот жизни!


Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Растения

Производят питательные вещества (сахар, крахмал)

Организмы-потребители

Животные

Потребляют вещества

Организмы-разрушители

Грибы и бактерии

Разрушают остатки животных и растений


- А какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.


VIII этап - Первичное закрепление нового знания.

Цель: Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.


Приём «Кластер» - составление схемы.

Учитель:

- Давайте украсим схему на доске, добавим героев мультфильма в звенья цепи Круговорота жизни.(Растения саванны, антилопы и львы, бактерии в почве).

Учитель-логопед:

- Кто всех кормит? - Кто всех поедает? - Кто всё убирает?

- Оцените себя по новой теме, поставьте знак под схемой цепи круговорота.


IX этап - Включение в систему знаний и умений.

Цель: повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.


Учитель-логопед:

- Ребята, вы сказали, что из этой цепи ни в коем случае не должно выпасть ни одно звено!

Приём «Игра «Невидимка»

- Проведём игру «Невидимка»

Представим на мгновение, что не станет производителей (растений). (Накрываем группу тюлем) (Не станет пищи, кислорода)

- А если исчезнут потребители (животные)? Например, травоядные. (Растений станет много, исчезнут хищники)

- А вдруг не станет бактерий и грибов? (Некому будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии)

- Почва (Не сможет образовываться перегной, а из перегноя соли и минералы, которыми питаются растения)


Х этап - Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала, провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты


Приём «Ученик – ноутбук»

Учитель:

- Итак, подведём итог всем знаниям, которые вы приобрели.

(Просмотр материала на диске CD Часть-1. Великий круговорот жизни)

- Выполните самостоятельно два задания.

- Оцените самостоятельную работу на компьютерах. Заполните оценочные листы.


XI этап - Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.


Приём «Весы»

Учитель-логопед:

- Ну что, обратимся к весам?

- Кто же опасался, что испытает трудности? Можем переложить ваши опасения на другую чашу?


Слайд-5

Приём «Океан знаний»

Учитель:

- Сегодня вы получили океан знаний.

- В каком слое воды вы видите себя после изучения данной темы?

Поместите водоросли, рыбок, бактерии.

Если вы усвоили материал полностью, поместите свою картинку в верхний слой.

Если остались небольшие пробелы в знаниях, то прикрепите картинки в середину океана.

Если требуется ещё объяснение нового материала - на дно океана.


Оценка

-А теперь поставьте себе общую оценку за урок.


Презентация. Слайд-6


XI этап - Домашнее задание (на выбор)

Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.


Приём «Идеальное задание»

Домашнее задание:

1. Просмотреть видеоролик «Сказка о старике и сове» (на основе сказки «Как дед великое равновесие нарушил», 1 часть) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE

Ответить на вопросы, поставленные в ролике:

- Какую ошибку совершил дед?

- Нужна ли была сова?

- Почему стал погибать клевер?

- Могут ли животные и растения жить друг без друга?

2. Просмотреть 2 часть видеофильма по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A

Ответить на вопросы, поставленные в ролике:

- Какого звена не хватает в мультфильме?

- Что бы вы добавили?

Составить краткую схему круговорота.

3. Сравнить круговорот воды в природе и Великий круговорот жизни, то есть круговорот веществ и цепи питания. Объяснить сходство и различие.


Презентация. Слайд-7. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»

Учитель:

- Урок окончен. Спасибо за активную и плодотворную работу.


Приложение. Технологическая карта урока.

Педагогический приём

Деятельность учителей

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап - мотивационный.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности: «хочу – надо – могу»

Слайд-1

А) Цветотерапия - Приём  «Солнечные лучики»

Цель:

Осуществление психоэмоционального настроя детей через использование цветотерапии.


Учитель предлагает детям протянуть руки к солнцу, выбрать цветную ленту, почувствовать себя тёплыми цветными лучиками и поделиться теплом с друзьями, подарив улыбки.

Учитель-логопед держит макет солнца с цветными лентами-лучами над головой и читает установочный стих.

Выполняют инструкцию учителя, получив заряд бодрости и хорошее настроение.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Б) Дыхательная гимнастика.

Цель:

Формирование дыхательного аппарата,  укрепляя физиологическое дыхание; развитие плавного, длительного вдоха и выдоха, поднятие общего жизненного тонуса, укрепление психофизического здоровья обучающихся путём дыхательной гимнастики.

Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику. Учитель настраивает учеников на уверенность в себе.


Ученики настраиваются на активность и внимательность на уроке.

II этап - этап актуализации знаний по предложенной теме.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

А) Приём  «Пазлы»


Учитель делит детей на 3 группы для работы по теме урока, используя цветные пазлы и маркировку столов (цветные жетончики)


Учитель ведёт беседу о живой и неживой природе

Образовали 3 группы: «Дерево», «Животное», «Гриб» (картинки из мультфильма «Король Лев), собрав пазлы.


Объясняют, что общего между этими группами, почему грибы выделены в отдельное царство, вспоминают, что относится к неживой природе, называют признаки живой природы.

Коммуникативные: - интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества с командой.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Личностные: мотивация к учебной деятельности.



Б) «Памятка-самооценка» по этапам урока с критериями (сначала характеристика знаков закрыта)


Учитель представляет ученикам таблицу «Памятка-самооценка» по этапам урока с критериями.

Ученики обсуждают критерии оценивания и берут за основу характеристику знаков:

! - это я знаю, легко справился

+ - новая информация, которая понятна

- - информация не совсем понятная

? - информация непонятна или недостаточна.

Регулятивные:   
- определение критериев оценивания и обоснование своего мнения.

В) Проверка домашнего задания

Приём «Викторина» - интерактивное видео


- Упражнение СD-диска


- Приём «Кроссворд»


Учитель даёт задание в группах, использует дополнительные вопросы для второй группы.


Работают по группам:

1 группа - Интерактивное видео "Грибы" https://h5p.org/node/29082

2 группа – 2 задания CD-диска к учебнику,1 часть, «В царстве грибов»)

3 группа – кроссворд https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18

Выполнив задания, заполняют оценочные листы.

Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 
Регулятивные:
-планирование и выполнение задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватное взаимодействие в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению. 

III этап - Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цель: Создание условий для определение темы урока.

Слайд-2

Приём  «Мультфильм»

Учитель-логопед

ведёт беседу по книге «Король Лев», с которой познакомились на внеклассном чтении.


Учитель предлагает посмотреть отрывок из знаменитого мультфильма «Король Лев» и определить главную мысль. https://youtu.be/Cx_qnePlHh4

Из беседы дети сделали вывод, что все мы являемся частицей большого круговорота жизни!



Посмотрев мультфильм, дети формулируют тему урока.

Познавательные:  
- определение темы урока и обоснование своего мнения.

IV этап - Осуществление первого пробного действия

Цель: ориентировка в разных способах выполнения задания, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, выполнение учебного действия в соответствии  с учебным заданием, представление результата своей деятельности. 

«Мозговой штурм»

Учитель с помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить уже изученные цепи и их состав.


Ставят учебную задачу на уроке.




Оценивают свою деятельность и заполняют оценочный лист.

Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

V этап - Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Цель: выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Приём “Весы”

Учитель-логопед предлагает детям на чашу весов «положить» свои ожидания от урока и опасения.

Каждый ученик высказывается: что он ожидает от урока и чего опасается.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Физминутка

Цель: восстановление сил, получение эмоциональной разрядки.

Аромотерапия

Под спокойную мелодию учитель предлагает ученикам закрыть

глаза и включить своё воображение, представить по запаху предмет (сосна, ель, лимон, мята)

Ученики по группам определяют запахи (цитрусовые, хвойные, мята)



VI. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Приём «Работа в группах».


Учитель спрашивает про функции представителей живой природы по группам детей.



Учитель-логопед проводит лексическую и словообразовательную работу.

Обучающиеся I группы объясняют функции растений. II группа – животных. III группа – грибов и бактерий.



Дети подбирают подходящие глаголы и картинки, соответствующие функциям растений, животных, грибов (бактерий).

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- добыча новых знаний: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

VII этап - Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Цель: Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа с картинками.























Речевая разминка.





Заполнение таблицы.

Учитель просит объяснить выбор картинок:

Команда – животные:

Животные едят траву. Покупатели в магазине приобретают товары, являются потребителями.

Команда – растения:

Схема растения производят органические вещества. Гончар изготовляет кувшин.

Команда – бактерии:

Бактерии, перегной. Развалины, разбитый кирпич.


Учитель-логопед просит подобрать однокоренные слова к глаголам.

И работает с произношением слов на карточках.



Учитель предлагает обобщить знания, заполнив таблицу, проводит игру на общем экране по ссылке https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20

   


Учителя вывешивают на магнитную доску «Великий круговорот жизни», полученный из таблицы, заполненную детьми.

Подбирают картинки, подходящие каждой группе, объяснив свой выбор, делают вывод:

I.растения – производят - производители

II.животные – потребляют - потребители

III.грибы (бактерии) – разрушают - разрушители








Подбирают однокоренные слова и ставят таблички: Производители. Потребители. Разрушители.

Чётко проговаривают слова со звуком (р)


Ученики играют по ссылке, заполняя свободные ячейки, затем вклеивают карточки в нужные ячейки: название звена, состав звена, функция.

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.


VIII этап - Первичное закрепление нового знания.

Цель: Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

Приём «Кластер» - составление схемы.

Учитель предлагает детям украсить схему на доске, добавив героев мультфильма в звенья цепи «Круговорота жизни»


Учитель-логопед подводит итог:

- Кто всех кормит? - Кто всех поедает? - Кто всё убирает?


Дети вставляют картинки в схему на доске (Растения саванны, антилопы и львы, бактерии в почве).




Обучающиеся отвечают учителю-логопеду и оценивают себя по новой теме, поставив знак под схемой цепи круговорота оценочный лист.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

IX этап - Включение в систему знаний и умений.

Цель: повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Приём «Игра «Невидимка»


Учитель-логопед проводит игру «Невидимка».

Дети отвечают на вопросы по ходу игры: что произойдёт если не станет того или иного звена в цепи «Великого круговорота жизни».

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Х этап - Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала, провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты

Приём «Ученик – ноутбук»

Учитель организовывает самостоятельную работу

Подводит итог всем знаниям, которые приобрели.




Просматривают изученный материал на CD-диске.

Часть-1. Великий круговорот жизни)

Выполняют самостоятельно два задания.

Оценивают самостоятельную работу на ноутбуках. Заполняют оценочные листы.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

X этап - Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.

Приём «Весы»


Учитель-логопед

обращается к весам.

Возвращается к началу урока, делая акцент на опасения детей, которые боялись трудностей в изучении нового.

Ученики объясняют, что опасения были напрасны, т.к. трудности обошли стороной.

Личностные. 
- проявление интереса к изучению темы
Коммуникативные:
- умение  слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации 
Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Слайд-4.

Приём «Океан знаний»


Учитель раздаёт картинки: водоросли - группе «Растения», рыбки – группе «Животные», бактерии – группе «Грибы» и предлагает разместить представителей своей группы в слое воды, соответствующем своим знаниям после изучения данной темы.

Если дети усвоили материал полностью, помещают свою картинку в верхний слой.

Если остались небольшие пробелы в знаниях - в середину океана.

Если требуется ещё объяснение нового материала - на дно океана.

Выставляют себе общую оценку за урок.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка,

- прогноз результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме.

XI этап - Домашнее задание (на выбор)

Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Слайд-5.

Приём «Идеальное задание»

Учитель даёт 3 варианта домашнего задания по изученной теме.

Каждый ученик выбирает одно задание - по собственному выбору и желанию.

Личностные:
личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций

Познавательные УД 
умение структурировать знания;
установление  причинно-следственных связей.

Слайд-6.

«Цветотерапия»

Учитель благодарит за активную и продуктивную работу под «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»

Убирают рабочие места.




Используемые ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A

https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE

https://youtu.be/Cx_qnePlHh4

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях

Картинки: http://p2.ifengimg.com/a/2016_49/294eeb139015c97_size80_w1000_h541.jpghttps://i2.imageban.ru/out/2011/10/10/47102f034d13e43a952daee936364278.png

https://www.animationsource.org/sites_content/lion_king/img_screenshot/220562.jpg

https://s1.travelask.ru/system/images/files/001/018/907/wysiwyg/image006.jpg?1515675675

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0235/0011c8fc-20ee1919/img5.jpg

https://pbs.twimg.com/media/EDDynl4X4AA4v_V.jpg:large

https://feelarmenia.com/wp-content/uploads/2018/03/pottery-8.jpg

https://shkolazhizni.ru/img/content/i151/151795_or.jpg

https://sm-news.ru/wp-content/uploads/2018/10/19/magazin-01.jpg


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.11.20 в 20:43 0Ответить Пожаловаться
Светлана Павловна! Спасибо за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.