Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ОВЗ
Учитель: Шаульская В.А.
Систематическое применение здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся снимать физическую напряженность и усталость, стимулировать умственную работоспособность школьников с особыми образовательными потребностями, постепенно превращаясь в самостоятельные умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка.
На своих уроках широко использую коррекционные технологии :
Артикуляционная гимнастика
(Веселая артикуляционная гимнастика + зеркальце
Нищева Наталия Валентиновна, видео сопровождение)
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи.
Дыхательная гимнастика
Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи.
Использую различные тренажеры, сделанные своими руками (зимой – «снег в банке», весной – «сдуй тучки с солнышка», «сдуй бабочек с цветочка», «задуй помпон в цель»), воздушные пузыри и шарики и др.
Зрительная гимнастика
Гимнастика для глаз является значимым компонентом развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление здоровья обучающихся, комфортной по отношению к детям и педагогам.
В своей работе практикую несколько видов зрительной гимнастики:
Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию, н-р, «найдите глазками окно, потолок, пол, цветок и т.п. ) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, лазерной указкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика пальчиковая проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить на занятиях. В качестве игры пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня. В основном, использую пальчиковые гимнастики по лексическим темам (по Н.В. Нищевой)
Арттерапия
Музыкотерапия
Используем музыку на занятиях в любом виде: прослушивание, игра на элементарных музыкальных инструментах, пение.
Кинезитерапия
Это активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии,
с включениями ритмичных движений- танцетерапия.
Имаготерапия
Её основой является театрализация. Она имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия.
Театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек. Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.
Песочная терапия
Метод терапии с песком способствует развитию внимания, памяти,
тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук,
снимает мышечную напряжённость, стабилизирует
эмоциональное состояние, способствуют расширению
словарного запаса, пробуждает фантазию.
Изотерапия
В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется
посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Использую несколько видов изо-терапии
проведения рисования: красками, карандашами,
бумагой, пластилином, мелками, ладошкой,
пальцами и т.д. , помогают обнаружить скрытые
способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов.
Релаксация
Существует великое множество техник, приемов и методов, направленных на снятие напряжения и расслабление. Необходимо научит ребенка сосредотачивать свое внимание на дыхании, на расслабление мышц лица, шеи, рук, ног, расслабление всего организма в целом. Крайне важно включать эти упражнения используя элементы игры, чтобы заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на себе. Такая работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, укрепляя здоровье.
В своей педагогической деятельности мной используются такие упражнения как: "Задуй свечу", "Ленивая кошечка", "Озорные щечки", "Рот на замочке", "Злюка успокоилась",и другие. Также все упражнения сопровождаются спокойной умиротворяющей музыкой. В конце занятия дети могут прилечь на ковер, закрыть глаза и представить картину, которую для них рисует педагог. Картину, где плещется озеро, луг цветет разноцветными красками, а над цветами размахивают крыльями пестрые бабочки.
Использование таких технологий способствует активизации мыслительной деятельности, развитию психических функций (памяти, произвольного внимания, мышления восприятия), усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для их жизненной компетентности.