Экологическое мероприятие для учащихся 6 класса «Будьте добрыми и человечными с природой!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Наровчат
Экологическое мероприятие
для учащихся 6 класса
«Будьте добрыми и человечными с природой!»
Выполнила учитель биологии
МБОУ СОШ с. Наровчат
Мокроусова Юлия Александровна
Будьте добрыми и человечными с природой!
Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!"
(Сент-Экзюпери)
Цель:
- Знакомство с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека
Задачи:
Формировать экологическое мышление учащихся;
Рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы;
Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;
Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;
Развивать умение анализировать, сравнивать.
Формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;
Воспитывать любовь к природе;
Воспитывать ценностные ориентации экологического характера, мотивы и потребности, привычки экологически целесообразного поведения и деятельности человека
Ведущий : Здравствуйте ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что такое экологические проблемы ,и какая наука занимается их решением? (Вопрос к залу)
Экология это наука, изучающая изменения в окружающей среде и влияние этих изменений на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.
В современную эпоху научно-технической революции особую важность приобрели вопросы взаимодействия человека и природы. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Серьезной проблемой стали вопросы возможного и к тому же быстрого истощения запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира, загрязнения природной среды.
В ряде районов мира (а так же в нашей стране), особенно в крупных промышленных центрах, загрязнение окружающей человека среды приняло угрожающие для его здоровья размеры. А за последние десятилетия положение резко ухудшилось. Скорость потребления природных ресурсов стала многократно превосходить возможности их естественного возобновления. Потребление природных материалов достигло гигантских величин! Научные открыли и изобретения, конечно, полезны в современной жизни, но предприятия, производящие и работающие на различных видах топлива и использующие радиоактивные, химические и прочие отравляющие вещества, не задумываясь, выбрасывают, закапывают и прячут их в недра или даже оставляют на ее поверхности!
Все отходы и отравляющие вещества, находящиеся в земле или на ее поверхности, через некоторое время окажутся у нас в желудках или на нашем теле.
На сегодняшнем мероприятии мы постараемся осознать и в будущем предотвратить проявление и развитие проблем, связанных со сверхзагрязнением природных ресурсов нашей Родины.
Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной» лишает смысла существования не только человека, но все сущее, все миросоздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять.
Я попрошу вас разделиться на две команды по 6 человек и занять свои места.
Правила нашей сегодняшней игры просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в « плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та, в которой останется больше игроков. Команда болельщиков тоже будет принимать участие в сегодняшнем мероприятии. По ходу игры им будут заданы вопросы, и кто правильно отвечает, получает жетон. В конце игры болельщики подсчитывают свои жетоны, и кто наберет больше, получит медаль с изображением Панды – как символа Охраны природы на Планете!
А пока предоставим слово каждой команде. Они выполняли домашнее задание ( конкурс листовок « Во имя Жизни на Земле»). Жюри оценивает.
Первый конкурс начинается с разминки: (по два вопроса каждой команде)
Если дымно и туманно
Так, что Вам не видно ног,
Это значит – воздух грязный
Тот туман зовется (смог)
Не собирайте здесь грибы
И не сушите вы гербарии
Завод когда-то здесь стоял
На нем случилась вдруг (Авария)
Вокруг пенье, стук и грохот
Не идет ничто на ум
Знайте, что для человека
Очень вреден этот ( шум.)
Если что-то нам не жалко,
То несем скорей на свалку
Загрязняют Землю, воды
Бытовые все (отходы)
(Жюри оценивает)
Ведущий: Но что это? Нам пришли телеграммы! Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно от Бабы-Яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы на поляне оставили».
Вот вам и первая проблема – « Засорение окружающей среды».
Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих «рукотворных памятников» своей беззаботности.
- «Ребята, кто расскажет, как надо вести себя в лесу?» вопрос к болельщикам. Болельщики отвечают на вопросы и получают жетоны.
Команды участвуют в конкурсе:
«Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»
Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
Пластмасса (правильный ответ).
Стекло.
Металл.
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
Рассортировать.
Собрать в одном месте.
Раскрошить.
Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
Компостировать.
Сжечь при специальных условиях.
Переплавить.
Первоочередная забота при выборе свалки:
Защита поверхности земли и грунтовых вод.
Ограждение места свалки.
Укомплектование соответствующей техникой.
Вредные выбросы оказывают влияние:
Только на те регионы, где появилось загрязнение.
На близлежащие регионы.
Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».
Самая страшная «добавка» к воде:
Бытовой мусор.
Пестициды.
Минеральные удобрения.
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно
рассеивают в окружающую среду:
Газы.
Жидкости.
Твердые вещества.
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,
пролежит без изменения:
10 лет.
50 лет.
100 лет и более.
9). Поступление в среду обитания вредных веществ
приводит к нарушению функционирования экологических
систем, называют:
Загрязнением.
Экологическим кризисом.
Интродукцией.
10)Выброшенную бумагу "съедят" невидимки
– микробы за:
1-2 года.
5-8 лет.
20 и более.
(Жюри оценивает)
Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну».
(Жюри оценивает)
Еще одна телеграмма от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочные меры, а то я до самой ООН дойду, хулиганы вы этакие. Я ведь и погибнуть могу»
Вот вам еще одна экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 мин. он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким.
Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.
Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
- Ребята, каких еще редких и исчезающих животных вы знаете? (вопрос к залу).
Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу
- Представьте и подумайте, как мы должны относиться к природе, ко всему живому на Планете? (вопрос к залу).
Команды участвуют в конкурсе: «Кто больше назовет диких животных»
(Жюри оценивает)
Ведущий: Пришла телеграмма от Белого Медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро нечего будет, есть и не на чем плавать». Это следующая глобальная проблема «парниковый эффект ».
- Ребята, а что это такое? Вопрос к залу.
Ведущий: «Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и таянию ледников, а, значит, к повышению уровня воды в Мировом океане. В ледниках вода находится как бы в запасе, ведь в них только пресная вода».
Конкурс «Запаси воду» для команд. Жюри оценивает
Телеграмма от Красной Шапочки: «У нас в огороде солнце выжгло всю капусту. А мы очень любим печь пирожки с капустой для бабушки. Помогите разобраться, что это за страшное явление в природе, и кто в этом виноват?» Вопрос к залу (Озоновая дыра).
Что это такое? Чем она опасна?
Ведущий: Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы заметили, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.
Конкурс «Надуй воздушный шарик» для команд. Побеждает та команда, у которой воздушные шарики будут большего размера. Жюри оценивает.
Телеграмма от пчелки: « После дождя все цветочки на моей полянке погибли, не с чего мне больше собирать пыльцу, из которой получается очень вкусный, душистый и полезный для здоровья мед. А, значит, и лечиться от простуды и гриппа вам будет нечем. Помогите, подскажите, что это такое происходит в природе?» Вопрос к залу. (кислотные дожди)
Кислотные дожди,
Озоновые драмы…
Отдушины не жди –
Беда гудит над нами
Т. Козак
Ведущий: Дождевая вода всегда содержит определенное количество кислоты, от которой особого вреда нет. Но смешиваясь с определенными химическими веществами, загрязняющими воздух, дождевая вода приобретает высокую кислотность и выпадает на землю в виде вредоносных кислотных осадков. Кислотные дожди пагубно влияют не только на растения и животных. Они нарушают естественные связи в природе — цепи питания. Например, бактерии, черви, мелкие насекомые перерабатывают в здоровой лесной почве опавшие листья, хвою, обогащая ее минеральными солями. Но если почва заражена кислотными осадками, ее животный мир погибает, опавшие листья, хвоя не перерабатываются и не насыщают почву необходимыми минеральными веществами, т. е. пищевая цепь прерывается.
(Учителем демонстрируется воздействие концентрированной серной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла , растения).
Ведущий: А теперь , давайте вернемся к нашей пчелке и поможем ей найти самый красивый цветок, чтобы она не расстраивалась.
Конкурс «Нарисуй цветок» для команд. Побеждает та команда, у которой самый красивый цветок.
Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы послушаем стихотворение М. Дудина «Берегите Землю!», которое звучит, как призыв сохранить все живое на планете .
Стихотворение "Берегите землю…»"
Берегите Землю!
Берегите! Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите! Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Откровение земли и неба-
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,-
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите!
Ведущий: Команды показывают свои рисунки жюри. А, теперь, ребята, вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня рассмотрели? Нужно перечислить проблемы (вопрос в зал).
Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам посмотреть пейзажи природы в картинах русских художников, которые передают тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряются чувства единения с природой.
(показ презентации «природа в картинах русских художников»)
Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. Команды награждаются буклетами о природе родного края, выполненные старшеклассниками.
Команду болельщиков благодарят за участие, и у кого больше всего жетонов за правильные ответы вручается медаль с изображением Панды.
Использованная литература:
- Литвинова Л.С., ДендеберС.В. Пойми живой язык природы. Воронеж: 2006 год
- АфанасьевС.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, 2002 г.
- Никишов А.И., В.Н. Кузнецов Экология. Учебник для 5(6) классов общеобразовательных школ, Москва 1999 г.
- ПлешаковА.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс 2011 г.
- Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Наталья Владимировна
Абсалямова Айгуль Минихановна