Экологическое мероприятие для учащихся 6 класса «Будьте добрыми и человечными с природой!»

2
2
Материал опубликован 31 March 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

Экологическое мероприятие

для учащихся 6 класса

«Будьте добрыми и человечными с природой!»

Выполнила учитель биологии

МБОУ СОШ с. Наровчат

Мокроусова Юлия Александровна

Будьте добрыми и человечными с природой!

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего только для себя!"

(Сент-Экзюпери)

 

Цель:

- Знакомство с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека

Задачи:

Формировать экологическое мышление учащихся;

Рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы;

Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;

Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы;

Развивать умение анализировать, сравнивать.

Формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем;

Воспитывать любовь к природе;

Воспитывать ценностные ориентации экологического характера, мотивы и потребности, привычки экологически целесообразного поведения и деятельности человека

Ведущий : Здравствуйте ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что такое экологические проблемы ,и какая наука занимается их решением? (Вопрос к залу)

Экология это наука, изучающая изменения в окружающей среде и влияние этих изменений на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.

В современную эпоху научно-технической революции особую важ­ность приобрели вопросы взаимодействия человека и природы. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу, потребление различных природных ресурсов. Серьезной проблемой стали вопросы возможного и к тому же быстрого истощения запасов полезных ископа­емых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира, загряз­нения природной среды.

В ряде районов мира (а так же в нашей стране), особенно в крупных промышленных центрах, загрязнение окружающей человека среды при­няло угрожающие для его здоровья размеры. А за последние десятилетия положение резко ухудшилось. Скорость потребления природных ресурсов стала многократно пре­восходить возможности их естественного возобновления. Потребление природных материалов достигло гигантских величин! Научные откры­ли и изобретения, конечно, полезны в современной жизни, но пред­приятия, производящие и работающие на различных видах топлива и использующие радиоактивные, химические и прочие отравляющие ве­щества, не задумываясь, выбрасывают, закапывают и прячут их в недра или даже оставляют на ее поверхности!

Все отходы и отравляющие вещества, находящиеся в земле или на ее поверхности, через некоторое время окажутся у нас в желудках или на нашем теле.

На сегодняшнем мероприятии мы постараемся осознать и в будущем предотвратить проявление и развитие проблем, связанных со сверхзагрязнением природных ресурсов нашей Родины.

Человек — часть природы, и отсутствие в природе духов­ного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной» лишает смысла существования не только человека, но все сущее, все миросоздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять.

Я попрошу вас разделиться на две команды по 6 человек и занять свои места.

Правила нашей сегодняшней игры просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в « плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та, в которой останется больше игроков. Команда болельщиков тоже будет принимать участие в сегодняшнем мероприятии. По ходу игры им будут заданы вопросы, и кто правильно отвечает, получает жетон. В конце игры болельщики подсчитывают свои жетоны, и кто наберет больше, получит медаль с изображением Панды – как символа Охраны природы на Планете!

А пока предоставим слово каждой команде. Они выполняли домашнее задание ( конкурс листовок « Во имя Жизни на Земле»). Жюри оценивает.

Первый конкурс начинается с разминки: (по два вопроса каждой команде)

Если дымно и туманно

Так, что Вам не видно ног,

Это значит – воздух грязный

Тот туман зовется (смог)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии

Завод когда-то здесь стоял

На нем случилась вдруг (Авария)

Вокруг пенье, стук и грохот

Не идет ничто на ум

Знайте, что для человека

Очень вреден этот ( шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку

Загрязняют Землю, воды

Бытовые все (отходы)

(Жюри оценивает)

Ведущий: Но что это? Нам пришли телеграммы! Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно от Бабы-Яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы на поляне оставили».

Вот вам и первая проблема – « Засорение окружающей среды».

Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих «рукотворных памятников» своей беззаботности.

- «Ребята, кто расскажет, как надо вести себя в лесу?» вопрос к болельщикам. Болельщики отвечают на вопросы и получают жетоны.

Команды участвуют в конкурсе:

«Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»

Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

Пластмасса (правильный ответ).

Стекло.

Металл.

Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

Рассортировать.

Собрать в одном месте.

Раскрошить.

Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

Компостировать.

Сжечь при специальных условиях.

Переплавить.

 

Первоочередная забота при выборе свалки:

Защита поверхности земли и грунтовых вод.

Ограждение места свалки.

Укомплектование соответствующей техникой.

 

Вредные выбросы оказывают влияние:

Только на те регионы, где появилось загрязнение.

На близлежащие регионы.

Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».

Самая страшная «добавка» к воде:

Бытовой мусор.

Пестициды.

Минеральные удобрения.

Какие из радиоактивных отходов целенаправленно

рассеивают в окружающую среду:

Газы.

Жидкости.

Твердые вещества.

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,

пролежит без изменения:

10 лет.

50 лет.

100 лет и более.

9). Поступление в среду обитания вредных веществ

приводит к нарушению функционирования экологических

систем, называют:

Загрязнением.

Экологическим кризисом.

Интродукцией.

10)Выброшенную бумагу "съедят" невидимки

– микробы за:

1-2 года.

5-8 лет.

20 и более.

(Жюри оценивает)

Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну».

(Жюри оценивает)

Еще одна телеграмма от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочные меры, а то я до самой ООН дойду, хулиганы вы этакие. Я ведь и погибнуть могу»

Вот вам еще одна экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 мин. он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким.

Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили.

Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

- Ребята, каких еще редких и исчезающих животных вы знаете? (вопрос к залу).

Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу

- Представьте и подумайте, как мы должны относиться к природе, ко всему живому на Планете? (вопрос к залу).

Команды участвуют в конкурсе: «Кто больше назовет диких животных»

(Жюри оценивает)

Ведущий: Пришла телеграмма от Белого Медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро нечего будет, есть и не на чем плавать». Это следующая глобальная проблема «парниковый эффект ».

- Ребята, а что это такое? Вопрос к залу.

Ведущий: «Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и таянию ледников, а, значит, к повышению уровня воды в Мировом океане. В ледниках вода находится как бы в запасе, ведь в них только пресная вода».

Конкурс «Запаси воду» для команд. Жюри оценивает

Телеграмма от Красной Шапочки: «У нас в огороде солнце выжгло всю капусту. А мы очень любим печь пирожки с капустой для бабушки. Помогите разобраться, что это за страшное явление в природе, и кто в этом виноват?» Вопрос к залу (Озоновая дыра).

Что это такое? Чем она опасна?

Ведущий: Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы заметили, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Конкурс «Надуй воздушный шарик» для команд. Побеждает та команда, у которой воздушные шарики будут большего размера. Жюри оценивает.

Телеграмма от пчелки: « После дождя все цветочки на моей полянке погибли, не с чего мне больше собирать пыльцу, из которой получается очень вкусный, душистый и полезный для здоровья мед. А, значит, и лечиться от простуды и гриппа вам будет нечем. Помогите, подскажите, что это такое происходит в природе?» Вопрос к залу. (кислотные дожди)

Кислотные дожди,
Озоновые драмы…
Отдушины не жди –
Беда гудит над нами
Т. Козак

Ведущий: Дож­девая вода всегда содержит определенное количество кислоты, от которой особого вреда нет. Но смешива­ясь с определенными химическими веществами, за­грязняющими воздух, дождевая вода приобретает вы­сокую кислотность и выпадает на землю в виде вре­доносных кислотных осадков. Кислотные дожди пагубно влияют не только на рас­тения и животных. Они нарушают естественные связи в природе — цепи питания. Например, бактерии, чер­ви, мелкие насекомые перерабатывают в здоровой лес­ной почве опавшие листья, хвою, обогащая ее мине­ральными солями. Но если почва заражена кислотны­ми осадками, ее животный мир погибает, опавшие листья, хвоя не перерабатываются и не насыщают по­чву необходимыми минеральными веществами, т. е. пи­щевая цепь прерывается.

(Учителем демонстрируется воздействие концентрированной серной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла , растения).

Ведущий: А теперь , давайте вернемся к нашей пчелке и поможем ей найти самый красивый цветок, чтобы она не расстраивалась.

Конкурс «Нарисуй цветок» для команд. Побеждает та команда, у которой самый красивый цветок.

Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы послушаем стихотворение М. Дудина «Берегите Землю!», которое звучит, как призыв сохранить все живое на планете .

 

Стихотворение "Берегите землю…»"

Берегите Землю!

Берегите! Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите! Чудо песен

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Откровение  земли и неба-

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите!

Ведущий: Команды показывают свои рисунки жюри. А, теперь, ребята, вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня рассмотрели? Нужно перечислить проблемы (вопрос в зал).

Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам посмотреть пейзажи природы в картинах русских художников, которые передают тонкую невидимую грань, отделяющую человека от природы. Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряются чувства единения с природой.

(показ презентации «природа в картинах русских художников»)

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. Команды награждаются буклетами о природе родного края, выполненные старшеклассниками.

Команду болельщиков благодарят за участие, и у кого больше всего жетонов за правильные ответы вручается медаль с изображением Панды.

 

Использованная литература:

  1. Литвинова Л.С., ДендеберС.В. Пойми живой язык природы. Воронеж: 2006 год
  2. АфанасьевС.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, 2002 г.
  3. Никишов А.И., В.Н. Кузнецов Экология. Учебник для 5(6) классов общеобразовательных школ, Москва 1999 г.
  4. ПлешаковА.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс 2011 г.
  5. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации.

29 April 2016

К сожалению, в этой разработке нет прикреплённых файлов.

29 April 2016