12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонгардт Наталья Сергеевна33
Работаю в детском саду более 10 лет, многодетная мама
Россия, Омская обл., р.п.Полтавка

Интеллектуальное развитие ребенка 4-5 лет.


Параллельно с психологическим развитием, активно идёт интеллектуальное развитие детей, об этом нужно позаботиться особенно тщательно в раннем дошкольном возрасте. От этого и будет зависеть, насколько успешен будет ребёнок в дальнейшем, когда пойдет в школу.

Формирование интеллекта у ребенка, требует поддержки со стороны и родителей. Для этого нужно обеспечить ребенку развивающие игры и полноценные познавательные беседы. Если ребенку это не обеспечить, то важный момент может быть упущен навсегда. У ребенка может возникнуть задержка психического развития, и поэтому впоследствии появиться нежелание учиться в школе.

Выделяют два фактора определяющих ум и интеллект ребенка. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому нужно разобраться, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

В период дошкольного возраста ребенок активно развивается, познает мир и изучает себя в нем. Ребенок 4-5 лет, это вполне самостоятельная личность, с которым интересно взрослому и детям. Дети этого возраста совершенствуют уже полученные ранее умение и навыки. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знания, приемов и способов умственной деятельности.

Иногда вопросы интеллектуального воспитания детей сводятся к тому, чтобы предоставить ребенку дошкольного возраста максимально большое количество информации и знаний об окружающем его мире. Этот подход является достаточно упрощенным и неверным. Чтобы вложить в голову дошкольника большое количество знаний недостаточно того, чтобы умственно его развить. Более важным моментом в процессе воспитания является выработка общих способов познавательной деятельности (это умение сравнивать, оценивать, анализировать, обобщать), а также добиваться того, чтобы ребенок сам стремился получать новые знания.

Детский сад — самое первое и ответственное звено системы образования детей. Обучение в детском саду — это целенаправленный, планомерный и систематический процесс развития ребенка дошкольного возраста. Здесь дошколята получают обучение, формирует развитию их любознательности, наблюдательности, пытливости, критичности и сообразительности.

В дошкольном возрасте дети интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Ребенок 4-5 лет сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве, он замечает незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

Особенности развития интеллекта в возрасте 4-5 лет:

ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным;

освоение речи приводит к развитию рассуждений, как способа
решения мыслительных задач;

появляется соотношение умственной и практической дея¬тельности (когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения);

ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

возникают попытки объяснить явления и процессы;

экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения (применить имеющиеся знания, пробовать свои силы);

Для детей 4-5 лет важно создавать условия, в которых они будут получать эти яркие впечатления и останутся в памяти на всю жизнь. Эмоциональное отношение к сверстнику зависит от интеллектуального развития дошкольника. Эмоциональное общение детей происходит в сюжетно-ролевой игре, которая носит явно моделирующий характер. В процессе игры дети не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели. Так же они устанавливают между отдельными заместителями те же отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов.

Чтобы словарный запас детей постоянно пополнялся, чаще надо детям читать книги, играть с ними и больше разговаривать. Так как, в этом возрасте дети говорят предложениями от 4 до 8 слов. Они задают вопросы взрослым и друг другу, учатся слушать и не перебивать собеседника. Заметно, что девочки в 4-5 лет, разговаривают лучше мальчиков, у них больше развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи.

Рассуждение детей 4-5 лет, начинается с постановки вопроса, ребенок ставит вопросы тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность, с возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основой. Ребенок, в основном, рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументирует, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Поэтому, эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах.

Регулярно посещая детский сад дошкольники получают не только умственное воспитание, но и физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и культурное воспитание. Дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам, у них формируются первичные моральные качества, начинают развиваться индивидуальные умения и навыки. Учебная деятельность обучения в детском саду является важной предпосылкой для успешного дальнейшего обучения в школе.

Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что больше всего произвело на них впечатление. В возрасте 4-5 лет внимание становиться избирательным и целенаправленным, дети не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности, поэтому умственный труд всегда должен чередоваться с физической активностью.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника.

Загадки на логику и смекалку:

Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).

Логические задачи (4-5 лет):

Задачи – это занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Самоконтроль дошкольников в возрасте 4-5 лет, также является очень важным моментом для развития внимательности в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель проводит сравнительный анализ результатов работы, при этом дети обычно редко ошибаются в оценке своей работы, часто замечают даже совсем незначительные расхождения. Самоконтроль побуждает к появлению сосредоточенности, самостоятельности, дисциплинированности.

Дети 4-5 лет должны быть физически развиты, в этом возрасте достаточно хорошо развита координация движения, равновесие, так же они должны уметь уверенно прыгать с места и с разбега; быстро бегать; стоять на одной ноге; преодолевать препятствия; ходить и стоять на цыпочках; кувыркаться вперед; ездить на велосипеде; танцевать.

Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет во многом зависит от их окружения, в этом возрасте дети любят собирать конструктор (разных размеров и материалов), собирать пазлы, играть в дидактические игры, с помощью которых развивается память, внимание, мышление малыша.

Дети в дошкольном возрасте очень быстрыми темпами накапливают знания, навыки и опыт, формируют свою речь, владеют способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития: считают до 10; знают цифры и буквы; геометрические фигуры; сравнивают предметы; выполняют задания по образцу; знают времена года (различают по признакам); называют домашних и диких животных, насекомых, деревья, овощи, фрукты.

Повседневные навыки детей 4-5 лет:

1. Застёгивает пуговки и молнии, развязывает шнурки, держат правильно столовые приборы.

2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.

3. Точно проводит линии, при этом, не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.

4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом, не выходя за её контуры.

5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.

6. Различает правую и левую руку

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, является основополагающим звеном на этапе обучения ребенка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым.

Еще вчера, ребенок был скромный и стеснительный, а в возрасте 4-5 лет становится сильным, умным, хитрым, способным на все, по крайней мере дети так думают о себе. Дети в этом возрасте приписывают себе достижения и качества, которыми чаще всего не обладают! Родителям важно, не высмеивать малыша, «выводя его на чистую воду», а проявить терпение и понимание, направляя энергию дошкольника в нужное русло.


























Список литературы:

Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2004.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия» - 2000.

Дьяченко О. «Игры и упражнения по развития умственной способности у детей»

razvitierebenka/com



7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.