Буклет по биологии "Царство Грибы"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕСУРСУ
Автор (ФИО, должность) | Бобырь Елена Владимировна, учитель биологии и химии МКОУ СОШ № 1 р.п. Охотск, Хабаровский край |
Название ресурса | «Царство Грибы» |
Вид ресурса | Образовательный буклет |
Предмет | Биология |
УМК | Любой |
Аудитория | Обучающиеся 5-11 классов |
Цель | Оказать обучающимся консультативную помощь в усвоении темы «Царство Грибы»; помочь им эффективно подготовиться к выполнению ВПР, сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии в части теоретических знаний о грибах |
Задачи | Образовательные: сформировать знания о признаках грибов как представителей самостоятельного царства живой природы, о строении и особенностях их жизнедеятельности, многообразии, значении в хозяйстве, промышленности и природе; закрепить прочность знаний терминов и понятий. Развивающие: развивать умения анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки рассуждений и доказательств. Воспитательные: воспитывать стремление к совершенствованию знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: — применять биологические термины и понятия (в том числе: микология, систематика, царство, грибная клетка, мицелий, гифы, споры, питание, размножение, рост, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и контексте; — раскрывать общие признаки грибов, уровни организации грибного организма; — выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и средой обитания грибов изучаемых систематических групп; — различать и описывать грибы изучаемых систематических групп; — сравнивать представителей отдельных систематических групп грибов и делать выводы на основе строения; — раскрывать роль грибов в природных сообществах и естественных экосистемах. Личностные: — заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии; — воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; — готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями. Метапредметные: Познавательные. Умение: — выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов; — устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; — запоминать и систематизировать биологическую информацию; — строить логические рассуждения и устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные. Умение: — понимать и использовать преимущества индивидуальной работы при решении биологической учебной задачи; — воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные. Умение: — самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности |
Актуальность | Грибы – это организмы, которые имеют общие черты и с растениями и с животными, но при этом у них есть ряд биологических особенностей, что позволило ученым выделить их в отдельное царство живой природы. Грибы – это царство организмов, отличающихся высоким разнообразием видов и экологических групп. Изучение темы «Царство Грибы» начинается в начальной школе на уроках окружающего мира и затем продолжает изучаться более подробно в основной школе в 5-7 классах (базовый уровень) и 8 классах (углубленный уровень). Знания обучающихся по теме «Царство Грибы» проверяются: — на ВПР по биологии в 5 классе при выполнении заданий: 1.1. Определение объектов живой природы; 1.2. Сравнение объектов и выявление их различий; 1.3. Выявление у объекта отсутствуемого признака; 3.1. Выбор биологических методов и оборудования; 3.2. Определение области биологической науки 7.1 и 7.2. Сравнение биологических объектов. — на ВПР по биологии в 6 классе (концентрическая программа) при выполнении заданий: 8.2. Узнавание типичных представителей царств растений, грибов; 9. Оценивание биологической информации на предмет ее достоверности; 10. Классификация изображенных растений, грибов и бактерий по разным основаниям. — на ВПР по биологии в 7 классе при выполнении заданий: 2. Определение значения растений, грибов и бактерий в природе и в жизни человека; 4. Работа с биологической информацией; 5. Анализ текста биологического содержания; 6.1. Проведения сравнения биологических признаков таксонов; 6.2. Узнавание типичных представителей царств растений, грибов; 8. Оценивание биологической информации на предмет ее достоверности; 9. Классифицирование изображенных растений, грибов и бактерий по разным основаниям. — на ОГЭ по биологии в 9 классе при выполнении заданий: 1. Признаки биологических объектов; 2. Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения; 9. Множественный выбор. Разнообразие организмов; 10. Пропущенные термины и понятия из числа предложенных; 11. Установление соответствия. Разнообразие организмов; 12. Оценка правильности биологических суждений; 24. Работа с текстом биологического содержания. — на ВПР по биологии в 11 классе при выполнении заданий: 5. Соподчинение элементов систем. Растения и грибы. — на ЕГЭ по биологии в 11 классе при выполнении заданий: 9, 10, 11. Многообразие организмов; 12. Основные систематические категории; 24. Анализ текстовой и графической информации; 25. Человек и многообразие организмов. Данный образовательный буклет поможет обучающимся систематизировать знания о грибах, понимать ключевые термины и понятия темы, что является важным для её усвоения, успешной сдачи ГИА и выполнения ВПР |
Описание ресурса | В образовательном буклете содержится следующая информация о грибах: — общая характеристика; — сходство с растениями; — сходство с животными; — строение грибной клетки; — характеристика плесневелых и шляпочных грибов, грибов-паразитов и дрожжей; — происхождение грибов; — среда обитания; — значение грибов в хозяйстве, промышленности и природе |
Вариативность | Образовательный ресурс может быть использован: — на уроках биологии в 5-7 классах (базовый уровень) при изучении темы «Царство Грибы»; — на уроках биологии в 8 классе (углубленный уровень) при изучении тем раздела «Грибы и грибоподобные организмы»; — при подготовке к ВПР (5-7 классы), ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) |
Использованные источники | Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Т.А. Исаева, Н.И. Романова. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 232 с.: ил. – (Инновационная школа). Биология. 7 кл.: учебник / В.И. Сивоглазов, М.Р. Сапин, А.А. Каменский. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 255, [1] с.4 ил. Биология в таблицах: Справочник. 6-11классы: учебное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 234, [6] с. Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010. – 2-е изд. – 416 с. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=437c2b655458ec8927d05ff0e902705c_l-5433869-images-thumbs&n=13 https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/c/cTG9ZAHSetiF8XdQD2ECgwmkOyMPjL40nv65fV/slide-10.jpg https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2b74cce2182c240ff42684791bcad3aa_l-8211189-images-thumbs&n=13 https://shans-group.com/upload/vrediteli/230616-1.jpg https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/v/VelPp9k4xbMTdqL7yIZ6czfhm2WFgKaoQ03NurDniA/slide-78.jpg https://laplaya-rus.ru/wp-content/uploads/4/1/f/41fb577564c81dea06be6884fbef839b.jpeg https://cobratoxan.com/wp-content/uploads/gribjpg.jpg https://ogorod-bez-hlopot.ru/wp-content/uploads/2018/12/plastinchatyy_grib-5-e1544091355655.jpg https://i.pinimg.com/736x/3f/95/9d/3f959d5ca93302724cd23ba033af1221.jpg https://i.pinimg.com/736x/ae/f3/44/aef34466c0d9b6f4920cd7c2152cfa6e.jpg https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f98a244ee25d51e004d393074d4aed70_l-10391931-images-thumbs&n=13 |
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Елена Гаврииловна Гончарова
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева
Фалина Ирина Валериевна
Галина Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Кузнецова Виктория Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Елена Владимировна
Панченко Марина Александровна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Владимировна
Волкова Надежда Павловна
Елена Владимировна